Опыт Павла в человеческом и Божьем пути спасения – часть 2 (размышления над посланием к Галатам)

Впостолы Петр и Павел11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Gal 2:11-14 RSO)

Павел переходит от обрезания к иудейскому обычаю не есть вместе с язычниками. Под язычниками здесь подразумеваются не язычники вообще, а обращенные из язычников христиане.

В послании проблема обрезания рассматривается в комплексе. Обычай не есть с язычниками — это часть этой проблемы. Еще одна часть — это соблюдение иудейских праздничных обрядов, тема, которую Павел в этом послании также затронет.

15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. (Gal 2:15-17 RSO)

Здесь Павел создает логическую цепочку, которую нужно внимательно рассмотреть. Вначале он говорит тезис, который приравнивает иудеев к праведникам, а язычников — к грешникам. Это основной иудейский тезис. Ни о каком оправдании делами иудеи не думают. Иудеи оправданы тем, что они — иудеи, а не язычники.

Дальше Павел говорит, что мы узнали, что праведность — не в делах закона, а в Иисусе. Дела закона — это не исполнение Божьих заповедей, а то, что делает иудея иудеем, то есть — обрезание, пища и праздники. Но теперь мы знаем, говорит Павел Петру, что быть иудеем — это не праведность, праведность — это быть во Христе.

И Петр, зная, что он — во Христе, садится за стол с язычником, отступая от иудаизма, и таким образом, становится с иудейской точки зрения грешником.

Поэтому Павел говорит — давайте определимся что такое грешник, а что такое праведник. Если быть праведником — это вести иудейский образ жизни, то Иисус, который оправдывает язычников, которые не ведут иудейский образ жизни — оправдывает грех. Но Иисус не служитель греха. Значит, иудейский образ жизни — это не праведность.

18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Gal 2:18-21 RSO)

Свою биографию Павел заканчивает тем, к чему должны стремиться все христиане.

Двадцать первый текст говорит о том, что невозможно совместить человеческий и Божий путь спасения. Многие верят, что в Ветхом Завете люди спасались делами, а в Новом — благодатью. Но этот текст говорит о безумии этой идеи. Ведь если есть возможность быть спасенными человеческим путем, зачем тогда умирал Иисус?

Бог не глуп и не жесток. Он не отдал бы своего Сына на смерть для того, чтобы спасение стало более легким. Иисус принес себя в жертву потому, что иначе спасение невозможно.

Пастор Денис Медведев

Exit mobile version