Деян.16:1-3. Тимофей, живший в Листре, был смешанного происхождения; его мать была еврейкой, а отец — греком. Может быть, Тимофей обратился ко Христу благодаря служению Павла еще в первый приход апостола в Листру (1Тим.1:2). Полагают также, что обращение его состоялось даже раньше — под воздействием бабушки его Лоиды и матери Евники (2Тим.1:5). Так или иначе, но апостол покровительствовал этому молодому человеку.
И поскольку Тимофей имел добрую репутацию, Павел взял его с собою, вероятно, в качестве помощника, каким поначалу был ему Варнава и Марк в их первом миссионерском путешествии. В связи с Тимофеем возникла, однако, проблема. Иудеи, которым Павел тоже намеревался проповедовать Благую Весть, оскорбились бы, узнав, что апостола сопровождает необрезанный сын еврейской матери (возможно, обрезанию Тимофея воспрепятствовал его отец). И вот Павел решил обрезать Тимофея.
Не противоречит ли это образу мыслей Павла, выраженных им в Гал..2:3-5, откуда ясно, что он был против обрезания Тита? Нет, ибо это были разные ситуации. Темой 2 главы послания к Галатам является метод оправдания: здесь же дело состояло в том, чтобы не оскорбить чувств людей, до которых следовало донести Благую Весть (1Кор.9:19-23). Да, Иерусалимский собор постановил, что обрезание не является условием спасения (Деян.15:10-11, 19). Мы узнаем об этом из Деян.15. Но в 16 главе этой книги Павел принимает решение — в интересах служения; и решение это было мудрым.
Деян. 16:4. Переходя из города в город, они возвещали уверовавшим о постановлениях, принятых Иерусалимским собором (ДА.15:23-29), и призывали соблюдать их. Если исходить из того, что галатам Павел писал после своего первого путешествия, но до Собора в Иерусалиме, можно себе представить, какой поддержкой служили Благовестию, которое проповедовал Павел, иерусалимские решения, когда он ссылался на них.
Деян. 16:5. Еще одним «сообщением об успехе» (Вступление) Лука завершает данный раздел книги. И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом.
Деян. 16:6-7. Здесь мы видим пример того, как Бог не только направляет Своих служителей, но и иногда удерживает их, с учетом всех обстоятельств, людям неизвестных. Фригия и Галатия были удаленными от моря территориями малой Азии. Провинция Асия, главным городом которой был Ефес, охватывала все западное малоазиатское побережье Средиземного моря, включая упоминаемую тут Мисию. Она и Вифнння были северо-западными областями Малой Азии, выходившими к Черному и Мраморному морям.
Сказано, что в эти области Дух Господень не допустил их. Какие именно препятствия возникли на пути Павла и его спутников, не уточняется. Это могли быть неблагоприятные обстоятельства, некое слово пророчества, видение или какое-то другое необычное явление. И что бы это ни было, они умели распознать в нем откровение воли Духа Святого, не путая его с собственными расчетами и предположениями. Бог удержал миссионеров от захода в Ефес и Вифинию, где, согласно Его планам, Благовестие должно было быть проповедано позже (ДА.18:19-21, 24-19:41; 1Пет.1:1).
Деян. 16:8-9. Наконец, в Троаде, порту на берегу Эгейского моря (близ древнего города Трои), Бог послал Павлу ночное видение — с тем, чтобы направить его, Силу и Тимофея по угодному Ему маршруту. Македония была римской провинцией, примерно соответствовавшей территории современной северной Греции.
Деян. 16:10. Здесь впервые в Деяниях Апостолов сказано «мы положили отправиться», из чего следует, что Лука присоединился к Павлу, Силе и Тимофею. Где, почему и при каких обстоятельствах это произошло, автор книги не указывает.
Деян. 16:11. Из Троады… в Самофракию и на другой день в Неаполь (морской порт Филипп) миссионерская группа добралась быстро; вероятно, ветер был попутным (сравните с ДА.20:6, откуда видно, что путешествие в обратном направлении заняло у них пять дней).
Деян. 16:12. Из Неаполя миссионеры прошли километров 16-17 по дороге Виа Эгнация до Филипп; Лука называет этот город главным в той части Македонии и римской колонией. Существует версия, что Лука вырос в Филиппах и выучился там на врача. Естественно в таком случае, что он любил этот город. До того, как отец Александра Македонского — Филипп дал городу собственное имя, он назывался Креиидес, что значит «Источники». В 168 г. до Р. Х. Филиппы стали владением Рима. После того, как Марк Антоний и Октавиан нанесли близ Филипп (42 г. до Р. Х.) поражение Бруту и Кассию, убийцам Юлия Цезаря, город был превращен в римскую колонию. Империя даровала своим колониям ряд привилегий (например, жители их платили меньше налогов); особое значение колоний состояло в том, что они становились весомыми «частицами» Рима на периферии.
Назначение колоний было, в первую очередь, военным: римские власти полагали разумным иметь в стратегически важных пунктах своих граждан и людей, симпатизировавших империи. Так Октавиан Август, ставший в 27 г. до Р. Х. первым римским императором, расселил в Филиппах (после поражения, нанесенного им в 31 г. до Р. Х. при Акциуме, на западном побережьи Греции, Антонию) новые контингенты колонистов, главным образом, солдат.
Деян. 16:13. Очевидно, еврейское население в Филиппах было настолько малочисленным, что там даже не было синагоги (для открытия ее требовалось не менее 10 мужчин-иудеев). Судя по английскому переводу Библии и другим источникам, тут скорее подразумевалось место (а не «дом») молитвы; при отсутствии синагоги евреи собирались с этой целью в определенном месте, нередко на открытом воздухе; случалось, они сооружали в таком месте простое здание. Тут, вероятно, подразумевается река Гангит, находившаяся километрах в двух на запад от города. Собравшимся там женщинам (чьи мужья, возможно, были язычниками) миссионеры проповедовали Евангелие.
Деян. 16:14. Имя одной из женщин было Лидия; она торговала пурпурной тканью (багряницею). (Краска для такой ткани добывалась как из особых раковин, так и из растительного корня.) Родом Лидия была из малоазиатского торгового города Фиатир. Она была чтущей Бога. В таких или сходных словах говорилось о язычниках (к примеру, о Корнилии ДА.10:2; о фессалоникийцах в ДА.17:4 и об афинянах в ДА.17:17), которые, не будучи иудейскими прозелитами в полном смысле слова, все-таки чтили Иегову. К новозаветной Церкви Христа они, однако, не принадлежали. Лидии Господь отверз сердце с интересом и пониманием слушать то, что говорил Павел.
Деян. 16:15. Вскоре после того, как Лидия уверовала во Христа, она крестилась. Приняли крещение и домашние ее (вероятно, слуги, может быть, и дети ее; Лидия, возможно, была вдовой). Среди других перечисленных в Новом Завете, которые приняли Христа вместе со «своими домашними», — Корнилий (ДА.10:24,44), тюремщик в Филиппах (ДА.16:31), Крисп (ДА.18:8), Аристовул (Рим.16:10), Наркисс (Рим.16:11) и Стефан (1Кор.1:16).
Судя и по тому, что Лидия настоятельно просила апостола Павла и его спутников поселиться у нее, она была женщиной состоятельной (сравните Деян.16:40).
Деян. 16:16-18. Хозяева некоей молодой рабыни наживались на ее «способностях», ибо она была одержима духом прорицательным. В греч. тексте здесь стоят два слова: «духом, питоном». Существовало поверье, что в греческом городе Дельфах бог Аполлон воплотился в огромную змею — питона. Считалось, что главной жрицей дельфийского храма Аполлона владел дух этого бога, воплотившегося в питона; он и давал жрице способность «прорицать» будущее. Отсюда возникло представление, что и всякий, в кого вселялся «дух питона», делался способным предсказывать грядущее. Вообще-то, молодая рабыня просто была во власти демона.
Одержимая служанка стала ходить по пятам за Павлом и его спутниками и, не умолкая, возглашать, кто такие эти люди (рабы Бога Всевышнего), и о чем они проповедуют (они возвещают… путь спасения). И хотя то, что она говорила, соответствовало истине, «благовестие», исходившее от одержимой бесом, не могло не повредить Благовестию. И поэтому Павел, хоть и терпел это много дней, в конце-концов, вознегодовав, изгнал из девицы духа (любопытно, что он обратился непосредственно к нему).
Деян. 16:19-21. Каждая римская колония управлялась одновременно двумя поставленными для этого начальниками; на латыни такое правление называлось «дуо-вири» (буквально — правление двух мужей). Незадолго перед тем, как господа упомянутой рабыни выступили с обвинением против Павла и Силы, император Клавдий изгнал евреев из Рима (ДА.18:2). Вновь поднявшаяся волна антисемитизма докатилась и до Филипп, римской колонии. В свете этого понятно, что Тимофея и Луку к «начальникам» не потащили. Но Павла и Силу обвинили в том, что возмущают… город и проповедуют обычаи, которых… Римлянам не следует ни принимать, ни исполнять.
Римскими законами жителям колоний позволялось исповедовать их собственные религии, но обращать в них граждан Рима запрещалось. «Два мужа», управлявшие Филиппами, конечно, не различали между иудаизмом и христианством (сравните ДА.18:14-15); так или иначе, проповедь Павла и Силы была в их глазах нарушением упомянутого закона.
Деян. 16:22. Под давлением разбушевавшейся толпы городские власти (в русском тексте — воеводы) приказали, сорвавши с них одежды… бить их палками. Это одни из трех случаев (о которых упоминает Павел в 2Кор.11:25), когда апостола били палками.
Деян. 16:23-24. Долго и жестоко били Павла и Силу, а потом бросили их в темницу. И так приняли их в первом европейском городе, где они проповедали Благовестие! Получив… приказание… крепко стеречь их, тюремный страж заключил их во внутреннюю темницу (возможно, так названа здесь подземная часть тюрьмы), и ноги их забил в колоду.
Деян. 16:25. Ночью в тюрьме, молясь в прискорбном своем положении, Павел и Сила… воспевали Бога, и этим подчеркивается тема радости, постоянно звучащая в Деяниях Апостолов (сравните с Пс.41:9: «и ночью песнь Ему у меня»). Их молитва и песнь услышаны были не только Богом, но и другими узниками.
Деян. 16:26. Внезапное сверхъестественное избавление, полученное Павлом и Силой, конечно, напомнит читателю о подобных же вещах, происходивших с Петром (сравните ДА.5:18-20; 12:3-11). В данном случае Господь прибег к землетрясению, от которого поколебалось основание темницы… отворились все двери, и у всех узы ослабели.
Деян. 16:27-28. Отвечавший за узников страж, проснувшись от подземного толчка и решив, что все узники сбежали, хотел было умертвить себя мечом, но Павел вовремя остановил его, заверив, что все они на месте. Вероятно, и другие узники — под впечатлением молитвы и пения Павла и Силы, а затем и чуда, совершенного их Богом, — не осмелились бежать!
Деян. 16:29-30. Вбежав в камеру Павла и Силы, тюремщик, дрожа, повел их вон из темницы. Его вопрос, обращенный к ним: государи мои! что мне делать, чтобы спастись? — исполнен глубокого значения. Ведь он, несомненно, знал о молодой рабыне, которая возглашала, что эти люди — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают… путь спасения (стих 17).
Вероятно, молитвы и пение Павла и Силы коснулись и его слуха тоже (стих 25). А теперь это землетрясение, раскрывшее перед его таинственными узникамим все двери, и затем — призванные успокоить его слова Павла. Все это и побудило охваченного благоговением темничного стража обратиться к ним с вопросом о спасении.
Деян. 16:31-32. В стихе 31 исчерпывающе сформулирован принцип веры. Все, что нужно для оправдания в глазах Бога, — это верить в Господа Иисуса Христа. Что мне делать? — именно такая постановка вопроса естественна в устах язычника. И в ответ он услышал: веруй и спасешься… Слова и весь дом твой относятся к его домашним, достаточно зрелым, чтобы уверовать и получить спасение… Павел и Сила получили возможность проповедать слово Господне не только темничному стражу, но и всем бывшим в доме его.
Деян. 16:33. Тюремщик омыл раны своим узникам — невиданная вещь! Вслед за тем он сам и все домашние его приняли водное крещение, тем засвидетельствовав, об омытии своих грехов.
Деян. 16:34. Потом темничный страж предложил Павлу и Силе ужин в своем доме. И возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.
Деян. 16:35-36. По-видимому, на оставшуюся часть ночи тюремщик вновь отвел Павла и Силу в тюрьму. Что заставило городских начальников отпустить их, не говорится. Может быть, их ошеломило землетрясение, но, возможно, они, по здравом размышлении, пришли к выводу, что поступили по отношению к этим людям несправедливо.
Деян. 16:37-40. Не мстительным чувством руководствовался Павел, когда потребовал, чтобы начальники города не тайно отпустили их, а принародно вывели из тюрьмы. Скорее всего, он хотел таким образом оградить молодую церковь в Филиппах от нападок в будущем, официально утвердить ее в глазах властей.
Но почему Павел с самого начала не сказал, что является римским гражданином? Может быть, он и говорил, но за шумом и гамом на площади (стихи 19-22) его не услышали. А, может быть, промолчали сознательно, чтобы сказать об этом в более подходящий момент. (Римские граждане обладали рядом особых прав, включая право быть выслушанным принародно. Кроме того, граждане империи не подлежали телесным наказаниям.) В Деяниях Апостолов отмечено лишь два случая, когда Павлу угрожали язычники и когда он пострадал по их вине, — это было в Филиппах и в Ефесе (ДА.19:23-41).
И там и тут обрушились на него люди, потерпевшие из-за апостола финансовые убытки. Но в обоих случаях в поддержку его выступили представители римской администрации. По освобождении из тюрьмы Павел и Сила пришли в дом к Лидии, где, встретившись с другими верующими, беседовали с ними, а потом отправились в путь. На этом кончается повествование Луки от первого лица, из чего следует, что он остался в Филиппах.
Пастор Олег Назаров по материалам библейского комментария