Введение во 2 послание Павла Коринфянам

Священное ПисаниеАвтор

Исходя из глубоко личного характера Второго послания к коринфянам, автором его признан апостол Павел (2Кор.1:1).

Время и обстоятельства написания

Наиболее вероятная дата написания послания — 55 г. по Р.Х. Павел писал его, уже покинув Ефес (Деян.20:1), но еще не прибыв снова в Коринф (Деян.20:2). Основав в 51-52 гг. церковь в Коринфе (Деян.18:1-18), Павел возвратился в Антиохию. Этим закончилось его второе миссионерское путешествие (Деян.18:22). Отправившись в следующее путешествие, Павел дошел до Ефеса, где провел три года (Деян.19:1-40; 20:31).

Во время его пребывания в Ефесе туда прибыли из Коринфа посланцы с вопросами, которые Павел разрешил в своем Первом послании к коринфянам (1Кор.16:17-18). Несколько позднее Павел, по-видимому, услышав о настроениях в Коринфе, совершил краткое путешествие по морю из Ефеса в Коринф и обратно. Это посещение было малоуспешно. Позднее Павел назовет его огорчительным (2Кор.2:1). Хотя книга Деяния не упоминает этого посещения, оно, несомненно, имело место, так как Павел пишет во Втором послании, что направляется к коринфянам уже «в третий раз» (2Кор.12:14; 13:1). Нам неизвестны подробности посещения; по всей видимости, кто-то из коринфян выступил против Павла или серьезно его оскорбил (2Кор.2:5,10).

Большинство современных комментаторов считает, что после этого горестного посещения Павел написал коринфянам «строгое послание», полное укоров и призывов к покаянию (2Кор.2:3.4; 7:8), которое до нас не дошло. Однако некоторые считают, что здесь упомянуто Первое послание к коринфянам, иные же утверждают, что этим самостоятельным посланием был текст, позже присоединенный к первым девяти главам Второго послания к коринфянам в качестве его заключительных (10-13) глав. Затем Павел отправил Тита в Коринф морским путем, поручив ему доставить это «строгое послание», сам же отправился более долгим, кружным путем по суше, через Троаду и Македонию (2Кор.2:12-13; 7:5-9,13-15; Деян.20:1-2). Павел не знал, какой прием окажут коринфяне Титу и «строгому посланию». По пути из Ефеса в Троаду его обуревали тревожные чувства и беспокойство о Коринфской церкви (2Кор.2:13; 7:5). Прибыв в Троаду, Павел нашел там благоприятные условия для проповеди (2Кор.2:12), но «не имел покоя духу». Он покинул Троаду и продолжил путь в Македонию (т.е. к общине в Филиппах), надеясь встретить там Тита.

Когда, наконец, Тит прибыл (вероятно, в Филиппы, но, возможно, и в Фессалонику), Павел преисполнился радости, услышав об искреннем раскаянии коринфян и их сердечной к нему привязанности (2Кор.7:6-15). Находясь в Македонии, Павел и отправил в Коринф Второе послание, выражая благодарение по поводу раскаяния Коринфской общины и ее возвращения на путь послушания (2Кор.7:5-16). Другой целью послания был призыв к коринфянам завершить сбор пожертвований в пользу малоимущих христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9). Кроме того, в этом послании Павел снова и снова защищает свое служение от обвинений со стороны «лжеапостолов» (2Кор.11:13), появившихся в Коринфе и ставивших под сомнение авторитет Павла и безупречность его благовестия (гл. 10-13; также 3:1-6; 7:2).

Наконец, Павел прибыл в Коринф сам и провел там три месяца (Деян.20:2.3), и только после этого направился в Иерусалим, имея при себе пожертвования, собранные многими общинами в помощь нуждающимся христианам в Иерусалиме (Деян.20:3 — 21:17). Характерные особенности и темы Второе послание к коринфянам — очень личное письмо, содержание его глубоко эмоционально. Поэтому оно предоставляет редкую возможность постичь подлинный характер благовествования Павла, ставшего смыслом всей его жизни. Две основные темы послания раскрывают природу служения апостола:

Другие темы послания: безупречность поступков Павла (2Кор.1:12,17-18; 6:3-10; 7:2-3), страдания, неоднократно перенесенные им ради блага Церкви и во славу Божию (2Кор.1:5-11; 4:8-12; 6:4-10; 2Кор.11:23 — 12:9), его любовь ко всем основанным им церковным общинам, особенно же к Коринфской (2Кор.2:4; 11:2,7-11; 12:14-15), его апостольский авторитет, дающий ему право основывать церкви и одолевать всякое сопротивление (2Кор.2:9; 10:8; 13:8-10). Часто подчеркивается мысль, что суждения Павла сообразуются не с критериями мира сего, а с незримой духовной сферой, открытой очам веры (2Кор.1:12). Павел также говорит о величии новозаветного служения (гл. 3), принципах христианского хозяйствования и благотворительности (гл. 8; 9).

Трудности истолкования

Хотя принадлежность послания апостолу Павлу не оспаривалась, под вопрос не раз ставилась его структурная целостность: утверждалось, что гл. 10-13 представляют собой отдельное письмо, написанное по иному поводу и лишь позднее присоединенное к первым девяти главам послания. Основной аргумент в пользу мнения, что гл. 10-13 являются самостоятельным посланием, состоит в том, что тон письма и отношение Павла к Коринфской церкви благожелательны в гл. 1-9, но строги и грозны в гл. 10-13. Возможно ли, чтобы оба раздела были написаны по одному поводу и касались одних и тех же обстоятельств в той же общине?

Отвечая на этот вопрос, надо признать, что, действительно, с 2Кор.10:1 тон послания меняется. Но это, скорее всего, вызвано переменой темы. В первой части послания Павел, прежде всего, хочет поделиться своей радостью и выразить благодарность по поводу раскаяния коринфян. Он также хочет дать пространное и достоверное описание своего служения делу благовестия. Исчерпав эти темы, он обращается к своим читателям с призывом завершить сбор пожертвований для христиан в Иерусалиме (гл. 8; 9).

И в завершение, отложив наименее приятную задачу напоследок, Павел переходит к проблеме лжеапостолов и к их обвинениям в его адрес (гл. 10-13), что и обусловило перемену тона послания. Кроме того, знаменательно, что и в ранний период истории церкви нет следа разделения этого послания. Его читали и толковали как единое целое. Такое восприятие Второго послания к коринфянам и сегодня представляется наиболее верным.

Высказывались и другие, поддержанные весьма немногими исследователями, сомнения относительно единства послания, а именно: будто раздел 2Кор.2:14 — 7:4 составляет отдельное послание, а 6:14 — 7:1 — вставка, не связанная с основным текстом, и что гл. 8 и 9 являются самостоятельным посланием. В ответ на все эти предположения можно признать, что упомянутые разделы действительно отличаются по тону и содержанию от общего контекста, но эта стилевая особенность присуща посланиям Павла, и разделы эти согласуются с содержанием послания.

Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version