1. Змей — В повествовании появляется новый образ — образ змея, который оказал огромное влияние на всю последующую историю мира. От описания совершенного рая Моисей переходит к истории грехопадения, посредством которой земля, на которой царили счастье, любовь и совершенство, превратилась в мир горя, ненависти и зла. Моисей умалчивает о блаженстве рая, о времени, проведенном в совершенном счастье, в изучении книги природы, в уходе за садом, как повелел Бог и в ежедневном общении со своим Творцом и во время прохлады дня. /Быт.3:8/
Был хитрее всех зверей — О змее здесь говорится как о создании, более хитром, чем остальные звери. Слово «ачум» в некоторых местах Библии обозначает недобрую наклонность характера /Иов.5:12-15, 5/, связанную с умом и коварством. Однако это слово имеет положительный смысл — употребляется в значении «благоразумный» /Пр.12:16,23; 13:16; 14:8; 15:8; 22:3; 27:12/. Последнее значение здесь более уместно, поскольку змей был одним из творений Божиих, о которых Бог сказал «Хорошо весьма». /Быт.1:25,31/.
Недобрый характер змея в наши дни — это результат грехопадения и проклятия, но не свойство этих существ, якобы данного им при творении.
Возражение о том, что змей якобы был необычным, а сверхъестественным существом вряд ли нуждается в серьезном опровержении ввиду ясных библейских слов о том, что он был зверем. Но из всего Писания совершенно очевидно, что в грехопадении человека виновен скорее всего не сам змей, а сатана /см. Иоан. 8:44. 2Кор.11:3-14. Рим.16:20/. Тем не менее в образном смысле иногда называется змеем, поскольку он использовал змея, чтобы обмануть человека /см. Откр.12:9. 20:20/.
Падение Люцифера, который был выдающимся среди ангелов небесных /Ис.14:1-13. Иез.28:13-15/ предшествовало падению человека. Бог, Который ежедневно беседовал с человеком в раю /саду Едемском/ не оставил его в неведении относительно событий, разыгравшихся на небе. Он познакомил его с отступничеством сатаны и других ангелов, появления которых Адам и Ева должны были остерегаться. Адам и Ева, по-видимому ожидали появления сатаны в виде ангела и чувствовали себя готовыми при встрече с ним отвергнуть все его хитрые уловки. Но вместо этого он заговорил с Евой через змея, и таким образом, совершенно ошеломил ее. Таким путем она была обманута, но это ни в коем случае не оправдывает ее /см. 1Тим.2:14. 2Кор.11:3/.
Для наших первых прародителей Богом было допущено испытание в верности и любви. Это испытание было необходимо для их духовного развития для формирования их характеров. Если бы из этого испытания они вышли победителями, то получили бы право на вечное счастье, поскольку Бог не хотел допускать для них испытания, которого они не могли бы вынести /1Кор.10:10/. Он не позволил сатане приближаться к ним в подобии Божием и искушать их в других местах кроме одного дерева. Поэтому сатана явился в виде твари не только намного низшей Бога, но и намного низшей человека. Адам и Ева позволили сатане через простое животное убедить себя нарушить заповедь Божию и были виновны вдвойне.
Сказал змей жене — используя змея как свое орудие, сатана нашел случай заговорить с женой, когда она была одна. Убедить человека сделать зло, когда он удалился от охраны не представляет особенного труда. Если бы Ева осталась со своим мужем, то его присутствие было бы для нее оградой, и все приключение имело бы совсем иную развязку.
Подлинно ли сказал Бог — Сатана обратился к ней с вопросом, который казался невинным, однако был полон коварства. Сатана преследовал двоякую цель. Посеять сомнение в сердце жены относительно истинности сказанных слов, а также относительно точности значения, особенно разумности и справедливости Божьей заповеди.
2. Плоды с деревьев мы можем есть — Ева, очевидно поняла заданный вопрос во втором значении, и вместо того, чтобы отвернуться и бежать к мужу, проявила признаки колебания и сомнения, готовности продолжать беседу со змеем.
Бог сказал: «В день, в который вы вкусите, смертию умрете». Эти слова Ева несколько изменила, говоря: «Что бы вам не умереть». Она была уверена в том, что с нарушением заповеди неизбежно связан смертный приговор, что за эти поступком неизменно последует смерть. Слово «чтобы» под видом беспечного, почти недоверчивого отношения к тому, что такое может произойти, фактически включает в себе внутреннюю тревогу при мысли о том, что игра с запрещенным может оказаться роковой. Сомнение и нерешительность, проявившиеся в словах Евы в ответ на вопрос змея указывает на ее склонность к послушанию скорее из страха смерти, чем из врожденной любви к своему благому Творцу. Другим признаком, свидетельствующим о том, что Ева усомнилась в абсолютной справедливости Божьего повеления служит тот факт, что в разговоре со змеем она не упомянула названия дерева, о котором несомненно знала. Говоря об этом дереве в общих словах как об одном из деревьев, находящихся посреди рая, она поставила его на один уровень с другими деревьями.
4. Нет, не умрете — Если первыми словами сатана преследовал цель вызвать в Еве подозрение, то его последующие слова имели обманчивую видимость авторитетного заявления. Истинна, заключенная в них, очень ловко была смешана с заблуждением. Это утверждение сатаны противоречило ясному повелению Божию, которое на еврейском языке переведено весьма выразительно: «Нет не умрете». Сатана бросил вызов истинности Божьего Слова своей откровенной ложью. По этой причине Христос с полным правом называет его «отцом лжи» /Иоан. 8:44/.
5. Откроются глаза ваши — Запрет Божий сатана объясняет благовидной причиной, которую якобы выдвинул Бог. Он поставил Богу следующие обвинения:
1.Зависть к блаженству созданных Им существ, фактически слова сатаны имели такой смысл: «Знайте, что дерево Бог вам запретил не потому, что Он опасался, что, вкушая его плодов, вы можете умереть, но из боязни как бы вы не сделались соперниками Самому Творцу.
2.Обман.Сатана утверждал, что за вкушение плода последует смерть. Требования Божии были представлены в наиболее неприглядном свете, достойными осуждения. Смешав истину с ложью, сатана постарался так затуманить разум Евы, чтобы ей было трудно отличить слова божьи от его слов. Обетование, выраженное в словах: «Откроются глаза ваши» предлагает ограниченный предел их видение, который будет устранен, когда они последуют совету змея.
Вы будете как боги — Это слово, переведенное в старом издании английской Библии как «боги-алохим», в ст. 3 5 переведено словом «Бог». Точный смысл приведенной части стиха можно передать словами: «Вы будете как Бог». Здесь отчетливо видна богохульная природа сатанинских слов /см. Ис.14:12-14/ и роковая опасность его обмана.
6. И увидела жена — Когда в сердце жены родилось сомнение и недоверие к слову Божьему, то запретное дерево предстало ей теперь в совершенном свете. Трижды говорится о том, что оно было восхитительным: приятным для глаз и вожделенным, потому что давало знание. Такое представление о дереве, желание вкусить его плодов, фактически были поводом для обольщения ее сатаной. Она уже мысленно согрешила против Божественной заповеди: «Не пожелай» /Исх.20:17/. Затем она взяла от плодов дерева и ела. И это явилось естественным последствием того, что она ступила на путь греха.
Она взяла от плодов — Пожелав то, на что она не имела права, она стала нарушать одну заповедь за другой. Она присвоила себе то, что принадлежало Богу, и этим нарушила восьмую заповедь /Исх.20:15/. Вместе с тем вкушая от запрещенного плода, она давала его мужу и нарушила шестую заповедь /Исх. 20:13/. Она нарушила и первую заповедь /Исх.20:3/, потому что поставила сатану в своих глазах выше бога и повиновалась ему, а не Творцу.
И дала так же мужу своему — Видя, что смерть не коснулась ее, обстоятельство, которое казалось подтверждало утверждения обольстителя «не умрете», Ева испытала волнующее, но на самом деле обманчивое чувство возвышенной радости. Она пожелала, чтобы муж с ней разделил ее чувства. Здесь впервые Св. Писание называет Адама «ее мужем». Но вместо того, чтобы стать «помощницей» своему мужу, она стала для него орудием погибели. Слова «и дала так же мужу своему» не означают, что он все время находился рядом с ней, молчаливо наблюдая за сценой искушения. Она дала ему плодов дерева, когда возвращалась к нему. Она хотела, чтобы он вкушал вместе с ней, и таким образом разделил с ней то мнимое блаженство, которое она, казалось испытала.
Он ел — Прежде чем Адам вкусил от плода, между ним и его женой по-видимому состоялось объяснение. Последует ли он за своей женой путем греха и непослушания или же откажется от нее, веря в то, что Бог способен восстановить его утраченное счастье? То, что она не умерла сразу же после того, как вкусила от плода и что это ей, казалось не причинило никакого вреда, не могло обмануть Адама. «И не Адам прельщен, но жена» /1Тим.2:14/. Но убедительные слова жены и его любовь к ней — все это вместе побудило его разделить последствия ее падения, какими бы они не оказались. Роковое решение! Вместо того, чтобы искать благоприятной возможности обсудить создавшееся трагическое положение вместе с Богом, он взял судьбу в сои руки. падение Адама тем более трагично, что он не сомневался в боге и не был обманут подобно Еве. Вкушая плод, он не сомневался, что ужасный приговор Божий будет приведен в исполнение.
Как бы ни было прискорбно согрешение Евы и какое бы горе оно не предвещало всему человечеству, все же ее собственная вина не могла со всей неизбежностью привести людей к бесчисленным страданиям. Скорее сознательный выбор Адама /он вполне сознавал смысл и значение заповеди Божией/, чем решение Евы, сделал грех и смерть неизбежной участью всего человеческого рода. Ева была прельщена — Адам — нет /см. Рим.5:12-14, 1Кор.15:21, 1Тим.2:14, 2Кор.11:3/. Если бы Адам остался верен Богу несмотря на неверность Евы, то Божественная премудрость нашла бы выход из создавшегося положения и предотвратила бы несчастья, ожидающие все человечество.
7. И открылись глаза у них обоих — Как иронически звучат эти слова. Словно сомнительное обещание сатаны исполнилось, их духовные глаза открылись, они поняли, что не являются более невинными. Их плотские глаза также открылись — они увидели себя нагими.
И сшили смоковные листья — Стыдясь друг друга они старались укрыться от позорной наготы. Их смоковные опоясания были только жалкой заменой тех лучезарных одежд невинности, которых они лишились. В душе Адама и Евы пробудилась совесть. Чувство стыда, которое они испытали, исходило не от плотской стыдливости, а от сознания вины перед Богом. Это видно из того, что они скрылись от Него. Древняя надпись, напоминающая собой повествование о библейском грехопадении человека — это шумеро-аккадская двуязычная поэма, в которой есть такие слова: «Ева вкусила то, что было запретным, мать греха сделала зло — стала жертвой несчастья».
8. Голос Господа — Неизменное появление Бога на склоне дня, когда тихое веяние ветерка освежало рай, всегда приносило молодой чете необычную радость. Теперь же приближение Божие внушало им тревогу. Оба чувствовали, что у них нет смелости встретиться со своим Творцом. причиной их страха были смирение и не унижение, а глубокое сознание своей вины.
Где ты? — Адам, который всегда приветствовал появление Господа, теперь скрылся от Него. Но он не мог укрыться от Господа, Который воззвал к нему, не по тому что не знал где он, а с тем, чтобы пробудить в нем сознание вины. Адам старался скрыть свой грех, выставляя на вид его последствия, а свое непослушание под видом стыда: он старался обратить внимание бога на то, что он скрылся, потому что устыдился своей наготы. Его сознание последствий греха было сильнее, чем самого греха. Здесь мы впервые видим смешение греха и наказания, которое характерно для человека в его падшем состоянии. Плоды греха внушают к себе отвращение больше, чем сам грех.
12. Жена, которую Ты дал мне — Вопрос, который Бог задал Адаму показал, что Он знает о преступлении Адама. Он был задан для того, чтобы пробудить в нем сомнение греха. Ответ Адама был фактически укрывчивым извинением, ссылкой на то чувство стыда, которое он испытал от своей наготы. Но это извинение звучало как обвинение бога. таким образом характер Адама изменился, как только он вступил на путь непослушания. Он, который так любил жену, что сознательно согласился нарушить заповедь Божию, только бы не разлучаться с нею, теперь он говорит с ней холодно и грубо как о «жене», которую Господь дал ему. Его слова напоминают слова сынов Иакова, когда они рассказали своему отцу об Иосифе, говорят «твой сын» /Быт.37:32, Лук.15:30/. Один из горьких плодов греха — черствость сердца, отсутствие милости /Рим.1:31/. Мысль Адама о том, что Бог виновен в его несчастье потому что Он соединил его с такой непостоянной женщиной, таит в себе глубочайшую неблагодарность.
13. Змей обольстил меня — жена так же нашла что сказать: она обвинила змея в том, что обольстил ее. Ни Адам, ни его жена не отрицали соделанного. Каждый из них старался взвалить свою вину на кого-нибудь другого. Ни тот, ни другой не признали себя виновными. Но в их признании все-таки есть разница. Жена заявила, что она обманута, тогда как Адам признал, что он сделал грех сознательно, хорошо сознавая его последствия.
14. Проклят ты — Проклятие греха лежит не только на змее, но и на всем животном царстве, хотя змей был проклят более всех остальных зверей. Будучи самым умным и самым красивым из всех зверей, отныне змей лишился крыльев и был обречен ползать во прахе.
Не следует думать, будто неразумные звери сделались предметом гнева мстительного Бога. Это проклятие было для Адама благом, поскольку оно свидетельствовало ему о далеко идущих последствиях греха. Видя, что эти существа, покровителем которых он считал себя, несут на себе последствия его греха, он глубоко переживал, и сердце его было ранено. на змея, который на все времена сделался символом зла, проклятие пало больше всех — не в том смысле, что он должен был страдать больше всех зверей, но в смысле того, что для человека он стал символом последствий греха. Не удивительно поэтому, что большинство людей перед змеем испытывают отвращение и страх.
Будешь есть прах — Тот факт, что змеи фактически не едят прах, позволяет некоторым критикам заявлять, что древние народы ошибались, думая что этот зверь, ползающий всегда на своем чреве и обитающий даже в пустынях, где трудно добывать пищу, питается прахом. Это ошибочное понятие якобы побудило автора книги «Бытие» выразить проклятие, произнесенное над змеем в таких словах, чтобы согласовать его с общепринятым мнением. Исследователи умеренного направления стараются доказать, что змей, употребляя пищу, вместе с ней ест прах. Но разве то же не характерно и для остальных зверей, которые себе пищу подбирают с земли? Этот вопрос исчезает, когда мы выражение «будешь есть прах» станем рассматривать как образное. Именно в этом значении оно употреблялось древними народами, как свидетельствуют об этом недавно найденные произведения литературы и документы. Языческий миф о сошествии в преисподнюю рассказывает о проклятом народе, для которого «прах» — место странствования их, земля — «пища их». Среди проклятий, произносимых над врагами, все время повторяется одно желание — пусть они едят прах. В древнегерманском гимне, воспевающем презрение к врагам, есть слова: «Они будут грызть землю». В свете этого выражение «Ты будешь есть прах во все дни жизни твоей» становится особенно понятным. «Ты будешь самым проклятым из всех зверей».
15. Вражду положу — Здесь Господь обращается со словами уже не к змею как таковому — говорившему с Евой, а к древнему змею — диаволу, чтобы вынести над ним приговор, выраженный на пророческом языке. Христианской церковью во все времена понимался как предсказание о пришествии Избавителя. такое толкование бесспорно правильно. Но наряду с этим следует признать, что оно верно и в буквальном смысле: между человеком и змеем при встрече всегда возникает смертельная вражда.
Между семенем твоим и семенем ее — Здесь ссылка на многовековую борьбу между «семенем» или последователями сатаны /Иоан. 8:14, Деян.3:10, 1Иоан.3:10/ и семенем жены. Господь Иисус Христос назван «семенем» /Откр.12:1-5, Гал.3:16,19/. Он пришел, чтобы разрушить дела диавола /Евр.2:14, 1Иоан.3:8/.
Оно будет поражать тебя в голову — Это слово «шуф» означает «раздавить» или «подстерегать, подминать» кого-либо. Ясно, что, поразив голову, значит нанести более сильный удар, чем поразить в пяту. Здесь важно заметить, что несмотря на то, что вражда предсказана между семенем жены и змеем, но его голова будет поражена, а не семя змея. Развивая дух вражды змей все же не сможет сделать ни чего другого, как только преследовать и жалить семя жены в пяту.
Слово «семя» стоит в единственном числе, указывая на то, что голову змея поразит не множество потомков жены, но это сделает одна личность. Эти признаки ясно показывают, что в приговоре Божием кратко выражена история великой борьбы между Христом и сатаной, борьба, которая началась на небе /Откр.12:7-9/, продолжалась на земле, где Христос вновь одержал победу над ним /Евр.2:14/ и окончательно завершится истреблением сатаны в конце тысячелетнего царства /Откр.20:10/. Борьба оставила на Христе свои следы. Следы от гвоздей на руках и ногах и рубец от копья будет вечно напоминать о жестокой борьбе, в течение которой змей преследовал семя жены /Иоан.20:25, Зах.13:6/. Приговор, произнесенный змею, должно быть явился большим утешением для обоих обреченных грешников, стоящих пред Богом, от повелений которого они отступили. Адам, как представитель Бога на земле, оставался верным Ему, когда же утратил эту верность, уступил свое господство сатане. Сатана присвоил себе право господства над этой землей, которое принадлежало Адаму через послушание. И это сатана хорошо сознавал, что видно из его обращения ко Христу на горе искушения /Лук.4:5-6/. Адам начинал понимать ступень своей потери, что из господина земли он стал рабом сатаны. Однако прежде чем выслушать собственный приговор, он почувствовал целительный бальзам, коснувшийся его надломленной души. Отныне от нее, которую он обвинил в своем падении, он должен был ожидать спасения, которое будет способно победить врага Бога и человека.
Сколь велика милость Бога! — Божественная справедливость требовала, чтобы грех был наказан, но Божественная милость уже нашла путь искупления падшего человечества через добровольную жертву Сына Божия /1Пет.1:20, Ефес.3:11, 2Тим.1:9, Откр.13:8/.
бог установил обряды жертвоприношения, которые должны были служить наглядной картиной человеку, чтобы он мог иметь представление о той цене искупления, которая будет уплачена за его грех. Должна была пролиться кровь безгрешного агнца, а его шкурой должна быть покрыта нагота человека, чтобы в этом как в символической картине человек постоянно видел Сына Божия, Который отдаст жизнь Свою для искупления человека от грехов его , и что для его искупления достаточно будет только Его праведности. мы не знаем, насколько ясно Адам представлял себе план искупления, но мы можем быть уверены в том, что ему было достаточно открыто относительно того, что грех не будет вечно господствовать, что от семени жены родится Искупитель, что утраченное достоинство и могущество человека будут ему возвращены, и что счастье Эдема будет восстановлено. От начала и до конца Евангелия спасения это центральная тема Св. Писания.
16. Умножая, умножу скорбь твою — Еще при творении человек получил повеление: «Плодитесь и размножайтесь» /Быт.1:2/. Поэтому беременность и предназначалась быть благословением, а не проклятием. Но появление греха означало, что отныне беременность будет сопровождаться скорбью.
В болезни — Боли при рождении детей должны стать настолько чувствительными, что в Св. Писании они символизируют наиболее тяжкие как телесные, так и духовные страдания /см. Мих.4:9-10, 1Фес.5:3, Иоан.16:21, Откр.12:2/.
К мужу твоему влечение твое — Еврейское слово «шук» — «желание» означает «бежать за кем-либо, сильно стремиться к чему-либо«,выражает самое сильное влечение. Чувствуя гнет мужа и боли при рождении, жена все же будет иметь сильное влечение к своему мужу. Мнение толкователей относительно того, рассматривать это как наказание, расходятся. Здесь вполне логично заключить, что это «влечение» было дано жене, чтобы облегчить ее страдания как женщины и еще теснее соединить сердца мужа и жены.
Он будет господствовать над тобой — Жена нарушила установленную Богом связь с мужем. Вместо того, чтобы стать помощницей, соответственной ему, она сделалась для него соблазном. Поэтому ее ровное положение с ним было утрачено. отныне он должен был господствовать над ней как господин. Среди нехристианских народов женщина на протяжении столетий унижена до степени вырождения и фактического рабства. Однако у евреев женщина подчинена мужу, но никогда не занимает положение рабыни…
Христианство ставит женщину на один уровень с мужчиной /Гал.3:28/. Хотя муж продолжает оставаться главой семьи, тем не менее действующие принцы христианства постепенно ведут как мужа, так и жену ко взаимному сотрудничеству, где каждый настолько заботится о счастье и благополучии другого, что никому из них никогда не приходит в голову «господствовать друг над другом» /см. Кол.3:13, 8:1-9/.
17. За то, что ты не слушал — Прежде чем вынести приговор Адаму, Бог объяснил ему, почему это необходимо. Адам поступил в согласии с убедительными доводами Евы, поставив ее слово таким образом выше Слова Бога. Он утратил свою верность и любовь к богу, а вместе с этим лишился благословений, и даже самой жизни. Предпочтя свою волю воле Божией, Адам должен был познать, что независимость от Бога никак не ведет к возвышенному состоянию жизни. Напротив, она ведет к отделению от источника силы. Посему смерть будет свидетельствовать о ничтожности его человеческой природы.
Проклята земля за тебя — Следует подчеркнуть, что Бог не проклинал ни Адама, ни его жену. Проклятие было произнесено только над змеем и землей. Но «проклята земля за тебя» — сказал Бог.
Со скорбью будешь питаться от нее — то же слово, которое употребляется для выражения страданий, связанных с рождением детей, здесь используется с тем, чтобы возвестить Адаму о трудностях добывания средств существования с проклятой земли. Выражение «во все дни жизни твоей» впервые указывает на то, что смерть непременно придет, хотя и будет отсрочена на некоторое время.
18. Терние и волчцы — до грехопадения на земле произрастали только те растения, которые были либо пригодны для пищи, или приятны на вид. Отныне она будет произрастать так же «тернии и волчцы». Усиленный труд, необходимый для возделывания земли умножит тяготы человеческой жизни. На своем горьком опыте он должен убедиться, что жизнь, независимая от Бога, несет лишь несчастья и горе.
Будешь питаться полевою травою — наказание Божие проявилось также в изменении питания. Мы с уверенностью должны предположить, что количество и качество зерновых, орехов и фруктов, первоначально предназначенных для человека, в результате сократилось до такой степени, что человек вынужден был употреблять в пищу так же полевую траву. Такое изменение в питании по-видимому было вызвано и с утратой некоторых свойств дерева жизни, и изменением климата и вероятно более всего тяжелыми условиями труда, сложившимся в результате вынесенного приговора.
19. В поте лица твоего — Здесь образно и точно выражен тяжелый труд, который должен был еще более отяготить и без того нелегкую жизнь человека. Это в первую очередь относится к мужу, который прилагая усилия должен из скудной земли добывать пищу как для себя, так и для своей семьи. Но это же касается и всех остальных профессий. Со времени грехопадения Адама всякое человеческое достижение может осуществляться лишь посредством непрерывного труда. Тем не мене следует согласиться с тем, что для грешных людей это наказание является фактически скрытым благословением. Когда человек трудится, то вероятность для него впасть в грех намного меньше, чем когда он дни своей жизни проводит праздно. Труд вырабатывает характер и учит смиренно сотрудничать с Богом. Это видно из причины, побуждающей христианскую церковь избирать своих самых верных последователей из среды трудового народа. Труд, пусть даже тяжелый, никогда нельзя призирать, потому что в нем «благословение».
И в прах возвратишься — Господь возвести Адаму о том, что неизбежная участь его — могила. Таким образом человек сознавал, что план искупления не предотвращает потерю настоящей жизни, но он в то же время вселяет уверенность в новую жизнь. Когда произошли изменения в природе Адама от условного бессмертия к смертности, тогда начало исполняться роковое предсказание «В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь». Если бы в день милости человек не был бы помилован, то смерь настигла бы его моментально. Справедливость Божия требовала жизнь человека. Но Божественная милость предоставила ему возможность вновь принять ее.
20. Нарек Адам имя жене своей — Эти слова не являются досадной вставкой в историю грехопадения, как то полагают некоторые толкователи. Они свидетельствуют о том, что Адам верил в обетование, связанное с семенем жены, и эту свою надежду — уверенность выразил в имени, которое он дал жене.
«Чавва — Ева». «Чавва» — значит «жизнь». В переводе Семидесяти оно звучит «Зоя». Это древнее семитское слово, встречающееся так же в финикийских надписях. Но во время написания Библии оно в еврейском языке уже не употреблялось. Здесь есть некоторый намек на то, что Адам говорил на древне — семитском языке. Если бы Моисей употребил современное ему еврейское слово, то вместо «чавва» он написал бы «чайя». Но использование им архаической формы имени свидетельствует о том, что его познания восходят к глубокой древности.
Она стала матерью — Адам дал своей жене имя «жизнь» по вере видя в ней «мать всех живущих» в тот момент, когда над ним был произнесен смертный приговор. Кроме того, его взор простирался вдаль за пределы могилы. Он видел в семени, обещанном его жене Того, Кто восстановит для него и его потомков бессмертие, которого они лишились в тот день. Вместо того, чтобы в порыве отчаяния назвать ее «матерью всех обреченных», он оком веры взирал на праведного Судию, и прежде чем она дала жизнь своему первому ребенку, назвала ее утешительным словом «жизнь». Вера для него была поистине «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» /Евр.11:1/.
12. Одежды кожаные — Прежде чем изгнать Адама и Еву из рая, Бог дал более прочную одежду, соответствующую его предстоящему тяжелому труду, а также могущую оградить его от жары и холода, наступившего после грехопадения. Одежды были также постоянным напоминанием им об утраченной независимости, о смерти — как возмездии за грех об обетованном Агнце Божием, Который посредством Своей посреднической смерти возьмет на Себя грехи мира. Тот, кто был поставлен покровителем животных, теперь по несчастью вынужден был отнять жизнь у одного из них. Жертвенное служение, хотя здесь и не упоминается, было установлено в то время. История жертвоприношения Авеля и Каина, о которой говорится в следующей главе, показывает, что первые сыновья Адама и Евы были хорошо знакомы с этим обрядом. Если бы Бог не дал определенные указания относительно жертвоприношений, то Его благословение к жертве Авеля и неодобрительное отношение к приношению Каина было бы деспотическим. Каин не обвинил Бога в лицеприятии. Это свидетельствует о том, что он, равно как и его брат, были хорошо знакомы с тем, что от них требовалось. Распространенный обычай приношения в жертву животных в древнее время свидетельствует о том, что он имеет одну, общую причину.
22. Как один из Нас — Человек узнал о своем наказании, а так же о плане искупления. Ему были даны одежды. Через свое непослушание он узнал разницу межу добром и злом, тогда как по плану Божию это познание он должен был приобрести добровольным сотрудничеством с Божественной волей. Обещание сатаны, согласно которому человек стал «как Бог» исполнилось лишь в том, что он познал плоды греха.
Простер Он руки Свои — Было необходимо преградить человеку жизни и к плодам его, чтобы не сделался он бессмертным грешником. Через грех человек оказался во власти смерти. Таким образом плод, дающий бессмертие, отныне мог причинить ему только вред. Бессмертие во грехе- бесконечное, жалкое, несчастное существование — это была не та жизнь, которую Бог определил для человека. Запрет для человека иметь доступ к дереву жизни был проявлением Божественной милости, которую в то время Адам по видимому не мог уразуметь вполне, но за которую он будет благодарен Богу в будущем. Там он снова будет вкушать от потерянного когда-то дерева жизни /Откр.22:2,14/. Принимая символ жертвы Христа мы верой вкушаем плоды дерева жизни и имеем дерзновение взирать в будущее, когда мы вместе с искупленными в Раю Божием будем срывать его плоды.
24. Изгнал Адама — Изгнав Адама из Едема зарабатывать себе на жизнь в поте лица, Бог сделал то, что было неприятно не только Адаму, но и Еве. Даже после уничтожения девственных лесов постоянно будет бороться с сорняками, вредными насекомыми и дикими зверями.
Херувим — Происхождение этого имени «херувим» не ясно. Но это слово «черуб» по-видимому родственно ассирийскому «карабу» и что значит «благословлять, молиться». Библия относит херувимов к классу существ, которых мы именуем ангелами, особенно тех, которые близки к Богу и Его престолу /Иез.9:3, 10:4, Пс.9:1/. По этой причине изображение херувимов были на ковчеге откровения и завесе скинии /Исх.25:18, 26:1,31/ а позднее были выгравированы на стенах и дверях храма /3Цар.6:29.32.35/.
Память о небесных существах, стерегущих пути к дереву жизни, вероятно, сохранилась в древне — миссопотамском эпосе о Гильгамеше, который отправился на поиски «травы жизни» или бессмертия. В этом месте, где говорится о «траве жизни» эпос рассказывает: «Люди с жалом скорпиона охраняет его врата. Своим видом они наводят страх, ужас и смерть. Их ослепительная слава повергает горы». Ассирийские дворцы охранялись огромными крылатыми колесами /карибу/ полубыками, полулюдьми.
Вероятно, здесь языческий вариант библейской истории об ангелах, охраняющих рай. В египетских храмах встречаются многочисленные изображения херувимов — существ, подобных людям с крыльями, покровительственно распростертыми над святыней Божества.
Пламенный меч — Свет всегда является символом Божественного присутствия. Осеняющая слава Божья являлась между двумя херувимами, которые находились по обеим сторонам ковчега во Святом Святых /Исх.25:22,. Ис.37:16/.
Выражение «пламенный меч» не совсем правильный перевод с еврейского, на котором это слово имеет буквальное значение «сверкание меча». Буквального меча, охраняющего ворота рая, не существовало. Было нечто напоминающее отражение света, падающего от меча «обращающегося с невообразимой быстротой», посылающего лучи света от ослепительного центра. Этот лучезарный ослепительный свет и был той Божественной славой, которая свидетельствовала о присутствии Божьем. В течении многих веков верные Божьи люди склонялись перед ней, чтобы этим прославить своего Бога.
По материалам библейского комментария АСД