Христос — Первосвященник — комментарий к ежедневной главе

Христос - наш первосвященникГлавное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
и [есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Евр.8:1-3

Главная мысль и сутью послания является понимание того, что Христос является Первосвященником. На этой истине Павел особенно заостряет внимание в послании к евреям, понимающим суть храмового служения. И важность посредника между народом и Богом. Ко времени написания этой вести храм еще не был разрушен, и там совершалось периодическое служение с участием первосвященника. Павел указывает на Истинного Первосвященника, который находится рядом с Богом, на небесах. Т.к. разорвавшаяся завеса стала свидетельством «мерзости запустения» в земном храме.

Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придет время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! (Лук.13:35)

Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары,
которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе. Евр.8:4-5

Зодчим и строителем Небесного Храма является Сам Бог. Земная скиния, а позднее Храм стали подобием оригинала:

И поставь скинию по образцу, который показан тебе на горе. (Исх.26:30)

образу: — Греч, hupodeigma, «копия», «подражание», «эскиз», «копиро­вание», «образ». Однако необходимо помнить, что земная «копия» никогда не в состоянии во всех деталях вполне представить небесный оригинал. К примеру, различные жертвы за грех, бесконечно приносимые в земном святилище встре­тили своё исполнение в жертве Христа.

тени: — Или, «предзнаменование». Возможно фраза «образу и тени» пред­ставляет образное выражение, означающее «смутный, неясный образец».

Земная скиния, украшенная цветными шкурами и золотом, пахнущая благовониями, а позднее храм, построенный Соломоном, со всяким великолепием убранства. А также Храм отстроенный после Вавилонского пленения и шикарно реконструированный Иродом, был лишь копией, блекнущей тенью Небесного святилища.

Но Сей [Первосвященник] получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
Ибо, если бы первый [завет] был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, Евр.8:6-11

первый завет: — Этим выражением автор определяет систему, действовавшую в ветхозаветние времена со времени Синая, в которой Левитское священство было неотъемлемой, существенной частью. Относительно взаимоотношений этой системы с заветом, заключённым у Синая (см. на Иез.26:60).Относительно значения слова (diatheke) завет (см. на Евр.7:22). Эта система с её законами пришла к своему концу, когда Иисус стал Первосвященником по чину Мелхи­седека (см. на гл. 7:12,18,19).

без недостатка: — Подразумевается, что там был недостаток. Всё же этот недостаток был не со стороны завета, но народа, который неправильно употреб­лял его (см. на Иез.16:60; Ефес.2:15). Закон сам по себе не привёл ничего к совершенству (см. на Евр.7:22), но правильно применённый, он должен был указывать на Спасителя и спасение. Неоднократные призывы пророков к народу принять условия вечного завета, встречали постоянную неудачу.

Чем же все-таки обетования нового завета лучше ветхих? На фоне храмового служения, о котором сказано ранее, разница между заветами в прообразе и воплощении. В материале для написания Закона: там камень, здесь сердце плотяное (Иез.11:19,20). В жертве за грех (Иоан.1:29). В месте богопоклонения (Иоан.4:23-24). Наконец в священническом служении (Евр.8:1-2).

1потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению. Евр.8:12-13

Когда Иеремия произносил эти слова накануне пленения, они были обетованием того, что Бог желал сделать для Своего свое­нравного народа, если они обратятся к Нему. Для христиан они являются обето­ванием полного и свободного прощения через кровь Иисуса без пролития крови животных, как при Левитской системе.

«новый»: завет:(: анг. пер.) — Слово «завет» прибавлено точно так, как отмечено в Греческом языке. Прилагательное, переведённое «новый» находится в таком же роде и числе, как и слово, от которого переведено «завет». О том, что слово «завет» прибавлено правильно, свидетельствует также факт, что «го­воря» ссылается на цитирование, представленное в 8-12 ст. (из Иер.31:31-33), где применима фраза «новый завет».

показал ветхость первого:: Цитата взята из Иеремии (представленная в 8-12 cm,) ясно показывает, что новый заместил ветхий, но не был прибавлен к нему. Для христиан Иудеев этот вопрос был очень трудным для восприятия.

ветшающее: — Или, «стареющее». Может возникнуть вопрос, почему это слово поставлено в настоящем времени, если ветхий завет уже окончился у кре­ста. Некоторые комментаторы полагают, что эта ссылка на время, когда Иере­мия произносил своё пророчество относительно нового завета Иер,31:31-33. Однако это выражение может подразумевать время, когда было написано по­слание к Евреям. Истинно также, что церемониальная система исполнила своё назначение, когда Иисус умер на кресте (см. на Ефес.2:15). Однако даже для искренних христиан переход от ветхой к новой системе был постепенным (см. на Евр.9:9; ср. на Рим.14:1).

близко к уничтожению: Читатели послания были приготавливаемы к времени, когда ветхая система должна окончательно прекратиться (см. на гл. 9:9).

Пастор Спицын Руслан по материалам Библейского комментария

Exit mobile version