Если не покаетесь, все так же погибнете — рамышления над ежедневной главой

Иисус и смоковницаТринадцатая глава продолжает тему, начатую в 49 тексте предыдущей главы — Иисус призывает свой народ осознать, в какое время он живет и сделать выбор. Связь глав показана в начале первого текста:

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. (Лк.13:1 RSO)

Иисус ведет речь о покаянии и его прерывают рассказом об убийстве Галилеян, которое по указанию Понтия Пилата совершили римляне прямо в храме во время служения. От Иисуса ожидали определенных комментариев на этот случай, и он их дал.

2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.
4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?
5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. (Лк.13:2-5 RSO)

Это непростая истина. То, что случается с человеком или с группой людей далеко не является показателем из праведности или греховности. Но несчастные случаи должны подтолкнуть нас к определенному решению — покаянию.

6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;
7 и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?»
8 Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом,—
9 не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее». (Лк.13:6-9 RSO)

Эта притча достаточно проста по смыслу. Лоза или плодовое дерево — это ветхозаветный символ Божьего народа. Даже слова о третьем годе — это намек на время публичного служения Христа. Иисус говорит — у вас остался один год. Этот год решит многое.

Седьмая глава книги Михея обогащает понимание этой притчи.

Горе мне! ибо со мною теперь— как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя.
2 Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
3 Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
4 Лучший из них— как терн, и справедливый— хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. (Mих.7:1-4 RSO)

Во-первых, этот отрывок показывает, что отсутствие плодов — это отсутствие праведников в народе. Во-вторых, первый текст — это отрывок от первого лица. Бог близко ассоциирует себя со своим народом. Это именно Его душа жаждет плода праведности. Он говорит — горе мне. Он страдает от бесплодия и бедствия народа больше, чем сам. Иисус говорит о себе — Я есть Лоза. Если Божий народ не приносит плод, то соответственно бесплодным представлен Бог.

Тема покаяния — это одна из главных тем в Евангелии от Луки. Эта проповедь заканчивается, но дальше тема продолжается в двух историях об исцелениях в субботу и последовавших дискуссиях.

Первая история происходит в синагоге.

10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
15 ГОСПОДЬ сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И, когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его. (Лк.13:10-17 RSO)

В этом отрывке показана шокирующая связь двух конфликтов — конфликт между Иисусом и начальником синагоги и конфликт между Иисусом и сатаной. Оппоненты Иисуса, сами того не осознавая, оказываются на стороне сатаны.

18 Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его?
19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его.
20 Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие?
21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. (Лк.13:18-21 RSO)

Чудеса Иисуса доказали Его авторитет. Эти две притчи иллюстрируют, как Иисус намеревается расширять свою царственную власть — от малого к большому. Здесь Иисус ссылается на пророчество Иезекииля о Мессии-Отрасли, основе Остатка Израиля.

22 Так говорит ГОСПОДЬ Бог: и возьму Я с вершины высокого кедра, и посажу; с верхних побегов его оторву нежную отрасль и посажу на высокой и величественной горе.
23 На высокой горе Израилевой посажу его, и пустит ветви, и принесет плод, и сделается величественным кедром, и будут обитать под ним всякие птицы, всякие пернатые будут обитать в тени ветвей его.
24 И узнают все дерева полевые, что Я, ГОСПОДЬ, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, ГОСПОДЬ, сказал и сделаю. (Иез.17:22-24 RSO)

Здесь мы видим и намек на судьбу смоковницы — она действительно может быть срублена, но это не означает уничтожения всего народа. Верный остаток будет спасен, вновь посажен и выростет большое дерево.

22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму.
23 Некто сказал Ему: ГОСПОДИ! неужели мало спасающихся? Он же сказал им:
24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «ГОСПОДИ! ГОСПОДИ! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы».
26 Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты».
27 Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды».
28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон.
29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
30 И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними. (Лк.13:22-30 RSO)

Иисус не любит отвлеченных вопросов. Его спросили — неужели мало спасающихся? Притча призывает задуматься над другим вопросом — спасен ли я? Принял ли я приглашение Иисуса?

31 В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя.
32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу;
33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима.
34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: «благословен Грядый во имя ГОСПОДНЕ!» (Лк.13:31-35 RSO)

Этот отрывок не раскрывает мотивов фарисеев и истинных намерений Ирода. Гораздо важнее, что Иисус здесь показывает, что Он следует определенному плану, и на этот план ничто и никто не в силах повлиять.

35 текст приводит высказывание Иисуса, близкое к Мф.23:38-39. Но там это выражение относится больше к Иерусалимскому храму, здесь же акцент на всем доме Израиля. И в этом тексте есть как осуждение, так и надежда. Надежда на то, что придет время, когда Иисус все же будет признан как посланный Богом.

Современный мир, несмотря на распространение идей равенства религий перед законом и свободы вероисповедания, любит Иисуса не больше, чем Его любили в первом веке. И современный мир имеет столь же мало шансов остановить дело Божье. Царство Божье наступит, какие бы препятствия не были воздвигнуты, чтобы этому не дать случиться. Но главный вопрос — займу ли я свое место в этом Царстве, придя под крылья Иисуса, куда Он приглашает всех нас?

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против ГОСПОДА и против Помазанника Его:
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, ГОСПОДЬ поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: ГОСПОДЬ сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите ГОСПОДУ со страхом и радуйтесь с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него. (Пс.2:1-12 RSO)

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version