И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов.
И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему.
И узрят лицо Его, и имя Его будет на челах их.
И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков.
И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре.
Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей.
Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.
И сказал мне: не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко. Откр.22:1-10
И вот еще нечто прекрасное и достопримечательное, о чем поведал и показал ангел Иоанну. От престола Божьего истекает река жизни, воды которой светлы, как кристалл (ст. 1). На обоих берегах реки, протекающей посередине улицы, растет дерево жизни, создавая живую арку над рекой и улицей. Оно цветет круглый год и каждый месяц приносит новые плоды. И даже листья его целебны, используются для блага людей (ст. 2). У престола Божьего благоговейно служат рабы Божьи, которых Христос назвал друзьями (см. Ин.15:15). Они видят лицо Божье, и это делает их подобными Ему. Их мысли угодны Богу, и Его имя запечатлено в их разуме (ст. 4).
Небывалая освещенность города не перестает удивлять Иоанна, и он снова повторяет, что «ночи не будет там», ибо слава Божья освещает его жителей и дает живительную силу. Они знают, что будут царствовать во веки веков (ст. 5).
Все это Господь показал рабам Своим, чтобы они знали, чему надлежит быть вскоре (ст. 6). Господь непременно грядет, и день Его пришествия не за горами, и потому блаженны все, кто хранит себя от зла и руководствуется в жизни пророческим светом (ст. 7).
Иоанн, преисполненный восторга, забывает об уроке и снова падает к ногам Ангела. И снова Ангел поднимает его с колен и повторяет увещевание: «Смотри, не делай сего». Как скромно и кротко говорит о себе Ангел Божий: «Я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам…» (ст. 9) Дух взаимного служения господствует на небе, и потому там нет раздоров и борьбы. Этот мир, который приготовил Христос: «Богу поклонись!» (Ст. 9). Книга должна быть открыта, ибо она путеводитель для людей, живущих надеждой войти в город (ст. 10).
Приду скоро!
Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще.
Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
Я есмь Альфа и Омега1, начало и конец, Первый и Последний.
Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на дерево жизни и войти в город воротами.
А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.
Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь. Откр.22:111-21
За каждым человеком Бог сохраняет право на выбор. От того, что мы изберем — добро или зло, зависит наша вечная участь. Библия не делает различия между большим злом и меньшим. И добро, с библейской позиции, не может быть умеренным, иначе это не добро. Если человек отдал свое предпочтение духовной нечистоте, пусть он не обманывается, что может согрешать «в меру», оставаясь порядочным. Нечистота оскверняет всего человека. Если же он избрал путь правды и святости, пусть правда эта завладеет его душой полностью. Праведность освящает всего человека (ст. 11).
«Скоро!» Кажется, что обещание это тонет в бесконечном, по человеческим меркам, времени испытания. Но разве Бог заставил кого-то из людей ждать Своего прихода дольше, чем длится кратковременная жизнь человека? И Он воздаст каждому по делам его (ст. 12). В начале и в конце великой борьбы Христос преследует одну и ту же цель: освободить людей от власти греха и пороков. Он первым начал дело спасения, и Он скажет последнее слово в деле искоренения греха. Он положит предел существованию греха и грешников (ст. 13).
Если Адам и Ева, согрешив, лишились права вкушать плоды от древа жизни и жить в райском саду, то теперь это право возвращено тем, кто верою исполнил заповеди и вошел в небесный город воротами (ст. 14). Любящие и делающие неправду не наследуют права на жизнь (ст. 15).
Как в начале Книги Откровение, так и в ее конце Христос говорит церквам об истинности этой святой книги (ст. 16). Вечная жизнь в царстве любви и света предлагается всем. Призыв «приди!» обращен ко всем жаждущим и тщетно ищущим справедливости в этом мире (ст. 17).
Стихи 18 и 19 предупреждают, что нельзя не прибавлять к тексту книги, не убавлять от нее. Откровение — не плод человеческого ума, а слова Божьи (см. Втор.4:2; 12:32).
И в третий раз мы слышим обещание скорого возвращения Господа! Его Второе пришествие завершает земную историю. Уже слышны шаги приближающегося дня Господня! Приди, Господь наш Иисус! (Ст. 20). Неизреченная милость нашего Господа Иисуса Христа со всеми вами. Аминь!
Процитировано по книге Ростислава Волкославского «Тайны Апокалипсиса»