И будете Мне свидетелями — размышления над ежедневной главой

Вознесение Иисуса1:1 ПЕРВУЮ КНИГУ написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.(Act 1:1-3 RSO)

Первые слова книги указывают на связь между Деяниями и Евангелием от Луки. Так же эти тексты говорят о том, что воскресение Христа — это объективный факт. Иисус сорок дней говорит с учениками и главная тема их разговоров — Царство Божье. Похоже, Иисус сделал все для того, чтобы эта тема была понятна ученикам. Он считал, что это очень важно — понимать принципы Царства Божьего.

4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, ГОСПОДИ, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.(Act 1:4-8 RSO)

Ответ Иисуса в мягкой форме выражает обличение. Он сорок дней говорит с ними о Царстве Божьем, но их волнует царство Израиля. Иисус также говорит о том, что время наступления Божьего Царства — это не наше дело. Удивительно, насколько часто Новый Завет утверждает, что время Второго Пришествия указать невозможно, настолько же много людей все же стремятся это сделать.

Первое обличение и предупреждение Христа — не пытайтесь угадать сроки. Второе — мыслите шире. Не думайте только об Израиле. У меня на вас планы. У меня также планы на Самарию, и на всю планету.

Если христианская община больше волнуется о том, что будет с общиной, чем о том, что будет с «Самарией», если интересы общины становятся выше, чем интересы Божьего Царства, то церковь идет не туда.

Восьмой текст — это сжатое содержание всей книги. Здесь задаются главные темы — роль Святого Духа, свидетельство и глобальные масштабы проповеди.

9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их.
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Act 1:9-11 RSO)

Слова ангелов напоминают о том, что эти люди — галилеяне. Это сыграет особую роль в следующей главе. Галилеяне должны начать свое свидетельство с Иерусалима — города, жители которого смотрели на галилеян свысока. Но они служат Тому, Кто сейчас находится еще выше.

12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. (Act 1:12-13 RSO)

В отличии от Евангелия от Луки, первые три имени в этом списке — это апостолы, которые играют существенную роль в книге.

13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал
16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего;
18 но приобрел землю неправедною мздою, и, когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его;
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть «земля крови».
20 В книге же Псалмов написано: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем»; и: «достоинство его да приимет другой».
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами ГОСПОДЬ Иисус,
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия;
24 и помолились и сказали: Ты, ГОСПОДИ, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам. (Act 1:13-26 RSO)

Этот отрывок вызывает много спекуляций относительно того, правильно поступила церковь, что выбрала апостола на место Иуды, или нет. Однако на самом деле сомнительно, что у Луки есть намерение оценить действия апостолов в данном случае. Лука ничего не пишет о том, что кого-то избрали на место Иакова, который был казнен Иродом. Здесь избрание двенадцатого апостола происходит по причине предательства Иуды, а не по причине его смерти. Этот отрывок вызывает и другие вопросы — правомерно ли было использовать жребий, как объяснить различия повествования об Иуде, использование отрывков из псалмов.

Этим вопросам посвящено много текстов и обсуждений. Но главный вопрос, которым мы должны задаться — почему Лука посчитал этот эпизод настолько важным? Какая главная, ключевая идея этого отрывка?

По тексту видно, что для учеников было важно, чтобы апостолов было именно двенадцать. Это был символ Остатка Израиля. Их число соответствовало двенадцати коленам Израиля. Они хотели, чтобы символ был сохранен.

Также по тексту видно, что роль этих двенадцати апостолов отличается от роли других персонажей Нового Завета, которые так же названы апостолами — например, брат Иисуса Иаков или Варнава.

Двенадцать апостолов — это очевидцы и свидетели земного служения Иисуса начиная от Его крещения до вознесения. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что в этом служении есть какая-то преемственность. Их роль уникальна. Они были авторитетными свидетелями того, что они лично видели и слышали. И они никому не могли передать этот авторитет. Сам этот отрывок говорит о том, что никакой ученик апостолов не мог принять от них апостольское служение и апостольский авторитет. Этот авторитет мог принять только человек, который видели и слышал то же что и остальные одиннадцать, а не научился этому от них.

Этот отрывок также напоминает о том, что нет такого служения, которое может гарантировать спасение. Иуда занимал самую высокую должность, должность, которая давала авторитет, равный авторитету пророка. Но это его не спасло. Более того — нет такого служения, которое Бог не сможет осуществить без нас. Если мы чего-то не сделаем — у Бога есть минимум двое, которые сделают.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version