Все от Бога — комментарий к ежедневной главе

Все от БогаПавел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии 2Кор.1:1

«Волею Божиею.» На церковные должности и служение людей поставляет Бог. Это относится и к апостолам (как в данном случае), и к пресвитерам (Деян.20:28), и к тем, кто, благодаря полученным от Бога дарованиям, несет иное служение (1Кор.12:7,11,28). апостол. Павел проводит различие между собой — апостолом — и своими сотрудниками, например Тимофеем (1Кор.1:1; Кол.1:1). Этим термином здесь обозначен официальный представитель, уполномоченный действовать вместо пославшего. Слово «апостол» употребляется иногда и в более общем смысле: «посланник», «представитель» (напр., 2Кор.8:23).

«Тимофей брат.» См. Деян.16:1; 1Тим.1:2; 2Тим.1:2.

«святыми». Этим словом Павел часто обозначает всех христиан в целом, по всей Ахаии. Хотя послание предназначалось, в первую очередь, общине в Коринфе, Павел не исключал, что оно будет читаться и в близлежащих общинах Ахаии (южной части современной Греции).

«благодать». Незаслуженная милость от Бога, дарующая прощение грехов и укрепляющая христиан в повседневной жизни, мир. Не только внешняя безмятежность, не возмущаемая гонениями, но, в первую очередь, внутреннее ощущение примирения с Богом.

«от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа». Здесь ясное свидетельство о Божестве Христа, поскольку простой смертный не мог бы даровать благодать и мир всем христианам в Коринфе (и в прочих общинах, к которым обращается с посланиями Павел).

«Отец Господа нашего Иисуса Христа». Три Лица Святой Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) равны по Божественному достоинству и являют единого Бога.

«Отец милосердия и Бог всякого утешения». Ключевая тема гл. 1-9. Всякое истинное милосердие и утешение имеют свое начало в Боге.

«чтобы и мы могли утешать». Посылая нам скорби и даруя утешение среди этих скорбей, Бог преследует Свою высшую цель. Получив среди тягостных обстоятельств поддержку от Бога, мы должны быть готовы к тому, что Он поставит на нашем пути людей, переживающих подобные невзгоды, чтобы мы поделились с ними утешением, полученным нами от Бога.

«как умножаются в нас страдания Христовы». Эти слова означают не то, что мы можем добавить что-либо к совершенному Христом делу искупления (Ис.53:11; Ин.19:30; Евр.9:26-28), но что Бог призывает нас пострадать за Христа и, тем самым, последовать Его путем (1Пет.2:21; Рим.8:17; Кол.1:24; Евр.12:2-3). Поскольку верующие находятся в единстве со Христом и являются членами Его тела, их страдания и даруемое во Христе Иисусе утешение можно рассматривать как результат единства с Ним (Флп.3:10-11). Здесь выражен принципиальный момент учения Павла: то, что пережил Христос, особенно Его страдания, смерть и воскресение, для христиан является примером, помогающим им, как членам тела Христова, осмысливать свои собственные страдания и переживания. Во всем, что случается с Павлом (тягостное или утешительное), он видит державную руку Бога и Его благие цели.

«вы участвуете… в страданиях наших». В этих словах — учение Павла о том, что все верующие, как члены единого тела Христова, связаны друг с другом, так что они вместе разделяют все содержание жизни во Христе (1Кор.12:26).

«о скорби нашей». Во Втором послании к Коринфянам Павел часто пользуется безличным «мы», имея в виду себя. Кроме тех случаев, где из контекста явно следует иное значение, «мы» в этом послании означает самого Павла. О скорби… бывшей с нами в Асии. Эти слова, по-видимому, относятся к испытанию, постигшему Павла после предыдущего посещения коринфян (поскольку он не хочет «оставить их в неведении» относительно его). К сожалению, Деяния (20:1) ничего не сообщают об этом.

«сами в себе имели приговор к смерти». Т.е. «не надеялись остаться в живых». Бог часто посылает нам испытания, чтобы мы перестали полагаться на собственные силы и полностью доверились Ему.

«Бога, воскрешающего мертвых.» Если Бог силен вернуть к жизни даже умершего, Он в силах помочь живым.

«при содействии и вашей молитвы». Помощь, пришедшую от Бога (ст. 8), Павел рассматривает не только как результат своего доверия Господу, но и как ответ на молитвы коринфян о нем. Следствие зависит от действия Божия, упомянутого в начале ст. 10 (избавление от близкой смерти). Бог и дальше будет избавлять Павла и отвечать на молитву, «дабы… многие возблагодарили» Его и воздали Ему хвалу.

«похвала». Павел «хвалится» не собственным умением, а чистой совестью и праведной жизнью. Это заслуга не его, а Бога, результат «благодати Божией». Павел за все воссылает хвалу Богу.

И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете 2Кор.1:13

Павел напоминает коринфянам, что его послания, как и все его служение, лишены тайного смысла (как, возможно, утверждали его противники в Коринфе). Здесь уместно вспомнить учение о ясности Священного Писания, которое предназначено не для изощренных умов, а для всех верующих. Оно понятно тем, кто читает его, прибегая к помощи Божией, и готов исполнять прочитанное (Втор.6:6-7; Пс.18:8; 118:130; Мф.12:3,5; 19:14; 21:42; Кол.4:16).

«мы будем вашею похвалою». Т.е. коринфяне могут «хвалиться» тем, что Бог совершил в Павле. «день Господа нашего Иисуса Христа». Это день Второго пришествия Христа.

«вторично получили благодать». Возможный перевод: «получили сугубую благодать».

«по плоти». Т.е. не заботясь о твердости, правдивости своих слов, будучи непостоянным и непредсказуемым. Противники Павла подрывали доверие к нему, обвиняя его в том, что он меняет свои намерения и тем обнаруживает слабохарактерность и ненадежность. Не располагая фактами, они, тем не менее, пользовались этими обвинениями для нападок на человека, к которому относились явно необъективно.

«Верен Бог». Павел обращается к понятию верности Бога как условию и поруке своей собственной верности.

«слово наше». Павел напоминает коринфянам, что его благовестие заслуживает абсолютного доверия и ведет их к спасению. Абсолютная достоверность и надежность слов Божиих во Христе — образец, которому Павел следует в своей проповеди.

«все обетования Божии в Нем «да». Все обетования, данные Богом, исполняются во Христе. Мы полагаемся на обетования Божий, поскольку доверяем Иисусу Христу: мы Его знаем и можем полагаться на Него.

21 .22 во Христе… Бог… залог Духа. Тринитарное высказывание, указывающее на участие каждого из трех Божественных Лиц в деле спасения.

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог 2Кор.1:21

Способность продолжать вести христианскую жизнь (порой называемую «терпением святых») зависит не от нас; она — дар Божий. Бог неизменно дарует эту способность всем, кто истинно возродился (1Пет.1:5; Флп.1:6). Те, кого Бог хранит таким образом, будут неизменно полагаться на Христа всю жизнь (2Кор.13:5; Кол.1:23; Евр.3:14), поскольку Бог соблюдает нас именно посредством нашей веры (ст. 24; 1Пет.1:5).

«помазавший». В буквальном смысле «помазать» означает «излить елей на голову», — что делалось в знак призвания и полномочий свыше (1Цар.16:13). Павел напоминает, что подобно тому, как Бог помазал Иисуса на служение и проповедь, так Он помазал и нас — но не елеем, а силой Духа Святого, даровав силы и утвердив нас на различные служения (1Ин.2:20.27).

«запечатлел нас». Бог «запечатлевает» верующих, вселяя Духа Святого в их сердца (Еф.1:13; 4:30). Поскольку это запечатление есть внутреннее действие Святого Духа, Павел здесь не имеет в виду внешний символический акт, подобный крещению, хотя некоторые толкователи приписывали этому выражению и такой смысл.
Дал залог. Залог — первый взнос в обеспечение выплаты всей суммы. Бог даровал верующим Святой Дух как залог полного спасения, которому еще предстоит стать реальностью. Это означает, что христиане несут в себе небесную жизнь еще здесь, на земле (2Кор.5:5; Рим.8:23; Еф.1:14).

«Бога призываю во свидетели на душу мою». Павел клянется, дабы убедить коринфян в своей искренности. Его слова означают: «Если я говорю неправду, пусть Бог возьмет мою душу».

«щадя вас». Предстоящий визит Павла будет в силе и власти Господа (2Кор.10:3-4; 13:2-4,10), и он дает коринфянам возможность покаяться. Именно поэтому апостол переменил свои намерения и не посетил Коринф, перед тем как направиться в Македонию, а не по причине колебаний или робости.

Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version