Когда автор не узнаёт свое произведение – размышления над ежедневной главой

Христос и законОчень интересно композиционное решение текста 6-й главы Евангелия от Луки. В центре главы, безусловно, описание избрания двенадцати апостолов, после чего Иисус передает им Свое послание — учение о праведности Царства Небесного. Но необычно то, что все это изображается на фоне острого конфликта между Иисусом и фарисеями, то есть, в данном случае, конфликт выступает в качестве экспозиции повествования, а его будущая развязка — казнь Христа на кресте, является основанием для избрания апостолов. Они должны будут продолжить Его дело — распространить принципы Царства Небесного по всей земле.

Казалось бы, конфликт между фарисеями и Иисусом сводится к вопросу о дозволенных или недозволенных действиях в субботний день. В первом случае ученики Его срывали колосья и ели, растирая их руками, а во втором — Иисус исцелил сухорукого человека. И это случилось именно в субботний день (ШАБАТ). Может быть небезынтересно будет узнать, почему это еврейское слово вошло в русский язык как «суббота»? Понятно, что через другой язык, скорее всего через греческий язык, в котором, в отличие от еврейского и русского, нет буквы «ш». Но почему все же не «саббата», а «суббота»? Речь идет о глагольной форме этого слова. Проще и легче сказать «субботствовать» или «субботничать», чем «саббатствовать». Этот пример, по своему, очень поучителен. Есть известное выражение: переводчик — предатель. И, в общем, это верно.

Зачастую переводчик искажает интонацию и стилистику автора, что неизбежно влияет и на смысловое восприятие произведения. Точно также, различные интерпретаторы и комментаторы Закона Божьего могут до неузнаваемости исказить его изначальный смысл, что, в принципе, и произошло с фарисейскими постановлениями.

Основная идея слова «шабат» — это обретение покоя или удовлетворение при завершении чего-либо, когда все дела окончены (завершены), причем совершенным образом, так, что нечего ни прибавить, ни убавить (Быт.2:1-3). Это удовлетворение, довольство можно также назвать блаженством, отрадой и, даже, счастьем. В какой-то мере, так может блаженствовать студент, сдавший экзамен. Дело сделано! Причем успешно. Уф! Как хорошо! Гора с плеч. Такое же чувство, наверное, испытывает каждый, когда заканчивается трудовая неделя. И не столько потому, что устал, а потому, что все недельные дела завершены успешно (так как это было угодно воле Божьей).

Итак, ученики, растирая руками колосья, по мнению фарисеев, нарушили четвертую заповедь. Замечание фарисеев, по своей тональности, не было мягким, дружеским, как это может показаться читателю. Это было резкое обличение и, даже, обвинение в святотатстве (харам!). Ясно, что речь идет о непримиримом противостоянии. Отвечая им, Иисус сослался на прецедент, который однажды произошел с Давидом. Хлебы предложения действительно были святыней, посвящаемой Господу. Никто, кроме священников, не имел права их есть. Но в тот раз священник Авиафар дал их Давиду и тот их ел. Почему? Потому что Давид был гоним Саулом. И если бы не Авиафар, то Давид и его спутники были обречены на голодную смерть. У него просто не было иного выхода.

Что хотел сказать этим Иисус? Что фарисеи гнали Иисуса и Его учеников также как Саул, движимый злым духом ревности и мести гнал Давида, желая убить его. Именно в этом и обличил Иисус фарисеев. Конечно же, жизнь человека превыше всего. Она и есть одна из величайших святынь.

Пастор Бекиров Владимир

Exit mobile version