Религия в действии — комментарий к ежедневной главе

Забота о вдовахРазличные группы, которые перечислены в этой главе, представляют различные классы людей, составляющие общины, порученные для присмотра Тимофею, о которых он должен «заботиться», чтобы и «себя спасти» и «слушающих его» (см.1Тим.4:16)

«увещевай»: Преклонный возраст автоматически не исключает необходи­мость в исправлении, но если эта обязанность, делать выговор, поручена моло­дому человеку, в его поведении должен преобладать дух искреннего уважения и скромности.

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;
стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.
Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;
а сластолюбивая заживо умерла.
И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.
Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,
известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.
Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 1Тим.5:1-11

«младших»: Увещание и дисциплина действенны только тогда, когда при­меняются без критики. Младшие, получая необходимый совет, не должны ис­кать причину для отвержения молодого руководителя из-за превосходства его высокого положения. Молодые члены церкви должны чувствовать его товари­щество, а не превосходство.

«Стариц»: Каждый руководитель церкви должен видеть в своих со­братьях членах церкви, подобно Богу, одну целую семью. Эта перспектива пре­дохранит служителя от какой-либо склонности к высокомерию и властной, по­велительной дисциплины.

«молодых»: Взаимоотношения служителя церкви с членами церкви жен­ского пола не должны отличаться лишь чистотой, но должны быть свободными от всякого недоразумения и подозрения. Этот совет особенно необходим для молодых служителей, поскольку они постоянно встречают лицом к лицу позыв­ные сирен диавола к нечистоте.

«почитай»: Т.е., в материальной помощи, в такой же мере, как и в ува­жении. В Матф.15:4-6 Иисус противопоставил тех детей, которые верно за­ботились о материальных нуждах своих родителей от тех, которые почитали своих родителей только на словах. Только сострадание к затруднительному положению вдов не обеспечит необходимой помощью, а также вид подлинного христианского духа (см. Иак. 1:27)

«истинных вдовиц»: — Различные категории вдов всегда существовали в церкви:

  1. те, которые ещё имели активную поддержку от детей, или других родственников, 5:4;
  2. те, которые совершенно лишены семейно-родственной поддержки 5:5;
  3. те, которые живут «сластолюбиво» и получают материаль­ную заботу каким-либо другим образом, чем от родственников или церкви 5:6.

Очевидно, только второй класс вдов имел право на последовательно-постоянную поддержку церкви. Иудейский обычай заботы о вдовах был унасле­дован христианской церковью (см. Исх.22:22; Деян.6:1; Иак. 1:27)

«внучат»: — Буквально, «потомков». В других переводах «племянников». Забота о вдове главным образом является обязанностью её близких родственни­ков, если её сыновья или дочери также нуждаются в поддержке или умерли, тогда обязанность возлагается на других близких родственников.

«прежде»: — Т.е., забота о родителях является первой обязанностью человека. «…почитать…»: — Греческое слово «действовать благочестиво». Существительное eusebeia переведено «благочестие» в 1Тим.2:2; 3:16; 4:7, 8; 6:3, 5, 6, 11; 2Тим.3:5. Христианская религия выдвигает те обязанности, которым всякий достигший зрелости, мужчина или женщина, уделяет достойное внимание. Ис­поведовать верность к Богу и в то же время забывать нужды семьи, всё это не является истинной религией. Бог не признаёт, даже церковной деятельности, как замену первостепенной, главнейшей обязанности заботиться о родителях или дедушке и бабушке.

«угодно»: — Чувство ответственности будь-то к человеку или Богу, показыва­ет степень благочестия, которым обладают члены церкви. Бог является исклю­чительным образцом, который не пренебрегает беспомощностью и бедностью других. Его любовь не знает границ, когда он прилагает усилия, чтобы забо­титься о нуждах Своего творения. Следовательно, христианин, который не до­пускает себялюбивых соображений, верно заботясь о своих родителях или пра­родителях, открывает Христоподобные свойства характера, угодные Богу (см.1Тим.2:3).
Иисус представил образец для каждого христианина, когда Он заботливо предусмотрел попечение для своей матери во время Своего распя­тия (см. Ин. 19:25-27)

«неверного»: — Буквально, «неверующего». Поскольку, многие язычники считают своей обязанностью заботиться о своих преклонных родителях, недос­таток христианина, чтобы заботиться о своей семье, представляет его «хуже неверного».

«избираема»: — Буквальный перевод этого стиха читается следующим об­разом: «В список должна быть внесена вдова, имеющая не меньше 60 лет, жена одного мужа». В других переводах «причислена». Назначение этого особого списка вдов хотя понятное в дни Павла, но теперь не ясное. Это не был лишь круг «истинных вдовиц» 4, 5 ст., ибо очевидно, были случаи «одиноких» вдов 5 ст. не имевших детей, которые ещё не достигли 60 летнего возраста. В самом деле, 10 ст. изображают особых вдов 9 ст., как имевших воспитанных детей и тогда возникает вопрос, как и почему эти дети не заботились о своих матерях. Возможно, дети в тот момент уже не были в живых или были не в со­стоянии, или не расположены выполнить их родственные обязанности. При любых обстоятельствах «истинная вдовица» нуждалась в особой помощи.

«шестидесятилетняя»: — Павел советовал молодым вдовам снова вступать в брак (см. 5: 11-14 ст.). Следовательно, это произвольное ограничение возраста подразумевает, что замужество было наиболее маловероятным для вдов, кото­рые составляли особенную группу. Иначе говоря, их настоящее одинокое поло­жение рассматривалось как неизменное и постоянное. Таким образом, вероят­ность, что они будут постоянно в одиноком положении, была очевидно основа­на на возрасте, которого они достигли, а не в каких-либо обетах, согласно пред­положений некоторых.

«одного мужа»: — Сравните 1Тим.3:2,12. Вдова, почитаемая церковью в этом особом внесении в списки, должна иметь достойную репутацию, то есть, вдова, которая была верной женой и матерью.

«Известная»: — Хорошее свидетельство о жизни как внутри, так и вне дома, было необходимым условием для каждой вдовы этой особой группы (см. 9 ст.). Какого рода подвиги должны быть испытаны, благодаря которым вдова могла быть определена в членство особой группы.

«по добрым делам»: — См.1Тим. 2:10. Подобно Иисусу, Павел поставил ве­ликое ударение на плодах истинной христианской веры (см. Матф. 5:13-16; 7:16-20; Иак. 2:17-26; 1Кор.9:8; Ефес.2:10; 1Тим.3:7)

«воспитала детей»: — Павел теперь точно определяет некоторые из «добрых дел», на которые он ссылается. Греческое слово подразумевает, что иметь «воспитанных детей» было одним из необходимых условий включения в эту особую группу вдов. Некоторые подчёркивают, что это включает также характерную заботу вдовы о бедных, сильно нуждающихся чужих детях и её личную под­держку сирот.

«принимала странников»: — Положение, быть в состоянии принимать странников, подчеркивает, что рассматриваемые вдовы не были в финансовом отношении сильно нуждающимся.

«умывала ноги святым»: — Правила вежливости на Древнем Востоке требовали омыть ноги гостям. Особая честь была, по-видимому, проявлена, когда сама хозяйка исполняла это действие (ср. Лук.7:44). Некоторые подразумевают это как ссылку на верное соучастие в обряде ногоомовения, установленном на­шим Господом Ин. 13:3-15, в особенности поскольку «святые» точно опреде­лены как участники.

«Молодых вдовиц» — Т.е., ниже 60 летнего возраста.

«не принимай»: — См. на 1Тим.4:7. Следует заметить, что Павел не подчерки­вает, что нуждающиеся вдовы, не имевшие 60 летнего возраста, без детей, не должны получать материальную помощь от церкви. Он просто говорит, что молодые вдовы не должны быть зачислены в эту особую группу, которой, ка­жется была разрешена постоянная денежная дотация.

«молодые вдовы»: — Т.е., более молодые вдовы.

«вступали в брак»: — Сравните 1Kop.7:28, 39. Такой совет, как данный здесь Павлом, должен помочь избежать опасности, о которой он только что упомянул, и в такой же мере избежать ловушек аскетизма (см. 1Тим.4:3). Бог вселил мужчине и женщине желание к супружеству, и было бы несправед­ливым давать совет против этого естественного желания. Когда молодая жен­щина желает выйти замуж и имеет в виду соответствующего мужа, не должно быть произвольного церковного предписания, сковывающего её.

Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. 1Тим.5:17-20

«начальствующим»: См. 1Тим.3:4.

«пресвитерам»: — Или, «епископам», руководителям местной церкви (см. 1Тим.3:1).

«сугубую»: — В других переводах «двойную». Успешные руководители церк­ви достойны чести по двум причинам:

  1. Они старшие;
  2. Они исполняют цер­ковное служение, достойным похвалы образом.

«честь»: — Некоторые толкователи полагают, что это ссылка на существен­ное материальное вознаграждение, достойных и верных пресвитеров. Жалова­ние вдвойне, по сравнению с подчёркнутым ранее жалованьем вдовы. Другие утверждают, что контекст объясняет род «сугубой чести» в смысле большей меры уважения, которая должна быть достойной, согласно их служения.

«в слове и учении»: — См.1Тим.4:16. Очевидно, начальствующие пресвите­ра достойны сугубой «двойной» чести, ибо они не только управляли церковны­ми делами, но также учили публично и лично.

«Ибо Писание говорит….»: — Сравните доказательство Павла в 1Кор.9:7-14 о справедливом вознаграждении за служение. Павел обращается к Слову Божьему, как заключительному авторитету: те, которые посвящают всё время для служения, должны быть вознаграждены почётным жалованьем. Некоторые комментаторы полагают, что Павел здесь не ссылается на финансовую под­держку, но на честь приличествующую положению и достойное награды служе­ние. Как вол получает зерно за своё служение, так пресвитер должен получить уважение и честь, достойные его служения.

«награды»: — Греческое слово misthos, «заработная плата», «наемная плата». Идея о вознаграждении за исполненную работу, сильно подчеркива­ет, что «честь» 17 cm, содержит мысль о действительной финансовой поддерж­ке (см. Лук. 10:7). Апостол здесь ссылается на принцип, воплощённый в плане Господа для поддержки Левитского священства Числ.18:21, что те, которые посвящают себя на святое служение, заслуживают материальной поддержки от тех, чьим духовным интересам они служат (см. ДА 336).

«не иначе принимай»: — В виду последующей дискредитации репутации христианских руководителей посредством какого-либо обвинения, обоснован­ного или нет, Тимофей не должен был даже выслушивать любого обвинителя до тех пор, пока он не предоставит «двух или трех свидетелей», ручающихся за его обвинение. Павел не настаивает на фаворитизме любого рода для тех, которые в служении поступают несправедливо. Фаворитизм, это положение, при котором на ход общественной жизни оказывают фавориты «любимцы» (Словарь Ожегова). Он просто желает предохранить верных руководителей от некоторых, которые же­лали умалить их влияние посредством клеветы.

«при свидетелях»: — Т.е., когда обвиняемый член приведен для испытания пред признанным судом, его противники должны иметь «два или три свидетеля» чтобы доказать обвинение. Иудейский обычай предохранял личность от безрас­судных и злобных, преднамеренных обвинений (см. Втор.17:6; 19:15). Новозаветняя церковь приняла этот Иудейский обычай защиты личности (см. Матф.18:16). Однако, что касается церковных старейшин, начальствующих пресвите­ров, Павел даже рекомендовал избегать публичного выслушивания, если обви­нитель во время первоначального обвинения не представит «двух или трёх сви­детелей» безупречной честности.

«Согрешающих»: Т.е., «пресвитеров» (см. 19 ст.). Павел не желает извинять и защищать грех в человеке.

«обличай»: — Греческое слово elegcho, «осудить», подразумевая что обвинение истинно, и что доказательство ясно (см. Ин.8:46; 16:8). Это серьезный момент, когда один член церкви обвиняет другого в грехе. Следовательно, любое обвинение должно быть тщательно обосновано чрез заслуживающее доверия свидетельст­во, прежде чем его обвинить публично. Когда Библия побуждает христиан «об­личать», она всегда делает это в значении — «привести к сознанию» вины. Это может быть сделано лишь в том случае, когда под рукой находится неоспоримое несомненное доказательство. Такой совет запрещает безрассудные обвинения, посредством чего репутации невинных людей наносится ущерб и их доверие в братьях ослабевает.

«возлагай»: — Павел, возможно, ссылается на поспешное рукоположение в духовный сан, неопытного и неиспытанного человека (см.1Тим.3:6, 10) или на поспешное восстановление пресвитера, после того, как он был под дисцип­линарным наказанием. Последняя точка зрения более в согласии с непосредст­венным контекстом (см. 1Тим.5:20, 21). Должность пресвитера является слиш­ком святой и значительной для поспешного допущения или недопущения кого-либо, кто не проявил себя достойным образом. Кандидата на служение, пресви­тера, необходимо, прежде всего, внимательно испытать, относительно его при­годности (см.1Тим.3:1-7).

Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 1Тим.5:23

«Пей не одну воду»: — Во дни Павла, как и в настоящее время, вода Ближнего Востока часто была опасной для употребления. Физическое заболева­ние, такое как дизентерия, часто вызываемое загрязнённой водой, было обычным происшествием. Поэтому часто предлагались другие пути для утоления жажды.

«вина»: — Греческое слово oinos (см.1Тим.3:8). Некоторые толкователи полагают, что Павел здесь защищает умеренное употребление броженного вина для лечебных целей. Они обращают внимание на факт, что вино, таким образом, употребля­лось в течение столетий. Другие придерживаются взгляда, что Павел ссылается на непереброжённый виноградный сок, их рассуждение заключается в том, что он не мог дать совета, несовместимого с остальными местами Священного Писания, которые предос­терегают против употребления опьяняющих напитков (см. Пр.20:1; 23:29-32; ср. ЕГУ 3В 6 сентября, 1899)

«ради желудка»: — Цель совета Павла, чтобы Тимофей был физически при­годен к тяжелым обязанностям, которые возлагались на него как управляющего церквами в Малой Азии. Умственная и нравственная деятельность, очень связа­на с физической пригодностью.

«частых недугов»: — Очевидно, Тимофей часто болел телом, многократно осаждаемый недугами, что было непривлекательной рекламой для любого вида реформы здоровья.

Пастор Александр Тюпин по материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version