Библия и церковь: пересматривая очевидное

Библия и церковьС начала своего возникновения церковь Адвентистов седьмого дня, утверждая систему вероучения и формируя свою миссию, была привержена принципу «Библия и только Библия». Библия играла ключевую роль и в пророческом служении Эллен Уайт, а также служила церкви Адвентистов седьмого дня проводником в трудные времена богословской смуты. Настоящие культурные, интеллектуальные и социальные обстоятельства свидетельствуют о том, что, по мере того, как церковь движется в будущее, ее приверженность авторитету Библии повсеместно будет сталкиваться с новыми трудностями. Богословские споры, этические проблемы и культурные запросы будут все чаще вынуждать церковь — на волне критицизма, сомнения и социального давления — занимать четкую позицию по важнейшим богословским вопросам. Учитывая реальность данной ситуации, можно задаться вопросом: каким образом церковь может выжить? Как церковь может сохранить свою индивидуальность в условиях социальных перемен и вызовов, порожденных неустойчивыми нравственными основами современного общества?

Источники богословского авторитета

Столкнувшись с трудностями, описанными выше, некоторые люди могут обратиться к традиции, другие — к разуму и опыту. Действуя из благих побуждений, верующие могут обращаться к обществу, усматривая в нем источник высшего авторитета. К сожалению, все вышеперечисленные источники авторитета, какими бы полезными и удобными они ни казались, не являются достаточно надежными для того, чтобы служить основанием, строя на котором церковь могла бы противостоять трудностям, лежащим впереди. Предание, как безоговорочный источник богословского авторитета было тщательно исследовано реформаторами и найдено желательным на основе библейского откровения. Будучи очень значимым, предание (конечно же, есть и истинное предание, см. 1Кор.11:2) само по себе никогда не сможет взять на себя роль безоговорочного основания для церкви и ее решений. По своей природе предание постоянно меняется и легко вырождается в традиционализм. Как считает Я. Пеликан, «предание — это живая вера мертвых: традиционализм — мертвая вера живых«.1 Хотя в самом по себе предании нет ничего плохого, оно не является достаточно надежным источником авторитета, чтобы по нему судить о верности чьих-то заявлений или корректировать чье-то поведение. Что же насчет разума?

На разум можно было бы положиться, но то, что и этот путь не надежен, в достаточной мере продемонстрировали две мировые войны, которые в нашей короткой человеческой истории поглотили беспрецедентное число человеческих жизней, кульминацией чего стал Холокост. Подобные зверства, совершаемые просвещенными нациями, свидетельствует о том, что и просвещенный интеллект не выдерживает испытание на надежность в вопросах, относящихся к высшему благу. Относительно человеческих ценностей и поиска высшего блага, декартовский идеал, вылившийся в эпоху Просвещения в неудержимое желание превратить разум в конечную меру всех вещей, без тени сомнения обернулся полным провалом. Будучи частью образа Божьего в человеке, разум имеет очевидную и незаменимую роль в осмыслении информации и в процессе познания. Но, поскольку разум глубоко поражен грехом, он сам нуждается в авторитетном источнике, чтобы судить и исправлять его пути.

В последнее время в качестве жизнеспособного варианта для утверждения безграничного авторитета было предложено сообщество верующих. В соответствии с этим взглядом, сообщество верующих устанавливает рамки истины, решая, что верно, а что нет. Однако и такое сообщество не является надежным основанием для безграничного авторитета. Хотя оно и положено в основание церкви, и кто-то достаточно высоко ценит его авторитет, оно также подвержено греху и как таковое, очевидно, не застраховано от падения. Сообщества — религиозные и другие — совершали ужасные деяния против человеческой личности. В конце двадцатого столетия целые сообщества приблизились к тому, чтобы истребить друг друга по религиозным, расовым или каким-то другим причинам. Поэтому, каким бы высоким не был авторитет сообщества в глазах людей, вполне очевидно, что и оно не надежно в качестве безоговорочного авторитета. Любое сообщество должно подчиняться высшему авторитету, для того, чтобы решать, что является верным, а что нет.

В попытках обойти проблемы, связанные с несовершенством разума, традиции и общества, кто-то указывает на то, что Святой Дух, неся просвещение верующим людям, является высшим основанием авторитета. Хотя, с первого взгляда подобное предположение выглядит абсолютно верным, необходимо помнить, что обращение к Духу Святому нередко становится тонким путем узаконивания собственного субъективного опыта. Даже обращаясь к Господу Иисусу Христу как к высшему обладателю авторитета в вопросах теологии, верующий рискует, основываясь на Иисусе, утверждать по сути свои собственные личные или культурные предпочтения.

Сила Святого Духа и власть Иисуса определенно играют фундаментальную роль в разрешении теологических разногласий. Тем не менее, кто-то может задать вопрос: а как можно быть уверенным, что именно данный образ действий вызван Святым Духом, и, поэтому, представляет собой власть Христа? И вновь, в неразборчивом обращении к Духу Святому или к Иисусу сохраняется риск замены Иисуса и/или Духа Святого разумом/опытом, традицией или авторитетом сообщества, и отождествления своих личных желаний и предпочтений с волей Иисуса и/или руководством Духа Святого.

Среди столь важных, хотя и ограниченных, узких источников теологического авторитета, Библия выступает как уникальный и абсолютный стандарт истины, определяющий истинность всех других авторитетных источников. Подобный постулат опирается непосредственно на слова Иисуса и отражает требования самого Священного Писания.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы заметить, что Иисус, в соответствии с Евангелием, рассматривал Писание как истину последней инстанции и постоянно указывал на него, как на источник уточнения каких-то вопросов или споров. При обращении к библейскому отрывку, Он утверждает с абсолютной убежденностью: «не может нарушиться Писание» (Ин.19:34-35).

Священное Писание вновь и вновь утверждает, что все, что говорится в нем, исходит от Бога. В своем послании к Тимофею Павел пишет: «притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:15-17). Этот классический текст подтверждает божественное происхождение Библии, и, как следствие, его инспирированность и авторитетность. Писание оценивается как «полезное», оно проясняет свою цель: «умудрять во спасение».

На основе утверждения самого Писания относительно его происхождения и цели мы вправе рассматривать Библию, как неограниченный авторитетный источник. В послании к евреям сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр.1:1-2). Этот короткий отрывок иллюстрирует и в краткой форме выражает канон во всей его полноте. В Ветхом Завете Бог говорит нам «различными путями через пророков». В Новом Завете Бог говорит нам «через Сына».

Поэтому только Священное Писание способно вывести нас из лабиринта многочисленных этических и теологических взглядов, претендующих на принятие в условиях культуры релятивизма и потребительства. Только принимая заявления Библии, не требующие засвидетельствования, и учитывая их абсолютную авторитетность, церковь будет способна решать теологические и практические споры и оставаться единой во главе с Иисусом Христом.2 Для того чтобы знать, по какому пути идти нам, как церкви в целом и индивидуальным членам церкви, нет больше другого выбора, кроме как обратиться к Писанию. В конце концов, сама Библия четко высказывается за то, чтобы быть истиной последней инстанции во всех вопросах, касающихся теологии и практики церкви. Как утверждается в хорошо известном отрывке из книги Исаии: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Исаия 8:20; ср. 1Тим.3:16-17).

Актуальность Писания

Божье откровение в Писании является самым объективным и надежным способом, используемым Богом при передаче Своей воли церкви. Хотя современные разработки в сфере социальных наук, семиотики и лингвистической теории указывают на важность различных способов и процессов коммуникации — включая невербальную коммуникацию — слово остается главным и фундаментальным инструментом для межличностного взаимодействия и отношений.3 Наделенные образом Божьим люди, в отличие от других сотворенных существ, населяющих нашу планету, получили от Творца способность к объективной и вербальной коммуникации. Именно поэтому Бог и открывал свою волю человеку посредством слов. На протяжение всего библейского повествования можно найти множество примеров того, как Бог устанавливал отношения и вел Свой народ. Действенная сила Слова Божьего в творении и возрождении, пронизывающая все книги Библии от книги Бытие до Откровение, кратко выражена в книге Исаии 40:8: «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно».

Божье Слово претендует на авторитетность во всех областях индивидуальной и церковной жизни. Семь пунктов, представленных ниже, служат примером некоторых областей, которые требуют внимательного рассмотрения, если мы хотим быть верными всеобъемлющим и милостивым требованиям Священного Писания.

  1. Богословы и преподаватели Библии несут серьезную ответственность за то, чтобы научные разработки поставить на службу Богу и Его Слову. Более тридцати лет назад Джеймс Д. Смарт написал книгу под названием «Странное молчание Библии в церкви: изучение герменевтики«.4 В данной книге утверждается, что, хотя Библия и массово издается, и ее академическое познание возрастает, библейские знания не достигают людей. Однако, серьезная проблема, с которой сталкивается сегодня церковь, заключается не в незнании Библейской вести, а в замалчивании ее авторитетности. Рассмотрение некоторых недавних библейских и богословских работ, разработанных так называемыми консервативными учеными, указывает на приглушение некоторых важных тем Библии. К примеру, кто-то может отметить возрастающий скептицизм некоторых евангелических богословов касательно буквальности и историчности повествования о творении в книге Бытие, скептицизм, связанный с возрастающей склонностью к принятию теории эволюции.5
    Такая ситуация возлагает на плечи адвентистских исследователей очень большую ответственность. При сбивающем с толку множестве теоретических систем и методологических опций, доступных в академическом сообществе, адвентистские авторы призваны критически подходить к оценке предпосылок и выбору методов интерпретации Библии. Кроме того, сочетание академической честности и смирения остается стандартом каждого библейского ученого и теолога. Авторитет толкователя Библии должен быть подчинен авторитету Библии, и частные мнения должны быть представлены на суд коллег и, в конечном счете, церкви в целом. Лишь объединив компетентную работу и молитвенное доверие Святому Духу, теологи и библейские учителя будут оставаться благословением для церкви, поскольку они помогут ей лучше понимать и применять Божье Слово. Слова Малахии, обращенные к израильским священникам, можно по праву отнести и к адвентистским богословам и библейским учителям: «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал.2:7).
  2. Церковные руководители должны позволить Библии определять их стиль руководства. Принято считать, что Библия — это «самая большая коллекция примеров руководства, из всех когда-либо записанных, с чрезвычайно полезными идеями для сегодняшних лидеров«.6 В вопросах церковного лидерства и администрирования Библия является незаменимой не только потому, что содержит многочисленные примеры, — в ней представлены принципы руководства. Методы управления бизнесом и маркетинговые инициативы могут иметь место в общем управлении церковью, но без Библии эти полезные навыки могут обернуться лишь секулярной моделью эффективности и профессионализма. Церковные лидеры призваны не просто проповедовать Иисуса, но и следовать примеру Иисуса, что касается лидерства и администрирования. Церковный лидер должен действовать не как генеральный директор, но быть лидером, подобно Иисусу: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Петра 5:2-4).
  3. Молитва, очевидная духовная практика, зачастую воспринимаемая как само собой разумеющееся, должна иметь библейскую направленность. В соответствии с Библией, молитва должна совершаться с признанием Божественной святости и человеческой греховности. Библейская молитва действует не в качестве заклинания, призванного манипулировать Богом, но как способ коммуникации и общения между кающимся грешником и милостивым Творцом и Искупителем. Данный отрывок охватывает важность библейской молитвы: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Исаия 55:6-8).
  4. Евангелизм должен оставаться библейски ориентированным. Хотя существует множество разумных способов мотивации людей приходить к Христу, в миссионерской активности церкви проповедь Слова должна оставаться центральной. Среди различных методов, используемых для привлечения людей к Христу, активные усилия необходимо приложить к тому, чтобы привести людей к доверию Божьему Слову и следованию тому, что отрыл в нем Господь. Поэтому евангелизм в его многочисленных выражениях, должен не только провозглашать личность Христа, но и приглашать людей повиноваться Христу и быть верными Его вести, открытой в Писании. Истинный евангелизм почитает Писание. Когда царь Агриппа вызвал Павла, апостол прояснил, что в своих проповедях он не будет говорить «ничего, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет…» (Деян.26:22). И, затем, апостол задал монарху решающий вопрос: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам?» (Деян.26:27).
  5. Христианское образование также должно быть обусловлено Божьим откровением, данном в Священном Писании. То, что образование в конечном смысле должно принимать во внимание Слово Бога, ясно выраженно в мудрых Божьих увещеваниях во многих библейских отрывках, которые указывают на наставления/законы/свидетельства Господа, как источника мудрости. Самая объемная глава Библии — 118 псалом — полностью посвящена прославлению преимуществ Закона, откровения Божьего, за духовный и интеллектуальный рост детей Божьих. В том же ключе, литература мудрости еврейской Библии не жалеет слов для того, чтобы наставить тех, кто стремится постичь мудрость в лелеянии Слова Божьего. Прекрасно понимая смысл того, что Библия подразумевает под образованием, Мартин Лютер написал эти часто цитируемое слова: «Я очень обеспокоен тем, что школы могут стать воротами в ад, если они не будут старательно трудиться, объясняя Святое Писание и запечатлевая его в молодых сердцах. Я не советовал бы вам отдавать ваше дитя в то место, где Писание не находится на почетном месте. Любое учебное заведение, где ученики не чтят Слово Бога, становится местом разврата«.7 Божий призыв к его детям остается актуальным: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих» (Притчи 4:5).
  6. Музыкальное служение — еще одна важная сфера жизни церкви, которая должна быть основана на Библии. Музыка может преуспеть во многих коммуникационных формах, как способ передачи истины. Может быть, есть много христиан, не знающих достаточно хорошо Библию, но вряд ли найдется человек, который не знал хотя бы несколько гимнов или христианских песен. Конфликты, порождённые спорами о музыкальных стилях и инструментах, буквально захлестнули многие христианские общины, но кроме музыкального стиля и инструментов, важным является и передача должной атмосферы для поклонения, не стоит также забывать и о важности слов гимнов и песен. Весть гимнов и песен должна быть в гармонии с учением Священного Писания. Христианские композиторы и музыканты выполняют священный долг — они должны создавать церковную музыку таким образом, чтобы передавать весть, совместимую с открытым в Писании характером Божьим: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно» (Псалтирь 46:7-8).
  7. В церковном служении важное место должно занимать чтение и проповедь Священного Писания. Церковное служение не должно быть перегружено множеством объявлений и рекламой церковной деятельности и программ, так как в этом случае не останется достаточно времени для исследования Божьего Слова. Когда народ Божий собирается вместе для служения, он испытывает нужду в Слове Божьем, помогающем ему противостоять искушениям, унынию и трудностям повседневной жизни. Ничто не должно ослаблять или заменять провозглашение Слова Божьего. Проповедники, которые используют кафедру, чтобы рассказывать свои личные истории без серьезного обращения к библейскому тексту или те, кто просто развлекает слушателей — предают свое проповедническое призвание и оскверняют кафедру. В 1 послании к Коринфянам Павел пишет: «ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2).

Наши проповеди и толкования должны быть основаны на изучении и исследовании Священного Писания. Библия не должна выступать лишь в роли книги рецептов или справочника. Не всегда Библия преподносит простые и готовые ответы на сложные жизненные обстоятельства. Можно и не найти конкретного отрывка или стиха на каждую духовную нужду или личную проблему.8 Но, если Библия верно истолкована, безусловно она предоставит конечные ответы на самые серьезные жизненные вопросы — в том числе и на вопросы, относящиеся к церковной деятельности — так как актуальность Библии превосходит сумму отдельных ее частей. Как изложенная на бумаге запись всеобъемлющего Божьего плана по спасению мира от греха, Библия дает народу Божьему мировоззрение, мета-нарратив, который охватывает временной период от творения до нового творения. Хотя отдельные отрывки и тексты могут принести утешение в скорби и страдании, и даже руководство к действию в конкретных обстоятельствах, никогда не стоит терять из виду органичную взаимосвязь между различными отрывками и темами Библии в грандиозной панораме плана спасения. Поэтому, священный долг каждого проповедника — донести это единство, истину и авторитет Библии до своих слушателей. Проповедникам следует обратить внимание на совет Павла, данный Тимофею: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим.2:15).

Заключение

Как уже говорилось, Библия — это абсолютное основание, на котором Церковь должна основывать свое богословие и практическую деятельность. Павел акцентирует на этом свое внимание в послании к Ефесянам 5:25-27: «…как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (выделено автором). Итак, для того чтобы оставаться верной Господу, Церковь должна возвысить Слово Божье, как самый авторитетный источник, предписывающий ее верования и определяющий ее опыт и практику.

Элиас Бразил де Соза, помощник директора Института Библейских Исследований ГК
По материалам сайта Института Библейских Исследований ГК АСД

1Jaroslav Pelikan, The vindication of Tradition, The 1983 Jefferson Lecture in the Humanities (New Haven: Yale University Press, 1984), 65.
2См. работу Kwabena Donkor, «Contemporary Responses to Sola Scriptura: Implication for Adventist Theology» вэтомномере Reflections.
3См. Vern S. Poythress, In the Beginning was the Word: Language: A God-Centered Approach (Wheaton, IL: Crossway Books, 2009), 11-38.
4James D. Smart, The Strange Silence of Bible in the Church: A Study in Hermeneutics (Philadelphia: Westminster Press, 1976), 142.
5См., например, Peter Enns, The Evolution of Adam: What the Bible Does and Doesn’t Say About Human Origins (Grand Rapids, MI: Brazos Press, 2012); John H. Walton, Genesis 1 as Ancient Cosmology, (Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2011); Waltke, Bruce K. and Charles Yu, An Old Testament Theology: An Exegetical, Canonical, and Thematic Approach (Grand Rapids, MI: Zondervan, 2007), 153.
6Lorin Woolfe, The Bible on Leadership: From Moses to Matthew: Management Lessons for Contemporary Leaders (New York: MJF Books, 2003), ix.
7Цит. из Mark Water, The New Encyclopedia of Christian Quotations (Alresford, Hampshire: John Hunt Publishers, 2000), 129. Также в книге Эллен Г. Уайт, Великая Борьба, Pacific Press, 1911), 140.
8См. Ekkehardt Muller, «Hermeneutical Guidelines for Dealing with Theological Questions», Reflections 40, October 2012.

Exit mobile version