Папа Франциск, 666 и установление времени

Папа ФранцискВ связи с отречением Папы Бенедикта XVI и избранием Папы Франциска появились многочисленные спекуляции не только среди последователей различных христианских деноминаций, но и среди членов Церкви адвентистов седьмого дня. Будучи избранным папой, кардинал Хорхе Марио Бергольо взял новое папское имя, которое никогда не использовалось в прошлом. Последний раз такое случалось c Иоанном Павлом I , и это было исключением после более чем тысячи лет, на протяжении которых не было принято ни одного нового папского имени. Новый папа назван Франциском, а не Франциском I.

Только в случае использования этого же имени другим папой в будущем, это имя будет звучать как Франциск I. Интернет полон статей и дискуссий о папских именах. К тому же, новый папа —первый иезуит, занявший папский престол. Именно иезуиты положили начало контрреформации, они же способствовали развитию претеризма и футуризма. Их отношения с папством носили достаточно противоречивый характер. Временами они были самыми верными подданными папы и его элитной армией, временами были гонимы. Все это способствует распространению спекуляций, страхов и определенных ожиданий, в том числе и указаний на то, что второе пришествия Христа должно произойти во время правления настоящего папы.

Теории о папах и числе 666

Теории, предложенные Ф.С. Фаулером и Ральфом Майерсом, уже причиняли неудобства адвентистам в прошлом. Возможно, и до сих пор они продолжают ставить ряд вопросов. Франклин С. Фаулер (врач, издает собственный журнал Вопросы последнего времени и развивает свое собственное служение под названием «Пророческая исследовательская инициатива») еще в 1999 году предположил, что семь голов зверя, на котором сидит Вавилонская блудница (Откровение 17), это не какие-то политические или религиозно-политические силы прошлого и настоящего, а папы, правящие с 1929 года. Он предположил, что пять голов, которые пали — это Пий XI, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI и Иоанн Павел I.

По его мнению, «тот, кто есть» представляет Иоанна Павла II, восьмой — это папство, равно как и сам зверь. «Женщина (католическая церковь), зверь (папство, святой престол, государство Ватикан) и головы (папы, руководители святого престола) — все они идут один за другим».

Фаулер предполагает также, что восьмой — это и сам сатана. Десять рогов предположительно указывают на Протестантизм, представленный «ортодоксальными церквами (!), евангеликами (включая ассамблеи Бога, пятидесятников), епископалами/англиканами, лютеранами, методистами, пресвитерианами, баптистами, реформатами, свидетелями Иеговы (!) и церковью Назарянина (!)».

Ральф Майерс пошел еще дальше. Он разработал особую интерпретацию числа 666, когда Папа Иоанн Павел II был еще жив. Для него головы багряного зверя означали имена пап. Число 666 относится к семи головам зверя из Откровения 17. С 1798 года использовались семь папских имен, а именно Пий, Лео, Григорий, Бенедикт, Иоанн, Павел и Иоанн Павел. На протяжении существования церкви, эти имена давались следующим образом: Пий — 12 раз, Лео — 13 раз, Григорий — 16раз, Бенедикт — предположительно 14 раз, Иоанн — предположительно 21 раз, Павел — 6 раз и Иоанн Павел — 2 раза. Майерсу пришлось делать некоторые согласования, и время от времени отклоняться от официального подсчета католической церкви, так как в отдельные периоды истории церковью руководили сразу два папы. Тот, кто не был законно избран, даже если у него и была значительная поддержка кардиналов, считался антипапой.

Складывая имена пап, Майерс пришел к числу 665. Поэтому, считает автор, если придет еще один папа, восьмой, и возьмет совершенно новое имя, счет достигнет числа 666. Тогда придет конец. В случае, если новый папа выберет ранее использованное имя, он станет антипапой, что будет вскоре определено.

После того, как Йозеф Ратцингер выбрал имя Бенедикт, стало ясно, что пророчество Майерса не сбылось, и его ожидания не оправдались. Позже он писал: «Йозеф Ратцингер, известный как Бенедикт XVI (XV) будет свергнут, на него нападет разъяренная толпа во внутреннем дворе Ватикана и затопчет до смерти. Я не знаю, когда это должно произойти. Я видел это в видении».

Эта часть его предсказания пока не исполнилась, и его исполнение уже неуместно, так как Бенедикт XVI отошел от дел правления, отрекшись от престола. Однако, достаточно интересен новый папа, следующий за Бенедиктом XVI, взявший новое имя, и люди могут поверить, что в основном Майерс прав, или могут разработать свою собственную систему, схожую с его. На одном из вебсайтов находится следующая таблица:

Имя главы……………………..Число…………………Счет

1 Пий XII……………………… (12)………………………..78

2 Лео XIII……………………… (13)………………………..91

3 Григорий XVI…………………(16)………………………136

4 Бенедикт XIV………………….(14)………………………105

5 Иоанн XXI…………………… (21)………………………231

6 Павел VI……………………… (6)…………………………21

7 Иоанн Павел II……………….. (2)………………………….3

Антипапа…………………….Бенедикт XVI…………………0

8 Антихрист………………….Новое имя (1)…………………1

Итого…………………………………………………………666

Следуя такой же или похожей системе подсчета папских имен, ряд сайтов уже утверждает, что с появлением папы Франциска число 666 исполнилось.

Предположения и их оценки

Подобный метод исчисления основывается на предположениях, достоверность которых весьма сомнительна.

Предположение первое:

зверь, выходящий из моря, и багряный зверь являются одним и тем же персонажем. Вся аргументация Р. Майерса и «его последователей» разрушится, если не будет показано, что эти два зверя идентичны. Возможно, они действительно идентичны, а может быть, и нет. Здесь важно обратить внимание на то, что это просто предположение. Доказать, что зверь из моря и багряный зверь описывают одну и ту же власть, невозможно. Имеют место и другие предположения, высказанные адвентистскими исследователями, согласно которым эти два зверя не могут быть приравнены друг к другу.

Во всяком случае, адвентисты считают, что зверь, выходящий из моря в Откровении 12:1 указывает на ту же силу, что и власть малого рога из Даниила 7, и эта сила представлена Папским Римом. Было высказано предположение, что багряный зверь, который выходит не из моря, а из бездны, может представлять сатану, использующего политические власти для поддержки Вавилона последнего времени. Поскольку в церкви нет определенного решения, и в адвентизме имеют место различные интерпретации отдельных текстов Писания, нам следует быть осторожными с нашими умозаключениями.

Предположение второе:

интерпретация числа 666 зависит от понимания голов багряного зверя и семи царей из Откровения 17, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел» (Откр. 17:10), и есть еще восьмой.

Число 666 (Откр. 13:18) должно быть интерпретировано в его непосредственном контексте Откр. 13. Текст Откровения не позволяет увязать это число с головами багряного зверя. Однако очевидно, что число 666 — это число зверя, выходящего из моря (Откр. 15:2).

Бил пишет: «Продолжающиеся до сих пор дискуссии указывают скорее на коллективистское понимание числа зверя, а не на определенную личность антихриста». Это то, чего адвентисты придерживались и на чем продолжают стоять. С этой позиции, ажиотаж по поводу какого-то определенного папы совершенно не оправдан.

Предположение третье:

семь голов Откровения 17 относятся к папам и папским именам. Семь голов должны прослеживаться на протяжении всей истории, а не только в ее конце, так как существование зверя не ограничивается только последним временем земной истории. Интересно заметить, что головы не задействованы в поражении блудницы Вавилона. Именно те, кто был в союзе с Вавилоном, и восстанет против нее: это багряный зверь с его десятью рогами (Откр. 17:16). Головы также названы горами и царями (Откр. 17:9-10). В библейском пророчестве, особенно в апокалиптическом пророчестве, горы означают царства, а не определенных правителей или церковных лидеров. Гора из Дан. 2:35 представляет собой вечное Божье царство (Дан. 2:44-45). В соответствии с Иеремией 51:25 Нововавилонская империя 6-го столетия до н.э. представлена как «губительная гора». Подобно этому, и цари должны пониматься как царства. Четыре царя, упомянутые в Дан. 7:17 не обозначают определенных правителей, но царства (Дан. 7:23). Хотя, в Дан. 2:37-38 царь Навуходоносор определяется золотой головой, следующий металл истукана идентифицируется с царством (Дан. 2:39), и это позволяет предположить, что стихи с 37 по 39 относятся не только к царству Навуходоносора, но и ко всей Вавилонской империи.

Ничего не указывает на то, что головы должны пониматься как определенные папы, или даже как папские имена. Они, скорее, отражают империи, такие как Египет, Мидо-Персия, Греция и т.д. Даже описание числа 666 как числа «человеческого» в Откр. 13:18 не обязательно указывает на какую-то личность. «Важной параллелью является Откр. 21:17, где слово άνƟρώπoυ (человеческая личность, человек) используется обобщенно».

Предположение четвертое:

Семь папских имен должны отсчитываться с 1798 года. Хотя о деятельности зверя, выходящего из моря говорится до 1798 года, в связи с нанесением смертельной раны (Откр. 13:3), никаких указаний на то, что пророчество о числе 666 исполнится только во время последнего папы, и, что оно не указывает на зверя во время его существования на протяжении веков (Откр. 13:18), нет. Не упоминается временной период и в главе 17, кажется, он здесь и не предполагается.

Предположение пятое:

Хотя важны только те папские имена, которые использовались с 1798 года, тем не менее, их использование должно прослеживаться на протяжении веков всей церковной истории и восходить еще к первым папам. Это предположение звучит довольно странно, и ему нет никакого разумного объяснения. Если начать считать папские имена с 1798 года н.э., то зачем включать в этот список имена из предшествующих веков, опуская при этом целый ряд имен, которые использовались папами в прошлом? Такой метод толкования вряд ли исходит из Писания; по сути, он приписывает тексту чуждый ему смысл.

Предположение шестое:

число использования соответственных папских имен на протяжении истории должно определяться сложением (для Пия это выглядит следующим образом: 1+2+3+4+5+6+7+8+9+10+11+12=78, так как до настоящего времени в церковной истории существовало 12 пап с именем Пий), и числа всех папских имен должны также складываться, чтобы достигнуть числа 666.

Подобный подход совершенно не оправдан Библией. Он кажется совершенно произвольным. В Священном Писании нет ни одного прецедента, который позволил бы использовать подобный метод. Его применение чуждо Писанию, и представляет собой спекуляцию чистейшей воды. Если бы кто-то и решил, что число двенадцать (количество пап в истории с именем Пий) важно, то почему бы не использовать просто число 12 без прибегания к столь странному способу как сложение? Почему было выбрано именно сложение? Почему бы не решить, например, умножать числа?

Предположение седьмое:

достижение числа 666 указывает на скорое возвращение Иисуса. Это означает следующее: Иисус вернется во время правления настоящего папы. Откровение 13:18, однако, не ассоциируется непосредственно с пришествием Христа и тем более, с установкой времени. Хотя отдельные члены церкви Адвентистов седьмого дня пытаются устанавливать даты второго пришествия Иисуса, сама церковь не приемлет никаких дат второго пришествия, ни жестких, фиксированных, ни менее очевидных. Хотя Адвентисты и верят в скорое пришествие Христа и надеются, что настоящее поколение будет последним, они избегают временных установок в какой-бы то ни было форме. Писание совершенного очевидно настроено против установления времени относительно второго пришествия Христа (Мат. 24:36, 42, 44). Кто-то может возразить, что Евангелия против того, чтобы высчитывать конкретный день и час, а не больший промежуток времени, но даже и это является ошибкой. Хорошо об этом сказал Бломберг: «День» и «час» постоянно используются в Писании, как «время» в целом, а не только как периоды в двадцать четыре часа и шестьдесят минут (Мат. 10:19). «День» особенно отражает Ветхозаветный «День Господа» (ср. особ. Пророк Софония), фраза, обозначающая конец века (ср. «судный день» Мат. 10:15; 11:22, 24; 12:36 и ср. так же с Рим. 10:21; 1 Кор. 4:5; 2 Кор. 3:14; Ефес. 6:13). Мат. 24:42-44 использует «день», «время ночи» и «час» взаимозаменяемо. «День» и «ночь» появляются в синонимичном параллелизме в ст. 50.

Следовательно, христиане, которые утверждают, что могут свести время возвращения Христа к определенному поколению, году или даже периоду в несколько дней, не зная буквальный день или час, остаются просто дезинформированными«. Христиане/Адвентисты должны знать, что время Второго Пришествия близко и нужно бодрствовать. Этого достаточно.

Предположение восьмое:

антипапы не должны учитываться при подсчете. Этот последний пункт имеет дело с логикой и определением. Майерс действительно не учитывает тех пап, которые незаконно носили этот титул. Допустим, что он прав. Но если антипапы понимаются как папы, которые не были избраны должным образом и пытались править, когда на престоле был другой папа, как тогда быть с Йозефом Ратцингером — папой Бенедиктом XVI. Он не был соперником другому папе, но рассматривался как законный папа. Поэтому и здесь данная система дает сбой.

Вывод и заключение

Подход, использованный Р. Майерсом и другими, экзегетически не приемлем, поскольку он вводит элементы, не подтверждаемые библейским текстом; он использует не допустимую методологию, не основанную на самом Писании.

Даже если некоторые моменты его предсказания, такие как папа, берущий новое папское имя, и выглядят достаточно интригующе, они, тем не менее, не имеют ничего общего с содержанием и интерпретацией Откровения. Мы не отрицаем, что можем столкнуться с интересным и неожиданным развитием событий при новом папе. Не отрицаем мы и того, что Господь может прийти при его жизни. Мы лишь ставим под сомнение то, что второе пришествие Христа может быть прямо связано с папой Франциском или другим папой. Когда в 1948 году было учреждено современное государство Израиль, некоторые христиане усмотрели в этом исполнение определенных ветхозаветных пророчеств. Хотя события были действительно впечатляющими, адвентистская церковь не увидела «света» в подобном предположении, как и в том, что ветхозаветные пророчества якобы исполнились в истории современного Израиля. Многие из ветхозаветных пророчеств являются условными, и, как указывает на то Новый Завет, будут исполнены только в широком, вселенском масштабе. Учитывая это, не следует использовать какие-то яркие события для незаконной интерпретации библейских текстов.

Когда дело касается не очень ясных библейских текстов, как например того, который упоминает число 666, исполнение которого в связи с начертанием зверя все еще не завершено, нам следует избегать догматических или спекулятивных утверждений, и оставаться внимательными, доверяя Богу в том, что Он будет вести свою церковь к более широкому пониманию, когда это необходимо, а не просто к удовлетворению нашего любопытства относительно будущих событий.

Молясь Богу о скором возвращении Христа, приготовляя себя и других в Его приходу, мы ни В коем случае не должны устанавливать дату этого события. Это может быть гибельно не только для нас, но и для других. Если наше предсказание не исполнится, многие люди могут отвернуться от самой важной вести всех времен — вечного евангелия Откровения 14.

Эккехард Мюллер, Заместитель директора Института Библейских Исследований
По материалам Бюллетня института библейских исследований

1 Franklin S. Fowler Jr., The Final Years of the Papacy: Revelation 17 (Granite Falls, WA: Christian Heritage Foundation, 1999), 9.
2 Fowler, 12.
3 Fowler, 13.
4 Fowler, 13-15.
5 Католическая церковь насчитывает 15 имен до времени Иоанна Павла II, но Бенедикт Х был антипапой.
6 В католической церкви было 23 папы с именем «Иоанн». Два были антипапы.
7 http://english.sdaglobal.org/research/666beast.htm доступ 25 октября, 2009.
8 http://www.666beast.net доступ 15 марта, 2013.
9 См. Edwin Reynolds, «The Seven-Headed Beast of Revelation 17» Asia Adventist Seminary Studies 6
(2003): 103; Ekkehardt Mueller, «The Beast of Revelation 17 — A Suggestion», Reflections: A BRI Newsletter January, (2005): 2-8.
Более широкая и научная версия: Ekkehardt Mueller, «The Beast of Revelation 17 — A Suggestion(Part 1)», Journal of Asia Adventist seminary 10/1 (2007): 27-50; итакже «The Beast of Revelation 17 — A Suggestion(Part 2)», Journal of Asia Adventist Seminary 10/1 (2007): 153-176.
10 См. также G. K. Beale, The Book of Revelation, The New International Greek Testament Commentary (Grand Rapids: Wm B. Eerdmans Publishing Company, 1999), 718.
11 Beale, 723.
12 Ср. Beale, 875; Grand R. Osborne, Revelation, Baker Exegetical Commentary on the New Testament (Grand Rapids: Baker Book House, 2002), 619; и Robert H. Mounce. The Book of Revelation, revised edition. The New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids: Wm B. Eerdmans Publishing Company, 1998), 317. Simon J. Kistemaker, New Testament Commentary: Exposition of the Book of Revelation (Grand Rapids Book House, 2001), 471, придерживается того, что «семь холмов указывают на мировые империи, имевшие место в истории».
13 David E. Aune, Revelation 6-16, World Biblical Commentary, vol. 52B (Nashville: Thomas Nelson Publishers, 1998), 769.
14 См. 42 месяца Откр. 13:5, которые должны пониматься в соответствии с принципом день за год. Об этом Принципе смотри Gerhard Pfandl, «The Year-Day Principle», Reflection — A BRI Newsletter, Number 18, April 2007, 1-3.
15 Откр. 13:1-4 и Откр. 13:5-8 должны пониматься как параллельные отрывки.
16 В соответствии с http://en.wikepedia.org/wiki/PiusПапа Пий I, святой 140/142 —155, папа Пий IIс 1458 по 1474, папа Пий III с 1503, папа Пий IV c 1559 по 1565. Пий V святой с 1566 по 1572, папа Пий VI с 1775 по 1799, папа Пий VII с 1800 по 1823, папа Пий VIII с 1829 по 1830, папа Пий IX c 1846 по 1878, Папа Пий Х святой с 1903 по 1914, папа Пий XI с 1922 по 1939, папа Пий XII c 1939 по 1958 (доступ 14 марта, 2013).
17 Crag Blomberg, Matthew. The New American Commentary, vol. 22 (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 1992), 365.
18 Адвентисты поддерживают протестантские принципы sola scriptura (только Писание) и scriptura suiipsius interpres (Писание само себя истолковывает), избегая практики использования текста вне его контекста и тщательно анализируя исследуемый отрывок Писания. Далеесм. Frank Hasel «Presuppositions in the Interpretation of Scripture» in Understanding Scripture (ed. George W. Ried: Biblical Research Institute Studies 1; Silver Spring, MD: Biblical Research Institute, 2006), 27-46 и в том же томе, Ekkehardt Muller, «Guidelines for the Interpretation of Scripture», 111-34.

Exit mobile version