Завещание Павла, Апостола Иисуса Христа — комментарий к ежедневной главе

Завещание апостола Павла1Тим.1:1. Мы находим присущий для Павла стиль приветствия, в котором озвучены как автор письма, так и его получатель. В этом послании, как и в других своих посланиях, за исключением посланий к Филиппинцам, 1 и 2-Фессалоникийцам и Филимону, Павел представляет себя как Апостола Иисуса Христа.

Павлу нередко приходилось отстаивать власть апостольства, данную ему как Богом Отцом,«по повелению Бога, Спасителя нашего«, так и Богом Сыном, «Господа Иисуса Христа, надежды нашей». Его определение Бога как Спасителя нашего перекликается с ветхозаветным; в то же время оно характерно для Пастырских посланий (сравните 1Тим.2:3; 4:10; Тит.1:3; 2:16-3:4). Об Иисусе тут говорится как о «надежде нашей» — ради того, чтобы обратить особое внимание читающих и верующих на осуществление Божьего плана спасения посредством Христа (сравните Кол.1:27, Рим15:13).

1Тим.1:2., Непосредственным адресатом, этого письма являлся Тимофей, хотя это письмо явно предназначалось для прочтения вслух в христианских общинах Ефеса и за его пределами. Тимофей был для Павла «истинным сыном в вере», и это говорило, что в сердце апостола он занимал особое место. Не он, вероятно, привел Тимофея ко Христу (сравните 2Тим.1:5; 3:15), но, по всей видимости, именно Павел рукоположил этого молодого человека в служители (2Тим.1:6); апостол в большой степени полагался на него. Благодати, милости и мира желал он ему.

1Тим.1:3. Не вполне ясно, уходил ли Павел в Македонию из Ефеса. Наверное, так, и перед уходом он просил Тимофея, видимо, во второй уже раз пребыть, т. е. остаться в Ефесе (Тимофей, возможно, хотел уйти оттуда вместе с Павлом). Но должен был остаться, чтобы убеждать некоторых в общине не проповедовать иного, т. е. отличного от Павлова, учения (сравните 1:11).

1Тим.1:4. Павел бескомпромиссный по отношению к лжеучителям и еретикам. Лжеучители увлекались баснями и родословиями бесконечными (сравните 4:7). Что подразумевал под ними апостол, — неизвестно. Они могли нести на себе отпечаток гностических представлений, но скорее всего, были иудейского происхождения (сравните Тит.1:14). В любом случае духовной ценности они не имели и лишь вели к бесконечным рассуждениям, недоумениям и спорам. Всего этого следовало избегать — по той причине, что осуществлению Божьего плана они не способствовали, ибо план этот проводился в жизнь не человеческими домыслами, а посредством веры. Дискуссии же, перераставшие из одной в другую, только заводили в тупик, приводили к разочарованию и «угашали дух» участников.

1Тим.1:5. В отличие от упомянутых бесцельных рассуждений, наставление Павла Тимофею имело четко выраженную цель практического христианства: утверждать в среде верующих любовь от чистого сердца (сравните 2Тим.2:22), незапятнанной (доброй) совести и нелицемерной (т. е. искренней) веры (сравните 2Тим.1:5). Каждое из составляющих это чудное «трио» коренится в чистоте и честности; в целом оно порождает тот совершенный вид бескорыстной любви, которая в предельном своем выражении соответствует Божией любви.

Тогда как лжеучители движимы были пустым любопытством, личными амбициями и самовозвышеним, наставление Павла было направлено на утверждение самой чудной из добродетелей посредством сохранения в чистоте христианского учения.

1Тим.1:6. Любовь, о которой он говорил в предыдущем стихе, апостол Павел несомненно считал целью всего христианского служения (сравните 1Кор.13:1-3). Между тем, как это ни прискорбно, некоторые из учивших в Ефесской церкви, которым полагалось бы знать это лучше других, потеряли из виду упомянутую возвышенную цель и уклонились (буквально и будет — «потеряли цель»; то же греч. слово в 1Тим.6:21; 2Тим.2:18) в пустословие (сравните Откр.2:4).

1Тим.1:7. Ключевыми словами к пониманию стиха, является «желая быть». Мы верим тому что Бог избирает на служение, как Павел и пишет о себе выше, и о Тимофее «сообразно с бывшими о тебе пророчествами«,эти же «учителя» — самозванцы думающие о себе бут-то они достойны ,что бы их Бог призвал на служение, но церковь не оценила их по достоинству.ст.5 частично отвечает, что ценит Бог в служении. Более конкретно проблема с этими лжеучителями состояла, как это часто бывает, в потребности выпячивать свое «я». Эти люди претендовали на положение уважаемых законоучителей, не будучи к этому способны и призваны. Однако, не желая признать свою несостоятельность, они продолжали говорить и утверждать то, в чем нимало не разбирались. Уча путям Божиим, забыли заповедь Христа «блаженны кроткие».

1Тим.1:8. Апостол хотел, чтобы его правильно поняли. Здесь он подчеркивает, что закон добр, если употреблять его должным образом (законно). Таким образом, обвиняет лжеучителей в том, что они незаконно претендуют на положение в церкви и как следствие являются не праведниками, хотя их речи возвышенно льстивы.

1Тим.1:9-10. Назначение закона было в том, чтобы показать людям их греховность. А значит тем, кто признали свой грех и обратились ко Христу, закон не был нужен. Таковые более не находились под ним, но должны были ходить в Духе (Гал.5:13-26). Нуждались в законе те, кто все еще не сознавали своей греховности.

Павел приводит впечатляющий список примеров, сознательно, основываясь на Десяти заповедях (сравните Исх.20:3-17). Начинается это перечисление с шести определений (три по два), которые применимы к нарушителям тех заповедей, что были записаны на первой скрижали Десятисловия, т. е. к тем, которые согрешали непосредственно против Бога; это: 1) беззаконные и непокоривые; 2) нечестивые и грешники; 3) развратные и оскверненные.

Далее Павел подразумевает нарушителей первых Пяти заповедей, записанных на второй скрижали: оскорбители отца и матери нарушали пятую, а убийцы — шестую заповедь. Блудники и мужеложники нарушали седьмую заповедь, которой запрещался любой грех, связанный с половыми отношениями. Под человекохищниками понимались похитители людей, совершавшие худший вид воровства, и, значит, здесь могло иметься в виду нарушение восьмой заповеди (Исх.21:16; Втор.24:7). Ясно, что лжецы в клятвопреступники нарушали девятую заповедь.

В этом перечислении не подразумевались лишь нарушители десятой заповеди («Не пожелай»); сравните, однако, с Рим.7:7. Свой «список» апостол завершает всеобъемлющей ссылкой на всякое поведение, противное здравому учению (сравните 2Тим.1:13), включая, конечно, и поведение самих лжеучителей.

1Тим.1:11. Мерилом того, что было «здравым учением», и что таковым не являлось, для Павла было, конечно, славное благовестие о Христе блаженного (т. е. благословенного) Бога, которое Он вверил Своему апостолу (сравните 1Фес.2:4; Тит.1:3) и которое тот проповедовал в Ефесе (Деян.20:17-27).

Б. Павел о своем опыте благодати (1:12-17)

1Тим.1:12. Видимо, мысль о собственной греховности в сочетании с мыслью о благовестии, доверенном ему, вызвала в Павле сильный прилив благодарности. Не случайно стих этот начинается со слова «благодарю». Чувство благодарности рождалось в апостоле от сознания, что Бог в милости Своей дал ему необходимую силу (сравните Фил.4:13) и, признав его заслуживающим доверия, удостоил высшего служения. таким образом Павел свое призвание противопоставляет вымышленному, самопровозглашенному служению лжеучителей.

1Тим.1:13-15. Автобиография Апостола. ст.15. Причина перехода Павла к теме о себе, начатой в 12. Выясняется здесь: переход этот вызван был желанием засвидетельствовать о цели воплощения Христа Иисуса; Он пришел в мир не для того только, чтобы подать пример или показать, что тревожится о людях. Целью Его было спасти грешников из их бедственного духовного состояния. (Павел подчеркивает при этом, что среди грешников он — первый, т. е. наихудший.) Апостол хотел, чтобы относительно цели Господа никто не заблуждался. Сказанное им на этот счет — верно и всякого принятия достояно. (Схожие обороты встречаем в посланиях Павла еще четыре раза: 3:1; 4:9; 2Тим.2:11; Тит.3:8.)

1Тим.1:16. В сущности Бог для того и спас Павла, чтобы на его примере явить грешникам план их спасения. Будучи «первым из грешников» (сравните с другими отзывами Павла о себе в 1Кор.15:9 и в Еф.3:8), апостол являл собой крайний пример. И если у Бога хватило милости и долготерпения по отношению к нему, то хватит их и для любого другого человека. Первый из грешников стал святым; один из злейших врагов Божиих стал одним из вернейших слуг Его. В широком диапазоне между этими двумя крайностями найдется место для всех грешников.

1Тим.1:17. Созерцание Божией благодати, а собственном случае побуждает Павла к провозглашению типичного для него славословия, которое исполнено благоговейности и любви к Господу. В образе Царя веков — превознесение Бога над всеми приливами и отливами человеческой истории. Нетленный (в значении «бессмертный») и невидимый — два основных атрибута Бога, которые свидетельствуют о Его вечности и духовной природе. Словом единый подчеркивается Его уникальность, а типично еврейской монотеистической манере. Только этот Бог достоин чести и славы во веки. Аминь (сравните 6:16).

«Завещание»

1Тим.1:18. После короткого отступления (стихи 12-17), касавшегося его лично, Павел возвращается к конкретным проблемам, стоявшим перед Тимофеем, с которых, собственно, и начинает это письмо (стих 3). Преподаю тебе, т. е. наставляю тебя; подразумевается, относительно лжеучений и тех, кто их распространяет (о чем упоминалось в стихе 3). Апостол «наставлял» своего молодого ученика сообразно с бывшими о нем пророчествами (касательно призвания Тимофея на служение и пригодности его к этому). В 6:12 содержится намек на них; таким образом, напрашивается вывод, что благодаря упомянутым пророчествам Павел утвердился в своем убеждении, что Тимофей — «добрый воин», способный успешно «воинствовал» против заблуждений, проникших в Ефесскую церковь. Таким образом Павел, используя для иллюстрации военную терминологию, завещает Тимофею как необходимо относиться к всякого рода ересям, еретикам, и лжеучителям. (сравните Еф.6:12)

1Тим.1:19. Если в Еф.6:10-17 Павел детально описывает предметы христианского вооружения для ведения духовной войны, то тут он говорит только о двух из них: о вере и доброй совести. Они всегда, кажется, упоминаются рядом (сравните 1Тим.1:3; 3:9). Сильный в одном силен и в другом. И, напротив, за поражением в одном следует поражение в другом.

Так, некоторые, отвергнувши (здесь сильно звучащее греч. апотео, буквально означающее «оттолкнуть прочь»; в Новом Завете это слово употреблено еще в двух местах: в Деян.7:27 и в Рим.11:1-2) добрую совесть, потерпели поражение (фигурально выражаясь — «кораблекрушение») в вере. Богословские заблуждения нередко коренятся в нравственном падении.

1Тим.1:20. Двое являли печальный тому пример в Ефесе. Именей (сравните 2Тим.2:17) и Александр. Трудно сказать, об одном и том же ли человеке, носившем это имя, говорится здесь, в Деян.19:33 и в 2Тим.4:14. Возможно, это были разные люди. Двоих, упоминаемых им тут богохульников, апостол Павел постановил предать сатане. Это, означало отлучение их или анафема от церкви (сравните 1Кор.5:1-5; Гал.1.8-9) и обречение, таким образом, на пребывание в той духовной сфере, которая контролируется сатаной (2Кор.4:4).

Ибо Павел рассматривал христианскую общину как сферу, в которой верующие имеют небесную защиту и вне которой они терпят ущерб, порой весьма ощутимый, болезненный (сравните 1Кор.5:5). Так или иначе, мера, примененная Павлом по отношению к двум отступникам, была направлена на их исправление. Стремлением не покарать, но исцелить руководствовался апостол.

научились: — Греч, paideuo, «учить детей», «учить», «наставлять». Даже если церковное исключение является решительной мерой, оно направлено для излечения. Удар, вызванный окончательной строгостью церкви, может пробу­дить беспечного грешника из опасного состояния его души. Нет больше страст­ного желания члена семьи Христа, чтобы грешник мог теперь осознать свою нужду в раскаянии. Таким образом, последняя мера — церковное исключение -может быть лишь средством возвращения грешника на путь «веры и доброй совести» 19 cm. и наставлением для него соответственно его истинного поло­жения пред Богом. (комментарий АСД на 1Тим.)

Богохульствовать — говорит о том, что всякого рода лжеучителя, еретики движимы духом заблуждения и между детьми Божьими и детьми заблуждения не может быть ни какой общности и согласия.

Поскольку Закон Божий является выражением, воли и характера Всевышнего, а искренность христианской жизни выражением покорного подчинения Ему, всякое искаженное применение закона бесчестит Бога и представляет его в неправильном свете.

«Любая форма бесчестия Бога является богохульством». (комментарий АСД на 1Тим.)

Пастор Виктор Хлонь

Exit mobile version