Пришел взыскать и спасти погибшее — комментарий к ежедневной главе

Иисус пришел спасти грешниковХристос учил и, как обычно, кроме Его учеников, вокруг Него собралось множество людей. Он говорил ученикам о переживаниях, в которых они должны были вскоре принять участие. Они должны были распространить истину, которую Он вручил им, и они должны были вступать в конфликты с правителями мира сего. За имя Его они должны быть призваны в суды и пред начальствами, и царями. Он гарантировал им мудрость, которой никто не сможет противоречить.

Слова Иисуса, трогавшие сердца слушающих, и приводившие в замешательство Его коварных противников, свидетельствовали о власти Духа Святого, которого Он обещал послать Своим последователям.

Главная тема Евангелие от Луки: «Пришел взыскать и спасти погибшее…»
Главное для Бога – найти и спасти человека.

Иисус обращает внимание учеников, народа и нас с вами на главное для Бога и человека.

Призывает человека все вопросы рассматривать в контексте спасения и вечности.

Лук.12:1-3. Прежде всего, Христос говорит о том, что лицемерить просто неразумно, поскольку рано или поздно все тайное станет явным (сравните Лк.8:17).

Ученикам всегда следует остерегаться закваски фарисейской, то есть, уча, не впадать, подобно им, в лицемерие. В Писаниях «закваска» нередко символизирует зло (сравните Мк.8:15).

«закваска фарисейская» — Мф.16:6. Мк.8:15

Бо немає нічого захованого, що не відкриється, ні таємного, що не виявиться.
Тому все, що казали ви потемки, при світлі почується, що ж шептали на вухо в коморах, на дахах проповідане буде Лк.12:2-3 (перевод Огиенко)

Не заботьтесь о чем говорить… ученикам Христа Бог заботится… что сказать…

Лук.12:4-12. (Матф.10:28-31). Иисус призывает Своих учеников, называя их друзьями, быть бесстрашными (Лк.12:4,7; сравните стих 32), помня о том, что Бог неизменно печется о них. Поэтому бояться им надо не людей, которые могут убить лишь тело (11:48-50), но Бога, Который имеет власть ввергнуть в геенну. Ибо от Него невозможно скрыть ничего (стихи 2-3).

«Не бойтесь тех…»   Но… «бойтесь того…»

3 И то, что вы сказали в темноте, услышано будет при свете, и то, что вы прошептали на ухо в доме своем, во всеуслышание провозгласят.
4
 Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь тех, кто убивает тело и кроме этого ничего уже сделать не может.
5
 Но скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, Кто, убивая, имеет власть ввергнуть в геенну. Да, говорю вам, Его бойтесь.
Лк.12:3-5 (перевод под ред. Кулакова)

«Иисус заверил их, что всё, что касается Божьего замысла, о чём они сейчас осторожно беседуют со Христом и между собой, будет широко и повсеместно распространено несмотря на все усилия врагов не дать ход свету Божьей истины» (комментарии). 

«Если они погибнут за слово Бога — это ещё не вред, это послужит им на благо в будущем, они смогут воскреснуть и жить вечно. Но если они погибнут от руки Того, кто имеет власть погубить навеки без надежды на воскресение — вот это настоящий вред.
Речь идёт о Боге, от которого зависит будущность каждого человека земли».

Лк.12:6-7 – «Не бойтесь, вы дороже многих малых птиц»
Лк.12:8-9 — «Всякий, кто исповедает…»
Перед ангелами ( в Еванг. от Лк)
Перед Отцом… (в Еванг. от Мф)
«Ученики Христа должны знать, что ни один «невидимый христианин»  не будет одобрен  Богом. Если мы в кругах нашего общения — практически ничем не отличаемся от окружающих».

Лк.12:11-12 — когда приведут вас пред правителей – не заботьтесь… ибо Дух Святой научит вас в тот час, что говорить…

Иисус не сказал  «если», но сказал «когда». То есть, христианам непременно предстояло столкнуться и с начальствующими в народе.

Во-вторых, Он поясняет, что им не нужно слишком беспокоиться об ответе пред начальствующими за свои действия, об этом побеспокоится Святой Дух.

Пример: Деян.4:1-21. Сам Дух Святой научит их в тот час, что должно говорить. Он будет им неизменным помощником.

«Мы имеем нечто более ценное, чем они, то есть Иисуса. Он с нами в нравственной тьме этой эпохи. Мы можем рассказать Ему о страданиях нашей души и о безбожии мира, и ничему из этого нет нужды быть для нас помехой. Мы можем говорить с Иисусом, как Енох говорил с Богом. Он мог всё рассказывать своему Господу о своих искушениях. Таким образом, Енох ходил пред Богом, и если свет освещал его путь, для него немыслимо было спрашивать: „Что скажут обо мне мои друзья и родственники, если я пойду этим путём?“. Нет, он делал то, что было правильным, невзирая на последствия». – Опубликованная рукопись 9, 256.3.

Не заботьтесь… только о себе.  Бог заботится…о вас…о средствах

Лк.12:13-21 некто просит: скажи брату, чтобы разделил наследство…

Кто поставил Меня судить или делить вас?

«Через Моисея Бог дал указания относительно передачи собственности. Старший сын получал двойную долю имения отца, в то время, как младшие братья получали поровну. Этот человек думал, что брат его лишил его наследства. Его собственные усилия получить то, что он считал следуемым ему, потерпели неудачу, но, если бы Христос пожелал вмешаться, исход был бы наверное обеспечен. Он слышал возбуждающие призывы Христа и Его торжественные угрозы фарисеям и книжникам. Если бы слова такого приказания были сказаны его брату, он не осмелился бы отказать обиженному человеку в его деле.
В середине торжественного наставления, которое давал Христос, этот человек открыл свои эгоистичные намерения. Он смог оценить ту нравственную силу Господа, которая могла бы помочь успеху его собственных преходящих дел, но духовные истины не удержались в его разуме и сердце. Приобретение наследства было для него всепоглощающей темой. Иисус, Царь славы, который был богат, но ради нас сделался бедным, открывал ему сокровища Божественной любви. Святой Дух побуждал его сделаться наследником «наследства нетленного, чистого, неувядаемого». Он видел доказательства силы Христа. Теперь для него была возможность говорить с великим Учителем и выразить главнейшее желание его сердца. Но, подобно человеку с навозными граблями в аллегории Банайна, его глаза были сосредоточены на земле. Он не видел венца над своей головою. Как Симон Волхв, он оценивал дар Божий, как средство для земных приобретений.

Миссия Спасителя на земле приближалась к концу. Только несколько месяцев оставалось для Него, чтобы завершить то, что Он пришел сделать для установления Царства Своей благодати. И все-таки человеческая алчность отвращала Его от Его работы, чтобы вступить в спор о клочке земли. Но Иисус не должен был быть оторван от Его миссии. Его ответом было: «кто поставил Меня судить или делить вас?»

Иисус мог сказать этому человеку, что было справедливым. Он знал, что было справедливым в этом случае, но оба брата спорили потому, что оба были алчны. Христос и сказал, что не Его дело разрешать споры такого рода. Он пришел для другой цели, проповедовать Евангелие и этим пробудить людей к сознанию вечных реальностей.
Отношение Христа к данному случаю является уроком для всех служителей во имя Его. Когда Он послал двенадцать, Он сказал: «ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте».

Они были не для того, чтобы устраивать земные дела людей. Их делом было убеждать людей покориться Богу. В этом деле лежит их сила для благословения человечества. Единственное средство от грехов и печали людей находиться во Христе. Евангелие Его благодати может одно только исцелить зло этого проклятия, тяготеющего над обществом.

Пусть слуги Христа проповедуют Евангелие Духом, посланным с небес и работают, как работал Он для блага людей. Тогда проявятся такие результаты в благословении и возвышении человечества, которых совершенно невозможно достигнуть человеческою силою.
Господь пресек в корне дело вопрошавшего Его и тому подобные споры, говоря: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия имения его» (Наглядные уроки Христа. Утраченное приобретение).

Так будет с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Боге богатеет (21)

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя и остается нищим в глазах Божиих».
22 Потом Иисус сказал ученикам Своим: «Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о пище, что нужна для жизни, и об одежде для тела своего,
23 ибо жизнь важнее пищи, и тело – одежды.
Лк.12:21-23 (перевод под ред. Кулакова)

Этой притчей о безумном богаче Христос показал безумие тех, кто делает мир всем для себя. Этот человек получил все от Бога… Он не подумал о Боге, от которого пришли все его благодати. Он не сознавал, что Бог сделал его управителем Своего добра так, чтобы он мог помогать нуждающемуся. Он имел благословенную возможность быть Божиим руслом милости, но он думал только о служении своему собственному удобству.
…Он легко мог освободить себя от части своего изобилия, и многие дома были бы избавлены от нужды, многие голодные были бы накормлены, многие нагие одеты, многие сердца были бы довольны, многие просьбы о хлебе и одежде были бы удовлетворены, и мелодия хвалы восходила бы на небо.

Господь слышал молитвы нуждающегося и, из благости Своей, Он приготовил для бедного. Обильные заготовления для нужд многих были сделаны посредством благословений, дарованных богачу. Но он закрыл свое сердце от вопля нуждающегося и сказал своим слугам: «вот что я сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».
Цели этого человека были не выше целей животных, которые погибают.

Он жил так, как если не было ни Бога, ни небес, ни будущей жизни; как если бы все, чем он обладал, было его собственным, и он ничего не был должен ни Богу, ни человеку. Псалмист описал этого богача: «сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Наглядные уроки Христа, Утраченное приобретение).

«…Алчность, желание благополучия только для себя, отрезает душу от жизни. Это дух сатаны — приобретать, привлекать к себе. Дух же Христа — отдавать, жертвовать собою для блага других. «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия, имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни».
Потому-то Он и говорит: «смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Наглядные уроки Христа. Утраченное приобретение).

Не заботьтесь… что вам есть…
Не заботьтесь… во что одеться…
Я забочусь о вас…

«Иисус не сказал, что заботиться об имении своём — это неправильно. Но показал, что неправильно посвятить жизнь расширению ТОЛЬКО своего имения: каким бы оно большим не было, а если Бог не даст жить в нём, то и смысла в его расширении нет никакого.

Не заботьтесь для души вашей

Не заботьтесь для души вашей – что вам есть, или для тела – во что одеться…
Душа больше пищи и тело одежды.
Посмотрите на воронов…

«Вороны не сеют, не жнут — как бы и не заботятся об имении своём, а Бог их питает. В этом примере забота Бога проявляется не в том, что Он лично отыскивает еду для ворон и кладёт им в клюв. Нет. Но в том, что Бог снабдил птицу умением трудиться и позаботился о том, чтобы для них всегда могла найтись пища. Но раздобыть пищу на каждый день — птица должна сама».

Так же — и о человеке Бог позаботился: если даже вороны не напрасно трудятся и от трудов своих имеют всё необходимое для жизни, то тем более человек, трудящийся для Бога, будет иметь всё необходимое.

Посмотрите на лилии…
Итак.. не ищите… и не беспокойтесь…
Ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том…

Лук.12:25-28. Тревожиться о «материальном» неразумно еще и потому, что ценой этих тревог мало что в жизни можно изменить. В этой связи Иисус опять привлекает внимание учеников к сфере творения Божия, о котором Отец Небесный постоянно печется (к лилиям, которые «одеты» Им так, как и царь Соломон… не одевался).

Наипаче ищите царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Не бойтесь, малое стадо, ибо Отец ваш благоволит дать вам царство.

Лук.12:32-34. Иисус повторяет Свой призыв к ученикам «не бояться» (сравните стихи 4,7).

Продавайте имения ваши и давайте милостыню (Лука снова возвращается к этой теме в главах 16 и 19). Раннехристианская Церковь так и поступала (Деян.2:44-45; 4:32-37).

29Так’пусть же заботы о том, что вам есть и что пить, не поглощают вас и не беспокоят,
30ибо этим заняты все’помыслы язычников, людей’ мира сего. А ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
31Ищите же Царство Его, и все остальное’вам также’будет дано.
49Огонь пришел Я зажечь на земле, и как бы Я хотел, чтобы он уже пылал!
50Но Мне надо пройти через крещение, и как Я томлюсь, пока оно не совершится!
Лк.12:29-31, 49-50 (перевод под ред. Кулакова)

Будьте готовы

Лк.12:35-40…будьте подобны людям, ожидающим возвращения Господина…
…посему и вы будьте готовы…
Светильники горящи…

Христос приводит две притчи (ст.35-40 и 42-48), которые «объединены» вопросом Петра (стих 41). Вторая притча продолжает первую и поясняет ее.

Лук.12:35-40. «Препоясанные чресла» и «горящие светильники» (стих 35) — символы готовности. Последователи Христа всегда должны быть в состоянии готовности, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий (стих 40). В притче описана сцена ожидания слугами их господина, который должен возвратиться со свадебного пира. Мысль здесь та, что когда бы он ни «постучал», им следует быть наготове, чтобы отворить ему. И если господин найдет их бодрствующими (стих 37), то и сам станет служить им.

Иносказание о «воре» содержит ту же мысль: последователи Христа должны быть готовы к неожиданному пришествию Сына Человеческого.
То есть, Иисус предупреждает учеников о том, что сможет помочь (послужить во благо) только тем своим «слугам» на земле, кто не теряет его из виду ни в какие времена.

48 Верный и благоразумный раб – дает пищу вовремя… «Не скоро придет господин мой…»

Окончательную оценку каждому — даст Господин во время Своего Пришествия, когда он явится.
И  оценка  будет зависеть и от качества пищи, и от того, насколько вовремя «кормилец» кормил, и от того, какой пример показывал он своим образом жизни,
Лк.12:49-50   огонь пришел я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся. Крещением должен я креститься, и как я томлюсь, пока сие совершится.

Иисус говорит о своей смерти и воскресении. Желание поскорей исполнить волю Божью  и пройти своё поприще.

Он принес мир… но реакция мира бывает…не мир, но разделение

Лк.12:51-53 не мир, но разделение. Отец против сына, трое против двух…

«…Все отвергающие Его бесконечную любовь будут считать христианство помехой. Свет Христа рассеивает тьму, скрывающую их грехи, и указывает на необходимость перемен.

Люди, подчиняющиеся влиянию Святого Духа, начинают бороться с собой, соединившиеся же со грехом борются с истиной и теми, кто ее олицетворяет.
Вот почему возникает вражда, и последователей Христа обвиняют в том, что они возмущают народ. Их союз с Богом вызывает враждебность мира. Они несут на себе бремя Христа. Они вступают на путь, по которому шли самые благородные люди. Они должны встретить гонения не с печалью, а с радостью. Каждое огненное испытание является Божьим средством их очищения. Оно делает их пригодными для выполнения Божественной миссии. Любое противодействие играет свою роль в великой борьбе за праведность и увеличивает радость победы. В свете этого последователи Христа скорее примут испытание своей веры и терпения, нежели будут избегать его как чего-то страшного. Страстно желая выполнить свой долг перед миром и заслужить одобрение Бога, Его слуги должны исполнить все свои обязанности, ничего не боясь и не заискивая перед людьми.
(Желание веков, глава 31).

Лук.12:49-53. Быть учеником Христа — значит не встречать порой понимания и в собственной семье. В этом смысле и говорит Он, что пришел дать не мир земле… но разделение: ведь одни станут принимать Его учение, а другие — отвергать его.

54-57 Лице земли и неба распознать умеете, как же времени сего не узнаете?

58-59 когда идешь с соперником твоим к начальству… попытайся освободиться от него по пути…

57 Почему бы вам самим не решать, что же на самом деле верно пред Богом?
58 Так, например, когда ты идешь со своим противником в суд, то дорогой договорись с ним по-доброму, иначе дело твое попадет к судье, а судья отдаст тебя’судебному исполнителю, и тот бросит тебя в темницу.
59 Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь все до последней монеты».
Лк.12:57-59 (перевод под ред.Кулакова)

Бо коли до уряду ти йдеш зо своїм супротивником, попильнуй з ним залагодити по дорозі, щоб тебе до судді не потяг він, а суддя щоб прислужникові не віддав тебе, а прислужник щоб не посадив до в’язниці тебе.
Поправді кажу тобі: Не вийдеш ізвідти, поки не віддаси й останнього шеляга! Лк.12:58-59 (перевод Огиенко)

В переводе Кузнецовой эти стихи звучат так:

57 Почему вы сами не можете решить, что для вас правильнее?
58 Ведь когда идешь с истцом в суд, лучше тебе приложить все старания, чтобы помириться с ним по дороге, иначе он отведет тебя к судье, а судья отдаст тюремщику, а тюремщик бросит в тюрьму.

Иисус хочет показать им, что при логическом рассуждении все участники любого конфликта сами в состоянии увидеть правильное решение.
Если виноват в чём, не стоит дотягивать до того, чтобы тебя в суд силком поволокли, и кто-то желал бы против тебя на суде свидетельствовать.

В ожидании главного… не заботьтесь… потому, что Он заботится…

Если в ожидании пришествия Избавителя время покажется долгим; если, подавленные горем и тяжелым, утомительным трудом, мы почувствуем нетерпение, чтобы завершить порученное дело и получить почетное освобождение от борьбы, будем помнить, — и пусть это напоминание устранит всякий ропот, — что Бог оставляет нас на земле, среди бурь и конфликтов, ради усовершенствования христианского характера; чтобы лучше познать Бога — нашего Отца и Христа — нашего Старшего Брата; и завершить труд для Господа в приобретении душ для Христа; чтобы в итоге с радостью услышать слова: «Хорошо, добрый и верный раб; войди в радость Господина твоего»» (Ревью энд Геральд, 25 октября 1881 г.).

Инна Кампен

 

Exit mobile version