Против ересей «Учение о воскресении и суде» — комментарий к ежедневной главе

Обоснование вопроса о воскресении или почему Павел прибегает к этой теме.

Христос воскрес!Некоторые полагают, что Павел поместил эту главу, в которой трактует вопрос воскресения, в конце послания, по той причине, что считал: твердая вера в воскресение поможет решению многих проблем коринфской церкви. Вполне очевидно, что если для людей с таким складом ума, как у древних греков, проповедь о Христе распятом была «безумием» (1Кор.1:23), то, несомненно, как таковое же воспринимали они и прямо из нее вытекающую доктрину воскресения (сравните ДА.17:31-32).

Отрицание, хоть и не впрямую, факта воскресения некоторыми коринфянами, сказывалось, по-видимому, в их убеждении, что в настоящий век именно благословения «материи», исходящие от Бога, достигают своего апогея (1Кор.4:8; сравните 1Кор.6:2), а потому они и не беспокоились о последствиях своей безнравственности в сфере отношений между полами (1Кор.5:1; сравните 1Кор.6:9, 13-14).

Как и о других проблемах, уже рассмотренных им (1Кор.1:10-6:20), о неверии некоторых коринфян в воскресение мертвых Павлу, очевидно, кто-то сообщил (1Кор.15:12): сами они не спрашивали его об этом в своем к нему письме (сравните 1Кор.7:25; 8:1; 12:1; 16:1,12). Как и тогда, когда он отвечал фессалоникийцам (у которых также возникла путаница в представлении о воскресении мертвых —

1Фес.4:13-18), Павел начинает с утверждения основы веры (1Кор.15:3-4; 1Фес.4:14) и затем развивает эту тему.

Доказательства на основании фактов, зафиксированных в истории (1Кор.15:1-11)

1Кор.15:1-2. Евангелие, которое благовествовал Павел в Коринфе (1Кор.2:1-2), не изменилось, но апостол опасался, что, коль скоро в церкви принижалось значение вести о распятом Христе и ее роли в жизни верующих, то же самое могло происходить и в отношении вести о воскресении Христа. Между тем, и первая и вторая вести играли существенную роль в процессе спасения коринфян (ставя первый глагол 2-го стиха в настоящем времени — спасаетесь, Павел подразумевает освящение, которое длится, пока христианин живет на земле).

Отвергать воскресение тела — значит выхолащивать «Евангелие» и делать веру тщетной (по-гречески буквально — «беспричинной»; стих 14, 17) — ведь объект ее не заслуживает в таком случае внимания (сравните 1Кор.15:13,17). Нельзя верить в Благую Весть, не сохраняя твердой веры в воскресение Христа. Не имеющий такой веры верует тщетно (сравните Матф.13:18-22).

1Кор.15:3-5. Павел включает и себя самого в число верующих, которые приняли истину о смерти Христа за грехи всех людей и о Его воскресении. Эти стихи, будучи сердцевиной евангельской вести, для первых христиан были выражением символа их веры, и апостол говорит об этом как об имеющем первостепенную важность (на русском языке это передано фразой: Ибо я первоначально преподал вам). Этот символ веры зиждился на двух утверждениях: Христос умер за грехи наши и воскрес.

Достоверность их подтверждается как Писанием (Пс.15:10; Ис.53:8-10), так и зафиксированными в истории и подтвержденными временем свидетельствами людей, которые жили в ту пору и видели Христа как «во гробе», так затем и вне его. Тот факт, что Он был погребен, несомненно, говорит о Его смерти, а то, что после этого Он являлся людям, свидетельствует о Его воскресении. К апостолу Петру (Кифе), первым увидевшему воскресшего Христа, присоединились затем и остальные ближайшие ученики Господа, удостоившиеся той же чести. Учение фарисеев о воскресении мертвых говорит о том, что эта весть принадлежит не только перу новозаветных авторов, но была присуща учению иудеев проповедованному в синагогах, однажды Павел использует веру фарисеев в воскресение мертвых, когда находится в синедрионе (ДА.23:6)

1Кор.15:6. Позже гораздо большей группе верующих явился воскресший Христос. Более, нежели пятистам братий — это, возможно, те самые люди, получившие напутствие Господа, которое записано в Матф.28:18-20 (сравните Деян.1:3-8). И поскольку большая часть их была еще в живых, когда Павел писал это послание, они могли лично засвидетельствовать о воскресении Иисуса Христа.

1Кор.15:7-8. На протяжении истории явления Воскресшего неоднократно отвергались на том основании, что последователи Его якобы видели Христа «глазами веры». Однако Павел мог сослаться и на свидетельства двух людей, которые не были верующими, когда увидели воскресшего Спасителя. Первым был брат Иисуса по матери — Иаков, а вторым — он сам. Иаков, подобно Павлу, потому, вероятно, и уверовал (сравните Иоан.7:5 с Деян.1:14), что ему явился воскресший Христос (ДА.9:3-6; 22:6-11).

Стих 8 в 15 главе передан по-русски совершенно не так, как по-английски и на др. европейских языках. В английском тексте стоит: «мне, как не прошедшему нормальный процесс рождения»; возможно, русское «изверг» надо понимать как «не в должное время извергнутый из чрева», т. е. Павел как бы считал себя «недоноском» (εκτρώματι (эктрОмати) — недоносок, выкидыш (выкинутый утробный плод), изверг в духовном отношении, может быть и потому, что не сопутствовал Христу во время Его земного служения (сравните ДА.1:21-22).

Мысль эту можно понять несколько иначе: другие апостолы пали к ногам Господа с дерева иудейства, словно созревшие плоды; Павел же, как бы насильственно был вырван Христом из недр иудейства, не будучи внутренне подготовлен к тому, чтобы стать Его апостолом. Представляется, что апостолов было больше, чем упомянутые прежде «двенадцать» (сравните толкование на Еф.4:11), но всех их объединяло то, что они лично видели воскресшего Христа (1Кор.1:9), и это обстоятельство заставляло Павла считать себя последним из них.

1Кор.15:9. Поскольку он был последним, словно малорослый последыш, не во время родившийся, Павел называет себя наименьший из апостолов. Он даже считает себя менее других достойным быть апостолом, так как ранее гнал церковь (сравните ДА.22:4; 1Тим.1:15-16), служителем которой стал теперь (2Кор.4:5).

1Кор.15:10. Однако он осознает и то, что его прошлое — это лишь фон, на коем разворачивалось действие благодати Божией (1Кор.1:3), которая в нем, Павле, вызвала такой горячий отклик. В ревностном своем служении Богу он и в самом деле не имел себе равных (сравните 1Кор.9:19-29). История Церкви подтверждает, что благодать Его не была тщетна в апостоле Павле, который действительно более потрудился, чем другие апостолы, поскольку он больше путешествовал, чем они, больше перенес гонений, больше написал посланий и больше основал церквей. Впрочем, апостол осознавал и с этим осознанием служил, что не своею силою достигал всех этих результатов (1Кор.3:6), но силой Божией

1Кор.15:11. В конце концов, не столь важна личность проповедующего, сколько содержание проповеди (1Кор.1:18-4:5), а все апостолы проповедовали одно и то же, а именно, что Христос распятый стал Христом воскресшим; это же проповедовал и Павел, и в это уверовали коринфяне.

Логические доказательства (1Кор.15:12-19)

1Кор.15:12. Павел затем обращается к утверждению некоторых коринфян, будто никто из мертвых не воскресал в теле. Он показывает, что в рамках христианской веры это утверждение — логически несостоятельно.

1Кор.15:13. Отрицать в принципе воскресение тела означало фактически отрицать воскресение Христа. Возможно, некоторые из коринфян уже дошли до этого, и апостол хотел предупредить как их, так и других о серьезных последствиях такого неверия. (Намек на раннее учение монофизитов)

1Кор.15:14. Во-первых, крайне опасным было то, что отрицание факта воскресения поражало в сердце самую евангельскую проповедь, лишало ее жизни. А коли так, то и вера коринфян оказалась бы тщетной («пустая», сравните стихи 2,10,17), поскольку объектом ее был бы какой-то умерший человек.

1Кор.15:15-16. Во-вторых, что касается апостолов, то они в таком случае оказались бы просто-напросто обманщиками, поскольку единодушно утверждали, что Христос воскрес из мертвых (стих 11).

1Кор.15:17. В-третьих, спасение коринфян было бы только мечтою, не имеющей никакого отношения к реальному положению вещей. А их вера была бы тщетною. Ведь, совершив воскресение Иисуса Христа, Бог засвидетельствовал о принятии Им выкупа, уплаченного Христом на кресте (Рим.4:25). Именно воскресение дает уверенность в искуплении, а если воскресения не было, то и коринфяне оставались во грехах, и по этой причине — отчужденными от Бога.

1Кор.15:18. В-четвертых, если Христос не воскресал, то и умершие верующие, в том числе и близкие коринфян, вошли в сферы не блаженства, но — погибели. Языческая концепция об освобождении духа после смерти не соответствует истине. Если не было воскресения, то не обезврежено и жало смерти, причиняющее страдание без конца (сравните стихи 54-56).

1Кор.15:19. В-пятых, если нет воскресения, то тогда правы язычники, относясь «к проповеди о кресте» как к «юродству» (1Кор.1:18), а такие люди, как Павел и другие апостолы, страдавшие за Евангелие (1Кор.4:9-13), достойны лишь жалости (то мы несчастнее всех человеков). Правильно в таком случае поступают те, кто живут минутной радостью, а жертвы, приносимые христианами — следствие их жестокого самообмана (1Кор.15:32).

Богословские доказательства (1Кор.15:20-28)

1Кор.15:20 Итак, Павел рассмотрел логические выводы, следующие из непризнания того факта, что Христос воскрес в теле (стихи 12-19). Затем он переходит к богословскому догмату о взаимной перепетенности и связанности судеб христиан и судьбы Иисуса Христа, выводя из этого уже не отрицательные, как выше, а положительные следствия. В результате раздумий рождается утверждение: действительно Христос воскрес из мертвых. Из умерших Он является первенцем (в греческом оригинале здесь использовано слово, соответствующее ветхозаветному «начатку плодов». Исх.23:16 απαρχη (апархЭ) — начаток, первый сбор или лучшая доля (плодов)), которое употреблено в отношении Христа в том смысле, что Он является предваряющим образцом — примером воскресения и гарантией того, что оно станет уделом многих (Рим.8:23).

1Кор.15:21-22, Смерть стала уделом всех людей, происшедших от Адама, по причине непослушания этого одного человека. Будучи отцом всего человечества, Адам грехом своим навлек смерть на каждого из своих потомков (Быт.3:17-19; Рим.5:12). Однако через послушание (Фил.2:8) другого Человека (1Тим.2:5) воскресение сделается достоянием всех, кто связан с Ним в своем духовном рождении. В Послании к Римлянам Павел объясняет эту величайшую истину более подробно (Рим.5:12-19). Те, кто стали членами тела Христова (1Кор.12:27), однажды последуют за своим Главою (Кол.1:18), хотя это совершится и не сразу.

1Кор.15:23. Завершающие события (человеческой истории) будут развертываться в определенной последовательности. Подробно описывать все будущие воскресения Павел не ставил себе целью, поскольку он обращался к церкви, будучи в первую очередь заинтересован определить в этом послании ее место в схеме грядущих событий. Как он утверждал ранее (стих 20), Христос был и остается для коринфян образцом и гарантией.

Согласно своему обещанию (Иоан.14:2-3), Господь вернется за Своею Церковью, и тогда мертвые во Христе воскреснут (1Фес.4:16).

1Кор.15:24. Вслед за воскресением Церкви (верующих) наступит другой период времени, предшествующий концу, когда Христос предаст Свое Царство Богу и Отцу (сравните Матф.13:41-43). Некоторые богословы не видят у Павла никакого намека на интервал между этими событиями и считают, что пришествие Христа за Церковью и «конец» произойдут фактически одновременно.

Как и в предыдущем стихе, события не ставятся здесь в определенные временные рамки, и они, в самом деле, могут произойти в одно и то же время (1Кор.15:5), но могут иметь и известную протяженность во времени (стих 23). Если на сегодня около 2 тысяч лет уже прошло после первой фазы событий, а вторая еще не наступила, то нечего удивляться тому, что между второй и третьей фазами пройдет, скажем, 1000 лет (миллениум).

1Кор.15:25-26. Смерть — как олицетворение последнего противника Христа (сравните стих 55; Евр.2:14), будет истреблена. Не человеческие тела подлежат истреблению, как это утверждали некоторые в Коринфе, но сам погубитель их, то есть смерть.

1Кор.15:27-28. Восстановление Вселенского мира и порядка, который был во Вселенной до того как один из осеняемых Херувимов, Люцифер, подверг сомнению статус Сына Божьего.

Практические доказательства (1Кор.15:29-34)

В этой четвертой серии доказательств, направленных против тех, кто отрицал воскресение из мертвых, апостол Павел ссылается как на опыт самих коринфян (стих 29), так и на свой жизненный опыт (стихи 30-32).

1Кор. 15:29. Это одно из трудных мест послания, в отношении которого до сих пор нет удовлетворительного разъяснения. Комментаторы выдвигают 36 вариантов истолкования данного стиха. Некоторые из них заслуживают серьезного рассмотрения. При исследовании упомянутого стиха следует иметь в виду два важных момента.

  1. Павел всё ещё говорит о воскресении и каждое истолкование должно быть тесно связанным с главной темой 75гл.
  2. Разумное объяснение не должно отходить от правильного перевода Греческих слов huper ton nekton «для мертвых».

Вообще соответствие, что huper («для») здесь означает «от имени». Предложены три возможных истолкования:

  1. Фраза содержит не один, а два вопроса; «Иначе, что делают крестящиеся? [Разве они крестились] для мёртвых? Слова «разве они крестились» могли бы подразумеваться апостолом, то есть, если мертвые не воскресают, то зачем было и креститься? Ещё легче в таком случае понять вторую часть стиха: «то для чего и крестятся для мертвых?», то есть, для того ли, чтобы вечно оставаться в состоянии смерти? Такой перевод возможен, однако, он не даёт удовлетворительного объяснения фразы «для мертвых».
  2. Павел говорит о заблуждении, которого придерживались некоторые христиане. Они крестились за умерших не крещённых родственников и друзей, которые по их мнению, посредством этого будут спасены. Об этом обычае в своих трудах упоминают отцы церкви (Тертуллиан Против Маркиона v. 10; Овоскресении Плоти 48; Хризостом Проповедь на I Коринфянам х. 1). В связи с этим Тертуллиан говорит о языческом празднике Календа Фебруари, месяц февральских календ, во время которого верующие совершали от имени мёртвых обряд омовения (Против Маркиона 10 ст.). Маркион жил в середине 2-го столетия по Р. Хр. Второе толкование заставляет предполагать, что описанный обычай относится ко времени Павла. Некоторые возражают, говоря, что апостол вряд ли бы стал приводить языческий обычай в подтверждение одного из основных пунктов христианского вероучения. Но Павел, ни мало не одобряя этого обычая, хотел сказать как бы следующее: «если язычники и еретики свою веру связывают с надеждой на воскресение, если они дорожат этой надеждой, то не тем ли более вы должны дорожить ею». Иисус воспользовался рассказом о богаче и Лазаре как материалом для притчи, хотя и не был согласен с его буквальным смыслом (см. на Лук. 16:19).
  3. Возможно истолковать 29 ст. исходя из контекста 12-32 ст., как ещё одно доказательство о воскресении:

О том, что, как учат некоторые, — христиане могут креститься за своих умерших родственников и друзей, — мы не находим в Священном Писании ни одного подтверждения. Напротив, в нём говорятся о том, что человек должен лично поверить во Христа и исповедать свои грехи с тем, чтобы получить крещение, а затем и спасение (Деян. 2:38; 8:36,37; ср. Иез. 18:20-24; Ин. 3:16; 1 Ин. 1:9). Даже самые праведные могут спасать только свои души (Иез. 14:14, 16; ср. Пс. 48:8). Конец всякой разумной деятельности человека и его существования, — это смерть (см. Пс. 48:8-10; Еккл, 9:5, 6, 10; Ис. 38:18, 19; Лук. 16:26; Евр. 9:27, 28).(Комментарий АСД 1Коринфянам)

1Кор.15:30-32. Не сообразующимся между собой взглядам и практике тех, о которых он говорил в 29 стихе, апостол противопоставляет собственный образ жизни, свидетельствующий о его твердой убежденности в воскресении мертвых.

1Кор.15:33-34. Заключительный совет Павла — в связи с теми, кто продолжал отрицать воскресение мертвых, подобен его предыдущему совету — относительно тех в церкви, которые вели безнравственный образ жизни (глава 5) — не сообщайтесь с ними. Ранее он сравнивал аморальное поведение в церкви с закваской, от которой вскисает все тесто (1Кор.5:6).

Здесь же цитирует греческого поэта-язычника Менандра: худые сообщества развращают добрые нравы. Лжеучителей нужно избегать (2Кор.6:14-7:1), потому, что, хотя они и превозносятся своими будто бы великими познаниями, они в сущности не знают Бога (сравните 1Кор. 8:2). Что же коринфяне, считающие себя мудрыми? Неужели их так легко обмануть? (2Кор.11:3).

Ответы на вопросы о воскресении умерших (1Кор.15:35-49)

1Кор.15:35-37. Одной из помех на пути верования в воскресение из мертвых была и является непостижимость этого факта для человека, либо хочу все знать. Именно она порождала вопросы: Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Но Павел не считал, что подобные вопросы могут возникнуть у мудрого человека, как это видно из его обращения к воображаемому собеседнику: Безрассудный! Уверенность в воскресении подобна уверенности в том, что за посевом грядет урожай.

Ведь, в сущности, и процесс, происходящий в поле, нельзя понять до конца, как и процесс воскресения, однако, оба — реальность. Как растение, возникающее из семени, будучи связано с ним непосредственно, значительно от него отличается, так отличаются друг от друга в своей взаимосвязи тело первоначальное и тело воскресшее.

1Кор.15:38-41. Различия в Творении обусловлены волею Творца (Быт.1:1-26). В несходстве между живой природой (человек… животные… птицы… рыбы) и неживой (солнце… луна… звезды отражается величие Бога, и в Нем — источник Его славы (сравните Пс.148:13). Говоря об «иной славе» тел небесных и тел земных, апостол имел в виду то, что отличает материальное тело от духовного (Дан.12:3, где воскресшие святые уподобляются звездам; также Матф.13:43).

1Кор.15:42-44а. Земное (по-библейски душевное) тело есть падшее, а потому временное (тленное), несовершенное и немощное. Небесное же духовное тело будет вечным, совершенным и сильным (сравните 2Кор.5:1-4). Как и в случае семени, посеянного в землю, и растения, выросшего из него, — налицо преемственность и одновременно различие, столь же очевидное, сколь и славное.

1Кор.15:44б-49. Здесь подводится итог противопоставлению Адама и Христа (о чем было упомянуто ранее в стих 22). Адам служит иллюстрацией земного (стих 40) «душевного» тела. Свою природу Адам передал всем своим потомкам (человек, не имеющий Духа, является душевным человеком «душою живущею»; сравните 2:14).

А последний Адам (Христос) — это образец небесного духовного тела (1Кор.15:22), и подобные тела получат при возвращении Христа с неба (Фил.3:20-21) те, которые Ему принадлежат (стих 23; сравните 1Кор.2:15). Весь «урожай» уподобится «первому плоду» («первенцу»; 1Кор.15:23; сравните Кол.1:18). Однако сначала семя («тело душевное») должно умереть, и только после этого восстанет духовное тело.

Ответы на вопросы о восхищении живых (1Кор.15:50-58)

1Кор.15:50. А как же те, кто будут живы к моменту прихода Христа на землю? Павел отвечает на этот незаданный вопрос. В свете всего, что уже было им сказано выше о необходимости для тела душевного стать телом духовным, напрашивается вывод: плоть и кровь (т. е. душевное тело) не могут войти в вечность (стихи 24-28).

1Кор.15:51-52. Ту же истину открывает апостол и фессалоникийцам (1Фес.4:15-17). Умершие во Христе воскреснут первыми, а потом живые изменятся во мгновение ока. Трубный звук (труба) явится, как и в ветхозаветные времена, сигналом появления Бога (Исх.19:16).

Для Церкви это будет последним звучанием трубы, так как верующие навсегда останутся в Божием присутствии (сравните 1Кор.13:12).

1Кор. 15:53-54. Подобно мертвым (стихи 42-43), живые, вместо временного и несовершенного, «облекутся» в вечное и совершенное (сравните 1Кор.13:10). По отношению к тем, кто со Христом, смерть потеряет свою силу.

Клин клином вышибают 1Кор.15:55. В предыдущем стихе Павел ссылается на пророка Исаию

(Ис.25:8), и здесь он вновь цитирует место из Ветхого Завета, содержащее пророчество о победе над смертью (Ос.13:14). (Цитаты апостол приводит по памяти, и в точности они не соответствуют ни одному из известных еврейских или греческих текстов.) Кажущиеся победы сатаны в Едемском саду (Быт.3:13) и на Голгофе (Мар.15:22-24) оборачиваются поражением врага на кресте (Кол.2:15;

Евр.2:14-15) и победой Христа в Его воскресении. Со своей «выгодной позиции», обусловленной его уверенностью в воскресении святых, Павел обращается к смерти и сатане с горькой насмешкой.

1Кор.15:56-57. Как слово победа, которым кончается стих 54, приводит апостола в возвышенное состояние духа, выраженное им в стихе 55, слово жало, которым заканчивается стих 55 (именно так в греч. оригинале), по-видимому, служит ему причиной для краткого отступления в стихах 56-57. Как и другие богословские мысли, высказанные в этой главе (стихи 21-22), данная мысль получила дальнейшее развитие в Рим.7:7-13. Итак, смерть — это результат непослушания человека и его бунта против Божиего повеления (Быт.3:17-19). Закон, резюмировавший Божий заповеди, стал как бы зеркалом, в котором с предельной четкостью отражались мятежная натура человека и его склонность к непослушанию. Подобно первому Адаму, все его потомки восставали против Бога (1Кор.2:14). Но вот через послушание последнего Адама, нашего Господа Иисуса Христа (1Кор.15:45 сравните Рим.5:19; Фил.2:8-11), явилась для человека возможность наследовать победу и жизнь (1Кор.15:22; 2:15-16).

1Кор.15:58. Призывы Павла, вытекавшие из учения Христа, выливались в практические наставления, и призыв, заключающий эту главу, не составил исключения. Он убеждает коринфян твердо стоять в апостольском учении (стих 2), не поддаваясь отрицаниям истины, исходящим от лжеучителей

(Еф.4:14). Уверенность в преподанном им, особенно в вопросе воскресения мертвых, была бы для них импульсом к верному служению (1Кор.3:8; Гал.6:9). А «труд ваш не тщетен перед Господом», — заключает апостол (сравните 1Кор.15:10,14,17,30-32).

Пастор Виктор Хлонь

Exit mobile version