Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. Тит.2:1-5
Павел обращается к тому, что должен проповедовать Тит. Он дает отдельные наставления о том, как должны жить старцы, старицы, молодые женщины, юноши и рабы, а также сам Тит, и заключает их размышлением о благодати Божией.
«Здравое учение». См. 1Тим.5:1-2.
«Целомудренны». Данное качество доминирует в советах Павла в этом разделе (ст. 5,6,12; Тит.1:8).
«Учили добру». Судя по следующему стиху, имеется в виду их поведение дома.
«Вразумляли». Вероятно, Павел имеет в виду проблемы, с которыми столкнулись некоторые молодые вдовы в Ефесе (1Тим.5:11-13).
«Попечительными о доме». В отличие от поведения некоторых молодых вдов в Ефесе (1Тим.5:13). «Покорными». См. 1Тим.2:11. «Да не порицается слово Божие». Забота Павла: поведение христиан должно служить подтверждением Евангелия (ст. 8,10).
«Показывай в себе образец». Подобный совет Павел дает и Тимофею (1Тим.4:12). «Добрых дел». Начиная с этого места, добрые дела — одна из основных тем Павла в этом послании (ст. 14; Тит.3:1.8.14).
«Рабов». См. также Еф.6:5-8; Кол.3:22-25; 1Тим.6:1-2.
«Дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога». См. ком. к ст. 5.
Эти стихи содержат богословское обоснование практических наставлений, изложенных в ст. 2-10.
«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков». Благодать Божия, незаслуженное снисхождение Бога, была явлена в Иисусе Христе (Тит.3:4.6; 2Тим.1:10). Цель Божия в ее даровании — спасении грешников (Тит.3:4-7; 2Тим.1:9). Благодать объемлет всех людей, невзирая на пол, возраст или общественное положение (ст. 2-10; 1Тим.2:1-6).
«Ожидая блаженного упования и явления славы». Т.е. Второго пришествия Христа (1Тим.6:14; 2Тим.4:1.8). «Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа». Это одно из самых ясных утверждений Божественного достоинства Христа в Новом Завете.
«Который дал Себя за нас на кресте». Павел прослеживает два аспекта совершенного Христом: добровольный и заместительный характер Его смерти, чтобы избавить нас от всякого беззакония. Павел подчеркивает личностный аспект искупления: Христос заплатил цену, необходимую, чтобы освободить людей от греха (Мф.20:28; Мк.10:45; 1Тим.2:6; 1Пет.1:18-19).
«И очистить Себе народ особенный». Церковь и Христос очищают от греха отдельных людей (Евр.9:14; 1Ин.1:7.9) ради того, чтобы они вместе могли составить собственный народ Божий (Иез.37:23), см. также Еф.5:25-27. «Ревностный к добрым делам».
«Увещевай и обличай. Обобщение разнообразных указаний Павла, данных Титу в ст. 2-10 и Тит.1:10-16. «Со всякою властью». Т.е. в качестве представителя Павла, чтобы никто не пренебрегал тебя. См. ст. 8; 1Тим.4:12.
Пастор Валентин Сухин по материалам библейских комментариев