Каин и Авель — комментарий к ежедневной главе

Каин и Авель1. Приобрела я человека от Господа — На еврейском языке этот текст звучит так: «И приобрела я человека, Господь». Когда Ева держала на своих руках первенца, то она очевидно вспомнила о Божественном обетовании / гл.3:15 / и имея в себе надежду на то, что он должен стать обещанным избавителем, назвала его «Каин» т.е. «Приобретенный» от Господа. Напрасное ожидание — ее горячее желание относительно скорейшего исполнения евангельского обетования встретило самое горькое разочарование. она никак не думала, что это дитя будет человекоубийцей на земле.

2. Брата его Авеля — Отсутствие обычного выражения «и зачала», а также употребление специфического оборота речи «и еще родила» буквально «и продолжала родить» дает повод некоторым толкователям считать, что Авель был близнецом Каина. Возможно это так, но такое заключение на основании данного стиха нельзя признать абсолютно бесспорным. Имя «Авель» означает «тщетность» или «ничтожество». Оно показывает, что либо надежды матери на старшего сына не сменились горьким разочарованием, либо «Авель» стал для нее символом тщетности человеческой жизни. В этой главе Авель семь раз назван братом Каина, как бы подчеркивая отвратительную, ужасную природу Каина.

Пастырь овец — нет никакой причины искать в профессиях, избранных молодыми людьми, намек на различие в их характере, хотя и собственный выбор был произведен в соответствии с их вкусами и талантами.

Спустя несколько времени — Буквально «в конце дней». Это выражение обозначает прошествие неопределенного, но значительного периода времени и вероятно указывает на наступление жатвы. Некоторые толкователи под этим выражением понимают конец недели или года. Но такое толкование кажется неопределенным, поскольку нет конкретного упоминания ни о том, ни о другом.

Слово «ямим» /дни/ встречается в нескольких местах, где из контекста ясно, что имеется в виду «год» /см. Исх.13:10, Чис.9:22, 1Цар.2:19, 27:7, 4Цар.21:19/.

Дар Господу — Приношение «минча». Это слово употребляется там, где речь идет о левитских законах относительно бескровного жертвоприношения, состоящего из муки, приготовленной с фимиамом /Лев. 2:1,4,14-15/. Здесь же это слово имеет более широкое значение. Имеются ввиду как хлебные приношения, так и животные жертвы. Это видно из того, что оно употребляется как для бескровного приношения Каина, так и для жертвоприношения Авеля. В стихе не говорится о том, что Каин или Авель построили жертвенник для приношений, но очевидно они поступили именно так. Там, где в Библии говорится о следующем жертвоприношении, уже упоминается и жертвенник /Быт.8:20/. Система жертвоприношений была установлена Богом после того, как человек был изгнан из рая. Из следующих стихов видно, что Каин знал, что он поступил неправильно, принося господу не тот дар, который было положено принести. Он был научен тому, что Кровь Сына Божья искупит все грехи. Если бы он последовал Божественному указанию, и за свои грехи принес в жертву агнца, то этим он проявил бы свою верность Богу, установившему систему жертвоприношения, и выразил бы свою веру в план искупления /Евр.11:4/. Широкая распространенность жертвоприношений у древних народов указывает на то, что своим происхождением они обязаны Божественной заповеди, а не человеческим замыслам.

Что сделало неприятным Богу приношение Каина? Он признал, правда, неохотно, свой долг перед Богом. Но внутренний дух несогласия побудил его исполнить требование Бога так, как он сам хотел, а не так, как установил Бог. Внешне он как будто бы подчинился требованиям Божьим, но его подчинение выдавало его недовольство. Каин предпочел оправдаться своими делами, заслужить спасение своей праведностью. Отказываясь признать себя грешником, нуждающимся в Спасителе, он принес дар — бескровное приношение, в котором не было видно нужды раскаяния во грехе. А без пролития крови не бывает прощения. «Ибо кровь сия душу очищает» /Евр.9:22, Лев.17:11/.

Каин принес дар и признал бытие Бога и Его власть давать или удерживать земные благословения. Чувствуя, что лучше жить с богом в хороших отношениях. Каин счел целесообразным умилостивить гнев Божий приношением дара, хотя такое приношение было сделано неохотно. Он не мог понять, что формальное исполнение требований Божьих не может заслужить Его благоволение и не может заменить собой истинного послушания и раскаяния сердца. Мы поступаем благоразумно, если проверяем наши сердца, чтобы не быть подобными Каину, не приносить ненужных и бесполезных даров Богу.

4. От первородных стада своего — Слово «первородных» указывает на то, что Авель принес из своего стада первенца /см. Исх.13:12/. Обряд жертвоприношения, изложенный Моисеем, требовал кропления кровью первородных животных на жертвеннике и сожжения их тука на огне /Числ.13:17/. Дар Авеля был проявлением его веры /Евр.11:14/. Дар же Каина напротив, указывал попытку заслужить спасение своими делами, и искупительная жертва Христа не проявилась в его полном безраздельном послушании.

Призрел — «Ша-а» т.е. «благоволить». Хотя здесь не сказано, как Бог принял дар Авеля, тем не менее об этом свидетельствует проявление небесного огня, который пожрал его жертву. Так это часто случалось и в последующие времена /см. Лев.9:24, Суд.6:21, 3Цар.18:38, 4Цар.21:26, 2Цар.7:1/. Примечательно, что принятие Богом жертвы Авеля означало принятие его самого. В Библейском рассказе сначала говорится о принятии Богом Авеля, а потом и дара его. Это свидетельствует о том, что для Бога важен не столько дар, сколько тот, кто принес его.

5. На Каина и на дар его — Каин увидел, что Бог к его дару не благоволит. В результате он сильно разгневался. соответствующее еврейское выражение в буквальном переводе звучит так: «И загорелось внутри Каина чрезвычайно». Он почувствовал жгучую ненависть как к своему брату, так и к Богу. В его душе по-видимому не было места ни сожалению о грехе, ни духу самоисследования, ни молитвы, что бы Господь просветил, ни прощению. Поведение Каина — это типичный пример упорного, нераскающегося грешника, чье сердце не смягчается при обличении, но напротив становится еще более черствым и строптивым. Каин не сделал никакой попытки скрыть чувство недовольства, разочарования и гнева. Его лицо свидетельствовало о его недовольстве.

6. Почему ты огорчился? — Отсюда так же, как из 14 и 16 ст. видно, что Бог не прекратил Своего личного общения с людьми после того, как Он изгнал их из рая. Отверженные Богом дары Каина не значат, что Он отверг и самого Каина. В Своей милости и долготерпении Бог предоставил Каину время исправления. Несмотря на то, что он был явно недоволен даром Каина, Он явился ему и беседовал с ним, стараясь убедить его в том, что он поступает неправильно и что гнев его неразумен. Бог беседовал с Каином как с упрямым ребенком, стараясь открыть то, что таилось в нем, подобно дикому зверю, в преддверии его сердца. Вопрос «почему?» должен был побудить Каина признать неосновательность его недовольства. Для отвержения его дара должна быть веская причина, которую ему следовало увидеть и устранить.

7. Если делаешь доброе — Эти слова представляют некоторые трудности с точки зрения языка, что позволяло некоторым современным толкователям считать, что переписчик по ошибке изменил еврейский текст. Переводчикам Септуагинты смысл этих слов так же не был ясен даже в то время. Об этом свидетельствует искажение, допущенное ими в переводе. Раввины старались объяснить это место Писания соответственно своим понятиям. Они считали, что дар Каина был отвергнут потому, что он не исполнял в точности предписания обряда, установленного для левитов. Противоположные по своему значению выражения «делаешь доброе» подводит нас к правильному объяснению этого текста. Первая част предложения в дословном изложении звучит так: Не принимаются ли, если не делаешь добра?» Что поднимается? Тяжесть вины или лицо? Выражение «поднимать лицо» в значении «быть в добром настроении» или «быть невинным» для еврейского языка обычное /Иов.11:15, 22:26, 2Цар.2:22/. В данном случае оно вероятно в сокращенном виде выражает ободрение Каину, в связи с тем, что поникло лицо его /ст.6/. Бог желал что бы Каин уразумел, что если он исправит свой характер и будет жить согласно Его заповедям, то у Него не будет более причин проявлять к нему Свое недовольство, так же как и у Каина не будет более оснований быть разочарованным и недовольным. Напротив, если Каин не изменится, но будет идти путем зла, то грех будет господствовать над ним. Выражение «грех лежит у дверей» /подобно дикому зверю/ по-видимому взято из пословицы /см. 1Петр.6:8/.

Грех — Некоторые толкователи считают, что еврейское слово «шаттат» переданное здесь словом «грех», следует перевести выражением «жертва за грех», как оно переведено во многих местах Ветхого Завета /Исх.30:10, Лев.4:32, Числ.7:16,22, Ос.4:8, Евр.9:23, 2Кор.9:21/, другими словами Бог бы сказал Каину, так: «Если бы ты был виновен, то твой бескорыстный дар был бы принят как дар благодарности, не так ли?» Но когда ты согрешил, разве жертва за грех не дает знать о себе? Но при переводе еврейского выражения «чаттат» словом «жертва за грех» возникает некоторая трудность. Слово «чаттат» женского рода, тогда как причастное «робас» /лежит, лежащий/ мужского рода. Если его согласовать со словом «чаттат», то оно будет женского рода. Такая несогласованность объясняется тем, что Моисей изобразил грех в виде дикого зверя, крадущегося у дверей, и таким образом соответственно образному обороту речи придал ему намеренно мужской оттенок.

Но ты господствуй над ним — Эти слова не могут относиться к Авелю, будто бы имеющему влечение к своему старшему брату в том же смысле, как Ева имела влечение к своему мужу, т.е. стала ему покорной. Такое толкование противоречило бы как контексту, так и Божественным принципам. Если грех изображен в виде дикого зверя, подстерегающего Каина, то правильным будет и следующее сравнение «он будет властвовать над тобой», но «ты господствуй над ним».

8. и сказал Каин Авелю — О чем говорил Каин со своим братом здесь умолчано. В новейшем переводе также, как и в самарийском варианте и в переводе Септуагинты добавлены слова «выйдем в поле». Эти слова по-видимому добавление переводчика /переписчика/, хотя из контекста видно, что они подразумеваются в подлиннике. Мысль о том, что Каин передал Авелю содержание своей беседы с Богом, лишена всякого основания. Но Каин мог спорить со своим братом о том, что якобы Бог поступил с ним неправильно.

Когда они были в поле — Дела «Каина были злы, а дела его брата праведны» /1Иоан.3:12/. По этой причине Каин убил своего брата. Вражда между добром и злом, предсказанная Богом еще до изгнания Адама и Евы из рая теперь обнаружилась впервые в своем ужасном виде. В переведенном стихе слова «брата своего» дважды поставлены с именем Авеля с тем, чтобы подчеркнуть ужасный грех Каина. В нем семя жены сделалось семенем змея. Преступление Каина открыло истинную природу сатаны как «человекоубийцы от начала» /Иоан.8:44/. С этого времени уже возникло резкое различие между семенем жены и семенем змея, различие, которое проходит через всю историю человечества.

9. Где Авель, брат твой — Как в свое время Адама и Евы, так и теперь искал Бог Каина, чтобы представить ему его согрешение в истинном свете, пробудить ему виновную совесть к покаянию и сотворить в нем новое сердце. Как Бог в свое время обратился с вопросом к родителям Каина, так теперь он обратился к самому Каину. Но плоды их были разные. Каин резко отрицал свою вину. Непослушание его привело к человекоубийству. К убийству он еще присоединил ложь и наглость, думая в своей слепоте скрыть свое преступление от Бога.

10. Что ты сделал? — После того, как тактичный подход к каину не оказал на него благотворительного влияния, тогда Бог указал ему на его вину. Вопрос «что ты сделал?» предполагает знание происшедшего.

Голос крови брата твоего — Убийца, объятый трепетом, предстал перед всевидящим и всеведущим Богом, читающим его душу. Как мог Тот, Кто отличает гибель самой маленькой птички, Тот, Кто является начальником жизни, остаться глухим к молчаливому воплю первого мученика /см. Пс.116:15/. Кровь — это жизнь. она дорога Великому жизнедателю /Быт.9:4/. Вопль Авеля восходящий к небу, оплакивающий всю жестокость человека к своим ближним, продолжает звучать через все века /Евр.11:4/. Как и Христос, Авель встретил смерть от руки своего ближнего.

11. Ныне проклят ты — Проклятие Божие уже пало на змея и на землю /гл.3:14,17/. Теперь впервые оно падает на человека. Еврейское выражение «проклят ты от земли» можно было б с той точностью передать сравнительной конструкцией. «Ты более проклят, чем земля». Это выражение некоторые толкователи понимают в том смысле, что они были изгнаны в более плодородный район. Последующие стихи 12 и 14 по-видимому поддерживают подобное толкование. Поскольку Каин неправильно воспользовался плодами земли, то Бог более не позволит ему добывать средства к жизни путем возделывания земли. Скиталец на земле / ст.14 /, будь то пастух или кочевник, не может быть хорошим земледельцем.

12. Не станет более давать силы своей — Каин был обречен на жизнь вечного скитальца, чтобы добывать пищу для себя, своей семьи и животных. Будучи вынуждена пить невинную кровь, земля возмутилась, если так можно выразиться против убийцы. Когда он будет возделывать ее, она не будет давать силы своей. За свой труд он будет получать лишь небольшие вознаграждения. Точно так же впоследствии сказано о Ханаанской земле, что она «свергла с себя хананеев за их беззакония» /Лев.1:28/. Проклятие, которое Давид изрек против врагов своих /Пс.59:15, 109:10/ в свою очередь пало на иудеев за то, что они пролили кровь Христа.

13. Больше, нежели снести можно —Божественный приговор обратил гнев Каина в отчаяние. Хотя каин заслуживал смертного наказания, тем не менее милостивый и долготерпеливый Бог предоставил ему возможность покаяться и обратиться. Но вместо покаяния Каин стал жаловаться на свое наказание, считая его более суровым, чем он этого заслужил. Ни одного слова сожаления не вышло из его уст, даже признания собственной вины или стыда, а только вынужденное признание преступника, понимающего, что он не в силах избежать наказания, которого он справедливо заслуживает.

14. Ты . . . сгоняешь меня — Каин знал, что он отныне отрезан не только от благословенной земли, но и от общения с Богом.

Кто встретится со мною — Каин трепетал за свою жизнь, боясь, что Бог более теперь не станет удерживать тех, кто попытается отомстить за кровь Авеля. Виновная совесть свидетельствовала о том, что он достоин смерти и отныне его жизнь в опасности. Но смертный приговор был заменен пожизненным изгнанием. Вместо пленения он отныне был лишен счастливого естественного общения со своими ближними, а также с Богом. Он, лишивший жизни своего брата, видел в своих собратьях своих будущих судей.

15. За то — Не совсем ясно какая мысль заключена в этом слове. В новом переводе, также как и в Септуагинте, сирийском варианте и в Бульгате данное слово имеет значение «не так». Другими словами, на заявление Каина «Всякий кто встретится со мною, убьет меня», Бог ответил «Не так».

Всемеро — Это означает крайнее суровое наказание, которое постигает убийцу Каина (см.Лев.26:18,21,24,28, Пс.79:12, Пр.6:31). Ему была обещана особая охрана в соответствии с принципом «Мне отмщение, Я воздам» —говорит Господь (Рим.12:9). Плевелы должны расти вместе с пшеницей, плоды греха должны достичь зрелости, что бы был виден характер его семени. Жизнь Каина и его потомков должна была свидетельствовать о том, к каким последствиям способен привести людей грех.

Знамение — Некоторые толкователи в этом знамении видят внешний знак, сделанный на лице Каина, тогда как другие считают, что он получил знамение от Бога, как Божественный залог в том, что ничто не может угрожать его жизни. Каким бы ни было это знамение, это был не знак прощения Божия, а знак Его временной охраны /защиты/.

16. Пошел Каин — Он не чувствовал ни угрызения совести, ни раскаяния, а только бремя неудовольствия Божия. Он ушел от присутствия Божия вероятно навсегда и начал жизнь скитальцем в земле Нод, к востоку от Эдема. Эта допотопная страна, имя которой означает «бегство» или «изгнание» стала обителью безбожных потомков Каина.

17. Познал Каин жену свою — Неожиданное упоминание жены Каина здесь не вызывает никакой трудности. В гл.5:4 говорится о том, что Адам родил сынов и дочерей, кроме тех сынов, имя которых нам известно. У самых древних обитателей земли не было иного выбора, чем вступать в брак со своими братьями и сестрами с тем, чтобы исполнить повеление Бога «Плодитесь и размножайтесь» (см. Деян.17:26). Этот обычай продолжал существовать долгое время. Это видно из того, например, что Авраам состоял в браке со своей единокровной сестрой. такие браки были впоследствии запрещены (Лев.18:6-17).

Она зачала и родила Еноха — Бог не лишил Каина потомства, несмотря на то, что он был непослушным человеком. Это еще одно доказательство о том, что Бог милостив (Пс.145:9, Матф.5:45). Имя Енох означает «посвящение». Возможно это имя, данное Каином, указывало на то, что он намерен вести такой образ жизни, какой ему был по душе. По мнению Лютера, мать дала это имя своему сыну, выражая надежду, что дитя будет предзнаменованием благословения в их опечаленном очаге.

Построил он город — Буквально «он начал строить». Это, вероятно, было не более, чем попыткой воздвигнуть укрепленный стан для своей семьи в виде более или менее постоянного жилища. Это указывает на то, что Каин не сильно надеялся на защиту Божью. Эту попытку построить город можно также объяснить его желанием действовать наперекор проклятию, которое обрекло его на скитальческую жизнь.

Здесь важно также отметить, что первый город мира был основан первым в мире убийцей, закоренелым грешником, чья жизнь, целиком отданная злу, была направлена против Бога. План Божий в том, что человек будет жить среди природы и видеть в ней могущество и силу Творца, был таким образом нарушен. Зло настоящего времени очень часто является прямым последствием не естественного скопления людей в больших городах, где господствуют самые недобрые инстинкты человека, где процветают самые низкие пороки.

Назвал город по имени — Называя город по имени своего сына «Енох» т.е. посвящение, Каин вероятно, посвятил его осуществлению своих греховных устремлений.

18. У Еноха родился Ирад — Относительно последующих поколений упоминаются лишь имена. Эти имена принадлежат некоторым из потомков Сифа, как например Ирад и Иаред, Мехиаель и Малелеил, Мафусаил и Мафусал, Каин и Каинан. Имена же Еноха и Ламеха упоминаются в обеих родословиях. В этом исследователи — критики видят доказательство того, что оба генеалогических дерева представляют собой просто вариации одного и того же сказания. Тем не менее, сходство имен еще не предполагает тождественность личностей. Например, имя «Корей» встречается в родословиях Левия (Исх.6:24) и Исава (Быт.36:5). Имя же «Енох» носят не только сын Каина и один из благочестивых потомков Сифа, но и старший сын Рувима (гл.46:9) и сын Мадиана (гл.25:4). Характер Еноха, сына Каина, столь резко отличается от характера одного из потомков Сифа, носящего то же имя, что мыслить их как одно лицо просто невозможно.

Что касается остальных парных имен, то сходство их только поверхностное. Имена в еврейском языке не одинаковы ни по произношению, ни по значению. Например, Ирад переводится «городской житель» или «украшение города», тогда как Иаред — это «происхождение» или «поколение». Мехиаель означает либо «пораженный Богом», либо «уничтоженный Богом», Малелеил это «похвала Бога». Мафусал означает «человек Божий» или «муж молитвы», тогда как Мафусал — это «рослый человек» Значение имени «Ламех» неизвестно.

19. Взял себе Ламех две жены — Ламех был первым из тех, кто превратил брак, установленный Богом, в похоть плоти и похоть очей. Он не мог даже сослаться на то, что у его первой жены нет детей. Даже такого предлога у него не было. Многоженство явилось первым злом, которое держалось в течении многих столетий. Имена жен Ламеховых указывают на чувственное влечение. «Ада» — значит «украшение», а «Цилла» — либо «тень», либо «звон».

20. Ада родила Иавала — Имена обоих сыновей Ады в других местах Библии не упоминаются. Значение их неясно. «Иавал» означает «росток», «ведущий» или же «поток». Имя «Иувал» значит «радостное звучание» или «проток». Эти имена возможно так же указывают на личные способности обоих братьев. Первый был типичным скотоводом, кочевником.

Отец всех играющих на гуслях и свирели — Гусли — это первый музыкальный инструмент, упомянутый в Ветхом Завете 42 раза (см. Пс.32:2-3 и т.д.). Слово «киннар» — гусли, в старом переводе переведено словом «арфа», хотя фактически оно означает «лира». Древнее изображение этого инструмента, встречаемые в Египте, Палестине и Месопотамии, помогают восстановить ясное представление о том, что такое гусли. Эти древние рисунки изображают инструмент в виде щита, натянутыми на него струнами. В более древних инструментах идут параллельно, тогда как в позднейших образцах они имеют уже несколько иное направление.

Значение слова «свирель» менее ясное, чем слово «гусли». Как бы не толковали значение этого слова, все ученые сходятся на том, что это была «флейта». Этим инструментом по сей день продолжают пользоваться пастухи Ближнего Востока.

22. Тувалкаин — Хотя «Тувалкаин» часто встречается в Ветхом Завете как личное имя (Быт.10:2, Ис.66:19, Иез.27:13 и т.д.), тем не менее значение его неясно. Слово «Каин» возможно было добавлением к этому имени позднее с тем, чтобы выделить его как «Каинита».

Ковач всех орудий — Это еврейское слово в буквальном смысле означает «кузнец, молотобоец, точильщик». Оно имеет отношение к древним произведениям из меди и железа. Это было скорее искусство ковки, чем литья. Некоторые сомневаются в том, что железо было известно людям в то время, о котором рассказывает книга «Бытие». Однако недавние находки, обнаруженные в Египте и Месопотамии, показывают, что предметы из железа изготовлялись в самые ранние периоды истории человечества, с которых мы располагаем достаточными сведениями. Первые железные предметы были изготовлены из метеоритов. Об этом свидетельствует высокое содержание в них никеля. Предметы, сделанные из метеоритного железа, по-видимому были изготовлены путем ковки, а не плавления, что вновь подтверждает Библейское повествование. Хотя древний человек не располагал достаточным количеством бронзы и железа, тем не менее нет никакой причины сомневаться в точности библейских слов о том, что допотопные люди умели находить применение этим металлам. предметы из меди, бронзы и железа /орнаменты, инструменты, сосуды и т.д./, относящиеся к разным уровням цивилизации, ученые археологи находят в большом количестве.

Ноема — Причина упоминания здесь сестры Тувалкаина неизвестна. Согласно иудейской традиции — это жена Ноя. Ее имя «красивая» или «приятная» отражает мирской дух каинитов, которые в женщинах более всего ценили не характер, а внешнюю красоту.

23. Я убил мужа — Слова Ламеха, выраженные в еврейской поэтической форме, удачно называют «Песней Ламеха». Насколько известно, эта «песнь» представляет собой первое поэтическое произведение мира. Точное значение этих сов остается невыясненным. Об этой «Песни Ламеха» Ориген написал две книги и в результате признал ее необъяснимой. Слова еврейского подлинника позволяют предположить, что Ламех убил одного или двух людей за те раны, которые они нанесли ему. Они также содержат намек на то, что подобным образом он будет поступать и впредь, если в этом будет необходимость. Однако его угроза не ясна. Допускается несколько трактований.

25. Сиф — Рассказав о родословном дереве неблагочестивого Каина, автор возвращается к Адаму и Еве и коротко пересказывает историю тех, которые были верны Богу. Вскоре после смерти Авеля у Евы родился третий сын, которому она дала имя «Сиф» т.е. «назначенный» или «заменяющий» вместо Авеля. Видя, что ее благочестивый сын мертв, и понимая, что слова Божии относительно обетования семени не могут исполниться в Каине, на которого пало проклятие, она веру в грядущего избавителя обратила на Сифа. Ее вера была вознаграждена, поскольку потомки Сифа повиновались Господу.

26. Енос — В его время богослужение стало более формальным. Люди призывали имя Господне разумеется до рождения Еноса. Но по мере того, как шло время, различие между теми, кто Ему служил, все возрастало. Выражение «призывать имя Господне» в Ветхом Завете, как и здесь, нередко употреблялось для того, чтобы указать, что речь идет о публичном богослужении (Пс.79:6, Иер.10:25, Соф.3:9).

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version