Если объяснить устройство Вселенной без Бога, стоять на том, что материя вечна, то это значит, что и материя обладает способностью развиваться (эволюционировать) сначала до простейших форм жизни, а затем до более сложных, вплоть до человека, то в таком случае, можно обойтись без Бога.
Бытие 1:1 утверждает, что Бог прежде всего, и что Он первопричина всего сущего. Этот стих является основанием истинного понимания материального мира. Здесь выразительным образом записана всякая истина о том, что в «создании нашего мира Бог не был зависим от так называемой первобытной материи». Первый стих «Бытия» разоблачает так же пантеизм, древнее лжеучение, отвергающее Бога, как личность. Оно рассеивает его по всей вселенной, отождествляя таким образом со всей природой, со всем творением. Однако в начальных словах «Бытия» для пантеизма нет ни малейшего основания, поскольку они позволяют верить в то, что Бог, как Высшее Существо, существовал прежде всякого творения, и стоит таким образом, выше всего, что Им создано. Никакие другие слова не могут быть здесь так уместны, как эти вводные слова. С первых же строк читатель знакомится со Всемогущим Существом, обладающим личными свойствами, волей и намерением. Он, Сущий прежде всякой твари, и таким образом независимый ни от кого и ни от чего, посредством Своей Божественной воли «сотворил небо и землю».
Никаких других посторонних вопросов относительно тайны творения (т.е. когда и каким образом Бог творил) быть не должно. В противном случае не будет видно четкой грани между истинным и ложным учением о Боге и происхождении земли. Эта грань состоит в принятии или же отвержении истины, изложенной в первом стихе.
Здесь следует высказать некоторую предосторожность. В течение вот уже многих веков богословы философствуют над словом «начало», надеясь увидеть в действиях Божиих больше, чем это предусмотрено безграничной мудростью (смотри в конце этой главы дополнительное примечание на тему «Ложная теория творения»). Но всякое философствование бесплодно. О творении так и не известно ничего, кроме слов Моисея: «Бог сказал» и «было так», которые являются таинственными и вместе с тем величественными аккордами творческого гимна. Полагать в основу вашего рассуждения мысль о том, что Бог создал наш мир таки-то и таким-то образом (иначе Он бы его создать не мог, потому что были бы нарушены законы природы), значит не доверять написанному и действовать в угоду скептикам, которые утверждают, что все Моисеево повествование неправдоподобно, поскольку оно не считается с законами природы. Зачем нам мудрствовать сверх того, что написано?
Рассуждением о том, когда была создана материя, образующая нашу планету, мы не добьемся решительно ничего. Относительно времени сотворения нашей земли и всего прочего на ней книга «Бытие» фиксирует два момента:
- В начале сотворил Бог небо и землю (ст.1).
- И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал (Быт.2:2).
Других мест Священного Писания, которые служили бы дополнением к этим двум схемам, повествующим о времени творения, нет. На вопрос: «Когда Бог сотворил небо и землю?» Мы можем дать только один ответ: «В начале». На вопрос же: «Когда Бог совершил дела Свои?» Мы можем ответить только словами: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои» (Быт.2:2). «Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю и море и все, что в них, а в день седьмой почил» (Исх.20:11).
Все сказанное нами относительно творения, означает конец всякому рассуждению, но это есть наше искреннее признание, что мы не можем со всей достоверностью говорить сверх того, что нам ясно открыто в Слове Божием. Тот факт, что повествование о творении часто является исходной точкой всякого рассуждения — на нем основано даже все Св.Писание. Когда манящие дали философии искушают его блуждать в неопределенных сферах времени и пространства, то лучше всего свое искушение он может победить словами «Так написано». В словах Св.Писания мы обретем надежную опору и будем чувствовать себя безопасно.
Сотворил Бог — Глагол «творить» происходит от еврейского «бара». Употребляемая здесь форма этого глагола обозначает активность Божию, не человеческую, Бог творил «ветер» (Амос.4:13), «чистое сердце» (Пс.50:12), а также «новое небо и новую землю» (Ис.65:17). Еврейские слова «са» и «ясар» и др., которые мы переводим «делать», «образовывать» и т. д. часто (но не всегда), будучи употребляемы с деятельностью человека, обозначают первобытную материю. Все три слова употребляются при описании творения человека. Начальные слова Библии свидетельствуют о том, что все творение носит на себе печать действий Божиих. Первая страница Св.Писания знакомит читателя с Богом, Которому обязано своим существованием все сущее — как живое, так и не живое (см. Евр.11:3). Земля, о которой здесь говорится, это не суша, которая еще не была отделена от воды до третьего дня. Это вся наша планета.
2. Безвидна и пуста — Эти слова выражают пустынность и безлюдность земли, но в них не содержится никакого намека на то, что некогда она была совершенна, а потом через какое-то время опустошена. Выражение «безвидна и пуста» по-еврейски звучит «тоху вабоху». Эти два слова встречаются также в Ис.34:11, Иер.4:23. Они по-видимому заимствованы из приведенного текста. В отдельности же слову «тоху» по своему значению часто синонимично небытию или ничтожеству (Ис.40:17,23, 49:4). В Иов.26:7 становится ясным подмененный смысл этого слова. Во второй части этого стиха говорится, что Бог «повесил землю ни на чем», а первая звучит параллельно второй «Он распростер север над пустотою» (тоху). Из этого текста проясняется значение «тоху», употребляемому в Быт.1:2, где оно и синонимичное ему слово «боху» указывает на то, что земля была безвидна и пуста. Составляющие ее элементы представляли собой хаос, совершенно неорганизованную безжизненную материю.
Тьма над бездною — Слово «бездна» — производное от корня «реветь, бушевать», часто относится к ревущим, бушующим волнам или наводнению, потопу. Отсюда выражение «безвидна» (Пс.42:7, Исх.15:5, Втор.8:7, Иов.28:14; 38:16). Слово «бездна» древнего происхождения и вполне уместно в приведенном тексте. Вавилоняне, сохранившие смутное воспоминание от истинного рассказа о творении в течение многих веков фактически олицетворяли это слово «техом» и в своей мифологии относили его к божеству по имени «Тиамат», из тела которого, как они считали, была создана земля. Библейское повествование показывает, что первоначально на земле не было света и ее поверхность находилась в жидком состоянии. Это видно так же из параллельного выражения «по лицу бездны» и по «лицу воды» (ст.1).
Дух Божий носился над водою — Дух «руах». Согласно Библии Божий Дух — это Святой Дух, третья личность Божества. Начиная с этого места и далее во всем Писании Дух Божий играет роль творческой силы Божией во всех делах творения: на земле, в природе, в церкви, в новой жизни нового человека (см.ст.26), свидетельствующий об участии Христа в творении. Приведенное здесь слово «носился» в подлиннике звучит «мерахевет». На сирийском языке и так же на арамейском диалекте более позднего периода оно имеет несколько другой оттенок. В Ветхом Завете оно встречается дважды. В Иер.23:9 оно имеет значение «дрожать, трепетать» когда как во Втор.32:11 оно употребляется для описания орла, распростирающего крылья свои над своими детьми. Он не то, чтобы носится над своими детьми, он парит над ними и зорко охраняет их.
Работа Духа Божия заключалась в первоначальном действии, в создании из хаоса стройного порядка. Когда должно было начаться благоустройство земли, Дух Божий уже был готов к действию. Дух Божий постоянно совершает ту же работу. Этот Божественный Сотрудник всегда готов содействовать работе творения искупления, всегда готов обличать и наставлять на путь истинный упорных, утешать страждущих и представлять молитвы верующих в доступной форме Богу.
3. И сказал Бог — Рассказ о каждом из последующих из шести дней творения начинается с этих слов «Он сказал, — и сделалось. Он повелел — и явилось» (Пс.32.9) говорит псалмист. А ап. Павел заявляет, что мы верою познаем, что веки устроены Словом Божьим» (Евр.11:3). Выражение «сказал Бог» многим кажется унизительным, ибо, по их мнению, оно унижает Бога, ставя Его наравне с человеком. Но как иначе писатель, движимый Духом Божьим, мог рассказать ограниченным людям о творении, совершенном Безграничным Богом? Он употребил те слова, какие понятны смертному человеку. Тот факт, что слова Божии (прямая речь) непосредственно связаны с Его действиями (ст.7:16,21,27). Убедительно показывает, что откровение творческой силы Божией облечено в человеческий язык.
Да будет свет — Без света не могло быть жизни. И поскольку Творец приступил к приведению хаоса в порядок и к заселению земли различными видами растительной и животной жизни, но для всего этого нужен был свет. Свет — это видимая форма невидимой энергии, которая воздействуя на растения и животных, а также управляет многими жизненно-важными процессами.
Свет всегда является символом присутствия Божия, как физический свет необходим для физической жизни, так и божественный свет необходим разумным существам, чтобы иметь духовную жизнь. «Бог есть свет» (Иоан.1:5) и к тем, в чьих сердцах непрерывно совершается работа, уподобленная Его Божественному образу, Он приходит и сегодня разгоняя тучи греха, сомнения и малодушия словами «да будет свет».
4. Увидел Бог — Это выражение, встречающееся шесть раз (ст.10,12,18,21,25,31) на человеческом языке выражает деятельность Божию — оценку каждого акта творения в полном соответствии плану и воле Творца. Подобно тому, как мы рассматривали результаты нашего труда, способны заключить, что они вполне отвечают нашим планам и намерениям, так и Бог после каждого акта творения свидетельствует, что Его результаты полностью соответствуют Его плану.
Отделил Бог свет от тьмы — В начале на бесформенной Земле существовала одна тьма. С наступлением света они существуют рядом, но одно отделено от другого.
5. Назвал свет днем — Названия даны как свету так и тьме. В древности наименование было важным актом. Имена имели значения и тщательно подбирались. Позднее Бог поручил Адаму дать имена животным. Иногда Он изменяет имена Своих служителей с тем, чтобы они более соответствовали их языку и характеру. Он назвал земным родителям имя Своего Сына, которым они могли назвать Спасителя. Мы видим, что в течение всей недели творения Бог дает имена даже безжизненным произведениям Своей творческой силы.
И был вечер и было утро: день один — Этими таинственными словами заканчивается описание первого дня творения. Эти слова толкуются по-разному. Они ясно указывают на продолжительность каждого из семи периодов творческой недели. В этой главе они повторяются еще пять раз (ст.8,13,19,23,31). Некоторые полагают, что каждый творческий акт длился в течение одной ночи, т.е. с вечера до утра, хотя богодухновенный рассказ говорит, что вечер предшествовал утру.
Многие ученые рассматривают это выражение, как длинные, неопределенные периоды времени, считая, что работа Божия в последующие дни, как например, создание растений и животных не могла совершаться в течение буквального дня. Для такого толкования они находят основание в словах Петра «У Господа один день, как тысяча лет» (2Петр.3:8). В этих словах, однако, нельзя видеть подтверждения протяженности творческих дней, потому что конец стиха гласит: «…и тысяча лет как один день». Слова Петра показывают, что он желает подчеркнуть вечное бытие Бога (который независим от времени). Творец за один день может совершить работу, равную тысяче лет, кажущейся долгим для тех, кто ожидает, когда исполнятся суды Божьи. Им может рассматриваться как один день. Псалом 89:3 передает ту же мысль.
Выражение «и был вечер (ночные часы) и было утро (часы дня) день один» есть обозначение астрономического дня, продолжительностью в 24 часа. Приведенное выражение равноценно более позднему еврейскому выражению «вечеров и утр» (Дан.8:14), которое в первом издании Английской Библии переводится «дни», обозначая пророческие дни. Оно так же соответствует греческому выражению ап.Павла «нухтемерон», т.е. «ночь и день» (2Кор.11:25). Таким образом евреи, никогда не сомневавшиеся в значении этого выражения, начинали день с захода солнца, и заканчивали его по следующему заходу солнца (Лев.23:32, Втор.16:6). Больше того, в четвертой заповеди слова не допускают тени сомнения в том, что вечер и утро при творении являются составной частью земного дня. Эта заповедь, имея непосредственное значение к неделе творения, гласит: «Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них: „В день седьмой почил“ (Исх.20:11).
Упорство, с которым многие толкователи придерживаются мысли о том, что дни творения были длинными периодами времени, простирающимися на многие тысячи лет, объясняется главным образом тем, что богодухновенное повествование о творении стремятся согласовать с эволюцией. Геологи, наряду с биологами учат людей верить в то, что ранняя история нашей земли охватывает миллионы лет, в течение которых очень медленно происходили геологические виды. Священные страницы Библии говорят иначе. Вера в Божественное мгновенное сотворение в результате слов, произнесенных богом, находятся в противоречии с теорией, которой ныне придерживаются большинство ученых и богословов, согласно которой наш мир и все сущее в нем произошло в процессе медленной эволюции, длящейся с незапамятных времен.
Другой причиной, на которую ссылаются многие толкователи, является отвержение седьмого Субботнего дня. Один популярный комментарий так выражает эту мысль: „продолжительность седьмого дня с логической необходимостью определяет долготу остальных шести…“» Наиболее видные толкователи Св. Писания продолжительность Субботы Господней определяют с момента окончания творения до настоящего момента. Так, чтобы быть последовательными, нужно и остальные шесть дней рассматривать не как короткие отрезки времени, но как определенные длинные периоды. Такое рассуждение имеет порочный круг. Если отвергается седьмой день Субботний как еженедельный день покоя, то стало быть нетрудно границы седьмого дня недели творения расширить до настоящего времени. На основании этого небиблейского объяснения продолжительность всех остальных дней творения растянута. Здравое библейское толкование о подобном рассуждении ничего общего не имеет. Оно основано на буквальном значении текста по примеру Божественного Учителя, Который на всякое возражение противника отвечает словами: «Так написано» (Матф.4:4; 7:10).
Писание говорит ясно и определенно о семи днях творения (Исх.20:11), а не об определенных периодах. Поэтому мы обязаны в своих беседах настойчиво подчеркивать тот факт, что первый день творения, описанный еврейским выражением в словах: «И был вечер и было утро» — был наш 24 часовой день.
6. Твердь — Или «протяжение, пространство». Работа во второй день творения заключалась в образовании тверди. Огромные массы первобытных вод были разделены на две части. Вода, которая была над твердью (ст.7) большинство толкователей рассматривается как водяной пар. Климатические условия на первозданной земле были не такими как теперь.
Исследования, проведенные на дальнем севере, показали, что нынешние тропические леса некогда покрывали те районы, которые ныне находятся под толщиной вечного льда и снега. Большинство ученых соглашаются с тем, что в ранний период истории нашей земли на ней были благоприятные климатические условия. Такие контрасты, как холод и жара, делающие жизнь во многих районах мира малоприятной и даже фактически невозможной, в то время были неизвестны.
8. И назвал Бог твердь небом — Плод созидательной силы Божьей во второй день творения получил наименование, как свет в первый день творения. В еврейском языке, равно как и в современных переводах, под словом «небо» именуется как жилище Бога, так и твердь. В этом стихе «небо» обозначает атмосферное небо, которое человеческому глазу кажется в виде небесного купола или свода.
Без воздуха невозможна никакая жизнь. Он необходим как растениям, так и животным. Без атмосферы наша земля была бы похожа на безжизненную Луну, очень раскаленной в той части, которая обращена к солнцу и очень холодной в других местах. А при таких условиях на ней никогда бы не появилось ни одного живительного ростка, ни одного живого существа. Благодарим ли мы Бога за ту атмосферу, в которой живем?
9. Вода — Третьим по счету творческим актом в первую половину третьего дня было отделение воды от суши. Будучи под вдохновением Святого Духа, псалмист передает это событие в таких поэтических образах: «Бездною, как одеянием покрыл Ты ее, на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, и гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не перейдут (Пс.103:6-9). Собрание вод в одно место означает, что с того дня они будут удерживаться в своих границах, чтобы почва была открытой для возделывания земли. Для небожителей это по-видимому было величественным зрелищем — наблюдать как горы и холмы поднимаются из воды. Там, где была вода, теперь насколько хватает глаз, простирались обширные живописные земли.
10. Увидел Бог, что это хорошо — Очи Божьи с удовлетворением взирали на оконченную работу — плоды третьего дня творения. Плоды были хорошими. Эта первобытная земля едва ли бы им показалась хорошей. Это был мир пустынных долин и холмов, поднятых из глубины вод. Нигде не было видно ни одной былинки, ни одного лишайника. Но для Создателя он был хорош. Он видел в нем цель, для которой Он этот мир создавал. Это был подготовительный этап новых чудес, которые Он намерен был совершить.
11. Да произрастит земля — После отделения суши от воды в этот третий день Бог продолжал благоустройство земли — к бытию была вызвана растительность. Первое из этих выражений некоторые толкователи рассматривают как обобщающее слово для всех растений. Однако правильнее было бы их рассматривать как отдельные классы.
Трава — Евр. «деше» — быть зеленым, зеленеть, расти. Это слово обозначает «зеленые ростки» и «нежные травы» — различные виды растений, служащих пищей для животных. Трава здесь по-видимому употребляется как синоним к слову «злак» «зелень» (есеб) (см.ст.30, Пс.22:2).
Трава, сеющая семя — Евр. «эсеб» — более зрелая трава, в которой семя является отличительным признаком, позволяющим собирать эту траву в пищу, в соответствии с указанием Божиим (ст.29).
Дерево плодовитое — На третий день творения из земли появилась растительность. Это не значит, что земля по себе обладала свойством производить живые растения. Мысль о спонтанном рождении так же чужда Святому Писанию, как и науке.
По роду его — Это важная мысль, повторяется трижды в ст.11-12 и означает, что яблоня, например, не может давать семя, из которого вырастает лимонное дерево. Другими словами, различные виды растений уже были определены и запечатлены самим актом творения. Эволюционная идея о том, что различные виды растений являются плодом медленного процесса развития от низших форм жизни до высших, является антибиологической и недоказуемой. Изменения внутри известных пород невозможны. Но эти породы сами по себе не способны создать новые виды растений.
13. См. ст.5.
14. Да будут светила — «Светила» и «свет» (ст.3-4) разные понятия. «Светила» означают «источники света», поддерживающие свет, светильники. Выражение «да будут они на тверди небесной» стоит здесь потому, что земной житель видит их сверху как бы на тверди в виде небесного свода.
Для отделения дня от ночи — Чтобы регулировать чередование дня и ночи, которое было введено с того первого дня, когда был создан свет.
Для знамений — Эти небесные тела знаменовали благоволение или неудовольствие Божие, как это видно из книги Ис.Нав.10:12-13 и 4Цар.20:11, а также из Матф.27:45. Звезды так же служили одним из знамений второго пришествия Христа (Матф.24:29).
Некоторые ошибочно считают, что небесные тела предназначены так же определять личные судьбы людей. Звездочеты, что бы оправдать свои занятия, ссылаются на стих 14. Однако Библия так резко восстает против всякого гадания и предсказания, что отпадает всякая мысль о том, что Бог якобы создал солнце, луну и звезды чтобы служить для звездочетов средством определения судьбы человеческой. Пророк Иеремия призывает иудеев не страшиться знамений небесных, которых так страшатся язычники (Иер.10:2). А пророк Исаия с иронией говорит о наблюдателях небес, звездочетах и предсказателях, полагаться на совет которых было бы бузумием (Ис.47:13-14). Хотя среди древних Израильтян определение судьбы человека по звездам никогда не практиковалось, тем не менее им недоставало нравственной силы не следовать примеру своих языческих соседей — не кланяться их небесному воинству, т.е. звездам (Иер.13:19, Иез.8:16, Соф.1:5).
Времен — Движением небесных тел определялось наступление ежегодных праздничных периодов и других установлений (Пс.103:19, Зах.8:9). Больше того, эти небесные тела оказывают определенное переодическое влияние на земледелие, судоходство и другие занятия человека ровно как на состояние животной и растительной жизни, например на размножение животных и на миграцию птиц (Иер.8:7).
Дней и годов — Дни и годы определяются движением солнца, которое в сочетании с движениями Луны во все времена являются основной частью для составления календарей: солнечного, лунного или смешанного.
15. Светильники — Чтобы нести постоянную службу равномерного распределения света для этого мира.
16. И звезды — На происхождение звезд имеется два основных взгляда:
- Звезды на ряду с Солнцем и Луной были вызваны к бытию во время недели творения.
- «Звезды» хотя были созданы раньше, здесь упоминаются Моисеем как бы мимоходом в связи с тем, что речь идет о небесных светилах. Если следовать первой точке зрения, то вывод таков: до начала недели творения огромная вселенная была пуста. Такой вывод представляется неправомерным.
По поводу этих и многих других загадочных слов Священного Писания, в связи с таинственными действиями Божиими мы не должны спешить с выводами. Мы не должны забывать о том, что при описании происхождения солнца, луны и звезд, Моисей на первый выдвигает истину о том, что все они явились результатом творческой силы Бога. Здесь мы видим дальнейшее опровержение древнего, но по сей день живучего лжеучения о вечной материи.
18. Это хорошо — Не в пример нашей земле, которая сильно измннилась по причине возникшего на ней греха, небесные тела по сей день находятся в том же совершенном состоянии, как и первоначально, какими они вышли из рук Творца. Общеизвестен тот факт, что законам Вселенной послушны все небесные тела. Астрономы и мореходы хорошо знают о том, что никаких отклонений от установленных правил в астрономическом мире не бывает. Они знают, что эти небесные тела никогда не подведут, что на них можно положиться, потому что они всегда послушны законам, установленным для них.
20. Да произведет вода — Из этого стиха мы узнаем о том, что вода и воздух наполнились живыми тварями: крылатыми и обитателями морей. Употребленный здесь глагол «производить» в подлиннике звучит «размножаться обильно, во множестве». Речь идет об обильном размножении не только рыб, но и всех водных обитателей, больших и малых, в том числе и пресмыкающихся.
Душа живая — В подлиннике «нефеш чайя» — это выражение делает ясным различие между животными и растениями, созданными двумя днями раньше. Не вызывает сомнения тот факт, что растение имеет в себе жизнь, как и животные и выполняют некоторые функции животных, но ясно так же и то, что между растительным и животным миром имеется существенная разница. Животные обладают органами, позволяющими им принимать решения, передвигаться в поисках пищи и чувствовать боль, радость, горе и т.д. По этой причине они называются тварями. К растениям же это слово никак не относится. В еврейском подлиннике оно звучит «нефеш» и характеризует животных более высокой, по сравнению с растениями, организацией. Первые переводчики хорошо понимали, что это слово нельзя передать словом «душа» и в своих переводах ставили такое слово, которое правильно передавало мысль богодухновенного автора.
Птицы — Вода должна была произвести обитателей вод, но не птиц (это видно из раннего перевода английской Библии). В главе 2:19 говорится, что «все птицы небесные» были образованы Богом из земли. Правильный перевод еврейского выражения в гл.1:20 «и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» рассеивает всякое сомнение. Слово «птица» буквально означает «крылатое». Имеется в виду как дикие, так и домашние птицы.
21. Сотворил Бог рыб больших — Здесь второй раз встречается слово «бара» т.е. создал. Оно употребляется, чтобы подчеркнуть создание новых существ, отличных от прежних. По Слову Своему Бог создал больших морских животных «таницим». Это слово имеет различные значения, как например «змеи» (Исх.7:9, 10:12) и крокодил (Ис.51:9, Иез.29:3). В данном же стихе как и в Пс.148:7 оно означает морское чудовище больших размеров.
Пресмыкающиеся — Глагол «рамас» — «двигаться» обозначает главным образом ползающих животных (Быт.9:21) либо по земле (Быт.7:14), либо передвигающихся по воде (Пс.68:34). Здесь ясно идет речь о водных существах.
По роду их — Как в отношении растений, созданных на третий день, здесь говорится о рыбах ровно как о птицах, что они были сотворены «по роду их». Это выражение ясно свидетельствует о том, что разные виды животных были созданы при творении, а не в результате эволюции, как это утверждают эволюционисты (см.Быт.1:12).
Создание рыб и птиц в один и тот же день нельзя объяснить якобы имеющимися сходствами между воздухом и водой, как об этом думали Лютер, Кальвин и др. Из стиха также нельзя заключить, что животные и рыбы были созданы только по одной паре. Напротив, слова «да произведет вода пресмыкающихся, душу живую», указывает на то, что было создано не только великое многообразие животного мира, но и большое количество тварей каждого вида. Тот факт, что при сотворении людей в начале был создан один человек, ни в коей мере не подтверждает вывода о том, что и животные были созданы по одному.
Увидел Бог, что это хорошо — Земля в очах Творца, когда Он обозрел ее в конце пятого дня, по-видимому уже имел довольно приятный вид. Не только зеленеющие холмы, искрящиеся потоки и голубые озера, но и живущие существа, ползающие и летающие первые существа преобразовали наш мир так, что он стал живым, чего не было до сих пор. Воздух наполнили птицы, поющие хвалу своему Творцу, которые имели в себе частицу разума: умели находить необходимую им пищу (Матф.8:2) и знали время перелета (Иер.8:7).
Великие дела, которые Бог совершил в предшествующие дни, поистине были чудесными, но по-настоящему наш мир украсился только на пятый день. Без растительности, созданной в третий день, земля имела весьма непривлекательный вид. Но она была бы еще более непривлекательной и бесрадостной, еслибы ее не наполнили мириады живых существ. Каждое самое маленькое и крупное творение указывают нам на чудное мастерство великого Бога, перед Которым как Творцом и Источником всякой жизни мы обязаны благоговеть. Окружающие нас живые твари учат нас ценить жизнь, не разрушать, а обрегать ее. сами мы не можем дать жизнь никому.
22. И благословил их Бог — Дела, совершенные творцом в пятый день, не только были признаны Им хорошими, но и получили благословение, которого не получали ни растения, ни созданная до этого природа. Благословение, выраженное с словах «плодитесь и размножайтесь» стало в подобных случаях обычным благословением (см. Быт.11:43).
24. Душу живую — Как и третий день, шестой день отличается необычной продуктивностью — созданием наземных животных и человека. После того, как воздух и вода наполнились живыми тварями (см.ст.20), Бог со Своим Словом обратился к земле, повелев ей произвести душу живую по роду ее. Эти наземные животные были трех классов:
Скот — От «бехема» производное от корня «бахам» т.е. немой в значении безсловестное животное (см.Быт.47:18, Исх.13:12 и т.д.), но иногда и вообще более крупных (Пр.30:30, Еккл.3:19 и т.д.)
Гады — От «ремес». Этим словом обозначаются более мелкие существа, ползающие по земле, не имеющие конечностей или имеющие их в неразвитом состоянии. К этим существам относятся черви, насекомые и пресмыкающиеся (типы ящериц и т.д.). В приведенном стихе имеется в виду только наземные пресмыкающиеся. Пресмыкающиеся, обитающие в воде, были созданы в предидущий день.
Звери земные — От «чайето эрес». Это древнее и необычайное еврейское слово обозначает свободно передвигающихся диких животных.
25. Звери земные — Очередность создания живых существ, описанная в данном стихе, отличается от той, которая дана в ст.24. Последний класс животных предидущего стиха здесь назван первым. В еврейском языке это часто встречающийся прием описания называется обратным параллелизмом (см. Быт.10:1, 2:6,21, Пр.14:16-17).
По роду их — Это определение относится ко всем трем классам животных. Богодухновенные слова данного стиха опровергают эволюционную теорию, согласно которой высшие формы жизни развились из нисших и утверждающая, что из неживой земли можно образовать живую материю. Хотя научные исследования подтверждают слова Библии о том, что все живые организмы созданы из земли и не содержат в себе ни чего, чего бы не было бы в ней. Тем не менее ученые тщательно стараются образовать из безжизненной материи хотя бы одну клеточку, которая могла бы жить и воспроизводить себе подобных.
И увидел Бог, что это хорошо — Короткий рассказ о создании наземных животных оканчивается обычными словами ободрения. Далее автор спешит перейти к рассказу о создании человека, которым и завершается вся работа творения.
26. Сотворим человека — Священное повествование с самого начала провозглашает превосходство человека над остальными творениями на земле. Множественное число здесь почти всеми ранними богословами рассматривалось как немек на три личности Божества. Выражение «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» приводит нас к заключению, что эти лица, совещающиеся между Собой, представляют Собой личности одного и того же Божества. Эта истина, выраженная в Ветхом Завете в разных местах, как например в данном стихе, а так же в Быт.3:22, 11:7, Дан.7:9-10, 13-14, Евр.1:1 учит нас тому, что Бог Отец не только создал все посредством Своего Сына Иисуса Христа, но и что всякая жизнь содержится Им. Хотя бесспорен сам по себе тот факт, что на страницах Ветхого Завета эта истина освещена не столь полно, как в Новом, тем не менее уже на первой странице Библии мы встречаем самое первое свидетельство о Бытии Христа во время сотворения нашего мира, как Сотрудники Отца, вместе с ним участвовавшего в творении. Приведенные выше тексты не предоставляют ни каких трудностей для тех, кто верит в богодухновенность Ветхого Завета, равно как и Нового, поскольку один объясняет другого и оба подходят друг ко другу как камни красивой мозайки. Намек на участие Христа как второй Личности Божества в деле творения содержится не только в 26-27 и во 2 стихах, где тоже говорится о Духе Святом как Сотруднике в общем деле. Поэтому мы можем смело говорить, что первое свидетельство о величественной тайне Божества находится на первой странице Библии, тайна, которая становится все более открытой по мере того, как различные писатели Библии под действием Святого Духа шире и глубже раскрывают значение этой истины. На еврейском языке слово «Адам» значит «человек». Именно этим словом Господь наименовал отца всей человеческой семьи (Гл.5:2). Значение этого слова объясняется по-разному. Либо это имя описательное от «адам», что значит «быть красным», либо от корня арабского слова, означающего «светиться, сиять». В таком случае имя «Адам» значит «сияющий». Либо в основу этого имени положена природа человека от «дам», что значит сходство или подобие образу Божию. Но вероятнее всего в основе его имени происхождение «земля, прах» от «адама» т.е. «земной, из земли».
По образу нашему — человек должен был напоминать собой образ Божий как внешне, так и по своему характеру. Этот образ был особенно заметен в его духовном облике. Он стал душою живою, живым существом, наделенным свободной волей, сознанием себя как личности.
Природа человека отражала в себе божественную святость Создателя, пока грех не разрушил этого божественного подобия. И только через Христа, сияние славы Божией и «образ ипостаси Его» (Евр.1:3) наша природа вновь приобразуется в образ Божий (Кол.3:10, Еф.4:24).
И да владычествуют они — По отношению ко всему творению человек должен был занимать положение хозяина, правителя. Форма множественного числа «их» показывает, что с самого начала Бог был намерен создать не одного человека. Наделяя человека властью «над всею землею», Бог был намерен сделать человека на этой планете Своим представителем или заместителем. Тот факт, что в этом стихе не упоминаются полевые звери, некоторые толкователи рассматривают как намек на то, что так называемые ныне дикие звери не были подчинены Адаму. Такое мнение не основательно. Среди творений, подчиненных Адаму, мы встречаем конкретные названия растений. Однако, врядли кто будет сомневаться в том, что человек получил право распоряжаться всеми растениями, что видно из выпажения «над всею землею». Это выражение включает в себя все, находящееся на земле, в том числе и зверей полевых (Пс.8:6-7). Впрочем Бог ограничил власть человека над всею землею: последний не может распоряжаться небесными телами.
27. И сотворил Бог человека — Рассказ о приведении в исполнение божественного намерения, составлено по канонам еврейской поэзии, присущей всем поэтическим книгам еврейской Библии, где мысль, выраженная в первой строке, с небольшими вариациями повторяется во второй, а иногда даже и в третьей части строки.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их».
Моисей, чей поэтический дар появился в ряде других случаев (см. Исх.15, Втор.32:33, Пс.90) был первым из Богодухновенных писателей, рассказывающих нам о чудных делах Божиих поэтическим языком. Когда в своем описании он доходит до человека — венца творения Божия, то от простого повествования он переходит к поэзии.
По образу Своему — Здесь примечательно употребление местоимения «свой» в единственном числе. Из ст.26 видно, что единый Бог существует не в одном лице, тогда как в дальнейшем подчеркивается, что личности Божества представляют собой единого Бога.
Мужчина и женщина — Описание сотворения человека конкретизируется с помощью уточняющего обособления, котрое указывает здесь на различие полов. Благословение, высказанное Богом по отношению к животным об умножении их потомства (ст.22) позволяет считать, что подобно человеку, они так же были созданы с различиями пола, хотя в стихе об этом ничего не говорится. Упоминание этого в связи с сотворением человека объясняется вероятно особой причиной. Это видно, например из того, что указание двух полов только у человека связано с установлением святого брака. Приведенный стих приоткрывает для нас план Божий относительно создания семьи, которое описано в ст.28.
28. И благословил их Бог — Благословения, которыми Бог наделил живые творения накануне создания человека, были повторены Богом в конце шести дней творения на этот раз относительно человека. Бог благословил «их», не «его» — человека, указывая этим, что создание Евы произошло до оканчания шестого дня и что благословение и ответственность, возложенная на них, должны были разделяться ими в равной мере.
Сказал им Бог — Примечательное различие, которое имеется между содержанием ст.22 и 28. Благословение, касающееся животных, выражено фразой: «Бог благословил их, говоря», тогда как благословение, касающееся человечества выражено словами: «И благословил их Бог и сказал им Бог». Как разумные существа они были способны слушать Бога и принимать от Него неставления. В этом стихе содержится первое откровение Бога человеку.
Плодитесь — Благословение Творца в первую очередь касалось распространения и сохранения видов. Это благословение никогда не было отменено Богом. Доказательством этому сотни миллионов людей, ныне населяющих все континенты земли. Согласно этому Божественному постановлению некоторые толкователи считают, что воспроизведенное человечество будет происходить не бесконечно, но до тех пор, пока земля не наполнится людьми и животными.
Обладайте ее — В этом откровении так же содержится наставление относительно долга человека и его назначения — управлять всеми земными творениями. Это повеление Божие выражено почти в таких же словах, что и определение Божие в ст.26. Единственное различие между ними составляет здесь новое выражение «обладайте ее». Оно указывает на то, что человеку дано право использовать для своих нужд огромные богатства земли путем агротехники и добычи полезных ископаемых, путем географических исследований, научных открытий, а так же изобретений.
29. Всякая трава — Бог проявляет заботу о созданном Им властелине земли и его подчиненных — дает им пищу. Из божественного повеления мы узнали, что человек должен был питаться от произведений полей и плодовых деревьев, другими словами употреблять в пищу злаки, орехи, фрукты, а животные — всякую траву, зелень. Перечисление здесь видов пищи свидетельствует о том, что Богу не было угодно, чтобы человек убивал животных для пищи, равно как Ему не было угодно и истребление животными друг друга. Следовательно насильственное и часто болезненное истребление жизни человеком и хищьными животными является следствием возникновения в мире греха. Только после потопа Бог разрешил употреблять человеку в пищу животных (Быт.9:3). Даже в древних языческих легендах говорится о золотом веке, когда человек воздерживался от истребления животных. Первоначально никакие звери не питались мясом. Это хорошо видно из пророчества Исаии 11:6-9, 65:25 о новой земле, где исчезновение греха и полное преобразование мира в Царство Божие сопровождается прекращением всякого убийства и насилия.
Ясное учение Библии о том, что смерть вошла в мир посредством греха, показывает, что с самого начала Богу не было угодно, чтобы человек или животное отнимали жизнь для того, чтобы обеспечить себя пищей.
Все доводы, основанные на том, что убивать животных необходимо с тем, чтобы удержать их от чрезмерного размножения, весьма сомнительны. Неразумно филосовствовать о том, что произошло бы с нашим миром, есло бы размножение людей и животных происходило бы бесконтрольно. Бог несомненно учел в Своих намерениях непрерывно изменяющиеся условия. Но эти намерения Он сокрыл отнас вследствии греха, который вошел в мир еще до того, как появилось необходимость положить предел умножению человеческого рода (см.ст.28).
30. И вот, хорошо весьма — После создания человека и вручении ему прав властелина земли, закончилось сотворение всего земного. Бог неоднократно созерцал Свою творческую работу и признал ее хорошей (ст.4,10,12,18,21,25). Образ, совершенный в конце шестого дня, охватывал все дела, сделанные в течение предшествующих дней и вот «хорошо весьма». Все было совершенно в своем роде. Каждое создание отвечало планам Творца и было способно исполнить цель, для которого оно было предназнвчено. Слово «хорошо», высказанное Богом по отношению к тому, что Он создал, и то же слово «хорошо весьма», выраженное Им в превосходной степени в конце творения, после создания человека для венца славы, свидетельствовало о том, что ничто не вышло из рук Творца несовершенным.Это выражение, исполненное восхищения, не допускает даже мысли о том, что Адамом и Евой была проявлена слабость в час искушения вследствие их несовершенства.
Примечание к 1 главе
Начальный стих книги «Бытие» является предметом обсуждения в богословских кругах на протяжении всей христианской эры. Некоторые считают, что в данном стихе идет речь о создании физического мира жизни в нем в период, весьма отделенный от семидневной творческой недели. Это так называемая теория гибели и воссоздания. Ее в течении ряда столетий придерживаются сторонники умозрительного богословия. Последние в еврейском выражении «тоху вабоху» (безвидна и пуста ст.2) усматривают очень длительный период времени, отделяющий события 1-го стиха от события 2-го стиха. выражение «тоху выбоху» они переводят так: «земля же стала безвидна и пуста». Основываясь на таком толковании текста, они считают, что когда-то в отдаленном прошлом (1ст.) наша земля была создана совершенной, однако ужасная катастрофа стерла с ее поверхности всякий след жизни и привела в такое состояние, которое вполне соответствует Библейским словам «безвидна и пуста». Многие придерживаются этого взгляда, считают, что жизнь на земле возникала неоднократно, всякий раз после очередной всемироной катастрофы. Наконец, по истечении бесчетных эр, Бог вновь создал из хаоса порядок и наполнил землю дыханием жизни, как об этом говорится в ст.2-31.
Более ста лет тому назад этого взгляда строго придерживались различные богословы протестанского направления. Они думали, что таким образом нашли возможность согласовать Моисеев рассказ о творении с Иудеей, которая в то время была популярной среди ученого мира о том, что земля прошла через длинные периоды геологических изменений. Эта теория остается популярной среди так называемых фундаменталистов. Согласно этой теории геологические слои, составляющие большую часть земной поверхности, отложились в течении предполагаемых земных катаклизмов и находящиеся в них окаменелости рассматриваются как остатки жизни, которая существовала раньше. Некоторые находят в теории довод, поддерживающий мысль о том, что при творении (ст.2-31) Бог был зависим от первобытной материи. Таким образом они ограничивают Его творческую силу , умаляя, если совсем не отрицаюя тот факт, что Он создал материю и что из «невидимого произошло видимое» (Евр.11:3). Различные оттенки этой теории отражены в ряде современных библейских переводов.
Теория «воссоздания» или «восстановления» должна быть отвергнута полностью по следующим причинам:
- Еврейское выражение «тоху вабоху» не содержит в себе мысли о том, что земля была опустошена, но описывает состояние неорганизованной и безжизненной материи. Поэтому вышеприведенное толкование этих библейских слов совершенно неоправданно.
- Писание ясно учит тому, что «дела Божии были совершены еще в начале мира» (Евр.4:3).
- Вышеприведенная теория заключает в себе богохульное учение о том, что первоначальное творение Божие, особенно сотворение человека, было несовершенным и неудачным вследствии действия сил, над которыми Он имел лишь ограниченную власть.
- В своем логическом развитии эта теория фактически отвергает богодухновенность и авторитет Св.Писания. Она ставит Творца в зависимость от первобытной материи и законов природы.
- Мысль о последовательном возникновении жизни и очередных катаклизмах до событий семидневной творческой недели не имеет над собой ни одного основательного доказательства ни из науки, ни из Св.Писания.
- Здесь можно добавить, что происхождение и развитие этой теории имеет налет языческой философии и крашено рационалистическими концепциями натурализма и эволюции.
По материалам библейского комментария АСД