«Не отверг Бог народа Своего» — размышления над ежедневной главой

После прочтения 10 главы послания к Римлянам может сложиться ложное впечатление, что грех Израиля совершенно лишил его Божьей благодати. В одиннадцатой главе Павел опровергает эту идею.

Евреи у стены плачаИтак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 «ГОСПОДИ! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.(Rom 11:1-5 RSO)

Во дни Илии большая часть израильтян оставила Бога. По сути, Илия считал, что остался один. У него не было знакомых, которые не поклонялись Ваалу. Но у Бога они были. И это означало, что Израиль не отвергнут Богом. Это означало, что у Бога есть Свой народ. Количество этого народа не играет роли.

Тем более это касается времени Павла. Вряд ли Павел, или какой либо другой еврей мог сказать: «только я принял Иисуса, а весь Израиль Его отверг». И если отступничество времен Илии не могло изменить отношения Бога к евреям, то и отвержение Христа частью Израиля не может этого сделать.

6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда». (Rom 11:6-10 RSO)

В седьмом тексте избранные — это и евреи и язычники. Они противопоставляются «Израилю» и «прочим».

Павел уже показал, что отвержение Христа «прочим Израилем» не заставляет Бога отвергнуть весь Израиль, так как остаток принял Иисуса. Но теперь Павел готов пойти дальше. Он выражает уверенность, что в будущем отношение Израиля к Иисусу изменится.

11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их— богатство миру, и оскудение их— богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их— примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. (Rom 11:11-16 RSO)

В тринадцатом тексте Павел возвещает о своей великой надежде на плод своего служения. Иудеи были призваны Богом возвестить миру о Боге и Его святости, жизнью и проповедью. Теперь Павел надеется, что в результате его служения язычники продемонстрируют такую верность Божьему Закону, что Иудеи тоже захотят принять Христа, чтобы получить такую же силу для освящения. Это еще раз говорит о позитивном отношении Павла к Ветхому Завету. Сложно представить, что христиане могут возбудить в иудеях желание принять Христа утверждениями о том, что закон больше не нужен, и Бог Ветхого Завета — не такой, как Бог Нового Завета.

Павел — это пример для любого христианина, который потерпел неудачу, проповедуя Евангелие своим родным и близким. Приводя ко Христу других людей, не зацикливаясь только на нашем близком круге, мы можем привести к Иисусу того человека, который приведет к нему тех, кого мы не смогли.

17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. (Rom 11:17-24 RSO)

Этот отрывок многократно комментировался, поэтому подчеркнем только то, что корень — это не Израиль, а его Мессия — Иисус.

Павел уже несколько раз подчеркивал, что отвержение евреями Иисуса не означает, что евреи отвергнуты Богом. Он говорил о том, что евреи могут принять Иисуса, и снова стать частью маслины. Он говорил о том, что это может быть. Но теперь Павел намеревается сказать, что это будет.

25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,— чтобы вы не мечтали о себе,— что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: «придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию— возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать. (Rom11:25-32 RSO)

25 текст говорит о том, что иудеи будут обращаться до конца. Он говорит о том, что благовестие не ограничивается только язычниками, или только евреями.

26 текст не говорит о том, что все евреи спасутся, так же как и 32 текст не говорит о том, что все люди будут помилованы.

Весь Израиль — это все спасенные.

33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его,
34 ибо кто познал ум ГОСПОДЕНЬ? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь. (Rom 11:33-36 RSO)

Человеческие потуги охватить план Божий жалки и смешны. Когда люди начинают советовать Богу, как направлять истории стран для осуществления Его плана, когда люди начинают высказывать недовольство тем, как Бог поступает с этим миром, кем они себя считают?

Бог никому ничего не должен. Мы ничего не можем предложить Ему. Мы ничего не можем советовать Ему.

Иногда меня спрашивают, почему я стал адвентистом, почему я поверил Библии. Я что-то отвечаю, иногда со мной соглашаются, иногда нет. Иногда люди даже претендуют на то, что они знают, почему я стал верующим.

Но тридцать третий текст говорит — невозможно постичь Божий путь. И этот текст — в контексте спасения. Я не могу даже до конца постигнуть то, как Бог смог открыться мне, упрямому, непослушному, грешному и заблуждающемуся. И тем более непостижима тайна спасения всего Израиля. Но она совершится.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version