В исследовании рассматриваю не всю главу, а обращаю внимание на основание, главообразующее действие дара Христовой благодати, действующей во всех и через всех детей Всевышнего.
Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, Еф.4:1
Находясь в заключении, Павел не сетует на тяжесть уз, не просит материальной помощи или молитвенной поддержки — он призывает ефесян поступать достойно звания, в которое они призваны.
Достойно — (гр. αξίως (аксИос) достойно, заслуженно, прилично, как подобает)
В этом суть христианского поведения, во всякое время сохранять достоинство, не позволять окружающей среде выбивать из колеи смирения и кротости.
Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Еф. 4:2-3
Важное значение имеют духовные составляющие поступков верующего, мотивация поступков. Что берет верх — жизненный опыт или пример Иисуса Христа и вытекающий из этого опыт веры?
Павел перечисляет три качества, необходимые христианам для верного предстояния перед Богом.
- Первое из них — смирение или «смиренномудрие» (гр. ταπεινοφροσύνης (тапэйнофросЮнэс) — смиренномудрие, смирение, скромность. Подчеркивает истинно скромное мышление о себе). Такое качество во все века, как и в современном мире, считается скорей недостатком, чем достоинством. При этом всякий человек желает, чтобы по отношению к нему проявлялось бы такое же отношение. Павел же призывает христиан к повседневному проявлению смиренномудрия, ибо это свойство противоположно гордости.
С другой стороны, христианам не должно быть присуще притворное смирение. Именно потому, что Павел особое значение придавал единству верующих, смирение упомянуто им в первую очередь. - Во-вторых, верующий должен быть кротким. (гр. πραΰτητος, (праЮтэтос ) — кротость, мягкость, ласковость, сдержанность, спокойствие). Кротость противостоит самомнению, грубости и резкости. Она сопряжена с умением обуздывать свои чувства. И вовсе не свидетельствует о слабости. Матф.11:29. Кротость — основание душевного мира.
- В-третьих, верующие должны проявлять долготерпение (гр. μακροθυμίας, (макротхюмИас ) — долготерпение, великодушие, терпеливость, стойкость, выдержка). То есть, дух твердости и стойкости до конца, даже во времена бедствий Фил.1:29; Откр.2:10; 21:8.
Духовная мотивация поступков, основанная на смирении, кротости и долготерпении, способствует сохранению единства среди христиан. Назвав эти три свойства характера, Павел говорит затем, каким конкретно образом верующие должны проявлять их в своем поведении: снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранить единство духа в союзе мира.
«Союз мира» или, мирный союз, — этим самым Павел указывает верующим на высший союз, заключённый между Богом и человеком, и его основание Рим.5:8-10; Иоан.3:16.
Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
один Господь, одна вера, одно крещение,
один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.
Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Еф. 4:4-7
Без всякого перехода Павел перечисляет семь составляющих единства, в центре которых находятся Троица.
Принятие Троицы, образуют основу единства, которое должно существовать среди верующих.
- «Одно тело» — это Всемирная Церковь, в которую входят все верующие в Иисуса Христа не зависимо от расы, цвета кожи, или социального положения, религиозного или духовного опыта.
- «Один дух» — это Дух Святой, Который обитает в Церкви.
- «Одна надежда» — указывает на то, что все верующие имеют общую надежду относительно своего будущего с Богом, начало которой было положено тогда, когда они были «призваны» ко спасению.
- «Один Господь» (Рим.10:12) — это Иисус Христос, Глава Церкви (Еф.1:22-23; Кол.1:18).
- «Одна вера» — это, скорее всего, не та объективная вера, которой христиане веруют в преподанную им истину (как сказано об этом в Деян.6:7; 1Тим.3:9; 4:1,6; Иуд.3), а вера, которую каждый из верующих, как личность, развивает и проявляет в жизни, через личный опыт отношений с Иисусом Христом. Она «не постыжает» Рим.5:5.
- «Одно крещение» — может относиться как к водному крещению, то есть внешнему символу внутреннего духовного возрождения, так и к отождествлению верующего со Христом в Его смерти (Рим.6:1-11; Гал.3:27).
Но маловероятно, чтобы речь здесь шла о крещении Духом, поскольку перечисляемая в этом стихе триада — вся относится к Иисусу Христу, то есть ко второй Личности Троицы. Кроме того, и контекст в целом (Еф.4:1-16) не дает оснований предполагать, что в стихе 5 подразумевается крещение Духом. Если же тут имеется в виду водное крещение, то это означает, что в совершении этого единого, общего для всех, акта верующие демонстрируют и свою духовную общность. - «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех вас» — эти слова относятся к Богу Отцу в Его взаимоотношениях с верующими. Проявившимися в воплощении и служении Сына Божия, «Видевший Меня видел Отца», а так же в нынешнем слежении послушания работе Духа Святого. Четырежды повторяемое местоимение «все» подразумевает всех верующих, а не всех людей вообще. Ибо то, о чем здесь говорится, не относится к человечеству в целом. Бог есть Отец всех, кто верует, а они — Его дети (Иоан.1:12; Гал.3:26). И Он «над всеми» ими, так как управляет их жизнью. Он живет «во всех нас» и действует, являя силу Свою «чрез всех» (нас).
Два замечания нужно сделать относительно семи вышеперечисленных оснований как факторов объединения (Еф.4:4-6).
- Первое: их неотъемлемой частью является Троица. Одно тело, составляемое всеми верующими, оживотворяется Духом Святым, отсюда и надежда — общая для всех христиан. Это тело, церковь, соединяется со своим Господом (Христом) посредством веры, общей для каждого члена тела, и его отождествления с Господом в акте водного крещения. Один Бог, Отец, возвышается над всеми, действует через всех и во всех обитает. Все семь компонентов объединяются, таким образом, в Троице.
- Второе: интересен сам по себе порядок перечисления здесь лиц Троицы. Павел начинает не с Отца, а с Духа Святого. Причина в том, что только перед этим он вел речь о «единстве духа» (стих 3), а в последующих стихах (7-13) будет говорить о дарах Духа. Тот же порядок перечисления Троицы находим и в 1Кор.12:4-6, где апостол также говорил о дарах Духа Святого.
Итак, обсудив основание единства (стихи 1-6), Павел переходит теперь к способам его сохранения (обратите внимание на «сохранить единство» в стихе 3) — посредством применения в жизни различных даров и отказа от прежнего образа жизни.
Пастор Виктор Хлонь