Свидетель Иисуса — комментарий к ежедневной главе

Противники ПавлаДанная глава по-своему интересна, так как описывает личное свидетельство апостола Павла.

Начинается она со слов защиты перед народом. Личный опыт (свидетельство из своей жизни), которым делится Павел с жаждущей его крови озлобленной толпой. Павел поступил очень мудро, обратившись к толпе иудеев не на греческом, а на их родном языке и скорее всего, это был арамейский язык, распространенный в Палестине в те дни. Услышав свой родной язык, они были приятно удивлены, и их крики стихли, по крайней мере, на некоторое время (Деян.22:1-2).

Тем самым Павел подчеркнул единство со своим народом. Он был иудеем, и он никогда не забывал об этом (ср.2Кор.11:2; Фил.3:4-5). Мы также знаем о том, что он был гражданином Тарса, а Тарс в то время был довольно большой торговый и культурный город, там же находился средиземноморский порт в устье реки Кидн, и конечный пункт на большой торговой дороге, начинавшейся от далекого Ефрата и проходившей через всю Малую Азию. Тарс был одним из крупнейших университетских центров образования древнего мира.

На какие моменты в своей речи обращает внимание Павел, в качестве аргументов против лживых обвинений асийских иудеев? (см .Деян.21:21,39).

  1. Павел родился в семье иудеев, которые жили среди эллинистов (см.Филип.3:5-6).
  2. Учился и получал образование Павел у самого знаменитого раввина того времени, Гамалиила (ср. Деян.5:34), который отличался от других законников широтой воззрений, доходившей до признания значения и языческой литературы.
  3. Будучи учеником Гамалиила, Павел получил глубокие знания по Пятикнижию или Торе и раввинским учениям. Иными словами, был хорошо наставлен в иудаизме.
    В этой школе Павел не только основательно изучил весь закон Моисеев со всеми тонкостями его талмудического истолкования, но и познакомился с греческой литературой, как это обнаружилось в его знаменитой речи перед афинским ареопагом, где он приводил места из греческих поэтов (см. Деян.17 гл.).
  4. Павел ревностный иудей. Он гнал и преследовал христианство. Боролся со всяким религиозным инакомыслием, новым учением. Бросал в темницы тех, кто веровал в Иисуса. Первосвященник и синедрион могли засвидетельствовать рвение и основательность, с которыми он это делал.

Именно от них он получал письма, уполномочившие его идти в Дамаск и привести тамошних христиан в Иерусалим на истязание. (см. Деян.7:58;8:3;9:1-2; Гал.1:13).

Савлу было едва за 30 лет, когда «во исполнение служебного долга» ему пришлось присутствовать при побивании камнями христианина Стефана, обеспечивая надзор за надлежащим исполнением казни. Такое задание мог выполнить только учитель Закона (раввин), получивший законченное образование (Деян.7:58).

До этих пор иудеи могли понять все, что говорил Павел, и если бы они были честны сами с собой, то должны были согласится с тем, что все сказанное им правда. Теперь апостол хотел рассказать им о самом знаменательном событии, которое изменило всю его последующую жизнь.

Он подчеркивает, что данное событие произошло днем около полудня. Небесный свет был ярче и ослепительнее, чем само солнце, находившееся в зените. Сам Иисус встретился и говорил с Савлом, так его звали ранее (см. Деян.9:3-22).

Люди, сопровождавшие Павла, видели только свет и слышали шум, но голоса (речь) Иисуса и самого Иисуса не слышали и не видели, так как Господь обращался непосредственно к Павлу (Деян.22:9-10)

После этого Павел опять подчеркивает свое единство со слушающими. Когда он пришел в Дамаск, он получил указания от Анании, мужа благочестивого по закону, которого иудеи знали как благочестивого человека. Павел подчеркивает, что он пришел не затем, чтобы разрушать веру отцов, а дополнить ее.

Когда Павла (Савла) ослепленного, за руку привели в город Дамаск, это был совершенно сломленный человек. Здесь он провел три дня в молитве и посте, пытаясь осмыслить, что же с ним случилось (Деян.9:8-9).

На третий день размышления Савла были прерваны приходом христианина Анании, который по поручению Господа объявил ему, что Бог избрал его орудием благовествования среди язычников. Анания возложил на Савла руки, и тот прозрел.

Затем Анания ввел его в христианскую церковь Дамаска, и Савл принял там водное крещение (Деян.22:13-16 ср. Деян.9:10-19).

Стоит еще раз отметить несколько важных моментов из жизни Павла (Савла):

Главное резюме не только из жизни Павла, но и христианина вообще на основании Деян.22:14:

  1. Познавать волю Божию и применять в жизни.
  2. Встретится в своей жизни с Иисусом (Праведником).
  3. Слышать голос Божий. Научится отличать Его голос, от многих других голосов, обращенных в жизни к нам.

Здесь после встречи с Христом рухнуло многое из того, что прежде Павел считал священным для себя и к чему стремился. Позднее он сам скажет слова, которые станут определяющими смысл его жизни (см.Фил.3:7-9).

В текстах 17-21 перед нами открывается сжатый метод изложения Луки. Если наряду с этим отрывком обратиться к книге Деяния 9 глава с 20-25 текст и Галатам 1 глава с 17-18 текст, мы увидим, что Павел пришел в Иерусалим лишь через три года после посещения Аравии и свидетельствования о Христе в Дамаске. В книге Деяния 9 глава сказано, что Павел покинул Иерусалим потому, что иудеи покушались на его жизнь, а здесь после видения. Между этими изложениями нет, в сущности, противоречия: скорее всего это одна и та же история, рассказанная с другой точки зрения. Павел здесь подчеркивает, что он не хотел покидать иудеев. Когда же Бог повелел ему уйти от них, Павел возразил, но Бог сказал, что иудеи не будут слушать его и он должен пойти к язычникам.

До этого момента иудеи слушали Павла внимательно и спокойно. Но упоминание о благовествовании язычникам вызвало вспышку безумной ревности и ненависти. Привыкнув считать себя единственным народом, которому благоволит Бог, они не хотели позволить презренным язычникам пользоваться преимуществами, принадлежащими, как они считали исключительно иудеям. Толпа яростно кричала, бросала свои одежды, бросала пыль в воздух (как принято на Востоке), требуя смерти апостола Павла. Разжигаемая расовой гордыней, толпа потеряла всякий контроль над своими чувствами, что в свою очередь являлось признаком сильного эмоционального возбуждения

Тысяченачальник не знал арамейского языка и не понимал, что говорил Павел; но одно Лисий понял — он не должен допустить мятежа и принять меры против всякого, кто может вызвать мятеж. Павла доставили в Форт Антония, где и допрашивали под пыткой. Это не было наказанием: это просто был самый действенный способ узнать правду или добиться признания. Бичевание производилось кожаной плетью, в которую были вставлены куски кости и свинца. Лишь некоторые выносили его при здравом уме, а многие умирали (Деян.22:24-25).

«..Растянули его…» Это делалось перед бичеванием. Воины привязали руки Павла к столбу, чтобы удобнее было бить по спине, либо, связав ремнями, подвесили за руки. Таким образом, растянутое тело испытывало сильнейшую боль при ударах бичей.

Видя, что будет подвергнут наказанию без суда и следствия, он воспользовался своими правами Римского гражданина (Деян.22:26).

Римских граждан запрещалось допрашивать (по законам Валериана и Порция) с применением пыток. Цицерон говорил: «Связать Римского гражданина — злодеяние; бить его — преступление; убить его — почти также ужасно, как отцеубийство». В те времена стать Римским гражданином можно было тремя способами:

  1. Согласно императорского указа, который давался как награда за оказанные услуги и подвиги перед государством.
  2. Можно было получить его по наследству или родиться Римским гражданином. Павел родился в Тарсе, свободном городе Римской империи, и его отец имел Римское гражданство.
  3. Можно было купить гражданство посредством подкупа коррумпированных чиновников, часто за очень большие деньги. Как это было в случае с Тысяченачальником ( Деян.22:27-28).

Итак, Павел заявил, что он является Римским гражданином. Заявление Павла не вызывало сомнений, потому что лживое заявление о римском гражданстве каралось смертью. Тысяченачальник просто пришел в ужас. Он понял, что чуть не совершил деяние, которое, несомненно, стоило бы ему его должности, а возможно и жизни.

Известие о том, что Павел Римский гражданин, воспрепятствовало его бичеванию, вызвав страх у правителей. Поэтому Тысяченачальник освободил Павла из оков и решил поставить его перед синедрионом и первосвященниками (см. Деян.4:15,23), дабы выяснить причину этих неприятностей в рамках закона (Деян.22:29-30).

Были случаи, когда Павел подчеркивал свое достоинство, но не для личной выгоды. Он знал, что еще не выполнил своей задачи; когда-то он с радостью умрет за Иисуса Христа, но, зная свое призвание, он здесь мудро отстаивает себя.

Да поможет Господь в различных жизненных обстоятельствах мудро и смело свидетельствовать о Нем и о том, что Он постоянно делает в моей жизни.

Пастор Александр Тюпин с использованием библейского комментария Баркли и книг «Деяния апостолов» и «Желание веков» Элен Уайт

Exit mobile version