Далее речь продолжилась в направлении защиты, начатой в гл. 22. Как и в защитной речи перед синедрионом, Павел утверждает: …и ныне я стою пред судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам, а именно — за надежду и веру в то, что Бог воскрешает мертвых. (А также апостол имеет в виду обетование о пришествии Мессии).
Первая часть рассказа о событии на Дамасской дороге соответствует другим в гл. 9 и 22, кроме того, здесь подчеркнуто, что Господь обращался к Павлу: Трудно тебе идти против рожна. Возникает образ вола или быка, противящихся рожну, шесту с острым железным наконечником, с помощью которого их водили; эта пословица была широко распространена в языческом мире, ее применяли даже иудейские писатели. Она точно описывает переживание Павла: его деятельность перед встречей на Дамасской дороге демонстрировала, что он и в самом деле всегда ощущал раздражение по отношению к Иисусу, и тогда Бог показал ему, раздражением какого рода это являлось.
Последняя часть этого рассказа сокращена (то ли Лукой, то ли самим Павлом). В этом варианте особое ударение сделано на Господнем слове и желании Павла повиноваться. Именно за повиновение представшему в видении Иисусу, Которого Бог воскресил из мертвых, и схватили меня Иудеи в храме и покушались растерзать, говорит Павел.
Разъяснение апостолом связей, которые существуют между Евангелием, с одной стороны, и пророками и Моисеем, с другой, также могло быть сильно сокращено. Если предположить, что подлинная речь Павла включала выдержки из Писаний (см., напр.: речь в ДА.13:16—41, особенно ст. 33— 41; 17:3) и в ней были использованы некоторые приемы раввинистического толкования, которыми, как нам известно, Павел владел (см., напр.: Гал.4:21-31), тогда восклицание Феста «большая ученость доводит тебя до сумасшествия» становится понятным, как и реплика Павла: «знает об этом царь», и его риторический вопрос, обращенный к Агриппе: «Веришь ли… пророкам? знаю, что веришь» (25–27).
И в самом деле, после такого обмена мнениями ответственным лицам стало ясно, что Павел ни в чем не повинен. Парадоксально, но только апелляция Павла к императору удерживала его в узах, поскольку освободить его теперь означало бы узурпировать право императора судить его дело. В любом случае, Павел хотел идти в Рим, а Фест был рад избавиться от ответственности перед иудейским руководством за его освобождение.
Павел использовал любую возможность сказать своим слушателям, что язычникам принадлежит равная доля в Божьем наследии наряду с иудеями. Это наследие состоит в обетовании и благословении союза, заключенного Богом с Авраамом (см. Еф.2:19; 1Петр.1:3,4).
Павел рисковал, настаивая на идее, оскорбительной для иудеев и невероятной для язычников. Слова Иисуса вызывали точно такую же реакцию (Мк.3:21; Ин.10:20). Людям, которые мыслят в рамках материальных законов этого мира, кажется безумием рисковать столь конкретным, чтобы приобрести столь неочевидное. Но если вы следуете за Христом, вы откроете, что временные приобретения ничтожны по сравнению даже с самой невеликой, но вечной наградой.
Павел указывал на факты: еще были живы люди, которые слышали Иисуса и видели Его чудеса; еще можно было увидеть Его пустую могилу; христианская проповедь на глазах изменяла мир (ДА.17:6). История жизни Иисуса и ранней Церкви по-прежнему доступна для проницательного взгляда. У нас есть свидетельства очевидцев земного служения Иисуса, записанные в Библии, а также исторические и археологические данные о развитии Церкви. Проверьте факты, которые подтверждают истинность этих рассказов, и пусть это укрепит вашу веру.
Агриппа откликнулся на слова Павла ироничным замечанием. Павел не отреагировал на этот выпад, но обратился к царю с личным призывом, который мог вызвать отклик у всех слушателей. Это хороший пример того, как говорить людям о Божьем замысле спасения. Искреннее личное обращение к человеку и свидетельство о себе самом могут показать глубину наших убеждений и достигнуть окаменевших сердец.
В этих словах раскрывается душа Павла: он больше заботился о спасении этих чужих ему людей, чем о собственном освобождении. Просите Бога, чтобы Он даровал вам такое же горячее желание вести к Нему людей: столь сильное, что оно превосходило бы ваши собственные трудности.
Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария