Будьте единодушны и единомысленны — комментарий к ежедневной главе

Единство во ХристеИтак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность,
то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
Не о себе [только] каждый заботься, но каждый и о других. Фил.2:1-4

Поэтика этих стихов придает словам Павла особую убедительность. Призыв (ст. 1) с четырехкратным «если» является основанием для увещаний ст. 2-4.

Во Христе. Единение со Христом побуждает верующих быть едиными между собой, а чтобы следовать примеру Христа, быть подобными Ему, верующим необходимо быть во Христе (ср. ст. 5).

Отрада любви. Букв.: «отрада от любви». Верующие могут черпать воодушевление в любви Христа к ним (Гал.2:20), в своей ответной любви ко Христу и во взаимной любви верующих (ст. 2).

Общение духа. Это выражение можно перевести и так: «общение, производимое Духом».

Одни мысли… ту же любовь… единодушны и единомысленны. Этот стих настойчиво подчеркивает идею единства (Фил.1:27).

По любопрению. Гордость побуждает к соперничеству, питает амбиции и тем самым ведет к конфликтам, а не к гармонии в личных взаимоотношениях (Фил.1:27; 2:2.14). Смирение же предполагает заботу о потребностях и интересах других людей (ст. 4). Любовь (ст. 2) — предпосылка смирения (Фил.1:9; 1Кор.13:4-5).

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе Фил.2:5

Этот стих служит связкой между увещаниями ст. 1-4 и 6-11. Упоминая о гордыне, вызвавшей разделение среди филиппийцев (Фил.1:27 — 2:4), Павел говорит о Христе как высшем проявлении смирения. Для Павла Христос не просто образец, Он — Господь и Спаситель (Фил.2:11; 3:20), являющийся примером (Рим.15:1-3; 2Кор.10:1;).

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Фил.2:6-8

«Будучи» подразумевает не просто бытие, но и обладание. Христос обладает полнотой Божественного достоинства; вочеловечившись (ст. 7), Он не лишился Своего Божества. Быть «образом Божиим» означает быть равным Богу.

Уничижил Себя. Это не означает, что Христос лишился свойств Своего Божества. Это выражение означает, что, став человеком, Он отдал Себя полностью, до конца. Природа Его самоуничижения определена такой последовательностью: «приняв»… «сделавшись»… «став». Павел говорит о том, что Христос расстался со Своими вышними привилегиями и состоянием, а не о том, будто Он отказался от Своего Божества и Его силы. Христос принял вид раба, не расставшись со Своим Божеством в Своем воплощении.

Сделавшись подобным человекам. Христос — подлинный человек. Слово «подобным» не отрицает реальности Его человеческой сути. Более того, чтобы умереть (ст. 8), Христос должен был стать подлинно человеком. В то же время Павел проводит различие между Христом и прочими людьми. В отличие от них, Христос безгрешен (2 Кор. 5,21) и по существу (в том, что касается Его Божества) принадлежит трансцендентному миру; даже в Своем умалении и уничижении Он остается Богом.

Смирил Себя. Эти слова перекликаются с выражением «уничижил Себя» (ст. 7). И то, и другое действие Христос совершает свободно, по собственной воле.

Быв послушным даже до смерти. Покорность воле Отца (Евр. 10,5-9) более примечательна со стороны Того, Кто равен Отцу (ст. 6), чем того, кто не имеет такого равенства. Слова Павла охватывают земную жизнь Христа, проведенную в полном послушании, и подчеркивают, что наиболее совершенным проявлением этого послушания стала Его смерть.

Смерти крестной. Здесь подчеркивается, скорее, готовность Христа принять самую постыдную и мучительную смерть, чем искупительное значение этого события (ср. Рим. 3,21-26).

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца Фил.2:9-11

Посему и Бог. Действие Отца является непосредственным ответом на послушание Сына. Глагол «превознес» здесь не означает, что Бог даровал Христу положение более высокое, чем Он имел прежде, — Бог даровал Ему положение, выше которого нет. Христос восстановлен в той славе, которую Он имел изначально и которую добровольно оставил ради того, чтобы стать человеком.

Пред именем Иисуса. Это может означать «имя, принадлежащее Иисусу» (т.е. «Господь», ст. 11). Однако, вероятнее, Павел имел в виду, что при имени Иисус «преклонится всякое колено», дабы почтить Его и провозгласить Его Господом. Иисус — производное от греческой формы еврейского имени Иешуа, что означает «Яхве спасает».

Всякий язык исповедал. Преклонение должно сопровождаться исповеданием. что Господь Иисус Христос. Точнее: «что Иисус Христос — Господь». Христос превознесен за Свое смирение; Он прославлен Своим смирением (ср. Мф. 23,12). «Имя превыше всякого имени» (ст. 9) — Господь. В Септуагинте, греческом перевод еврейского Ветхого Завета, Бог именуется Господом (греч. — кириос). Христос провозглашен Тем, Кем Он всегда был — Богом истинным. Исповедуя, что «Иисус Христос — Господь», тварный мир признает Его Божество со всеми присущими Ему свойствами. Воздаваемая хвала охватывает и Его человечество (Иисус), и Божество (Господь) Христа; поклонение воздается Христу как Богочеловеку.

В славу Бога Отца. Следовательно, Иисус Христос есть Сын Отчий. Поклонение подобает и Христу, и Отцу. Единство Лиц Троицы таково, что поклонение Сыну воздает славу и Отцу. В Послании к Филиппийцам Павел не называет Иисуса Сыном Божиим, как в других местах (напр., Рим.8:3; Гал.4:4).

Итак. Павел завершает свой призыв, опираясь на наивысший пример — Христа. Присутствие апостола побуждает филиппийцев к послушанию, но главный импульс — «Бог производит в вас» (ст. 13), так что их послушание может совершенствоваться и в отсутствие Павла (Фил.1:27).

Со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Имеются в виду благоговение и почитание, а не панический ужас. Такие чувства пробуждаются не заботой о «вечном благополучии», а присутствием Самого Бога в жизни человека (ст. 13).. Как и в Фил.1:28, под спасением понимается здесь полное искупление; особенно подчеркивается освящение верующих. Дело освящения требует исполнения увещаний ст. 1-5. 13

потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению. Фил.2:13

Посильные старания человека (ст. 12) отнюдь не являются нарушением державной воли Божией, они предписаны Самим Богом во исполнение Его спасительных целей (ср. Еф.2:8-10). Приведя в пример Христа, Павел утверждает, что воля и действия филиппийцев не самодеятельны: именно в них проявляется собственно Божия воля (Фил.4:13; 1Фес.2:13).

Без ропота и сомнения. Филиппийцам следует избегать примера древних израильтян (Исх.15:24; 16:7-9; 1Кор.10:10). Вполне возможно, что филиппийцы роптали на руководителей общины подобно тому, как израильтяне роптали на Моисея (ст. 29; 1Фес.5:12-13).

Все делайте без ропота и сомнения,
чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Фил.2:14-17

Неукоризненными и чистыми… непорочными. Эти определения в значительной мере совпадают. Павел описывает, какие качества требуются от «чад Божиих» в жизни. Они должны сиять «как светила в мире», резко выделяясь на фоне своих «строптивых и развращенных» современников, но, вместе с тем, должны быть для них источником надежды (Мф.5:14-16; Деян..2:40).

Павел заботится о том, чтобы филиппийцы хранили верность благовестию Иисуса Христа (Фил.1:27; 2:1-5), поэтому возможен и перевод «крепко держась». слова жизни. Это определение относится как с самому благовестию, так и к основанному на нем этическому учению (Фил.1:27; 4:8-9).

К похвале моей. К похвале Павла в «день Христов» (Фил.1:6.10) больше послужит духовное возрастание филиппийцев, чем его собственное (Фил.1:9-11).

Соделываюсь жертвою. Точнее: «Но если я и становлюсь жертвенным возлиянием» за жертву. Павел имеет в виду не свои теперешние страдания, а возможность, пусть и не неизбежную, своей мученической кончины. Жертвенное возлияние, сопровождавшее жертву, обычно было вином, не кровью.

потому что все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. Фил.2:21

Этот стих перекликается со ст. 4, где есть выражение «заботиться только о себе». Жизнь Тимофея являет пример того смирения, к которому Павел призывает филиппийцев, и отражает смирение Самого Христа (ст. 5-11).

А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною. Фил.2:22-23

Как сын отцу. Тимофей тесно сотрудничал с Павлом в проповеди Христа Господа; оба они рабы Христовы (Фил.1:1). Как верному слуге Христову, Тимофею естественно «искренно заботиться» о других (ст. 20).

Как скоро узнаю, что будет со мной. В трудных обстоятельствах (Фил.1:29-30), в ожидании, возможно, и суда, Павел нуждается в таком человеке, как Тимофей. В ст. 23,24 Павел повторяет свои надежды, уже высказанные в Фил.1:19-26.

В Господе. Планы относительно Тимофея и самого Павла зависят от воли Божией (ст. 19).

Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей Фил.2:25

Епафродит. Этот сотрудник Павла, как и Тимофей, достоин уважения. Повинуясь Христу, он посвятил себя служению собратьям по вере — и филиппийцам (Фил.4:18), и Павлу, ради которого он рисковал жизнью (ст. 26,27,30).

Пастор Валентин Сухин по материалам библейского комментария

Exit mobile version