Возлюбленные! будем любить друг друга — комментарий к ежедневной главе

Бог любит нас1Иоан.4:1-3. Очень важно, однако, отличать Духа Божия от ложных духов. Тем более это необходимо, потому что много лжепророков появилось в мире. Пробным камнем для распознавания духов, которые не от Бога (лжепророков), является отношение испытуемых к воплотившемуся Сыну Божию. Те из них, которые не признают (буквально — не исповедуют; тут греч. хомологеи — «исповедывать»; сравните 1:9; 2:23; 4:15), что Иисус Христос приходил во плоти, обнаруживают в себе дух антихриста, о котором Иоанн уже предупреждал своих читателей (2:18-27; сравните 2Иоан.7).

1Иоан.4:4-6. По словам автора послания, его «дети» (текниа, сравните толкование на 2:12) победили антихристов. Их сопротивление антихристам (т. е. лжепророкам) увенчалось успехом силою «Того, Кто в них» (нет сомнения, что здесь имеется в виду Святой Дух; сравните 3:24; 4:2). Залог победы — над любой ересью или другим каким искушением — в уповании на Бога. Живущий в каждом верующем Дух Святой (3:24; 4:13; Рим.8:9) или Тот, Кто в вас — сильнее того, кто в мире, т. е., сатаны.

1Иоан.4:7-8. Апостол возвращается к теме любви, которая, как и вера в Божьего Сына, является результатом действия Духа Святого (4:13). Как исповедание Иисуса Христа, пришедшего во плоти, свидетельствует о том, что исповедующий находится под воздействием Бога (что он «от Бога» — стих 4 и 6), так и любовь — поскольку любовь от Бога. Поэтому всякий любящий (в христианском понимании этого слова) рожден от Бога (2:29; 3:9; 5:1,4,18) и знает Бога. Любовь — это свойство новой возрожденной природы, и является она в результате общения с Богом и через познание Его (2:3-5).

Отсутствие в человеке любви — признак того, что он не знает Бога. Примечательно; что апостол не говорит, что такой человек не рожден от Бога. В негативной форме он лишь повторяет смысл последнего в 4:7 утверждения. Поскольку Бог есть любовь, она рождается и в том, кто находится в близком общении с Ним. Любовь, как и свет, пропитывает все естество Бога, а поэтому тот, кто действительно приблизился к Нему, ходит в Его свете (1:5,7).

1Иоан.4:9-11. Если кто хочет узнать, как Бог проявляет Свою любовь, тому достаточно обратить внимание всего на один факт: Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. При этом любовь Божия не была ответом на любовь человека, но — исходила от Него, была Его инициативой.

1Иоан.4:12-13. В Его непостижимой природе и сущности Бога никто никогда не видел (сравните Иоан.1:18). Однако, если между верующими царит взаимная любовь; то Бог в вас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Другими словами, невидимый Бог становится реальной частью нашего существования. В характерном для этого апостола слове «пребывает» выражена, как и в 1Иоан.2:5, идея «совершенной» Божией любви в верующих, что, по-видимому, должно означать, что эту любовь они испытывают во всей ее глубине и полноте (сравните 4:17).

1Иоан.4:14. Мысль апостола достигает здесь своей кульминации. Он только что написал: «если мы любим друг друга», то Бог, Которого «никто никогда не видел», в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. В результате этого потрясающего духовного опыта мы обретаем способность «видеть» невидимое — и мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.

Употребление местоимений в первом лице множественного числа в стихах 7-13 свидетельствует, что Иоанн подразумевает и читателей послания; то же самое — в данном стихе. «Пребывающий» Бог, чье присутствие явно в среде любящих друг друга христиан, таким образом, в известном смысле действительно становится доступным для лицезрения — очами веры.

1Иоан.4:15-16. Из вышесказанного становится ясно, что исповедание (сравните 1:9; 2:23; 4:3) Иисуса как Сына Божия свидетельствует о совершенных взаимоотношениях исповедующего Его с Богом. Апостол завершает эту часть своего послания словами: И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Жизнь в атмосфере взаимной христианской любви ведет к личному познанию Божией любви и обогащает опыт этой любви, дает уверенность в ней.

1Иоан.4:18-19. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Верующий, который любит своих братьев, любит и Бога, и когда он встретится с Ним как с Судьею, то встретится с Тем, Кого любил и любит. Страху нет места в таком переживании, но испытывающий его сознает, что источником его собственной любви к Богу является любовь Бога к нему.

Своего высшего смысла послание достигает в 4:11-19. Но описанное здесь удивительное чувство «дерзновения» в день суда, основанное на доверии и уверенности, может быть достигнуто лишь чисто практическим путем. И в заключительной части своего послания Иоанн конкретно и четко определяет, что понимает он под «любовью» и как возможно осуществить ее в реальной человеческой жизни.

В кратком, но очень важном по значению 19-ом стихе апостол впервые говорит о необходимости любить Бога. Однако нельзя любить Его вместо своих ближних. Эта мысль служит отправной в дальнейшем ходе послания.

1Иоан.4:20-21. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец. Неискренние, лицемерные заявления Иоанн часто клеймит словами «лжем», «лживы», «лжец» (1:6,10; 2:4,22; 4:20; 5:10). Любовь к невидимому Богу (4:12) может проявляться на деле только в любви к тем, кого мы видим, к нашим братьям во Христе. Более того — закон Божий объединяет в одно эти два вида любви — к Богу и к брату своему.

Пастор Олег Назаров по материалам библейского комментария

Exit mobile version