Суд над иудейскими руководителями — размышления над ежедневной главой

Торжественный вход в Иерусалим. Очищение храма

Торжественный въехд Иисуса в ИерусалимВ рассказе о торжественном входе в Иерусалим подчеркивается кротость и миролюбие мессианского царя — Иисуса. Его царственность, подразумеваемая упоминанием пророчеств Ис.62:11; Зах.9:9, исполнилась в использовании двух животных и в славословии толпы, приветствующей Иисуса как «Сына Давидова». Ожидалось, что мессианский царь раскроется в таковом своем качестве во время праздника Пасхи, как раз наступавшего, а пророчество Зах. 14:1-1 предсказывало установление Господом Своего Царства с горы Елеонской, именно с которой и начался торжественный вход в Иерусалим.

Сколько было животных одно или два, если Марк упоминает одно животное, а Матфей два? «Пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне». «По древним правилам животное или вещь, предназначенные для сакрального употребления, не должны были раньше использоваться для повседневных нужд (см. Чис.19:2). Совсем юное животное еще не разлучали с матерью. Так что животных, <…>, действительно было два, но Иисус ехал на осленке, рядом с которым шла ослица».

Так же, предзнаменованием прихода Мессии служило и то, что Иисус очистил храм и прямо в нем исцелил слепых и хромых (ср. их отлучение от храма в 2Цар.5:8). В этом рассказе содержатся и другие ссылки на Ветхий Завет, конкретнее, на Пс.117:25-26; Ис.56:7; Иер.7:11; Пс.8:3 (все они, за исключением последней, встречаются также в одном или нескольких Евангелиях).

Проклятая и засохшая смоковница

То, что рассказ о проклятой и засохшей смоковнице (Мф.21:18-22) помещен внутрь рассказа о противостоянии Иисуса с членами синедриона (Мф.21:15-17; 21:23-26 и далее), делает судьбу смоковницы символом грядущего Божиего суда над иудейскими руководителями. В ходе противостояния Иисус рассказывает три притчи, обличающие этих руководителей. Они подобны сыну, который обещал пойти работать в винограднике своего отца, но не пошел (Мф.21:28-32), виноградарям, убившим хозяйского сына (Мф.21:33-46), и тем, кто отклонил приглашение на брачный пир, занялся своими делами, оскорблял и убивал посланных и заслуженно подвергся губительному суду (Мф.22:1-14). См. Мф.21:18 — 22:14.

Засохшая «тотчас» смоковница изумила учеников, они задают Иисусу вопрос о ней. «Этот вопрос побуждает Иисуса произнести поучение о силе веры. То, что смоковница засохла, свидетельствует о вере самого Иисуса, которая должна стать для учеников образцом для подражания. Под этой горой понимается Сион, гора, на которой располагался Храм. Выражение «передвигать горы» было нарицательным и означало «сделать что-либо невозможное». Вопреки распространенным в то время верованиям, что в последние дни «гора Дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами (Мих.4:1), Иисус предвещает ей иную участь — погрузиться в морскую бездну, символ гибели.

Так же здесь, Иисус называет главное условие молитвы — полное доверие к Богу, уверенность в том, что Бог любит Своих детей и заботится о них. Это можно назвать отсутствием сомнений в силе и любви Бога. Уверенность в том, что все, о чем эта молитва — сбудется. Молитва христианина, который не будет просить Бога о зле, иначе он перестанет быть христианином».

Два сына. Злые виноградари

Дерзость сына, сначала отказавшегося пойти работать, проявляется в отсутствии в его речи уважительного обращения «государь», в то время как сын, обещавший пойти, использует это обращение. Контрастируют с этим, не послушавшимся в итоге сыном, но уподоблены раскаявшемуся и в конце-концов послушавшемуся сыну, мытари и блудницы, которые идут в Царство Божие (Мф.21:32).

Таким образом, в притче о двух сыновьях Иисус сравнивает власти с сыном, который обещает повиноваться отцу, но не делает этого. Иисус полемически заостряет конфликт: мытари и блудницы, которые поверили Иоанну Крестителю, войдут в Царство Божье раньше первосвященников. Резкие осуждения духовных властей продолжается в притче о злых виноградарях (Мф.21:33-46). В стихах 43, и 45 первосвященники и фарисеи понимают, что именно на них намекает Иисус, когда говорит, что у них будет отнято Царство Божие.

Истребление злых виноградарей сопровождается передачей Царства Божиего «народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43), то есть Церкви, представленной в виде нового Богоизбранного народа.

Пастор Вячеслав Козлов

Exit mobile version