Это послание было адресовано Титу в период, когда он был занят в служении христианам Крита. Этот огромный остров в Средиземном море 160 миль (258 км.) длины и от 7 до 35 миль (11 до 56 км.) ширины. Его общая площадь 3199 миль (8285 км.). Узкая, но плодородная береговая равнина на северной стороне возвышается круто в прибрежном пространстве, выше неё — вторая полоса и ещё выше поднимается третья. Самая высокая из гор г. Псилорити (высота 8065 фут. или 2458 м.). Это древняя г. Ида, где согласно старинной Греческой легенды родился языческий бог Зевс.
Во 2-ом тысячелетии до Р. Хр. Крит был центром цивилизации — Минойской культуры, — которая соперничала с цивилизациями Месопотамии и Египта. Полулегендарный царь Минос построил лабиринт, настолько громадный и удивительно запутанный, что его сложность могла послужить поводом к возникновению легенды о чудовище — быке, которое пожирало пленных молодых парней из Греции. Этот миф о Минотавре может хорошо объяснять лабиринтообразные руины. Как предполагают, Минос имел развитый, сильный флот и обширную морскую империю и учредил систематическую, тщательно разработанную, бюрократически управляемую, законную систему. Критяне имели высокоразвитую систему письма. Приблизительно 1400 лет до Р. Хр. Минойская эра на Крите достигла кульминационного пункта своей цивилизации и начала долгий и медлительный упадок. Крит никогда снова не достиг до положения, которым он наслаждался в древнюю Мянойскую эру. Однажды богатый, сильный и высокоразвитый, впоследствии стал одним из промежуточных островов, по которым искусство и наука Азии направила свой путь в Европу. Его торговля с Египтом и Сирией доказана археологическими находками, она была каналом связи между Востоком и Европой. Филистимляне жили на Крите перед их переселением в Палестину (см. II том, 33, 34 стр.; III том, 131 стр.).
В конце концов, Крит был колонизирован Греками и играл значительную роль, хотя и не привлекавшую внимание роль на протяжении некоторой из славных эпох Эллинской истории. В наиболее ранние годы христианства, Критяне отличались хорошо известной репутацией, как люди нечестные и недостойные доверия (ср. Тит.1:12). Остров, кажется, служил центром пиратской деятельности в 1-ом столетии до Р. Хр., но они были покорены и в 67 г. до Р. Хр. он стал частью Римской империи, однако, Критяне продолжали служить, как наёмники в иностранных армиях.
О Тите известно мало. Личные ссылки в послании очень кратки и он не упомянут в Деянии Апостолов. Самый ранний намёк о нём появляется в Гал.2:1-3, где Павел говорил о Тите, как о спутнике из Антиохии, где он присутствовал на Иерусалимском Совете. Присутствуя там, как необрезанный обращённый из язычников, он стал как проверочный случай относительно вопроса, касающегося обрезания язычников. Некоторое время спустя он представлял Павла в Коринфе 2Кор.8:16, 17; 12:17, 18, где успешно разрешил трудности, так открыто обсуждаемые в 2Кор.2; 7 гл. Он также организовал сборы для святых в Иерусалиме 2Кор.8:6-10. Павел рассматривал его, как надёжное доверенное лицо и как достойного доверия воина креста 2Кор.12:18, и ссылался на него как на брата, близкого помощника и сотрудника 2Кор.2:13; 8:23. В этом послании он говорит о Тите, как о сыне по вере гл. 1:4. В последний раз Тит упоминается в НЗ, как направляющийся в Далматию, современную Югославию 2Тим.4:10. Евсевий, церковный историк 4-го столетия, ссылается на Тита, как епископа острова Крита (Евсевий Церковная История ш. 4).
Полагают, что послание к Титу было написано в промежутке между первым и вторым заключением Павла в Риме приблизительно в 65 г. по Р. Хр. (см. VI том, 107 стр.).
Из послания вытекает, что во многих местах Крита были группы христиан. Однако общая церковная организация ещё не была завершена и назревали хлопоты из-за ложных учителей, которыми возможно были полуобращённые Иудеи. Эти ложные учителя ставили особое ударение на мифы, родословия и закон. Они тратили много времени и энергии, как своей собственной, так и других членов церкви на бессмысленные аргументы. Тит был ответственным за приведение в порядок всех этих дел, и согласно этому Павел послал ему советы и ободрение. В этом послании Павел особенно был заинтересован дать Титу совет, который должен помочь ему утвердить недавно обращённых христиан Крита в истинной христианской вере и жизни. Согласно этому, послание является высшей степени практическим. Павел рекомендует более тщательную, согласно всем правилам, организацию церкви и советует Титу, как определить пригодность пресвитеров для церкви. Он напоминает ему о репутации Критян, как лжецов и лентяев, и подразумевает, что христиан беспокоили приверженцы Иудейской узаконенной системы. Павел особенно указывал, что настаивание на церемониальной нечистоте одновременно имеет тенденцию сделать нечистой саму совесть. Когда ум поглощён религиозными мелочами, слишком часто действительно важные вопросы нравственности и честности пренебрежены и религия вырождается в вопрос формы и теории.
Особенно большое ударение Павел здесь делает на то, что Критские христиане будут здравыми, сдержанными и до конца честными во всей своей жизни. Рабы, — а несомненно многие из них были таковыми, — должны быть послушными и честными. Каким бы ни было социальное положение человека его жизнь должна быть примерной.
В итоге своего послания Павел напоминает Титу и чрез него Критянам, что благость Божия к человеку не приобретается добрыми делами, но является даром Его благодати через Иисуса Христа.
Осведомлённость о языческом наследии этих Критских братьев и об умственном смущении, произведённом Иудействующими учителями, помогла Павлу рассмотреть вопрос соответственно с их проблемами. Его совет был ясный и определенный. Он понимал свой народ и их основной человеческий образ поведения. В этом послании он выдвигал точность и проницательность, к которым должны стремиться подражать проповедники настоящего времени.
План.
Приветствие — 1:1-4.
Наставление Титу — 1:5 по 3:3.
A. Посвящение епископов −1:5-12. ;
Б. Лишить активности ложных учителей −1:13-16.
Хотя в посланиях Павел следует обычному образцу, здесь употреблено единственное в своем роде приветствие. Обычно Павел называет себя «раб Иисуса Христа» (см. на Рим.1:1; Флп.1:1).
Хотя раб Божий без имущества и независимости, Павел был посланником Царя царей со всем престижем и преимуществами, сопровождающими это назначение.
Поскольку Тит должен был трудиться на новом и трудном поле, его авторитет мог многократно подвергаться сомнению. Чтобы избежать какого-либо смущающего недоразумения, Павел ясно заявил относительно своих личных, Божественных полномочий и законности поручения Титу, таким образом, тихо удаляя любое возможное сомнение относительно авторитета Тита.
Крит был новым и трудным полем. Очевидно, Павел трудился там лишь короткое время, и его ранний уход оттуда произошел, возможно, по случаю какого либо недоразумения. Следовательно, многое зависело от правильного понимания положения и авторитета Тита и Павла, под чьим руководством Тит трудился. Введение Павла сделало его личное положение ясным. Если кто-либо отвергнет Тита и его совет, так поступая, он также отвергнет ясно выраженное положение и авторитет Павла. То же уважение, которое Критяне проявили к Павлу, в такой же мере должно быть оказано личному представителю Павла.
Цель вступления Павла приобрести как для себя, так и для Тита полное одобрение и доверие Критских христиан. Таким образом, здесь Павел, возможно, подчёркивает, что содержание этого послания и всё служение Тита находится в полном согласии с христианской верой, как Критяне уже понимали её. Миссия Тита, как представителя Павла, находилась в полном согласии с волей Христа и с откровением истины, которой они уже обладали.
Павел не колебался указать на свою проповедь, как средство, через которое Слово Божие должно быть представлено публично. Апостол с уверенностью провозглашал Евангелие, как откровение глубочайших намерений Бога. Ужасная, внушающая страх ответственность покоится на муже, которую Бог вручил как Своему представителю, ибо он становится живой связью между изобилием Бога и нуждами людей. Как посланник Бога или «апостол» Tит.1:1, провозглашает не свою собственную весть, но весть Того, Кого он представляет, таким образом, истинный служитель, подобно Павлу, проповедует истину, как она есть в Иисусе.
Тит не упомянут вкниге Деяния Апостолов. Несколько фактов о нем можно собрать из случайных высказываний в посланиях Павла. Он был христианином из язычников Гал.2:3, возможно обращенный Павлом Тит. 1:4. Впервые упоминается как спутник Павла из Антиохии на Иерусалимский совет (Гал.2:1-3; ср. Деян.14:26-28; 15:2-4) из этого иногда выводили заключение, что он был уроженцем из Антиохии. Позже он соединился с Павлом, участвуя в Третьем Миссионерском Путешествии апостола 2Кор.2:13; 7:6,13. Из послания Титу становится ясным, что он был оставлен на Крите, чтобы привести определённые вопросы в порядок, и организовать там церкви гл. 1:5. Служение на Крите было только временным, ибо Павел просил его присоединиться к нему в Никополе гл. 3:12. Последнее упоминание о Тите находится в 2Тим.4:10, что он должен направиться в Далматию».
Законность положения Тита как руководителя церкви, основана на духовном руководстве и воспитании Тита, полученном им лично от Павла. Тит имел все полномочия исполнять свои обязанности, как руководитель церкви на Крите.
Тит должен был закончить дело организации Критских церквей. Возможно, поскольку Критяне не помышляли о дополнительной организации, необходимой после ухода Павла, Тит чувствовал необходимость в этом особом полномочии, чтобы закончить действенную и эффективную организацию. Каждая новая организация требует времени и внимания, чтобы она смогла действовать эффективно, и каждый руководитель знает, что новые планы должны быть развёрнуты постепенно и тактично.
Дети, не верные христианским принципам, являются очень большой помехой для любого церковного руководителя. Неудача служителя или местного церковного пресвитера правильно управлять своим собственным домом, создаст плохое впечатление как внутри, так и вне церкви. Человек, потерпевший неудачу надлежащим образом воспитать своих собственных детей, так что они потеряли сдержанность и самообладание, — этим он открыл свою неспособность управлять другими. Соответственно, он не пригоден занять ответственность руководителя церкви. Сравните трагическую историю Илия и двух его сыновей (см. на 1Цар.2:27; 3:11).«Мы не можем полагать, что любой человек, не взирая на его большие способности и полезность, наилучшим образом служит Богу или миру, когда его время посвящается другим занятиям в ущерб заботе о своих собственных детях» (ВБ 232).
Успех дела Божия слишком часто тормозился людьми, которые пытались свидетельствовать о Нем с поддельной учёностью и необученными умственными особенностями. Действие Духа Святого на врождённые, естественные способности побудит служителя искать самоусовершенствования в каждом возможном случае. Со всею покорностью, рождённой от справедливой оценки самого себя, истинный служитель осознает свои собственные недостатки и огромную задачу, стоящую перед ним. Такой человек не будет поражен, но примет вызов через обстоятельства, противостоящие ему, и он постарается посредством молитвы и прилежания усовершенствовать таланты, данные ему Богом. Даже среди множества давящих его обязанностей, он будет поддерживать значение соответственных ценностей. Он не позволит себе использовать эти гнетущие трудные обязанности, как повод для извинения в пренебрежении воспитания своих личных умственных и духовных способностей, «Каждый человек пусть почувствует, что на нём покоится обязанность достигнуть высот умственного величия» (СЕ 279). Только воспитанный служитель, истинно посвящённый своему Господу, сможет вполне почтить и прославить Его. Сравните 1Тим.3:2; 4:16.
Очевидно, Критская церковь имела много ложных учителей, которые выделялись некоторыми из основных слабостей Критских жителей (см. на 12 ст.).
Критский предсказатель, вероятно Эпименид, который жил в Кноссе в 6-ом столетии до Р. Хр., относительно употребления Павлом подобного стихотворного выражения на Марсовом Холме (см. на Деян.17:28).
«Эпименид знаменитый жрец и ясновидец древнего мира … . Даже государства дорожили его светом … . Ему приписывают множество стихотворений и сочинений в прозе … . Известно приписываемое ему изречение, которое приводится в послании Павла к Тит.1:12 (Большая энциклопедия Южакова 20 том, 631 стр.).
Эта часть поэмы Эпименида цитирована также Каллимаксом (3-го столетие до Р. Хр.) в его гимне Зевсу. Вместо утверждения своего собственного мнения, Павел мудро цитирует не слова врагов Критян, но выражения одного уважаемого представителя их народа. В древнем мире фраза — поступать по Критски — «означала лгать» или обманывать подобно Критянам. Эта неприятная Критская черта была теперь очевидной у порочных религиозных учителей и «непокорных» членах различных общин 10 ст.
Поэт здесь отметил невоспитанное высокомерие своих соотечественников, подобную потерю нравственной ответственности теперь отметил и Павел.
Критяне были более склонны баловать себя, чем серьезно трудиться для улучшения их собственного положения или для общего блага (ср. Флп.3:19).
Павел здесь подтверждает строгое суждение Критского поэта, как передаваемое наследие Критского характера. То, что было написано о Критянах 600 лет до этого, все ещё было истинным — их основной характер не изменился. Эта потеря моральной честности, которая охватила большинство Критского населения, представляла смертельную опасность для молодых церквей острова.
Одинаковые проблемы предстояли как Титу, так и Тимофею (см. на 1Тим.1:4-7). Иудейская практика истолкования ВЗ посредством иносказательного метода затемняла истину и вызывала предположения и споры (см. на 1Тим.1:4; 6:4, 5). Такой метод удовлетворял ум, но оставлял пустой и бесплодной душу. Иудейские басни приводили к словопрениям 2Тим.2:14 и потере возрождающей силы Святого Духа.
Христианская церковь всегда стояла лицом с проблемой извращающих учений, которые принимали вид «истины». Каждое учение церкви должно быть в состоянии выдержать самое тщательное испытание. Сатана всегда может причинить большой вред для продвижения истины, действуя внутри церкви, чем нападая на неё извне.
Павел здесь имеет дело с Иудейской ритуальной чистотой. Он проводит различие между теми, которые пытались компенсировать потерю нравственной чистоты обрядовыми очищениями и теми, которые верили, что церемониальные действия несущественны для проявления жизни одобряемой Богом. Павел здесь не подразумевает, что христиане свободны выполнять обычаи, осуждённые в других местах Священного Писания или что библейские запрещения относительно нравственного поведения или диетические установления не применимы к христианам. Сравните учение Христа в Марк.7:19 (см. соответствующий комментарий и на Рим.14:20).
Сознание нравственной справедливости и несправедливости притупляется, когда ум избирает, чтобы в нём пребывали не освящённые желания. При таких обстоятельствах совесть не может действовать эффективно. Подобно намагниченному компасу, она перестаёт быть точным и надёжным руководителем.
Пастор Олег Василенко по материалам библейского комментария