Голгофа — комментарий к ежедневной главе

Христос и ПилатПилат был римским правителем Иудеи, где нахо­дился Иерусалим. По-видимому, он любил досаждать иудеям. Например, он взял деньги из храмовых сокро­вищниц и использовал на строительство водопровода. Он оскорбил религиозные чувства иудеев, приказав внести в Иерусалим римские имперские символы. Однако Пилат хорошо знал, что подобные действия могут вызвать недовольство. Если бы иудеи подали формальную жалобу, Рим мог бы сместить его с долж­ности. Пилат начинал уже чувствовать неустойчивость своего положения, когда иудейские религиозные вожди привели Иисуса к нему на суд. Продолжать ли ему дразнить иудеев, рискуя своим политическим будущим, или же уступить их требованиям, осудив невиновного? Этот вопрос стоял перед Пилатом утром той весенней пятницы, почти 2000 лет тому назад.

Ирод Антипа (тот самый, который казнил Иоанна Крестителя) прибыл в Иерусалим в конце той недели на праздник Пасхи. Пилат надеялся передать судьбу Иисуса в руки Ирода, потому что знал, что Иисус жил и проповедовал в Галилее. Но Ирод не помог Пилату. Ему было любопытно взглянуть на Иисуса, он был не прочь посмеяться над Ним, но счел Его невиновным и отослал обратно к Пилату.

Ирод, наполовину иудей по происхождению, был правителем Галилеи и Переи. Пилат был римским наместником Иудеи и Самарии. Эти четыре провинции вместе с несколькими другими были объединены под властью Ирода Великого, но после его смерти в 4 г. до н.э. его царство было разделено между четырьмя его сыновьями, которые назывались уже не царями, а тетрархами (что по-гречески означает «правитель четвертой части»). Архелай — тот сын, который получил Иудею и Самарию — был смещен через 10 лет, а его провинции управлялись впоследствии сменявшими друг друга римскими наместниками, пятым из которых был Пилат.

У Ирода Антипы было два преимущества перед Пила­том: он унаследовал трон на правах законного отпры­ска царской династии и занимал свое место гораздо дольше. Но и у Пилата было два преимущества перед Иродом: он был римским гражданином и посланником императора, и его должность была учреждена для того, чтобы заместить неумелого сводного брата Ирода. Не удивительно, что эти люди не питали друг к другу сим­патии. Однако суд над Иисусом объединил их. Так как Пилат признал власть Ирода в Галилее, Ирод перестал чувствовать угрозу, исходившую от этого римского полити­ка. А так как ни один из них не знал, что им делать в этом затруднительном случае, общая проблема сблизила их.

Пилат хотел освободить Иисуса, но толпа громко требовала Его смерти, поэтому Пилат вынес Иисусу смертный приговор. Несомненно, он не хотел рисковать своим политическим положением, которое уже могло быть поколеблено произошедшим в его провинции мятежом. Как политический карьерист, он

понимал пользу компромисса и видел в Иисусе скорее угрозу, чем человека, обладающего правами и достоин­ством.

Когда ставки высоки, трудно отстаивать правду, а наши противники видятся скорее как проблема, которую необходимо разрешить, чем как люди, которых нужно уважать. Если бы Пилат был смелым человеком, он освободил бы Иисуса, невзирая на последствия. Но толпа шумела, и Пилат уступил. Когда вы стоите перед трудным выбором, правильно оценивайте последствия возможного противодействия. Заранее имейте в виду, что правильное решение может иметь неприятные последствия: отвержение, крушение карьеры, презре­ние со стороны. Но вспомните о Пилате и решитесь отстаивать правду, вне зависимости от давления со стороны окружающих.

Иудейские и римские власти судили Иисуса шесть раз, но не нашли за Ним никакой вины, заслужи­вающей смерти. Даже когда Его отдали на казнь, Ему не было вменено никакого преступления. Сегодня по-прежнему никто не в состоянии найти за Иисусом ника­кой погрешности. Но подобно Пилату, Ироду и религи­озным вождям, многие, тем не менее, отказываются признать Его Господом.

Варавва принимал участие в восстании против римских властей (Мк.15:7). Как мятежник, он без сомнения считался героем среди иудеев. По иронии судьбы Варав­ва, которого отпустили на свободу, был повинен в том самом преступлении, в котором обвиняли Иисуса (Лк.23:14).

Кем был Варавва? В имена иудейских мужчин входили имена их отцов. Например, Петр звался Симон бар Иона (Симон, сын Ионы; см. Мф.16:17). Варавва нигде не называется собственным именем, а это имя — бар абба — означает «сын отца». Варавва, сын безымян­ного отца, совершил преступление и был освобожден, так как Иисус умер вместо него. Мы также являемся преступниками святого Божьего закона. Подобно Варавве, мы были приговорены к смерти. Но благодаря Иисусу Бог принимает всех нас, как своих детей, и дает нам право называть Его Авва — Отец (см. Гал.4:4-6).

Бичевание само по себе могло стать причиной смерти. Обычно осужденного раздевали до пояса и, привязав его за руки к столбу, хлестали треххвостой плетью. Количество ударов определялось тяжестью преступления; иудейский закон позволял нанести до 40 ударов. После бичевания Иисус перенес другие муче­ния, о чем рассказывается у Матфея и у Марка. Его били по лицу, над Ним издевались, Ему надели на голову колючий венок, Его били палкой, и прежде чем распять на кресте, с Него сорвали одежду.

Пилат не хотел приговаривать Иисуса к смер­ти. Он подозревал, что иудейские вожди просто завиду­ют и хотят избавиться от соперника. Однако когда они пригрозили ему жалобой кесарю (Ин.19:12), он испугал­ся. Свидетельства историков говорят о том, что Пилат уже получал предупреждения от римских властей, недовольных неспокойной обстановкой в его области. Ему вовсе не хотелось, чтобы в Иерусалиме, перепол­ненном людьми, которые пришли со всех концов импе­рии на праздник Пасхи, вспыхнул мятеж. Поэтому Он отдал Иисуса толпе, предоставив ей поступать, как заблагорассудится.

Только Лука говорит о слезах еврейских женщин, когда Иисуса вели на казнь по улицам Иеру­салима. Иисус сказал им плакать не о Нем, а о самих себе. Он знал, что пройдет всего лишь 40 лет, и Иерусалим вместе с храмом будет разрушен римлянами.

Голгофой («черепом») назывался, по-видимо­му, холм за пределами Иерусалима, неподалеку от главной дороги. Римляне устраивали из казней публич­ные зрелища в назидание всем остальным.

Когда Иаков и Иоанн просили Иисуса дать им почетные места в Его Царстве, Он ответил, что они не знают, чего просят (Мк.10:35-39). Теперь, когда Иисус готовился утвердить свое Царство через крестную смерть, места справа и слева от Него были заняты умирающими преступниками. Это говорит о том, что Иисус умер за всех людей. Как Он объяснил своим честолюбивым ученикам, человек, который хочет быть рядом с Иисусом, должен быть готов к страданиям и смерти, подобно Ему. Путь в Царство — это крестный путь.

Римские солдаты обычно делили между собой одежду казненных. Бросая жребий об одежде Иисуса, они исполнили пророчество Пс.21:19.

Иисус просил Бога простить тех, кто казнил Его: иудейских вождей, римских политиков и солдат, зевак — и Бог ответил на эту молитву, открыв путь спасения даже убийцам Иисуса. Римский военачальник и солда­ты, бывшие свидетелями распятия, признали Иисуса Божьим Сыном (Мф.27:54). Вскоре многие из священни­ков приняли христианскую веру (Деян.6:7). Так как все мы грешники, все мы сыграли свою роль в смерти Иисуса. Радостная весть состоит в том, что Бог мило­стив. Он прощает нас и дает нам новую жизнь через своего Сына.

Эта надпись была задумана как насмешка. Царь, раздетый и казненный у всех на виду, явно потерял свое царство навсегда. Но Иисус, который перевернул все представления мирской мудрости, только вступал на Царство. Его смерть и воскресение должны были

нанести смертельный удар правлению сатаны и устано­вить на земле вечную власть Бога. Немногие из тех, кто читал эту надпись в тот пасмурный полдень, понимали ее подлинный смысл, но она была совершенно истинна. Иисус был Царем и иудеев, и язычников, и всего мироздания.

Чувствуя близость смерти, этот человек обра­тился к Христу за прощением, и Христос принял его. Это показывает, что нас спасают не наши дела, а наша вера. К Богу прийти никогда не поздно. Даже в самый трагичный час своей жизни Иисус был полон милости и простил преступника, который Ему поверил. Наша жизнь станет намного полнее, если мы обратимся к Богу как можно раньше. Но даже те, кто раскается в самый последний момент своей жизни, будут с Госпо­дом в Его Царстве.

У умиравшего преступника оказалось больше веры, чем у учеников Иисуса. Хотя ученики продолжали любить Его, их надежды были разбиты. Большинство из них попрятались. Как два дня спустя печально сказал один из Его последователей: «А мы надеялись, что Он освободит Израиль» (Лк.24:21). Преступник же, взглянув на умиравшего рядом с ним Иисуса, попросил:

«Вспомни и меня в Твоем Царстве». Как же вдохновенна была вера этого человека, который один смог увидеть за позором настоящего грядущую славу!

Тьма покрыла землю около трех часов пополуд­ни. Вся природа оплакивала страшную трагедию смер­ти Божьего Сына.

Это важное событие символизирует то, что Иисус совершил на кресте. Храм был разделен на три части: дворы для народа, святилище, куда могли входить только священники, и Святое Святых, куда раз в год мог войти один лишь первосвященник, чтобы просить об искуплении грехов народа. Именно там было место Богоприсутствия — ковчег завета. Завеса, которая разо­рвалась, скрывала Святое Святых от взгляда. В миг смерти Христа преграда между Богом и человеком была уничтожена. Отныне все люди могут свободно приходить к Богу через Христа (Евр.9:1 −14; 10:19-22).

Иосиф из Аримафеи был богатым и уважае­мым членом Синедриона. Он был тайным учеником Иисуса (Ин.19:38). Ученики, которые следовали за Иисусом открыто, теперь бежали, но Иосиф смело совершил то, что могло ему дорого обойтись. Он так любил Иисуса, что попросил Его тело, чтобы похоро­нить подобающим образом.

Эта гробница была, по всей вероятности, выруб­лена в одном из известняковых холмов, находившихся вокруг Иерусалима. Такая могила была достаточно велика, чтобы в нее можно было войти. После погребе­ния ко входу приваливали большой камень (Ин.20:1).

Галилейские женщины сопровождали Иосифа до могилы и поэтому знали, где ее найти, когда вернулись с благовониями и маслами для помазания. Эти женщи­ны не могли сделать для Иисуса ничего великого — они не могли предстать перед Синедрионом или римским правителем, чтобы свидетельствовать в Его пользу, -но они сделали то, что могли. Они стояли у креста, когда большинство учеников бежали, а теперь пришли помазать благовониями тело Господа. В награду за свою преданность они первыми узнали о воскресении.

Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария

Exit mobile version