Утешайте друг друга сими словами — комментарий к ежедневной главе

Пришествие ХристаВ 4 главе Павел переходит от молитвы к пространному увещанию относи­тельно христианской жизни. Вместо применения апостоль­ского авторитета и передачи повелений своим читателям, Павел тактично и скромно упрашивает их выслушать его со вниманием и обращается к ним как к братьям. Павел не удовлетворяется лишь мольбой. К своему призыву он присое­диняет серьёзное увещание. Он молился, чтобы Фессалоникийцы могли приго­товиться к пришествию Господа (1Фес.3:12-13), но одной лишь молитвы недоста­точно. Была необходимость что-либо сделать и им. Их часть — прислушаться к данному наставлению и, посредством благодати Господа, — исполнить его.

Апостол снова напоминает своим читателям, что его учения были даны в силу Божест­венного авторитета. Теперь, когда ему была необходимость говорить об особен­ных грехах, в которых были виновны некоторые в церкви, он был очень озабо­чен, чтобы каждый член осознал, что он излагал личные принципы Христа (ср.8 ст.). Такое признание должно гарантировать положительный отклик на обра­зец поведения, относительно которого он теперь напоминает им.

Бог надеется, что христиане будут остерегаться греха не подвергая себя искушению (см. на 1Кор.6:18).

Грех блуда требовал подчеркнутого, открытого обличения среди обращенных из языч­ников, ибо они воспитывались в атмосфере, где была общепринятой моральная распущенность и порок освящался как религиозный ритуал (см. VI том, 91, 92 стр.). В то время, когда Павел писал это послание, покровителем божества в Коринфе была Афродита, богиня любви и потомства, и поклонение ей сопрово­ждалось самыми безнравственными оргиями. Для христиан в любом языческом городе, вероятно, было трудно оставаться нетронутыми такой вопиющей без­нравственностью. В наши дни, когда стандарт сексуального поведения является очень низким, когда целомудрие обычно рассматривается как вышедшее из моды, и разводы так многочисленны, это предписание заслуживает самого тщательного внимания каждого, открыто исповедующего последователя Господа.

Сосуд — Греч, skeuos, «вещь», «предмет», «сосуд», «кувшин», «блюдо». Skeuos переведено как «сосуд» 19 раз из 23 случаев, употребленных в Новом Завете. Су­ществует различие мнений относительно этого стиха. Некоторые придерживаются взгляда, что Павел ссылается на тело христианина с особой ссылкой на его сексуальные функции. Это истолкование согласуется с контекстом, который трактует о сексуальной чистоте 3, 5 ст., но не весьма согласуется со значением ktaomai«приобретать» (см. выше «соблюдать»). Однако, ktaomai возможно придать значение «приобретать контроль над». Общее мнение ученых богосло­вов предпочитает истолковывать skeuos, «сосуд» как ссылку на жену мужа. Такое мнение находит поддержку в Священном Писании в 1Петр.3:7,где жена представлена как «немощный сосуд» и в раввинской литературе, которая рас­сматривает жену как «сосуд но отношению к мужу». Это истолкование желает передать сказанное Павлом таким образом: «Каждый христианин должен знать, как содержать жену для себя освященным и благородным образом». Одна точка зрения за другой призывают к рассмотрению. Некоторые толко­ватели предлагают разделить стих, который следует в этом переводе: «Чтобы каждый из вас уважал свою жену и получал прибыль в освящении и чести». Они придерживаются взгляда, что вторая мысль относится к деловым отношениям, получению или приобретению богатства, и что Павел побуждает, чтобы это совершалось на нравственной основе. Но такое истолкование препятствует те­чению главной мысли Павла, сконцентрированной на вопросе сексуальной чис­тоты в 3-7 ст.

Подход Павла к теме нечистоты и брака в этом послании согласуется с его рассуждением о подобной теме в 1Кор. 7 гл. Он рассматривает брак, как Боже­ственно установленный союз, который поможет христианам — мужу и жене из­бежать сексуальных искушений (см. на 1Кор.7:1-5),

Призыв Божий — веская причина для воздержа­ния от всякого рода нечистоты. Сравните на 1Пет.1:14-16; 1Кор.6:18-20. Бог не призвал человека быть нечистым.

Святость должна характеризовать каждую сторону христианской жизни.

Когда .человек принял новый завет благодати и разре­шил Господу написать Божественный закон в своём сердце, он научен Богом и не полагается более на человеческое наставление (см. Евр.8:10-11).

Цель Божественного наставления — способствовать развитию братской любви в сердцах верующих (ср. на 1Фес.3:12). Пламенная братская любовь является одним из сильнейших доказательств обращения (ДА 262).

Фессалоникийцы уже проявили свою любовь к верующим в северной Греции, и Павел хвалил их в начале послания за их «труд любви» (см. на 1Фес.1:3). Он не объясняет, какой вид приняла их братская любовь, но несомненно, это было гостеприимство к со­братьям Македонянам. Он употребил теперь эту удостоверяющую, испытанную черту характера, как основу для призыва в отношении к чистоте жизни. Прояв­ляя свою любовь в таком большом масштабе, несомненно, они будут проявлять её и в ежедневных отношениях со своими братьями в церкви.

Среди Фессалоникийских верующих мог быть фанатизм. Причудливые идеи и учения, провоз­глашаемые немногими, послужили к беспокойству многих (см. 2Фес.3:11-12; ДА 261). Из контекста и общего содержания послания, кажется, что эти неопре­деленные взгляды были связаны с учением о Втором пришествии (см. 1Фес.4:13-18; 5:1-11; ср. ДА 228, 229).

Как яв­ствует из текста, некоторые члены церкви вмешивались не в свои дела, возможно даже и в дела церкви (ср. на 2Фес.3:11-12).

Одно из наилучших гарантий против вмешательства в дела других, является активное занятие своими собственными делами. Но, кажется, некоторые учили, что в виду Второго пришествия, было слишком поздно зани­маться обычными делами. И как результат, некоторые прекратили трудиться для обеспечения своих жизненных нужд и стали полагаться на великодушную поддержку их братьев.

Апостол здесь начинает рассуждение о судьбе умерших хри­стиан в связи с возвращением Христа. Возможно Тимофей, только что возвра­тившийся из Фессалоники 1Фес.3:6, принес известия, что члены церкви были серьезно озабочены о судьбе тех членов, которые умерли после обращения. Какая участь ожидает таковых в славе Царства Христова при Его пришествии? Павел рассматривает теперь эту тему подробно, в деталях 13,18 ст., и перехо­дит дальше к рассмотрению вопроса тесно связанной темы, времени явления Христа 1Фес.5:1-11. Он трактует эти оба вопроса не как новые доктрины, но как хорошо знакомые, известные учения, относительно которых верующие нужда­лись в дальнейшем наставлении и предостережении. Будучи с ними, Павел не имел времени, чтобы ответить на каждый вопрос или выяснить вполне каждую тему.

Кажется, что Фессалоникийцы были чрезмерно опечалены о тех из их членов, которые умерли после принятия Евангелия. Ос­тавшиеся боялись, что умершие потеряли славное переживание, которым хри­стиане надеялись воспользоваться при возвращении Христа. Павел посвятил 13-18 ст. для устранения этого неправильного представления и утешения ве­рующих. Он объяснил, что для живых христиан нет нужды печалиться о своих умерших братьях, ибо надежда на воскресение устраняет причину для печали. Павел не смотрел неодобрительно на естественную печаль. Но он не учил ве­рующих, чтобы они были поглощены безнадёжной человеческой печалью, но подняли свой взор в ожидании воссоединения с их любимыми умер­шими во время возвращения их Господа и воскресения.

Своим ответом Павел разрешил за­труднительный вопрос, беспокоивший Фессалоникийцев. Они были озабочены судьбой своих умерших. Апостол теперь заверил их решительным заявлением, что Бог для умерших христиан наметил план быть воскрешенными подобно тому, как был воскрешен Иисус. Эти слова убедили верующих, что их любимые не были забыты. Это вдохновенное заверение должно было ответить на запросы Фессалоникийцев и успокоить их мысли. Необходимо отметить, что Павел главным образом был озабочен фактом, что праведники не забыты, а не хроно­логическими подробностями воскресения. Они изложены в 1Kop.15:23: «Пер­венец Христос, потом Христовы, в пришествие Его». Павел желал выделить факт, что подобно тому, как Бог воскресил Христа из могилы, так Он воскресит из могил спящих святых.

Здесь ясно описано личное, видимое, телесное явление Господа в восхитительном величии. Здесь не сказано, что Христос пошлёт Сво­его представителя, и также то, что Он явится духовно. Он придёт Сам, лично. Тот же Иисус, Который восходил на небо, теперь сойдет с неба. Как раз перед восшествием на небо, Он обещал возвратиться Ин.14:3. Церковь была завере­на, когда Он возносился на облаке, что «Сей Иисус, … придет таким же обра­зом» Деян.1:9-11. Павел повторил эти обетования и отметил дополнительные подробности относительно образа их исполнения.

Архангела — Греч, archaggelos, «главный ангел», «первый ангел», состав­ленное из archi, префикса, обозначающего «главный» или «высший» и aggelos, «ангел», следовательно, «главный из ангелов». Слово archaggelosвстречается в НЗ только здесь и в Иуд.9, где Михаил назван Архангелом. Этот комментарий придерживается точки зрения, что Михаил, никто другой, как наш Господь Ии­сус Христос (см. на Дан.10:13; Иуд.9; Откр.12:7).

Писания Ветхого Завета многократно ссылаются на трубы в связи с выдающимся вмешательством Бога, действительным или предсказанным Исх,19:13, 16, 19; Иоил.2:1; Соф.1:16; Зах.9:14.Трубы также употребля­лись как сигнал для сбора народа Божия Числ.10:2-4, для провозглашения военной тревоги Числ.10:5-9, и для объявления национальных праздников Числ. 10:10. В НЗ звук трубы связан с собиранием избранных и воскрешением умерших Матф.24:31; 1Кор.15:52.

«Мертвые во Христе» — почившие в вере, включая святых ВЗ пе­риода (см. на Рим.4:3; 1Кор.15:18; ср. Откр.14:13}. Они включены в число тех, которых Иисус изобразил как «сынов воскресения» Лук.20:36. Ещё в дру­гом месте Павел называет их «Христовы, в пришествие Его» 1Кор.15:23. Их тела воскрешены соответственно в «первое воскресение» (см. на Откр.20:5, 6). Фраза «мертвые во Христе» употреблена здесь, чтобы отличить умерших свя­тых от двух других классов народа:

  1. Нечестивых умерших, которые как опре­деленная группа людей, не будут воскрешены при Втором пришествии Христа;
  2. живущих христиан, уверенных, что их любимые умершие не будут поставле­ны в невыгодном положении при возвращении Иисуса, но на них будет обраще­но первое внимание, и они будут воскрешены, заняв, таким образом, равное положение с живущими святыми,т.е., воскреснут прежде, чем живые будут подняты для встречи с Господом на воздухе 17 ст.

Такое заверение должно было успокоить Фессалоникийцев, объясняя им, что почившие христиане и оставшиеся в живых будут одновре­менно соединены с их Господом.

Святые будут вознесены от земли, Господь и сопровождаю­щие Его воинства снизойдут с небес; они встретятся в воздухе, между землёй и небом.

Павел не пытается вести своих читателей дальше восторженного момента встречи. Ученики, последователи всех веков, наконец, соединились с учителем, — будущее гарантировано. Нет нужды при этом стечении обстоятельств копаться в том, что лежит впереди. Но мы знаем из других мест Священного Писания, что после воссоединения искупленные про­должат начатое путешествие и вместе со Христом войдут в Его небесный дом (см. на Ин,4:2-3). Таким образом, они «всегда с Господом будут».

Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version