Павел отправляется в Рим — комментарий к ежедневной главе

Павел на кораблеРассказчик снова прибегает к мес­тоимению мы, чтобы указать на собственное участие в этом предприятии. Среди других персона­жей этой истории упоминаются сотник, именем Юлий, некоторые узники, также находящееся под его ответственностью, и христианин Аристарх. О последнем, одна­ко, в Книге Деяний не говорится больше ничего (О нем упоминается в ДА.19:29 и в 20:4.) (однако см.: Кол.4:10 и Флм.24, по­слания, написанные, возможно, во время римского заключения).

С самого начала морской части пу­тешествия им препятствовали противные ветры, поэтому, медленно плавая, они проби­рались с трудом вдоль берега. Это путеше­ствие морем началось в конце лета (пост, о котором здесь говорится, относился к Дню очищения, который отмечался в конце сен­тября — начале октября). Именно к этому времени все плавания прекращались до наступления весны и корабли уходили на «зимовку» в те или иные тихие гавани. Из посланий Павла мы знаем, что у него был определенный опыт морских путеше­ствий и даже кораблекрушений (см.: 2Кор.11:25). Тем не менее нет ничего удивитель­ного (хотя, по всей видимости, Луку это все-таки удивляет) в том, что сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, чем одному из своих узников. Таким образом, было решено отправиться и пройти еще приблизительно 40 миль до порта, располо­женного в бухте, способной защитить их от зимних ветров.

Шторм и кораблекрушение. События этого заключительного путеше­ствия в Рим можно считать испытанием, по существу судом. В античные времена существовало множество мифов о людях, которые, совершив преступления, избега­ют преследования со стороны обвините­лей, однако боги (в особенности Посей­дон, морской бог) находят и наказывают их. Конечно, с точки зрения Луки и христиан, о действии подобного фактора в том, что море «щадило» Павла во время кораблекрушения, не могло быть и речи, однако такое спасение могло быть по-своему ис­толковано большинством язычников, со­временников Луки (см.: ДА.28:4 и ниже).

Лука ведет рассказ на основе личных впечатлений; язык писателя свидетель­ствует о нем, как о человеке, не имеющем специальных мореходных познаний, но точно передающем все действия моряков в чрезвычайной ситуации.

Спокойный южный ветер (13) вскоре сменился бурным, называемым эвроклидон (сильный норд-ост; 14), когда ко­рабль уже был в пути. Это привело к тому, что команда утратила возможность управ­лять кораблем. Все принятые меры (обвя­зали корпус корабля канатами, спустили парус, выбросили груз, а позднее даже вещи) были правильными и предпринима­лись с некоторым опережением по мере развития событий до тех пор, пока, нако­нец, как пишет Лука, не исчезла всякая на­дежда к нашему спасению (20).

На первый взгляд, в речи Павла можно услышать упрек: «А не говорил ли я вам?», хотя в действительности он ссыла­ется на свой прежний совет только с тем, чтобы корабельщики с большим основа­нием могли поверить его последнему «про­гнозу», который Бог передал ему через ан­гела. Не то чтобы в итоге все будет пре­красно и они выйдут из опасной ситуации без потерь, нет, но выживут все. Главное в обращении Павла — это дважды прозву­чавший на протяжении пяти стихов при­зыв: Посему ободритесь, мужи.

Из этой речи мы узнаем кое-что о при­роде несчастных случаев и трагедий. По­нятно, что бурю и крушение корабля Павел понимал не как судилище над своими ох­ранниками, а как следствие обстоятельств. Дело не в том, что Бог преследовал их и они не смогли укрыться от Него. Если бы они по-иному относились к христианам, то при всех прочих равных условиях им также вряд ли удалось бы избежать бури. Самым вер­ным способом не подвергаться опасности было не принимать безумного решения идти до Финика. Критики, утверждающие, что Лука сочинил весь этот эпизод, чтобы «взвинтить» повествование и оттенить кон­троль Павла над ситуацией, сами «терпят крушение», потому что не замечают полного отсутствия в его речи каких бы то ни было суеверий. Несомненно, какой-нибудь по­клонник Павла не посмел бы прервать этот рассказ столь внезапно, как Лука, и вос­пользовался бы возможностью изобразить своего героя способным при случае исце­лять, как исцелял его Учитель, и к тому же усмирять бурю так же, как усмирял ее Он (Лк.8:22-25).

Через две недели после выхода в плавание (как казалось тогда, одноднев­ное) корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-нибудь земле (27), о том же свидетельствовали и замеры глубины. Больше не опасаясь сесть на мель, они бросили якоря и ожидали дня (29), чтобы при дневном свете провести судно к берегу. 30-32 Если бы был день и если бы корабль находился в достаточно сносном состоянии, то, несомненно, было бы разумнее оставаться на борту и не пред­принимать весьма рискованной попытки спастись на шлюпке. Стремление некото­рых корабельщиков бежать на лодке сви­детельствует об отчаянии, которое охвати­ло их, или же о том, что буря к этому мо­менту успела сокрушить корабль. Очевидно, что без корабельщиков привести корабль к берегу и спасти людей было невоз­можно, вот почему римские воины решили обеспечить содействие команде, избавив­шись от лодки.

Совет Павла принять пищу по­нятен в свете тяжелых и суровых испыта­ний, которые предстояли им на рассвете. Хотя лексика, использованная для описа­ния действий Павла в этой сцене, и напо­минает изображение действий Христа на Последней вечере (взяв… благодарив… пре­ломил… подал\ см.: Лк.22:19; ср.: Лк.9:16; 24:30), однако других указаний на то, что совершалось «причащение», нет, и сме­шанный состав участников из христиан и нехристиан также говорит против этого.

Хотя частично груз уже был выброшен (18), груз зерна, по-видимому, еще оста­вался в качестве балласта. Теперь, когда стояла цель вытащить судно на берег, изба­виться от последних остатков груза означа­ло поднять ватерлинию, и чем выше, тем лучше. Понимая, что людям предстоит приложить немалые усилия для своего спа­сения, в частности, по избавлению от тя­желого груза, Павел и предложил своим спутникам прежде принять пищу.

С первыми лучами света они уви­дели землю. Отлогий берег в поле зрения представлял собой желанную цель — — мес­то, к которому можно пристать с кораблем. Однако корабль не достиг берега, но сел на мель и разбился.

Намерение воинов (лучше убить уз­ников, чем пойти на риск в связи с их по­бегом) отражает то же отношение, что было показано в ДА.12:18,19 и 16:27, посколь­ку охрана в случае побега узников должна была нести то же самое наказание, какое было установлено беглецам. Сотник воспрепятствовал этому плану. За время путешествия он проникся к Павлу симпа­тией и некоторым почтением. Как и было сказано накануне Павлу, все спаслись на землю.

Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария

Exit mobile version