Проповедь в Коринфе и стране Галатийской — комментарий к ежедневной главе

Проповедует апостол ПавелПосле сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; ДА.18:1

Коринф — крупный торговый узел и вместе с тем известный центр поклонения богини Афродиты, богини любви и секса. С великим множеством развратных храмовых наложниц. И со всеми вытекающими отсюда последствиями, а также развратными жителями.

И, нашед некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, — потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, — пришел к ним, ДА.18:2

Может быть исходя из этого Павел селится не у коренных жителей города, а у приезжей из Рима семьи. Насчет удаления всех иудеев из Рима, которое произошло около 49 г. после Р.Х. написал Светоний: «евреи были причиной неприятностей из-за имени некого Хрестуса…», скорее всего имелось ввиду Имя Христа, к слову заметить, что Акила и его жена Прискилла уже были христианами до встречи с Павлом.

и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток.
Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. ДА.18:3-4

Дабы не быть в тягость принимающей стороне Павел трудился вместе с Акилой. Многие вырывают данный стих из контекста, объясняя независимость апостола от финансирования Церкви.

А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос.
Но как они противились и злословили, то он, отрясши одежды свои, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам.
И пошел оттуда, и пришел к некоторому чтущему Бога, именем Иусту, которого дом был подле синагоги.
Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. ДА.18:5-8

Ситуация кардинально меняется после посещения Силы и Тимофея, которые принесли ему финансовую поддержку для его служения (Фил.4:14-17). Это и не странно, так Павел говорил: Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. (1Кор.9:14).

Знак, который подал Павел, был понятен для иудеев, ведь отрясши одежды, он отверг их, как они, в свою очередь, отвергли Христа. Павел продолжает встречи в доме по соседству. Есть предположения, что Иуст был римским гражданином. Получается, просто прообраз встречается образом. Две женщины из Книги Притчи — провозглашают с возвышенностей городских…(Притч.9)

Следует отметить, что для Криспа, начальника синагоги, уверовать во Христа, означало потерять положение, обеспечение. Это был решительный шаг для него и его семьи. Но с Криспа начинается «прорыв» в этом городе. На замену неуверовавших иудеев появляются уверовавшие язычники.

Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай,
ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе.
И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию.
Между тем, во время проконсульства Галлиона в Ахаии, напали Иудеи единодушно на Павла и привели его пред судилище,
говоря, что он учит людей чтить Бога не по закону.
Когда же Павел хотел открыть уста, Галлион сказал Иудеям: Иудеи! если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас,
но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами; я не хочу быть судьею в этом.
И прогнал их от судилища.
А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем; и Галлион нимало не беспокоился о том. ДА.18:9-17

Противостояние обостряется до того, что Господь через сон укрепляет Павла не останавливаться на достигнутом, еще многим необходимо было покаяться в этом грешном городе, своего рода современной Ниневии. И не легкое служения Павла, как и пророка Ионы. Возможно, Павел находился там с осени 50 г. до весны 52 г., т.к. исторические источники также отмечают правление Галлиона в Ахаии, именно в это время. Обещание Господне не напрасно, когда иудеи свою зависть безрезультатно попытались прикрыть верностью римским правителям и законам. Верно, что римское право защищало иудейское вероисповедание, но Павел не проповедовал иудаизм, он проповедовал Христа. Интересно отметить, что похожую ситуацию мы встречаем в истории о суде и распятии Иисуса Христа. С одной только поправкой, что Павлу, еще не время идти путем Голгофы. И обвинители во главе с новым начальником синагоги получают по заслугам.

Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братьями и отплыл в Сирию, — и с ним Акила и Прискилла, — остригши голову в Кенхреях, по обету.
Достигнув Ефеса, оставил их там, а сам вошел в синагогу и рассуждал с Иудеями.
Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился,
а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе).
Побывав в Кесарии, он приходил [в Иерусалим], приветствовал церковь и отошел в Антиохию. ДА.18:18-22

Павел остриг голову по обету — мы находим только один обет в Законе Числ.6:1-21. Исполнение назорейства. Тот факт, что Павел приветствовал церковь в Иерусалиме, говорит нам о том, что целью было не просто провести приближающийся праздник в храме, но и пообщаться с апостолами, встретится с братством, с которым держался одного.

И, проведя [там] несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников. ДА.18:23

После посещения Иерусалима Павел начинает 3-е миссионерское путешествие весной 53 г. с посещения церквей образовавшихся еще при 1-ом миссионерском путешествии.

Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к [тамошним] ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос. ДА.18:24-28

Александрия была крупным духовно-просветительским центром с более чем 1 млн. населением, в том числе иудеи также жили там. Всем известны фонды Александрийской библиотеки, к которой мог иметь доступ и Аполлос.

Словом «путь Господень» называли христианское вероучение, основываясь на словах Спасителя: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Все-таки даже немалая ученость и красноречие Аполлоса не открывали ему всей картины о Мессии. Следует отдать должное посвященному смирению — принять такому человеку начатки «пути Господнего». Это смирение и сделало из Аполлоса апологета Божьей истины.

Пастор Руслан Спицын по материалам Библейского комментария

Exit mobile version