Будьте святы — размышления над ежедневной главой

Автор Первого Послания Апостола Петра

Рубенс, «Апостол Пётр»Первый стих вполне определенно свидетельствует о нем: «Петр, апостол Иисуса Христа». Его настоящее имя Симон, Но он получил от Иисуса Христа другое имя: Кифа (Иоан. 1:42). Греческий перевод арамейского слова Кефас- «петрос», что означает «камень» или «скала». Иисус Христос, зная характер Симона, который проявится в будущем, отразил его в этом имени.

Время написания

Апостол Петр написал это послание незадолго до того, как в 64 году император Нерон начал гонения на церковь, или, возможно, вскоре после этого.

Кому оно адресовано?

Первое Послание Петра адресовано христианам, рассеянным по пяти малоазийским провинциям Римской империи. Церкви в этих провинциях состояли как из обращенных евреев, так и из обращенных язычников. В послании есть много цитат из Ветхого Завета. Верующие из евреев придавали особое значение слову «рассеянным», которое апостол поставил в своем приветствии (1Петр.1:1). Евреи, жившие вне Иерусалима, считали себя находящимися в рассеянии. Язычники же могли видеть обращение к себе в тех словах увещания, которые содержатся в 1Петр.1:14, ибо в них — напоминание о том недавнем прошлом, когда они еще не знали Слова Божьего. Их не могли не порадовать слова, что, хотя некогда они и были «в неведении», чуждые Богу, теперь они — «народ Божий» (1Петр.2:10).

Весть Послания

Автор Послания направляет взор верующих на Того, Кто жил, умер и воскрес для их духовного рождения, освящения и жизни вечной. Слово о вере — рожденной, питаемой Словом, укрепляемой Христом, испытанной, — золотой нитью проходит через весть Послания.

Автор старается научить своих братьев, как им нужно вести себя, чтобы прославить Того, Кого они представляют. Это послание является практическим наставлением, и одновременно оно служит повседневному утешению верующих. Доктрины Петр конкретно увязывает с практикой.

Читающие послание обретают силу видеть дальше и выше сегодняшних проблем и испытаний, видеть перспективы, открывающиеся в вечности. Хотя и придется верующим пострадать от различных испытаний, в будущем их ожидает наследие нетленное и неувядающее.

Такая жизнь становится для них возможной, поскольку Сам Христос прошел этот путь, подкрепляет веру, освящает, указывает путь, питает Словом, дает силу и мир Свой.

«В последние годы своего служения Петр написал послания верующим, „рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии“. Его послания способствовали возрождению мужества и укреплению веры людей, переносящих испытания и страдания, а также помогли тем, кому угрожала опасность забыть о Боге вследствие всевозможных искушений, ободриться и снова творить добрые дела. Читая эти письма, чувствуешь, что человек, который твердо и неизменно уповал на вечную жизнь, много страдал за Христа и получал обильное утешение от Бога» (Деяния Апостолов, глава 52).

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» 1Петр.1:3-4.

Ибо Он как Сам воскрес, так и приходящим к Нему чрез веру в Него дает тоже силу воскреснуть.

«В самом начале своего первого послания престарелый раб Божий воздал своему Господу хвалу и благодарность. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, — восклицал он, — по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому; к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас; силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (ДА, гл.52).

Благодать вам и мир да умножится!

«на земле мир…» — мир принес в мир Иисус Христос — Учитель Петра. Он Сам сказал «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам…». Его последователи также несут мир.

Иисус Христос учил учеников приносить с собою мир: Лк.10:5 «В какой дом войдете, сначала говорите: мир дому сему».

«Благодаря Иисусу…»

Пережив возрождение для новой жизни (1Пет1:3)

Надежда (упование) дана верующим в возрождение, которое стало возможным в результате воскресения Иисуса (1Пет 1:3).

Поэтому их жизнь устремлена к небу, туда, где находится их наследство (ст. 4).

Эта надежда должна затрагивать всю жизнь человека, благодаря Иисусу и Его жертве (1Петр.1:18-19).

«Если бы благородным металлом можно было искупить души, то просто было бы сделать это Тому, Кто говорит: «Мое серебро и Мое золото» (Агг.2:8). Но только драгоценная Кровь Сына Божьего может спасти беззаконника. Апостол Павел писал: «Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2Кор.8:9). Христос отдал Себя за нас, чтобы искупить нас от всякого беззакония и вручить нам «дар Божий — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.6:23).
(ДА, 52).

Упование в скорбях

Испытания и препятствия — это избранные Богом методы воспитания и предлагаемые Им условия успеха. Они предназначены для того, чтобы очистить детей Божьих от приверженности суетности, материальным благам. Господь читает сердца людей и знает их слабости лучше, чем они сами. Он видит, что дарования некоторых могли бы стать большим благословением Его дела. По Своему провидению Господь ставит этих людей в различные обстоятельства, чтобы обнаружились изъяны их характеров, о которых они, возможно, и не подозревают. Он дает им возможность преодолеть эти недостатки и подготовиться к служению. Часто, допуская возгореться огню страданий. Он очищает их характеры от греховных примесей.

Бог непрестанно заботится о Своем наследстве и допускает для Своих детей лишь те скорби, которые необходимы для их настоящего и вечного блага. Он очистит Свою Церковь, подобно тому как Христос очистил храм во время Своего служения на земле. Все испытания и трудности, которые Он посылает людям, должны содействовать духовному развитию и укреплению в вере, помогая им победоносно распространять весть о кресте.

В жизни Петра было время, когда он не хотел видеть крест в деле Христа. Когда Спаситель открыл ученикам, что его ожидают страдания и смерть, Петр воскликнул: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22). Протест Петра был вызван страхом разделить мучения Христа. Для ученика это был горький урок. Медленно приходило к нему осознание того, что путь Христа на этой земле лежит через горе и унижение. Он должен был усвоить этот урок в пекле огненной печи. Теперь, после трудов праведных, старый и утомленный, он писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете».
(ДА, 52).

«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота» 1Петр.1:6-7.

«Как Учитель в обещании говорит те только о радости, но и о скорби, говоря: в мире будете иметь скорбь (Ин.16:33), так и апостол к слову о радости прибавил: поскорбев. Ибо и Он говорит: вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин.16:20). Апостол указывает цель искушений: потому, что чрез них вера становится чище, драгоценнее золота, испытываемого огнем, укрепляет и усиливает любовь к Тому, «которого не видевши любите», приводит к «похвале и славе».

«…дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота к похвале, и чести, и славе, в явление Иисуса Христа».

«Имея надежду на нетленное наследство на обновленной земле, первые христиане радовались даже во время скорби и суровых испытаний…
Апостол писал эти слова для наставления верующих всех веков. Они имеют особое значение для живущих в то время, когда «близок конец всему». Его назидания, предостережения, его слова ободрения и надежды нужны всем, кто хочет свою веру «твердо сохранить до конца» (Евр.3:14).
«Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру Призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках».

«Апостол пытался доказать верующим, как важно даже в помыслах не уклоняться на запретные пути и не тратить силы на пустяки. Кто не желает пасть жертвой сатанинских козней, должен охранять подступы к своей душе, не читать, не смотреть и не слушать то, что наводит на нечистые мысли, которые подбрасывает им враг. Пусть сердце надежно охраняется; иначе зло, господствующее в мире, пробудит пороки, дремлющие в греховной человеческой природе, и душа будет блуждать во тьме. «Препоясавши чресла ума вашего, — писал Петр, — бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа… не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят“… со страхом проводите время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последнее время для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога».
(ДА, 52).

«… всякая слава человеческая как цвет на траве… но Слово Божье пребывает вовек»

«Показав малоценность славы человеческой, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано… оно пребывает вовек, Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф.24:35).

«Когда истина становится неизменным принципом жизни, душа «возрождается не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живого и пребывающего в век». Это рождение свыше — результат принятия Христа как Слова. Когда Божественные истины запечатлеваются в сердце Духом Святым, у человека появляются новые понятия и дремлющие силы души пробуждаются для активного сотрудничества с Богом.
Так было с Петром и с другими учениками. Христос открыл истину миру. Он посеял в сердцах людей нетленное семя — Слово Божье. Однако многие из самых ценных уроков Великого Учителя не были поняты его современниками. Когда после Его вознесения Дух Святой напомнил ученикам Его наставления, они пробудились от духовной спячки. Их умы озарил свет нового откровения, и истина, чистая и неповрежденная, нашла себе место в их сердцах. Чудесные опыты Его жизни стали их опытами. Будучи избранниками Божьими, они стали глашатаями Слова и проповедовали великую истину: «Слово стало плотию и обитало с нами… полное благодати и истины». «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин.1:14,16).

Апостол наставлял верующих изучать Писания, чтобы достичь вечности. Петр понимал, что каждый, кто выйдет победителем из великой борьбы, должен пережить трудные времена; но при правильном понимании Писаний искушаемый вспомнит обетования, которые утешат его и укрепят доверие Всемогущему.
«Всякая плоть — как трава, — писал он, — и всякая слава человеческая — как цвет на траве; засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век. А это есть то слово, которое вам проповедано. Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь».
(ДА, 52).

Инна Кампен

Exit mobile version