1. Так совершены – Первые три стиха второй главы и половина четвертого стиха являются фактически продолжением рассказа о творении, содержащимся в первой главе. В ст.1 ретроспективно соединяется творческая работа шести предшествующих дней с последующим Субботним покоем. Совершив все дела Свои, Бог не оставил неоконченным никакое дело (см.Евр.4:3). Слово «воинство» здесь обозначает все сотворенное.
2. К седьмому дню – Толкователи предпринимают различные попытки с тем, чтобы устранить кажущуюся несогласованность между содержанием ст.1-го и 2-го. В первом говорится, что дела Божии были совершены к шестому дню, а в другом – к седьмому. В переводе Семидесяти, самарском и сирийском переводах толкователи избрали наиболее простой путь решения этой проблемы, заменив слово «семь» еврейского подлинника, где оно употребляется, первым словом «шесть». Некоторые из толкователей с таким изменением согласны, считают, что слово «семь» еврейского текста является следствием ошибки переписчика. Поступая так они однако нарушают одно из основных правил критического исследования текста. А именно, что из двух возможных вариантов наиболее трудным обычно является вариант подлинника. Завершение творения в негативном плане обозначало прекращение работы, а в позитивном – благословение и освящение седьмого дня.
Почил – Глагол «почил», «шабот» буквально означает «прекратить работу или деятельность» (см. Быт.8:22, Иов.32:1 и т.д.). Подобно тому, как мастер завершает свою работу, когда находит ее соответствующую своему замыслу, так и Бог в более глубоком смысле завершил творение мира и затем «почил». Бог почил не потому, что он нуждался в отдыхе (см.Ис.40:28). Поэтому день покоя означал не изнеможение Божие, но прекращение Им прежней деятельности.
Поскольку ожидаемое выражение «и был вечер и было утро, день седьмой» в Священном повествовании отсутствует, то некоторые толкователи Библии считают, что период покоя длился не 24 часа, как это имело место в каждом из шести предыдущих дней, но начался в конце шестого дня творения и продолжается поныне. Однако такое понимание во 2 стихе не имеет никакого основания и это не единственный стих Св. Писания, который убедительным образом говорит читателю о том, что Божий день покоя имел место именно в седьмой день. Сам десятисловный Закон ясно свидетельствует о том, что Бог окончив Свои дела творения в течение шести дней, в седьмой день почил (Исх.20:11).
Шесть дней творения, согласно словам стиха, являются земными днями обычной продолжительности. Ввиду отсутствия веских и ясных аргументов, противоречащих такому пониманию, мы должны принять его за истину, тем более, что день седьмой, упоминаемый в Св. Писании как основание земной Субботы, всегда рассматривается как обычный день (Исх.20:11, 31:17).
3. Благословил Бог седьмой день – Здесь говорится о значении и важности этого дня покоя. Св. Повествование тесным образом связывает еженедельную Субботу с Божьими делами творения и Его покоем в седьмой день, как об этом сказано в четвертой заповеди. Благословение седьмого дня означало, что отныне он рассматривается как предназначенный приносить благословения Его творению.
И освятил его – Акт освящения состоялся в объявлении этого дня святым, отделенным, для святых целей. Подобно тому, как в последствии гора Синай была освящена, как временное место пребывания Бога (Исх.19:23) и подобно тому, как были освящены или посвящены Аарон и его сыновья, чтобы священно действовать (Исх.29:44) и как юбилейный год был освящен или предназначен для религиозных целей (Лев.25:9), так и седьмой день был освящен и провозглашен святым днем. Такое благословение седьмого дня и провозглашение его святым было сделано в интересах людей, поскольку суббота, как день покоя, была установлена для их пользы. Еженедельный субботний день нередко рассматривают как иудейское установление, однако Св. Писание свидетельствует, что он был установлен более чем за два тысячелетия до рождения первого израильтянина (потомка Иакова). Более того, Сам Христос говорит: «Суббота для человека» (Марк.2:27). Это ясно указывает на то, что суббота предназначена не только для иудеев, но так же и для всего остального человечества.
Ибо в оный почил – Повелевая человеку покоится в седьмой день, Бог очевидно имел в виду наиболее высокую причину. Эта причина заключалась в том, что человек в этот день мог свободно размышлять о любви и благодати своего Творца, и таким образом постепенно преображаться в Его образ. Подобно тому, как Бог трудился шесть дней и покоился в седьмой, так и человек должен работать шесть дней, а седьмой отдыхать. Эта еженедельная суббота – постановление, данное человеку Богом, его Творцом, и соблюдение Бог требует от человека как Законодатель… Следовательно, удерживать какую-либо часть святого времени, значит быть виновным в непослушании Богу и обкрадывать Его как Источника всех наших сил времен. Как постановление Божие суббота заслуживает того, чтобы мы ценили и почитали ее. Если мы пренебрегаем ею, то Бог вменяет нам этот грех.
Суббота требует воздержания от обычного физического труда и призывает посвятить наш разум и сердце святым предметам. Израильтяне Ветхого Завета были призваны проводить в этот день священные собрания (Лев.23:3). Из Евангелий видно, что Христос и апостолы (Лук.4:16, Деян.17:2, 18:4 и т.д.) проводили ее таким же образом, и что в таком же духе она будет соблюдаться христианами и после окончания Христом земного служения (Матф.24:20).
Тот факт, что суббота будет соблюдаться на Новой земле как день поклонения (Ис.66:23) ясно говорит о том, что Бог никогда не намеревался перенести ее соблюдение на другой день. Еженедельная суббота – это памятник творения, напоминающий человеку каждую неделю о творческой силе Божией, а так же о том, как многим он обязан своему милостивому творцу и Хранителю. Отвержение субботы – это отвержение Творца. Оно открывает широкую дверь для всякого рода теорий. Суббота постоянно свидетельствует о существовании Бога и напоминает нам о Его величии, мудрости и любви. Если бы суббота всегда соблюдалась как святой день, то на всей земле не оказалось бы ни одного безбожника и ни одного идолопоклонника (Патр. и Пр.336).
4. Вот происхождение – Слово «происхождение» – «толедот» обычно употребляется, когда речь идет о родословии человека, т.е. о рождении его сыновей (см.Быт.5:1, 6:9, 11:10 и т.д.). Здесь это слово употребляется в несколько ином значении, относительно «неба и земли». Оно отражает содержание гл.1:1 и 2:2. Один из толкователей считает, что под «происхождением» имеется ввиду «история их создания». В иудейской энциклопедии относительно этого слова говорится: «процесс создания неба и земли в гл.2:4 рассматривается как родословный рассказ или история». Каждый день был назван рождением, поскольку в этот день Бог вызвал к бытию новые творения.
При сотворении их – Этими словами заканчивается рассказ о творении, начатый в Бытие 1:1. Эти слова толкуются по-разному. Они являются переводом слова «бехибаре ам», которые нельзя передавать в значении «после того, как они были сотворены» как делают это некоторые толкователи. Весь стих можно передать следующими словами «Вот история происхождения неба и земли, как они были созданы».
В то время – Эти слова являются вводными ко 2-й главе. Многие толкователи склонны рассматривать гл.2:4 – 3:24 как вторичный рассказ о творении более позднего периода, принадлежащий другому автору. Относительно этой несостоятельной теории см. «Введение книги «Бытие». Внимательное исследование этого стиха делает ясным, что гл.2 никаким образом не может рассматриваться как новый вариант рассказа о творении, заключенного в гл.1. Вторая глава преследует цель рассказать о поселении Адама и Евы в Эдемском саду. В связи с этим в ней приводятся дополнительные сведения, которые по существу связаны с историей творения лишь косвенным образом. В ней, т.е. 2-й главе, рассказывается об Эдемской обители, после того, как она была создана. Без этих сведений был бы неполным рассказ о нашей земле в ее первозданном состоянии, но так же вряд ли были понятны события гл.3-й, связанные с грехопадением человека. Эта глава заключает в себе новые подробности сотворения человека, описание его Эдемской родины, испытании его верности Богу или нравственного права на его родину, испытания его умственный дарований или способностей управлять всем Божьим творением, а так же обстоятельства, связанные с установлением первого домашнего очага.
5. Всякая полезная трава – Стихи 4-6 предвосхищают сотворение человека, описанное в ст.7-м, они вкратце изображают состояние поверхности земли, особенно ее растительный покров, до момента создания человека в конце 2-го дня творения. Здесь был рай, прекрасный в своем совершенстве, только не было того, кто бы мог «возделывать землю». Вся природа в своем трепетном ожидании ждала появления Царя, подобно тому, как члены симфонического оркестра с настроенными инструментами ожидают появления своего дирижера.
6. Пар — Смысл еврейского «эд» не совсем ясен, поскольку кроме данного стиха оно встречается только в Иов.36:27. Ученые сравнивают его с ассирийским «эду» (потоп) и это значение приписывает библейским местам. Однако слово «потоп» не соответствует контексту ни того, ни другого стиха, тогда как слово «пар» отлично согласуется в обоих случаях. В старинных переводах здесь стояло слово «весна», свидетельствующие о том, что переводчики не понимали этого места. Наилучшим вариантом перевода здесь можно считать слово «пар», которое, кстати, синонимично слову «роса».
Тот факт, что люди во дни Ноя высмеивали саму возможность истребления нашей земли дождем с неба (2Петр.3:3-6) и что Ной получил похвалу за то, что поверил откровению о том, что еще не было видимо (Евр.11:7) свидетельствует, что допотопным жителям дождь был неизвестен (См.П.П.96-97). Только Ной оком веры видел потоки воды, устремившейся с небес и потопившие все живое, не искавшее убежища в ковчеге, который он построил. То, что радуга была установлена лишь после потопа (Быт.9:13-16), и что раньше она не существовала, является дополнительным свидетельством того, что до этого события дождя на земле не было.
7. И создал Господь Бог человека – здесь приводятся новые подробности о сотворении Адама. Мы имеем возможность, так сказать, заглянуть в мастерскую Божию и наблюдать в ней таинственный акт творения. Под словом «создал» подразумевается акт формирования образца, соответствующему Божественному плану. Слово «создал» «Яар» употребляется для описания действий горшечника (Ис.21:16, 49:5 и т.д.) плавильщика, делающего идолов (Ис.44:9, Аввак.2:18), а так же Бога, творящего свет (Ис.45:7), человеческий глаз (Пс.95:9), сердце (Пс.33:15) и времена года (Пс.74:17).
Из праха земного – Наука подтверждает, что человек состоит из веществ, находящихся в недрах земли. Об этом так же свидетельствует распад тела человека после его смерти. Главные элементы, из которых состоит тело – это кислород, углерод, водород и азот. Остальные вещества находятся в небольших количествах. Сколь верны слова, что человек создан «из праха земного» и что он «в прах возвратиться» (Еккл.12:7).
Дыхание жизни – Дыхание — «нешема». Безжизненное тело Адама наполнилось жизнью, исшедшей от Источника всего живого. Животворительный акт, посредством которого в теле Адама затеплилась искра жизни здесь передан словами «Бог вдунул». В том же смысле это выражение встречается и в Иов.33:4. «Дыхание (нешема) Вседержителя дало мне жизнь». Наполнившее человека дыхание жизни в человеке оставляет его (3Цар.17:17). Это дыхание жизни в человеке ничем не отличается от дыхания жизни в животных, ибо те и другие получают жизнь от Бога (Быт.7:21-22, Еккл.3:19). Следовательно, под «дыханием жизни» никак нельзя понимать разум или умственную способность человека.
Душа живая – Когда безжизненное тело человека наполнилось Божественным дыханием (дыханием жизни) «нешема», тогда человек стал душою живою «нефеш». Слово «нефеш» имеет различные значения:
- Дыхание (Иов.41:21)
- Душа (3Цар.17:21, 2Цар.18:13 и т.д.)
- Сердце, как средоточение чувств (Быт.34:3)
- Домочадцы (Быт.12:5, 36:6, Лев.4:2 и т.д.)
- Как усиление личного местоимения (Пс.3:2, 1Цар.18:1 и т.д.)
Обратите внимание, что человек (нефеш) сотворен Богом (Иер38:16) подвержен смерти (Суд.16:30), может быть убит (Числ.31:19) съеден в метафорическом значении (Иез.22:25), искуплен (Пс.34:22). Ничто из перечисленного не относится к духу (руах). Это ясно говорит о том, что между обоими словами существенная разница. На основании вышесказанного сюда не подходит слово «душа», хотя последнее выражение и популярно, однако оно чуждо Библии. Наиболее правильный перевод, приведенный в данном стихе «душа живая».
8. Насадил Господь Бог рай – Местонахождение Эдема неизвестно. Потоп настолько изменил начальную структуру поверхности земли, что опознать местонахождение прежних мест невозможно. Обычно под этим словом мы понимаем «рай». Слово персидского происхождения «ларк». Еврейское слово «пардес» в Ветхом Завете встречается несколько раз (Неем.2:8, Еккл.2:5) однако скорее, как обозначение деревьев, чем название Эдемского сада. Греческое слово «парадейзос» в переводе Семидесяти в начале означало «обитель наших первых прародителей».
9. Всякое дерево – Приготовляя чудесную обитель для человека, Бог обратил внимание не только на полезность ее, но и на ее украшение. Он создал различные виды растений, могущие удовлетворить его нужды и быть приятными ему. Цветы, деревья, кустарники услаждали его своим упоенным запахом, восхищали глаз своим вытонченным строением и изумительным цветом и были приятны на вкус своими плодами. На вечные времена Эдем остался символом высшего земного человеческого блаженства (счастья).
И дерево жизни – Последовательность этих слов в стихе как бы второстепенных по своему значению нам с точки зрения современного языка представляется странной. Это обстоятельство побудило некоторых критически мыслящих исследователей утверждать, что последняя часть 9-го стиха либо позднейшее добавление, либо извращение оригинала. Но такая расстановка слов в еврейском языке является вполне обычной. Она не даст никакого повода сомневаться в первоначальной подлинности текста. Примером здесь может служить ст.17 из 12 главы, который буквально звучит так: «Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его». Можно перевести и другие примеры подобных структур, как то в Быт.24:14, Числ.13:23, Втор.7:14.
Вкушая от дерева жизни Адам и Ева имели возможность выражать свою веру в Бога как Источника и Хранителя их жизни, подобно тому, как соблюдая субботу, они выражали свою веру в Творца, создавшего их, а так же верность Ему. С этой целью Бог наделил дерево сверхъестественным свойством. Его плоды были противоядием смерти, а листья средством поддержания непрерывной жизни. Вкушая от этого дерева, люди могли жить до тех пор, пока имели доступ к нему. Одно из деревьев было названо «дерево жизни», буквально «жизнь» (хакаим). Другие деревья рая, будучи «хорошими для пищи», так же были предназначены поддерживать жизнь человека. Если одно из деревьев отлично от других своим особенным названием «дерево жизни», то это значит, что оно было средством поддержания жизни в особенном качества, какого не было у других деревьев. Слова о том, что вкушая от плодов этого дерева, человек станет жить вечно. (Гл.3:22) показывает, что ценность этого дерева в сравнении с другими полезными деревьями была исключительной.
Другое дерево было названо «дерево познания добра и зла». Под названием здесь имеется в виду не вообще всякое познание в узком смысле, познание зла, в противоположность добру.
Название этих деревьев играет важную роль. В обоих случаях слово «дерево» связано с отвлеченными понятиями «жизнь» и «знание». Это не значит, что оба дерева как таковые не существовали. Но это свидетельствует о том, что их отвлеченные названия указывают на их духовные свойства. Хотя Ковчег Завета был реальною принадлежностью храма, тем не менее его название заключало в себе религиозный смысл. Искупительная кровь, пролитая за нас Нашим Спасителем так же была реальным веществом. Оба упомянутые дерева так же следует рассматривать как действительные деревья особого назначения. Об их физическом и нравственном назначении говорят их названия.
10. Река – Исследователи прилагают много усилий к тому, чтобы объяснить смысл ст.10-14, но их попытки по-видимому так и останутся мало успешными, поскольку поверхность земли после потопа мало сходна с той, которая была до него. Катаклизм огромных масштабов, который способен был образовать океаны, вряд ли мог оставить без изменений столь менее характерные особенности поверхности земли, как реки. Поэтому мы не можем отождествлять допотопные условия на земле с теми, которые существуют сейчас.
11. Фисок – Название этой реки не встречается не в одной небиблейской книге, да и в самой Библии оно более нигде не встречается. Попытки ученых отождествить эту реку с Индом и Гангом в Индии, Нилом в Египте или реками Апатомы не имеют успеха.
Хавилла, там где золото – В других стихах, где встречается это наименование, речь идет о времени после потопа. Следовательно с их помощью никак нельзя установить местонахождение реки Хевиллы (гл.2:11).
12. Там бдолах – Согласно Писанию бдолах представляет собой прозрачную, душистую смолу дерева, произрастающего в Аравии, Индии, Персии и Вавилоне. Тождественен ли этот бдолах допотопному, нам неизвестно.
Камень оникс – Это должно быть один из драгоценных камней, по-видимому красного цвета. В старых переводах это слово имеет следующие варианты: оникс, сардоникс, сардин и берил.
13. Гихон – См. ком.10 к данному стиху и стиху 14.
15. возделывать и хранить его – Бог, приготовив Рай для человека, которого Он создал, поместил его в этом Раю и поручил «возделывать его и хранить». Это поручение учит нас тому, что совершенство творения, каким оно вышло из рук Творца, не исключает ухода за ним т.е. труд человека. Человек должен был использовать свои физические и умственные способности с тем, чтобы поддерживать Рай в том совершенстве (совершенном состоянии), в каком он получил его из рук Творца. Тот факт, что физический труд на новой земле будет наслаждением (Ис.65:21-23) свидетельствует о том, что он никак не может рассматриваться как проклятие.
Поручение, данное Адаму «хранить его», вероятно можно рассматривать как завуалированный намек на угрожающую ему опасность лишиться его, если он не будет наблюдать за ним. Глагол «хранить» (шамар) означает «охранять, беречь, наблюдать, следить, держаться». Совершенно неразумно считать, что Адаму было сказано охранять сад от нападений диких животных, как это толкуют некоторые комментаторы. До грехопадения на земле не было никакой вражды ни между зверями, ни между человеком и зверем. Страх и вражда – это плоды греха. Человеку угрожала другая весьма реальная опасность – лишиться владычества над всей землей и Раем. Мы имеем заверение в том, что Бог ничего не делает относительно человека, не открыв ему прежде Своих намерений (Амос.3:7). Если Бог, Который делает только то, что полезно человеку, считает необходимым открывать нам Свои намерения, то несомненно, что Он предупредил Адама об опасности, угрожающей ему.
16. От всякого дерева в саду – Заповедь, данная в этих стихах, предполагает, что человек понимал язык Бога, разницу между «ты будешь есть» и «не будешь есть». Заповедь начинается с разрешения свободно вкушать от всех деревьев сада, за исключением одного. И это право свободно пользоваться плодами всех деревьев сада подчеркивается эмфатической фразой предположения «ты будешь есть» (акол то, кел).
17. Дерево познания добра и зла – Насколько обширна была свобода человека, настолько же конкретно и ее ограничение. Человек не должен был вкушать только от одного дерева, известного им под названием «дерева познания добра и зла» (см.ст.9). Нам нет нужды гадать какие на нем плоды, поскольку для нас это не открыто. Само существование этого дерева в Раю говорит о том, что человек был нравственно свободным существом. Человека не заставляли служить, он мог повиноваться или не повиноваться, он имел право выбора.
Плоды дерева сами по себе были безвредными. Но ясное повеление Божие сделало это дерево особым камнем испытания верности человека и его послушания. Как нравственное существо человек имел Закон божий, записанный в его совести. Но для того, чтобы этот закон сделался конкретно выраженным принципом, примененным в определенной обстановке и камнем испытания верности человека своему Творцу. Бог дал человеку заповедь. Бог был фактически Властелином всего, в том числе и того, чем управлял Адам. И это давало Ему полное право распоряжаться всем творением. Если бы Он сохранил за Собой большую часть земли и только меньшую часть земли предоставил Адаму, то в данном случае это было бы несправедливо. Но человек мог свободно пользоваться всем, что находилось в саду, за исключением одного дерева. И по-видимому не было иной причины, запрещающей ему вкушать от плодов дерева, кроме той, которая предполагала ясное доказательство его верности Богу.
Ибо в день, в который ты вкусишь от него – Запрет сопровождался суровым наказанием – смертью. Некоторые считают, что в этих словах выражено приведение приговора в исполнение в этот день, когда было нарушено повеление. Они видят серьезное разногласие между этими словами и их исполнением. Тем не менее в своем буквальном применении слова «умирая, умрешь», означают лишь то, что приговор вступит в силу в тот день, когда будет нарушен запрет Божий. Из состояния спасительного бессмертия человек перейдет в состояние относительной смертности. Подобно тому, как от своего грехопадения Адам мог быть уверен в своем бессмертии, так теперь вследствие нарушения запрета, он был уверен в своей смертности. Именно эта уверенность, а не медленное приведение приговора в исполнение, и выражена в указанном стихе. Бог желал, чтобы человек сделал выбор. Он должен был принять волю Божию и повиноваться ей, будучи уверен в том, что в конечном итоге это принесет ему благо, или посредством своего выбора отрезать себя от общения с Богом и сделаться независимым от Него.
Но отделение от Источника жизни могло привести только к смерти. Этот же принцип сохраняет силу и поныне. Наказание и смерть – это неизбежный результат свободного выбора человека, который состоял в возмущении против Бога.
18. Помощник, соответственный ему – Соответственный, т.е. дополняющий его в его нуждах. Звери были созданы массами, а человек был сотворен как индивидуальное существо. Но Бог не желал, чтобы человек долгое время оставался один. Одиночество могло отрицательно сказаться на его счастье. Поэтому Он создал ему спутницу жизни.
19.Все звери полевые – Некоторые толкователи Библии эти слова объясняют следующими словами: якобы Бог предпринял ряд неудачных попыток подобрать человеку спутника жизни посредством сотворения животных. Но такое толкование не верно. Оно противоречит этой части повествования. Моисей здесь говорит не о времени, а о самом факте сотворения зверей.
Привел их к человеку – Адам должен был изучить всех зверей и дать им соответствующее имя. Для этого он должен был знать их характер и повадки. В этом заключалась проверка его способностей к управлению животным миром. В то же время ему стала понятна их семейная жизнь, а так же свое собственное одиночество и желание иметь спутника жизни. Сознавая, что Бог сотворил его как существо, высоко стоящее над животным миром, он понял, что не сможет из их среды найти себе спутника жизни. Создание женщины полностью соответствовало намерениям Творца. Это видно из того, что Адам сознавал свою неполноценность и ощущал нужду в спутнике жизни, другими словами ему было нехорошо оставаться одному.
20. Нарек человек имена всем скотам – Ясно, что человек был наделен даром речи уже при творении. Теперь Адам воспользовался этой возможностью, чтобы выразить свои наблюдения, которые он произвел над повадками животных. Таким образом он познакомился с естественными науками, и, давая животным имена, фактически стал осуществлять свою власть над ними. Скот назван первым, поскольку он должен был быть в своих отношениях к человеку ближе, чем остальные животные. Птицы, к которым человек питает такую любовь, и некоторые из которых должны стать полезными ему, названы вторыми. Мы не знаем, что это были за имена, ровно как ничего не знаем о языке, на котором говорил Адам и допотопные жители.
Не нашлось помощника, подобного ему – Изучение Адамом мира животных умножило его познания, но не заглушило в нем стремления иметь рядом с собой существо, подобное ему. Это указывает на равенство мужчины и женщины в совместной жизни. Среди творений, подчиненных Адаму, не нашлось для него настоящего друга жизни.
21. Крепкий сон – Намереваясь создать подругу Адаму из его тела, Бог навел на него крепкий сон, который можно сравнить с бессознательным состоянием при наркозе. И действительно, когда Адам находился во сне, Бог произвел над ним хирургическое вмешательство и взял одно из его ребер, закрыв то место плотью. Еврейское слово «села», употребленное здесь как «ребро», в других местах Библии имеет следующие значения: «сторона, бок, створка двери, крыло здания и стенная панель». Но наиболее верный перевод этого слова — «ребро», заимствованное из перевода Семидесяти, а так же из Бульгаты. Правильность этого перевода подтверждается и клинописными таблицами. На ассирийском языке, который тесно связан с еврейским, слово «ребро» звучит как «селу».
22. Создал Бог жену – Моисей свободно владел еврейским языком и знал, как им пользоваться, чтобы его слова звучали для слушателей убедительно. Для описания творческой деятельности Бога он в своем повествовании употребляет следующие слова глаголы «творить» (Быт.1:27), «создать» (Быт.2:7) и «образовать» (Быт.2:19). Каждый из них имеет свой оттенок. Ребро Адама было основным материалом, из которого была создана его «подруга жизни». Жена была создана для неразлучной жизни с мужем, и особенность ее творения стала нравственной основой брака. Она должна была находиться рядом с ним как равная ему, имея право на его символ любви и жизни, существующий между Господом и Его церковью (Ефес.5:32).
Привел ее к человеку – Бог Сам торжественным образом отметил первый брак. Создав жену, Бог привел ее к Адаму, который тем временем по-видимому проснулся от сна. Подобно тому, как Адам был «сыном Божиим» (Лук.3:38), так и Ева могла называться дочерью Божией. И как Отец, Он привел ее к Адаму и представил ему. Брачный завет назван «Заветом Божиим» (Пр.2:17). В самом его названии виден автор этого святого установления.
23. Вот это кость от костей моих — Увидев в ней желанную подругу жизни, Адам радостно приветствовал ее с поэтическим восклицанием, трижды упоминая «это» (на еврейском языке), ясно указывая на ту, на которую с радостным удивлением взирал Адам, охваченный первым порывом любви. Интуитивно, а может быть, будучи научен Господом, он признал в ней часть самого себя. Поэтому он должен был любить ее как свое тело, ибо любя ее, он любил самого себя (Ефес.5:28)
Она будет называться женою – Имя, которое Адам дал своей спутнице, отражало особенность ее создания. Еврейское слово «шиша» – «женщина» образовано из слова «ши» – «мужчина» с добавлением окончания женского рода …
24. Оставит … отца и мать свою – Слова этого стиха нельзя рассматривать как пророчество, высказанное Адамом, но как слова Самого Бога. Они знаменуют собой установление брачного союза (матф.19:4-5). Эти слова выражают глубочайший физический и духовный союз мужчины и жены и указывают всему миру на единобрачие, как установление самого Бога. Они не говорят о пренебрежении своим сыновьим долгом по отношению к отцу или матери, но в первую очередь указывают на то, что в сердце мужа и жены должна занимать первое место и первый его долг – по отношению к ней. Его любовь к ней должна превышать, но отнюдь не вытеснять любовь к его родителям.
И будут одна плоть – Единство мужа и жены выражено в точных словах. Это союз тел, интересов и взаимной любви. Весьма многозначителен тот факт, что именно это место приводит Христос, когда говорит о разводе, осуждая его (Матф.19:5).
25. Были оба наги – Адам и Ева не имели нужды в материальной одежде, потому что Бог облачил их в одежду света, символ Своей праведности. Когда нравственный образ создателя вновь будет произведен в Его земных сынах и дочерях, то Он вернется на землю, чтобы взять их к Себе (Откр.7:9, 19:8). Эта белая одежда непорочности есть одеяние, в которое будут облечены спасенные от земли, вступая в ворота Рая.
По материалам библейского комментария АСД