Дайте нам вашего масла! — размышления над ежедневной главой

СветильникВ двадцать четвертой главе Матфея Иисус начинает решать две задачи. Первая задача — задача ближней перспективы — подготовить верный остаток к разрушению Иерусалима. Вторая задача — объяснить, что дата Второго пришествия не будет известна, пока это не случится, предостеречь от лжемессий и ложного ажиотажа относительно войн, болезней и стихийных бедствий.

Сегодня мы сосредоточимся на том, что значит бодрствовать в ожидании Иисуса. Для того, чтобы это объяснить, Иисус рассказывает серию притч. Мы не будем детально анализировать каждую притчу, но рассмотрим основную идею, которая их связывает.

Первая притча.

Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?
Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой»,
и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,—
то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов Mat 24:45-51 RSO

Суть притчи коротко — будут люди, которые подумают, что Иисус придет не скоро, расслабятся и предадутся греху, отложив раскаяние и посвящение на потом. Результат — погибель.

Вторая притча.

Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
Из них пять было мудрых и пять неразумных.
Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему».
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут».
А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе».
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
после приходят и прочие девы, и говорят: «ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! отвори нам».
Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас».
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Mat 25:1-13 RSO

Суть второй притчи коротко — будут люди, которые погибнут потому, что думали, что Иисус придет очень скоро. Они не были готовы к тому, что Он замедлит. Эта притча также заканчивается призывом бодрствовать. Бодрствовать — это значит быть готовым к тому, что Иисус может прийти раньше, чем мы думаем, а может и замедлить.

Во второй притче говорится о том, что неразумным девам не хватило масла. Следующая притча говорит о том, как сделать так, чтобы у тебя стало больше. Но символ масла там заменен другим символом.

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: «господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел также и получивший два таланта и сказал: «господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них».
Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».
Подошел и получивший один талант и сказал: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое».
Господин же его сказал ему в ответ: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Mat 25:14-30 RSO

Суть третьей притчи коротко — будут те, кто погибнут потому, что довольствовались тем, что есть и не хотели большего. Это также верно и в отношении неразумных дев. Но как сделать больше? Тратить то, что есть! Именно расходуя масло и таланты, человек увеличивает их. И следующая притча говорит о том, как их расходовать.

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на Престоле славы Своей,
и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов— по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники скажут Ему в ответ: «ГОСПОДИ! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»
И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».
Тогда и они скажут Ему в ответ: «ГОСПОДИ! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»
Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне».
И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Mat 25:31-46 RSO

Суть притчи — нужно вкладывать таланты в людей. Свет должен светить. Поэтому бодрствовать в ожидании пришествия — это значит любить людей и исполнять волю Божью. Такой же мыслью заканчивается и нагорная проповедь.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version