Так вступать ли в брак? — размышления над ежедневной главой

Восточная женщинаА о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. 1Кор.7:1-2.

Под словами «не касаться женщины» апостол, вероятно, понимал — «не вступать с женщиной в интимные отношения» (сравните Быт.20:6; Прит.6:29). Возможно, и это было своего рода девизом для некоторых коринфян (сравните 1Кор.6:12-13), которые настаивали на том, что даже в супружестве лучше воздерживаться от физической близости. Но Павел в этой связи напоминает о первоначальном Божьем плане «каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».

Павел говорит о том, что брачные отношения должны строиться на принципе равноправия и взаимности, подчеркивая ответственность мужа и жены в физическом удовлетворении друг друга. «Муж должен исполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, так и жена — по отношению к мужу» (перевод Кулакова).

Некоторые коринфяне, вступившие в брак, пытались затем жить по принципу безбрачия. Скорее всего это воздержание от физической близости было решением одной стороны, а не следствием взаимного соглашения (стихи 3-4). Порой это толкало другую сторону к блуду (стих 56; сравните стих 2). Такого рода практику и требовал прекратить апостол; воздержание допустимо в одном из трех случаев:

По прошествии времени нормальные супружеские отношения должны быть возобновлены, пишет Павел. Только таким способом можно избежать искушений диавола, толкающего супругов к измене.

Безбрачным и разведенным людям апостол советует оставаться в таком положении. Но если же, кто знает себя и не способен быть в таком статусе, тогда «лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Согласно перевода Кулакова слово «разжигаться» значит «сгорать от вожделения».

Христианам, состоящим в браке между собою, апостол повелевает то, что повелел им Сам Иисус Христос (Мар.10:2): не разводиться. Мало того, в христианском браке споры между мужем и женою должны заканчиваться взаимным примирением (сравните Еф.4:32), а не разводом.

Возможно, до какой-то степени начало явлению разводов было положено Ездрой, который после возвращения израильтян в Иерусалим из плена (Езд.10:11)повелел им развестись с их женами-язычницами. Павел, однако, и в отношении подобных браков провозглашает то же правило, что и в отношении христианских браков: не разводиться. Верующий муж не должен оставлять неверующую жену, а верующая жена — не должна разводиться с неверующим мужем.

Развода следовало избегать по той причине, что через того из супругов, который уверовал во Христа, Бог благословляет брак в целом. Поскольку муж и жена составляют «одно тело», благословение Божие в адрес верующего распространяется на всю. Именно в этом смысле нужно понимать заявление апостола об освящении неверующего супруга и о святости детей. Если же неверующая сторона требовала развода — ее право. Верующая сторона могла вступать в повторный брак. Итак, апостол считал, что христианин должен стремиться к сохранению брачного союза и к поддержанию мира в семье, при этом он сознавал двусторонний характер брачных отношений.

Обрезание, будучи лишь наружной операцией, мало значило, по сравнению с соблюдением заповедей Божиих, что для Павла отождествлялось с пребыванием под контролем Святого Духа.

Подобно этому, и положение христианина в обществе в момент его призвания не имеет особого . Что действительно важно, так это осознание каждым верующим, что он есть раб Христов и должен повиноваться Ему. Тогда каждый, будучи призван, станет трудиться для Господа.

Тем обстоятельством, что Бог призывает людей разного звании и положения и от каждого ожидает верного служения Себе на том месте, где он поставлен, возвышаются и освящаются как служение, так и служитель.

Павел советует одиноким такими и оставаться по трем причинам:

Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным. 1Кор. 7:25

Девство здесь надо понимать как «девственники»: апостол имеет в виду тех людей, которые никогда не были в браке и не познали физической близости. Павел высказывает собственное суждение по этому вопросу, которое коринфяне могли бы принять как авторитетный совет. Он несомненно писал под влиянием Духа Святого, так что его слова должны были прозвучать для них, как слова Самого Христа.

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. 1Кор.7:26.

Под словами «по настоящей нужде» апостол мог подразумевать как уже начавшиеся гонения на христиан в Коринфе (сравните Иоан.16:33; 2Тим.3:12; 1Пет.4:12), так и неизбежность их в близком будущем, которую он предвидел (и тогда правильнее было бы перевести их как «по надвигающейся нужде»). Судя по тому, что нигде в послании Павел не упоминает об уже начавшихся для коринфян страданиях, второй вариант перевода — предпочтительнее. Но когда преследования начнутся, а это, Павел предчувствовал, случится неизбежно, то сопряженные с ними горести, одиноким переносить будет легче, чем семейным.

Как бы ни пугала мысль о мученичестве (сравните 13:3) одинокого человека, вдвойне страшна она была для семейного — ведь на нем лежала ответственность за жену и детей. С учетом этих обстоятельств вступление в брак, хоть и не возбранялось (если и женишься, не согрешишь), однако, представлялось нецелесообразным.

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие;
и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;
и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего. 1Кор.7:29-31.

Вторая причина, почему состояние безбрачия казалось апостолу предпочтительным, заключалась в той большей возможности «отделения» себя от преходящих обстоятельств, которая проистекала из него. Впрочем, отрешенность от всего временного должна быть присуща каждому верующему, но людям, имеющим семью (сравните Мар.13:12), достичь ее — несравненно труднее, между тем, и в их жизни Господь должен занимать первое место (Лук.14:26). Павел, конечно, нигде не учит верующих пренебрежительному отношению к их семейным обязанностям (сравните 1Кор.7:3-5). И все-таки он призывает их посвятить себя вечным ценностям, соответственно отрешившись от привычных реакций и от ценностей мира сего, который проходит.

А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;
а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:
незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения. 1Кор.7:32-35.

Третья причина вытекает из второй. У одиноких меньше помех на пути и поводов для отвлечения, чем у семейных, а потому им легче проникнуться духом нераздельного служения Господу. А вот мужу и жене, на которых лежит бремя забот о благополучии близких, труднее поступить так. Этот пример подтверждает точку зрения Павла, что у одинокого, не отягощенного столькими обязанностями, потенциально больше возможности посвятить себя, свое время и средства Господу.

Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть [таковые] выходят замуж.
Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.
Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. 1Кор.7:36-38.

Правильно понять и перевести это место довольно трудно. Вопрос упирается в то, кого подразумевает Павел под словами: если же кто… (стих 36) — отца или потенциального жениха девицы. Если жениха, то его поведение могло быть расценено как предосудительное, ибо, откладывая свой брак с девицей, достигшей уже зрелого возраста, он мог лишить ее возможности выйти когда-либо замуж.

Причина упомянутой трудности понимания — чисто лингвистическая. Считается, однако, что предпочтительнее понимать под «если же кто» отца. В таком случае Павел дает совет отцам, которые в греко-римском обществе первого века пользовались особым авторитетом при решении семейных дел. Так, отец мог принять решение, что его дочери лучше остаться незамужней, возможно, по тем примерно причинам, которые упомянуты Павлом в 1Кор.7:25-34. Но при этом отец мог и не принять во внимание того факта, что девица его не имеет «дара безбрачия» (стих 7) и не сможет оставаться одинокой.

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.
Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. 1Кор.7:39-40.

Ранее Павел уже советовал вдовам (стихи 8-9) оставаться в одиночестве. Однако из этих же стихов видно, что он сознавал: не все на это способны. А поэтому на вдов, которые хотели бы вновь выйти замуж, апостол налагает лишь одно необходимое ограничение: в брак они вправе вступать только с христианами (свободна выйти за кого хочет, но только в Господе, т.е. за того, кто принадлежит Господу).

Хотя в упомянутых стихах Павел об этом не говорил, ясно, что это условие он относил ко всем желающим вступить в брак, а не только ко вдовам. Что же до вдовы, то при соблюдении его, подчеркивает Павел, она свободна выбрать себе какого хочет мужа и быть с ним счастливой. Однако, добавляет апостол, она блаженнее, если останется так, по моему совету.

Пастор Олег Назаров

Exit mobile version