Что Хорошо и угодно Спасителю нашему Богу или церковное руководство апостольской церкви — комментарий к еждневной главе

Церковное руководство1Тим.2:1. От темы лжеучителей Павел обращается к теме церковной дисциплины и поведения в церкви. Наставление его начинается с того, что представляется самым важным — с призыва к молитве. Воистину с нее все и должно начинаться в церкви и большая часть посвящаться в церкви. Читающему этот стих не следует искать особых различий между понятиями молитвы, прощения и моления. Скорее всего, Павел употребил все три для усиления эмоционального накала своего призыва. Следует, однако, заметить, что благодарению должно отводить первое место в молитве.

1Тим. 2:2-4. Итак, Ефесской церкви предлагалось возносить молитвы «за всех чело веков» (стих 1), и в первую очередь — за все гражданские власти. Не уточняя содержания таких молитв, Павел почти несомненно имел в виду молитвы о спасении как людей вообще, так и тех, кто правит ими. Это явствует из последующих слов апостола.

Почему возрастает критика в как адрес светской власти, так и в адрес церковной?

«Поскольку люди перестали признавать Божественное, они не уважали и человеческое.» (Из урока СШ № 9 за IIкв.2015)

Как и во все времена, в дни существования Ефесской церкви у некоторых верующих возникал вопрос о том, действительно ли надо молиться обо всех людях. Возможно, предупреждая такой вопрос, Павел пишет, что это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу. Дословно тут сказано по-гречески, что такая молитва «приемлема для Него» (многие молитвы Он не «приемлет», однако, — не эту).

Эта же — соответствует воле Его (1Иоан. 5:14). Бог, Который есть Спаситель, желает, чтобы все люди спаслись.

1Тим. 2:5-6. В подтверждение своего тезиса (ст.4) апостол ссылается на известную всем верующим истину относительно Бога Отца и Его работы через Сына. Стихи 5-6, возможно, являются свободным цитированием из исповедания веры, которое было хорошо знакомо христианам первого века. Так или иначе, Павел ссылался на евангельскую истину, не вызывавшую сомнения, которая заключается в том, что существуют:

  1. лишь одни Бог
  2. единственный способ для людей приблизиться к Нему — посредством человека Христа Иисуса, Бога во плоти;
  3. что Иисус Христос предал Себя (т. е. умер на кресте) для искупления всех (сравните Матф.20:28; Мар.10:45).

В последней фразе 6-го стиха подразумеваются «свидетельство» о желании Бога спасти всех людей, которое находим в Ветхозаветных писаниях, или, что то же самое, — предсказания о приходе Мессии в древних пророчествах (сравните Гал.4:4-5; Евр.1:1-2). Во осуществление упомянутого «свидетельства» и приходил на землю Иисус Христос.

1Тим. 2:7. В Ефесской церкви были, очевидно, люди, которые считали, что благовестие адресовано исключительно евреям. Подтверждение тому, что такая точка зрения, породившая серьезную проблему, существовала, находим в том, что происходило с апостолом Петром (Деян.10:9-43; Гал. 2:11-13). Поэтому как на решающий довод в противовес этой Точке зрения ссылался Павел на собственное служение в качестве Апостола… язычников. Он был поставлен проповедником (сравните 2Тим. 1:11), чтобы донести Благую Весть до большей части человечества, которое в глазах иудаистов оказывалось «за забором».

Заверения Павла в истинности его слов — это стилистический прием, которым подчеркивалась важность того, что он сообщал (сравните Рим. 9:1; 2Кор. 11:31; Гал. 1:20).

1Тим. 2:8. Несомненно, Павел хотел, чтобы все христиане, без различия пола, возносили молитвы о духовном пробуждении граждан и их правителей. Но в собраниях, где бы они ни собирались (на всяком месте), подчеркивает Павел, надо, чтобы молитвы произносились мужами; подчеркивается и то, что произносить их следовало воздевая… руки. Это соответствовало не только ветхозаветной практике (к примеру, 3Цар. 8:22; 2Пар. 6:13; Езд. 9:5; Плач. 2:19), но и практике языческих религий, а также раннехристианской Церкви.

Жест этот повсюду виден на настенных рисунках в римских катакомбах, где собирались первые христиане. Руки, простираемые к Богу, должны были быть чистыми (по греч. слово хо-сиоус — буквально означает «неоскверненный», «исполненный благоговения»), символизируя внутреннюю чистоту молящихся мужей, духовных вождей. Таковым следовало подавать пример окружающим в своих взаимоотношениях с людьми, т. е. быть чуждыми гнева и сомнения. Нехристианские, непримирительные, отношения с другими плохо сказываются на способности молиться.

1Тим. 2:9. Павел обращается к теме женщин, входивших в христианскую общину: Не внешние, но внутренние атрибуты должны были служить им украшением. Им следовало ходить в приличном одеянии, выделяться стыдливостью и целомудрием (сравните стих 15). При этом не столько предполагалось, что христианке негоже иметь вызывающее, соблазнительно влекущее обличье (хотя и это подразумевалось), сколько имелась в виду необходимость для нее быть скромной, рассудительной, чуждой хвастовства. «Конкретности», перечисляемые Павлом (плетение волос, золото, жемчуг, многоценные одежды) плохи не сами по себе, а лишь тогда, когда символизируют «смешение» ценностей в их «шкале» (сравните 1-Пет. 3:3). Для Ефесской церкви все упомянутое могло иметь особое значение по причине процветавшей в этом городе храмовой проституция.

1Тим. 2:10. Вместо того чтобы выделяться внешней «красивостью», — по правилам мира — христианкам следовало держаться иной шкалы ценностей, «украшая» себя добрыми делами. Привлекательными в глазах других да делает их верное служение во имя Христа. Не следует, однако, рассматривать эти стихи как призыв к христианкам чураться чисто женской привлекательности; это был лишь призыв отвергнуть мирское мерило красоты, приняв, вместо него, небесное (1Цар. 16:7). Именно им должны руководствоваться женщины, посвящающие себя благочестиво.

1Тим. 2:11-12. С целью подчеркнуть необходимость для женщин вести себя благочестиво, Павел, наряду с Петром, утверждает приоритет «нетленной красоты кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:4).

Женщинам-христианкам следовало принимать наставления от руководителей — мужчин в безмолвия, со всякою покорностью. Им запрещалось ставить вещи вверх дном, требуя для себя наставнических прав или пытаясь брать власть над мужчинами. Понятие «безмолвия» не подразумевало, однако, полного молчания, лишения права говорить. То же слово хесиита употреблено в 2Фес.3:12 в значении «успокоиться», «не вносить беспокойства», «не самоуправничать».

1Тим. 2:13. Почему же «кроткий и молчаливый дух» так ценен в глазах Божиих и почему, по учению Павла, он так важен для женщин? Потому, что он свидетельствует о понимании и приятии Его плана и целей в отношении человеческой расы. Как и в других местах (сравните 1Кор.11:8-10), Павел в своем взгляде на отношения в церкви между мужчинами и женщинами исходил тут из порядка творения, как отражен он во 2 главе книги Бытия.

Не так называемое «проклятие» (Быт. 3:16) имел он в виду, но ставил роли мужчин и женщин в зависимость от того, что Богом — при начале осуществления Им Его грандиозного плана — прежде был создан Адам, а потом Ева (Быт.2:7-25). Дело здесь, однако, не просто в хронологическом «первенстве» как таковом; для Павла оно было знаком того, что руководящая роль с начала творения отведена мужчине, которому женщина должна была стать «помощником, соответственным ему» (Быт.2:18).

1Тим. 2:14. Далее Павел как бы противопоставляет друг другу то конкретное, что явили в своих реакциях на «внешние обстоятельства» Адам и Ева: жена, прельстившись, впала в преступление, не Адам был прельщен. Некоторые склонны делать из этих слов тот вывод, что апостол Павел считал всех женщин более доверчивыми (подобно их прародительнице Еве), чем мужчин, а потому и более предрасположенными к заблуждению.

Следовательно, заявляют они, женщине нельзя ни учить в церкви, ни занимать в ней руководящее положение. Другие думают, что Павел, в сущности, хотел сказать следующее: «Смотрите, что получилось, когда порядок, установленный при сотворении людей, был поставлен „с ног на голову “, когда мужчина подчинился женской инициативе». В любом, однако, случае Павел не снимал и с Адама вины за грехопадение. В другом месте (сравните Рим. 5:12-21) он прямо возлагает на него ответственность за это.

1Тим. 2:15. В Новом Завете это один из нелегко поддающихся толкованию стихов. Неясные слова спасется чрез чадородие интерпретируются по-разному:

Толкование этого стиха затрудняется и условием, выдвигаемым в конце его: если она (т. е. мать) пребудет в вере в любви и в святости с целомудрием. Какой бы смысл ни вкладывать в первую часть стиха, все зависит от желания женщины «пребывать» в четырех перечисленных добродетелях. Наиболее верным является, пожалуй, второе толкование — (6).

Полное удовлетворение и смысл в жизни обретет та женщина, которая не будет стремиться к исполнению мужских ролей, но будет послушна Божиему намерению относительно нее и станет исполнять свое назначение жены и матери «в вере и любви и в святости с целомудрием» (т. е. проявляя во всем необходимое воздержание; ср, 1Тим.2:9).

Спасется: — Т.е., руководящая роль женщины при введении в грех и её настоящее подчинённое положение никоим образом не влияют на её возможность спастись. Мужчины и женщины в равной мере нуждаются в благодати и спасающей силе Божией.

чрез чадородие: — В обеспечении рождения и воспитания детей, Бог дове­рил женщине великую честь и преимущество. Когда женщина верно исполняет свою ответственность, направляя свою энергию на создание счастливой, дисци­плинированной семьи, она станет благословением не только для мужа и детей, но также получит одобрение от Господа. Спасение неотделимо от ежедневного отношения к ответственностям жизни. Если женщина отказывается или пренеб­регает назначенной Богом сферой деятельности ради других занятий, в итоге может быть несчастье и потеря. Павел побуждал всех жён исполнять свои обя­занности и быть верными матерями и осознавать Богом возложенную ответст­венность на мужа; руководство в доме и в церкви. Бог дал как мужчинам, так и женщинам особые качества для достижения их индивидуальных задач и оба обнаружат своё величайшее счастье в исполнении своих определенных положе­ний в духе любви, посвящения и верного служения.

если: — Спасение, будь то мужчин или женщин, зависит от продолжения первоначальной веры, которая привела их ко Христу. Спасение является немед­ленным, но оно должно поддерживаться ежедневным, непрерывным подчине­нием плану и цели Бога для каждого лично.

любви: — Как плода истинной, настоящей веры (см. на 1Kop. 13:1). Лю­бовь не стремится «властвовать» 1Тим. 2:12 и также не пренебрегает благо­родными обязанностями, добросовестно исполняя их, как жена и мать.

святости: — Вполне посвящённая жизнь является результатом истинной веры, которая подчиняет всё исполнению воли Божией (см. на Флп.3:7, 8). Освящённая жена, как мать, найдёт в своей предназначенной роли более стоя­щий путь служения, чем желание соперничать за руководство, которое дало бы ей повод властвовать над мужем.

целомудрием: — См. на 9 cm. Павел обращается к рассудительным жё­нам, которые возвышают свои женские обязанности.

Комментарий Эллен Уайт ко 2 главе 1Тимофею.

Пастор Виктор Хлонь по материалом библейских комментариев

Exit mobile version