Непростительный грех Феликса — размышления над ежедневной главой

Апостол Павел. Эль Греко24 глава говорит нам о человеке, который занимал высокий пост в Иудее. Он являлся Римским прокуратором в Иудейской провинции. Его звали Марк Антоний Феликс.

Этому человеку посчастливилось узнать правду о Христе от апостола Павла. Как же это произошло? Давайте проследим библейскую хронологию.

«Через пять дней пришел первосвященник Анания со старейшинами и с некоторым ритором Тертуллом, которые жаловались правителю на Павла» Деян.24:1

Сам Тертулл был римским гражданином, хорошо владел несколькими языками и отлично знал судопроизводство, поэтому лучшей кандидатуры для обвинения на Павла, вряд ли можно было найти. Итак, Тертулл начал свою красноречивую и обвинительную речь.

«всегда и везде со всякою благодарностью признаём мы, что тебе, достопочтенный Феликс, обязаны мы многим миром, и твоему попечению благоустроением сего народа.
Но, чтобы много не утруждать тебя, прошу тебя выслушать нас кратко, со свойственным тебе снисхождением.
Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси, который отважился даже осквернить храм, мы взяли его и хотели судить его по нашему закону.
Но тысяченачальник Лисий, придя, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе, повелев и нам, обвинителям его, идти к тебе. Ты можешь сам, разобрав, узнать от него о всем том, в чем мы обвиняем его. И Иудеи подтвердили, сказав, что это так» Деян.24:3-9

Историк Тацит пишет: «Тертулл прибег здесь к наглой лжи — Феликс был подлым и бесчестным человеком. Историк свидетельствует, что, «предаваясь всевозможным видам похоти и жестокости, он обладал царской властью и рабским нравом» (Тацит, История, гл. 5, пар. 9). Слышавшие Тертулла, понимали всю лживость его льстивых слов, но желание добиться осуждения Павла возобладало над любовью к правде.

Феликсу хватило проницательности, чтобы распознать нрав обвинителей Павла. Он понимал, что их обвинения бездоказательны, и это побуждает их к лести. Повернувшись к обвиняемому, он позволил ему защищать себя. Павел пренебрег словами любезности, а просто сказал, что может свободно защищать свое дело перед Феликсом, поскольку тот долгое время является прокуратором и, следовательно, хорошо знает законы и обычаи иудеев. Говоря о выдвинутых против него обвинениях, он убедительно доказал, что все они лживы. Он сказал, что не поднимал волнения в Иерусалиме и не осквернял святилища.

«И ни в святилище, ни в синагогах, ни по городу они не находили меня с кем-либо спорящим или производящим народное возмущение, и не могут доказать того, в чем теперь обвиняют меня. Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов [моих], веруя всему, написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, чего и сами они ожидают. Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» Деян.24:12-16

Ясное изложение Павлом имевших место фактов помогло Феликсу еще отчетливее понять причины, побудившие иудеев обвинить апостола в подстрекательстве к мятежу и предательстве. Правитель не собирался идти на поводу у иудеев и, без всяких на то оснований, осудить римского гражданина. Он не собирался выдавать его им, чтобы его казнили без справедливого суда. В то же самое время Феликсу были чужды высокие мотивы. Он руководствовался личной корыстью, тщеславием и стремлением продвинуться по службе. Боязнь обидеть иудеев не позволила ему поступить по всей справедливости с человеком, в невиновности которого он был убежден. Он решил отложить суд над Павлом до того времени, когда приедет Лисий.

«Выслушав это, Феликс отсрочил дело их, сказав: рассмотрю ваше дело, когда придет тысяченачальник Лисий, и я обстоятельно узнаю об этом учении. А Павла приказал сотнику стеречь, но не стеснять его и не запрещать никому из его близких служить ему или приходить к нему» Деян.24:22-23

Вскоре после этого Феликс и его жена Друзилла послали за Павлом, чтобы от него самого услышать «о вере во Христа Иисуса». Они желали постичь новые истины — кто знает, может быть, не представится более случая их узнать, и тогда это послужит их обличению в день Божий.

Павел счел, что Сам Бог предоставил ему такую возможность, и попытался использовать ее. Он понимал, что находится в присутствии человека, который имеет власть предать его смерти или освободить. Несмотря на это, он не восхвалял Феликса и Друзиллу и не льстил им. Он знал, что его слова будут для них запахом живительным на жизнь или смертоносным на смерть, и, забыв о себе, попытался показать им, что они находятся в опасности.

«Через несколько дней Феликс, придя с Друзиллою, женою своею, Иудеянкою, призвал Павла, и слушал его о вере во Христа Иисуса. И как он говорил о правде, о воздержании и о будущем суде, то Феликс пришел в страх и отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» Деян.24:24-25

Христианская писательница Э.Уайт пишет: «Феликс впервые в жизни услышал истину, и когда Дух Святой обличил его, он пришел в сильное волнение. Проснувшаяся совесть терзала его, и Феликс чувствовал, что Павел говорит истину. В памяти всплывали картины темного прошлого. С ужасающей отчетливостью он вспомнил свою распутную молодость, кровопролитие, которое он совершил, и все темные дела последующих лет. Он увидел свою жадность, жестокость и распущенность. Никогда раньше истина не проникала так глубоко в его душу. Никогда раньше его не охватывал такой страх. Мысль о том, что все преступные тайны его открыты перед очами Бога и что он будет судим по делам своим, заставляла его трепетать от ужаса.

Но, вместо того чтобы позволить Духу Святому привести его к покаянию, он попытался отделаться от этих неприятных воспоминаний. Беседа с Павлом была оборвана. «Теперь пойди, — сказал он, — а когда найду время, позову тебя«.(Деяния Апостолов, стр.425-426)

Бог допустил, чтобы луч небесного света озарил сердце Феликса, когда Павел рассуждал с ним о праведности, воздержании и грядущем суде. Небо предоставило ему прекрасную возможность осознать свои грехи и избавиться от них. Но он сказал вестнику Божьему: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя». Он пренебрег последним милостивым призывом, и Господь оставил его.

В течении двух лет Феликс так и не нашёл время, чтобы вновь послушать Павла и принять Христа своим Спасителем. За это время голос Святого Духа в его сердце уже перестал звучать так громко и настойчиво и он не принял решения стать последователем Господа.

История нам говорит о том, что Феликс с женой Друзиллой имели загородный дом в Помпеях. И когда взорвался вулкан Везувий, то жители этого города были погребены под толстым слоем раскалённой лавы и пепла. Там погиб и Феликс вместе со своей женой.

Вот так великий римский чиновник допустил непростительный грех в своём сердце.

Вот так Бог зовёт многих людей мира сего посвятить свою жизнь Ему именно сегодня, сейчас. Но многие люди не откликаются на Божий призыв, откладывая своё спасение на «лучшие времена», которые могут и не наступить.

Пастор Алексей Мельников

Exit mobile version