Иисус оставил окрестности Вифавары, направился в путешествие, которым был занят вторую часть дня, упомянутого в Ин.1:43, весь следующий день и большую часть третьего дня, прошел расстояние около 65 миль. Повествование, начатое в первой главе, продолжается, не прерываясь. Если крещение Христа произошло в период праздника кущей (см. на Мф.3:13), описываемое в данном случае событие имело место приблизительно в декабре месяце. С тех пор, как Иисус оставил Назарет, прошло около двух месяцев.
Содержание главы:
- Чудо в Кане Галилейской 1-11
- Изгнание меновщиков из Храма 12-17
- Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. 18-22
- В Него уверовали, а Он не вверял Себя им 23-25
Чудо в Кане Галилейской — считается первым, из чудес, совершенных Иисусом (11).
- Вино не броженное, а чистый виноградный сок. Ойнос (гр.) имеет два значения: броженное и неброженный чистый сок. В случае со Христом, можно понимать только сок, потому что пьянство — это грех в Священном Писании. Водоносы для омовений — это большие емкости, куда мог поместиться человек. Комментаторы говорят о малочисленности Канны — до 300 человек. Дать пить броженное вино в таком большом количестве — это довести до полного опьянения людей, посмеяние над образом и подобием Божиим. Христос в силу Своей святости не мог таким образом явить славу Свою (11)
- Чудо, связанное с вином, напоминает мне о Вечере, где Христос подает чашу вина, которое назвал вином Нового Завета в Его крови (1Кор.11:25)
- Это чудо говорит мне и о том, что Христос так меняет жизнь человека, приходящего к Нему, как воду превратил в вино. Вода без цвета и вкуса становится вкусным, полезным и красивым напитком, несущим радость. Так и жизнь человека без Христа не наполнена жизнью, радостью и благословениями.
Изгнание из Храма
- Комментаторы говорят, что это происходило во внешнем дворе Храма — месте для язычников. Язычники не могли войти во внутренний двор, который предназначен для Иудеев был. Но во внешнем дворе, язычники могли приближаться к Богу и молиться Ему. Но эту возможность у них отняли, превратив это место в храмовый рынок. Как можно при такой суете молиться? Здесь не говорится, о в параллельных местах цитируется «Дом Мой назовется Домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7 ср. Лк.19:46) — этому препятствовали иудеи. Поэтому Иисус проявляет ревность, потому что Он пришел спасти все людей. А можем ли мы молиться, когда в Доме Молитвы царит суета? А не мы ли ее создаем?
Разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. 18-22
- Он говорил о храме Тела Своего (21). Понимание учениками этого пришло после Его воскресения на третий день (22).
- Эти слова использовали на суде против Иисуса (Мк.14:58)
В Него уверовали, а Он не вверял Себя им 23-25
- Чудеса порождают недолговечную веру, которую нужно поддерживать и развивать, через чтение, молитву и служение (23; ср. 20:31; Лк.16:31)
- Не вверял Себя им, потому что знал всех… ибо знал, что в человеке (24-25).
- Лукаво сердце человека и крайне испорчено; кто узнает его? Иер.17:9. Иисус знал и, поэтому «не вверял Себя им». Возможно еще не время. Сейчас Он только начал служение, но настанет время, когда Он скажет: «Кончено, пришел час; вот предается Сын Человеческий в руки грешников» (Мк.14:41).
- Для нас это урок, чтобы имели мудрость Божию в отношениях с людьми в вопросе доверия. Доверие — это всегда риск, и он должен быть осознанным, чтобы, когда мы пострадаем, не искали виноватых.
Пастор Владимир Ярош