Не новая заповедь — комментарий к ежедневной главе

Не новая заповедьАвторство Второго послания Иоанна

Язык, стиль и содержание послания говорят о том, что его автором был тот же человек, который написал Первое послание Иоанна и Евангелие от Иоанна. Автором послания традиционно считается апостол Иоанн, сын Зеведеев, и других заслуживающих внимания предположений не выдвигалось.

Время и обстоятельства написания

Второе послание Иоанна написано с целью предостеречь против лжеучений и, по всей вероятности, как и Первое, создано в последние два десятилетия I в. Хотя оно повторяет некоторые темы Первого послания, но отнюдь не предполагает предварительного ознакомления с ним читателя.

Характерные особенности и темы

Совершенно очевидно, что Второе послание Иоанна является письмом: в нем есть обращение к конкретному лицу, начальные и завершающие приветствия. Оно адресуется некой христианке, именуемой «избранной госпожой», и ее семье, причем под семьей можно понимать как ее родных, так и связанную с ней общину христиан. В этом письме Иоанна содержатся как слова ободрения, так и предостережения. Как и послания Павла, Второе послание Иоанна обращено к какой-то конкретной общине, в отношении которой автор испытывает личную пастырскую ответственность.

Содержание

О тексте

Автор называет себя просто «старец», а та, к кому он адресует свое послание, именуется им «избранной госпожой». Эти выражения говорят о существовавших между ними отношениях взаимной любви и уважения, и свидетельствуют о том, что автор имел пастырское попечение о той, к кому он написал это послание. Забота Иоанна об этой «госпоже» коренится в природе единства христиан, которое берет свое начало в Боге.

Старец — апостол именует себя старцем, поскольку обязанности апостола по отношению к той или иной конкретной общине были точно такими же, как и обязанности пастырей и пресвитеров, т.е. «старцев» (1Пет.5:1-4).

Избранной госпоже — некоторые толкователи полагают, что это выражение, является метафорическим наименованием Церкви, однако такое словоупотребление нигде больше не встречается.

И старец и избранная госпожа вместе причастны к радости видеть ее домашних, пребывающих в вере и истине. Признаком верности христиан своему званию является их взаимная любовь, — главная заповедь, данная Самим Иисусом (Ин.13:34). Эта любовь далее определяется заповедями, оставленными Христом Своим последователям и составляющими неизменную основу христианства.

Не как новую заповедь — лжеучители, которые производили смущение в некоторых христианских общинах, дерзали нападать на самую главную истину Евангелия, которая заключается в том, что Иисус есть Помазанник Божий, Христос, предвечный Сын Божий, пришедший в мир во плоти ради совершения спасения рода человеческого (1Ин.2:18-23; 4:1-3). Эта истина настолько важна, что отвержение ее означает отказ от упования на примирение с Богом, тогда как принятие ее тождественно принятию Самого Бога, как Он открывает Себя в Евангелии. Иоанн предостерегает избранную госпожу и ее домочадцев, прося их быть настороже, потому что действия лжеучителей угрожают свести на нет дело, совершенное теми, кто принес им Евангелие, ставят под угрозу получение вечной награды, обещанной Евангелием. Единственный способ уберечься — избегать всякого общения с лжеучителями.

Вошли в мир — не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Обличаемые Иоанном лжеучители были докетистами, отрицавшими реальность человеческой природы Христа (1Ин.4:2).

Докетизм

Среди исследователей раннего христианства определение термина «докетизм» и его применение к тем или иным христологическим концепциям являются предметами полемики. Основное затруднение при этом вызывают такие учения, в которых отрицается не реальность человечества Иисуса Христа, но реальность единства божества с подверженным страданиям человечеством. Такого рода христология была характерна для целого ряда гностических систем.

Наиболее широкое определение докетизма дал В. Бауэр, выделив три типа докетических христологий:

1) те, в которых распят был не Христос, но кто-то другой вместо него (Симон Киринеянин, по учению Василида: «Василидъ училъ, что подъ видомъ Іисуса былъ распятъ Симонъ Киринеянинъ, при чемъ самъ Іисусъ стоялъ-де подлѣ въ образѣ Симона Киринеянина и смѣялся надъ Своими гонителями»);

2) различающие земного человека Иисуса и «небесного Христа», сошедшего на Иисуса при крещении и оставившего его перед распятием: в учении Керинфа и в Евангелии от Петра;

3) полностью отрицающие всякую реальность человечества Иисуса Христа. При такой интерпретации докетизмом в большей или меньшей степени могут быть признаны все известные гностические христологии. Сторонником этого взгляда является М. Слуссер, полагающий, что докетизмом можно назвать всякое христологическое учение, разделяющее божественное и человеческое во Христе или имеющее тенденцию к такому разделению.

У Вайгандта, автора единственной на сегодняшний день монографии о докетизме, противоположная точка зрения. Он считает, что докетизмом может быть названа только та христология, которая исключает всякий контакт божественной природы Спасителя с материальным миром. Поэтому в полном смысле докетическими он признает только христологические воззрения, с которыми полемизирует Игнатий Антиохийский, а также учения о Христе Кердона, Саторнила, Маркиона и апокрифа «Деяния Иоанна».

Выводы

Это письмо полно трогательных отношений. Из него следует, что у апостола и его подопечных были довольно теплые, можно сказать именно братские отношения. Этот факт, конечно же, заслуживает внимания и в наши дни. Глядя на отношения в общинах между членами церкви, а также, особенно, отношения общин к пасторам, служащим у них, я с ужасом думаю о последствиях такой атмосферы. Ведь не секрет, что чувства некоторых христиан друг ко другу нельзя назвать иначе как — ненависть. Очень печально видеть, как приходящие в субботу на поклонение Богу, не могут спокойно усидеть на стуле, когда за кафедрой появляется пастор или другой член церкви.

Ссоры, распри, ропот и недовольство сводят на нет все усилия Духа Святого и людей, направленные на спасение «живущих во тьме», потому что труженики позволяют тьме проникнуть в сердце Евангелия.

Я думаю о возражениях, которых я услышал бы в «живой беседе на эту тему». Они звучали бы примерно так: «а как можно нормально относиться к этому пастору, брату, сестре и т.д.?» В том-то и дело, что на этот вопрос есть прямой, понятный и простой ответ, но мы почему-то, не обращая внимание на множество свидетельств по этому вопросу, ограничиваемся примитивной человеческой реакцией на проблемы, возникающие между христианами.

«И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.» 2Иоан.1:5

Любить друг друга, это вторая по значимости заповедь из всех, когда-либо данных Богом. Заповедь дается не для того, чтобы ее знать, но чтобы поступать соответственно нее. Ее нарушение, это такой же грех, как и убийство, воровство и супружеская измена. Если в жизни христианина присутствует выше названный грех, это означает, что ситуация требует немедленного изменения.

Одно из самых опаснейших заблуждений считать, что негативные чувства, которые мы испытываем по отношению к другим людям, не таят в себе ничего опасного. Христиане могут «с пеной у рта» отстаивать какой-нибудь малозначительный вопрос, например, ношения платков сестрами, при этом, совершенно не прилагая усилий к тому, чтобы изменить свое отношение к людям, которым они противостоят.

Один из современных апологетов атеизма вполне справедливо высказался, что «христианская церковь, как и любая другая религиозная среда, это место сосредоточения самой лютой ненависти в человеческом сообществе».

Подтвердим ли мы или опровергнем эти слова, зависит только от нас.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» 1Кор.13:1-3.

Пастор Валентин Сухин по материалам библейских комментариев

Exit mobile version