Благочестивый Ной и строительство ковчега — комментарий к ежедневной главе

Проповедь Ноя1. Люди начали умножаться — Люди стали умножаться не только числом, но и нечестием. Среди прочих опасностей большую опасность для богобоязненных Сифитов представляли дочери нечестивых. Они брали себе жен не за их кроткий характер, а за красоту, в результате чего нечестие и другие пороки распространялись среди потомков Сифа.

2. Сыны Божии — Это выражение толкуют по-разному. Другие иудейские толкователи, ранние апологеты церкви и многие современные комментарии под словом «сыны» имеют в виду ангелов, сравнивая их с сынами Божьими (из Иова 1:6; 38:7). Этот взгляд следует отвергнуть, поскольку наказание должно вскоре исполниться за грехи людей (см. ст.3), а не ангелов. Далее — ангелы не женятся (Матф.22:30). Сыны Божии были не кем иными, как потомками Сифа, а «дочери человеческие» — потомками нечестивого Каина. Впоследствии Бог говорил об Израиле как о Своем «первородном сыне» (Исх.4:22), а Моисей так назвал Израиля, говоря: «Вы сыны Господа Бога вашего» (Втор.14:1).

Брали их себе в жены — Эти нечестивые браки между сифитами и каинитами способствовали скорейшему умножению беззакония среди сифитов. Бог предостерегает Своих последователей не вступать в брак с неверующими в виду большой опасности, которой подвергается верующий человек, и которой он обыкновенно бывает побежден (Втор.7:3-4, И.Нав.23:12-13, Ездр.9:2, Неем.13:25, 2Кор.6:14-15). Но сифиты не послушались тех предостережений, которые им без сомнения были высказаны. Побуждаемые плотскими страстями они не довольствовались красивыми дочерьми богобоязненного народа, и нередко избирали себе невест из каинитов. Больше того, развитие множества людей видно также из выражения, имеющего множественное число «брали себе в жены».

3. Не вечно Духу Моему быть в пренебрежении (пренебрегаемым человеками) — Тот факт, что эти слова следует непосредственно за рассказом о непосвященных браках, показывает, что к этому злу Бог не благоволил более всего. Рабы страстей, они не были способны повиноваться духу Божию. Приведенные слова указывают на то, что Дух Святой будет действовать еще некоторое время, а затем будет взят от невоздержанных и нераскаящихся детей. Долготерпение Божие кончится. Ап. Петр свидетельствует о работе Духа над сердцами допотопных жителей. Говоря, что Дух Христа проповедовал пленникам сатаны (2Петр.3:18-20).

Потому что они плоть — Это выражение можно передать так же словами «странствуя по земле», человек остается плотью «шагаг» — «странствовать, блуждать». Следуя вожделениям своей плоти говорит Бог, люди до такой степени покорились своим желаниям, что не в состоянии были более находиться под водительством Святого Духа. Их нечувствительность к влиянию Духа Божия достигла предела. Поэтому Он оставляет их. Более нет никакого смысла удержать или же направлять их.

Дни их — Это Божественное предсказание не означает, что срок человеческой жизни с этих пор будет ограничен 120 годами (сравните возраст людей после потопа). Они скорее предсказывают о том, что к концу указанного периода окончится долготерпение Божье и сроки испытания жителей земли. В течение этих лет Божественная благодать продолжала пребывать на земле.

Христос сравнивает действия Божьи по отношению к допотопным жителям земли с Его спасительной работой для людей в конце времени (Матф.24:37-38). При подобных обстоятельствах Бог очевидно будет действовать сходным образом. Но всякие попытки на этом основании установит время пришествия Христа совершенно несостоятельны. Мы живем во время обещанных судов Божьих, однако знаем, что вскоре наш мир будет истреблен (2Петр.3:3-7). Мы знаем также, ибо не вечно Духу Божию быть пренебрегаемому человеками, не пожелавшими приготовиться к великому событию.

Были на земле исполины — Эти исполины не были, как полагают некоторые, плодом смешанных браков. В Числ.13:33 Израиль говорит о том, что они были перед этими исполинами (нефилим) в собственных глазах как саранча. Есть основание считать, что это еврейское слово происходит от корня «шафал». В связи с этим производное от него «Нефалим» скорее означает «агрессивные террористы», чем «исполины в физическом смысле слова». Так как в те дни все люди на земле были великорослыми, то приведенные слова изображают характер людей, а не их рост. Допотопные жители в большинстве своем обладали большой физической и умственной силой. Известные своей мудростью и достижениями искусства, они посвящали все свои физические и умственные силы удовлетворению своей гордости и плотских страстей, а также угнетению своих ближних.

5. Велико развращение человеков на земле — Трудно найти другие слова, которые бы с такой силой могли представить нам картину человеческого растления. В человеке не осталось ничего доброго. Он был испорчен до основания. Его «помышления» было зло. Слово «помышления» производное от «ассер» — «изобретение» или «образование» и происходит от глагола «образовывать, формировать». отсюда «помышление» связано с образованием или формированием злых мыслей в злом сердце. Христос говорил: «Из сердца исходят злые мысли, рождающие убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19). Сердце всегда считалось средоточением высших сил разума — совести и воли человека. Испорченное сердце рано или поздно заражает всю жизнь.

Во всякое время — Буквально «каждый день» или «в течении всего дня». Этим словом подчеркивается высшая степень развращенности допотопных жителей. Какими еще словами можно было бы выразить это низкое нравственное состояние людей этого времени? Мы видим, что зло было прежде всего у них в сердце, в их помышлениях и поступках. За некоторыми исключениями зло царило повсюду, не временно, постоянно, и не в жизни только отдельных людей, а целого общества. Это случилось потому, что люди сознательно оставались невеждами в Слове Божьем (2Петр.3:5).

6. Раскаялся Господь — все значение этих слов видно из последующего выражения «воскорбел в сердце Своем». Но раскаяние Божье отнюдь не означает недостаток предвидения с Его стороны или изменения в его природе и намерениях. В этом смысле Бог не раскаивается ни в чем (1Цар.15:29). Раскаяние Божье здесь свидетельствует о боли, причиненной Его любви греховностью человека. Эти слова открывают нам истину о том, что Бог в соответствии с неизменностью своей природы, теперь занимает место иное к изменившейся природе человека. Упоминание о скорби Божьей в связи с растлением человека является трагическим доказательством о том, что Бог к человеку не имеет ненависти. Человеческий грех наполняет Божественное сердце глубокой скорбью и сожалением, непостижимое чувство сострадания к грешным людям, на какое способна только одна божественная любовь. Однако грех побуждает Его и к справедливому возмездию (Иер.18:6-10 и пр.)

7. Истреблю человеков — соответствующее еврейское выражение «истреблю» в буквальном смысле означает «смою, изглажу, уничтожу» (Исх.32:32-33, Ис.43:25). Употребление этого выражения в приведенном стихе как описание уничтожения всего человеческого рода истребительными водами потопа весьма уместно.

8. Ной же обрел благодать — Эти слова говорят о том, что среди разгоревшейся ярости Божьей нашлось место и для Его Божественной милости к человеку. в ней мы видим Божий залог сохранения и искупления человечества. Здесь впервые встречается слово «благодать», имевшее то же значение, что и встречающееся в Новом Завете т.е. «незаслуженная милость Божью к недостойным грешникам». Насколько глубока была любовь Божья к человеку даже в его падшем состоинии, видно из многих фактов. Бог дал им весть благодати в обетованном семени жены: действие благодати, воздвигнув им целые покаления благочестивых мужей, возвещающих Евангелие и предостерегающих их от греховных путей, дух благодати, действующий в них и хадатайствующий в них. Провидение благодати, определив им длинный период испытания, продление благодати, отсрочка в течении 120 лет и наконец, пример благодати через спасение только праведных при общей гибели нечестивых. Эти древние примеры благодати является источником уверенности и надежды является источником уверенности и надежды всех верующих людей, живущих в конце времени, которое Сам Христос, сравнивает со днями Ноя (Матф.24:37-39). Его верные последователи могут оставаться в надежде , что Бог примет их, как Он в свое время принял Ноя, и так же сохранит их среди умножающегося зла нашего времени и даст им спасение в день грядущего суда.

9. Ной был человеком праведным — Новым подзаголовком начинается история жизни Ноя и история потопа. Во-первых, здесь автор указывает на причины, в силу которых Ной обрел благодать у бога и был пощажен во время наступающего истребления. Он оказался в милости у Бога не из-за какого-либо Божественного каприза, но потому что его жизнь была в полном согласии с волей Божьей. Характер Ноя обрисрван в трех словах, каждое из которых ставит его в сравнении с его современниками в наиболее благоприятином свете. Он был «человек праведный». Слово «праведный» не означает здесь безукоризненную невинность, но это прежде всего прямота, честность, добросовесность. Следует заметить, что он не просто праведный, но «человек праведный». Жить примерной жизнью во дни Ноя значило быть таким человеком,который стойко и безбоязненно мог бы противостоять всем злым искушениям, заманчивым соблазнам и грубым насмешкам. Он не был человеком малодушным, лишенным рассудительности и силы воли. Это был муж твердых убеждений, прямой в своих суждениях и поступках.

Непорочный в роде сем — Второе качество Ноя — непорочность. Это не говорит о том, что он был без греха, но скорее указывает на его нравственную чистоту. Этим качеством характеризуется не только его благочестивая жизнь, но и постоянство его религии среди царящего беззакония, которым он был окружен. Без сомнения он унаследовал благородные черты характера и в этом отношении резко отличался от своих современников, многие из которых были детьми смешанных браков междк верующими и нечестивыми.

Ной ходил пред Богом — В-третьих, жизнь Ноя была похожа на жизнь его благочестивого предшественника Еноха (Быт.5:22-24), который был восхищен к вечной славе всего лишь за 69 лет до рождения Ноя. В свои детские годы, когда переселение Еноха было еще живо в памяти старшего покаления, Ной по-видимому много слышал о жизни этого благочестивого мужа. Но характеристика, данная здесь Ною, не означает, что он достиг праведности своими собственными усилиями. Подобно другим, которые являются истинными детьми Божьими, он был спасен посредством веры в Бога (Евр.11:7).

11. Но земля растлилась — Греховное состояние допотопных жителей здесь изображено как растление, растлившее всю землю. В других местах слово «растление» употребляется в отношении греха идолопоклонства, которое связано с извращением служения истинному Богу (Исх.32:7, Втор.32:5, Суд.2:19). Они делали это публично без всякого стыда, на что указывает выражение «пред Богом».

12. Взирал Бог на землю — Состояние лудей на земле сделалось предметом особого наблюдения Божия. Богодухновенное Слово заверяет нас в том, что грядущий суд не был злоупотребленным или жестоким актом Божества. Наблюдение показало, что на земле не осталось более ни какого различия между неверующими и каинитами и некогда богобоязненными Сифитами. Почти «вся плоть растлилась».

13. Конец всякой плоти — Придя к выводу, что грех нельзя остановить никаким иным образом, кроме, как истребления людей, Бог сообщил Свой план Ною. Предидущие слова, выражающие намерения Божии «истребить землю» (Быт.3:7) принадлежат Богу, который высказал их скорее на Божественном совете, чем доверил слуху какого-то смертного человека. Впрочем Он выразил это Свое намерение Ною. Это длилось почти 120 лет (как видно из ст.3) до наступления потопа. Бог хотел представить людям возможность исправить на злые пути и соответственно поставил Ноя «проповедником правды» (2Петр.2:5) возвестить весть предостережения миру. Это было само по себе проявлением милости, основанной на Божественном принципе, согласно которого Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим пророкам, людям, что их ожидает в случае неповиновения (Амоса 3:7).

Наполнилась земля злодеяниями — Слова Божьи оказались для Ноя ошеломляющими, но Он ниже открывает причину Своего рокового решения. Вместо того, чтобы заселить землю людьми, стремящимся жить в согласии с Божьей волей, человек «наполнил ее злодеяниями».

Я истреблю их с земли — Хотя земля как таковая не может быть наказана истреблением, тем не менее она должна разделить с ним одинаковую участь, поскольку она будучи местом его обитания и насилия — одно с ним. Разумеется это не означает буквального уничтожения нашей планеты, но имеется в виду абсолютное опусташение ее поверхности.

12. Сделай себе ковчег — Богом было предусмотрено спасение Ноя и его семьи. Отсюда понятно Его указание — построить корабль. Еврейское слово, переведенное «ковчег» происходит от египетского слова (корня) означающего крупные морские суда для транспортировки обелисков, а так же священных статуй по реке Нил.

Дерево гофер — Еврейское слово «гофер» происходит от древнешумерского «шпару», означающего не совсем точно установленное дерево. Древние египтяне строили свои суда из кедра. Поэтому, считают толкователи, гоферное дерево, по-видимому, изготовлялось из хвойных деревьев, таких как кедр или кипарис. Наличие в их составе смолы делало их для указанной цели наиболее подходящими Елена Уайт прямо говорит, что Ной строил ковчег из кипариса.

Отделения сделай — Ковчег должен был быть разделен на отсеки — буквально «гнезда» необходимые прежде всего для животных, и быть просмалено как изнутри, так и снаружи. Слово, переведенное «смола» вавилонского происхождения. Оно обозначает одновременно и смолу и асфальт. С давних времен эти вещества добываются в Мессопотамии и используются для покрытия смолой судов (см.гл.2:12).

15. Сделай его так — Судно должно было быть построено в соответствии с указанием с точным указанием Божьим. Его размеры, данные Ною, свидетельствуют о том, что оно по тому времени было огромны. Если бы Бог не дал Ною подробные указания, то он будучи человеком не сведущим в кораблостроительном деле, так и не мог бы построить его т.е. ковчег. Самое вместительное из древних судов было египетское судно в 130 локтей длины и 40 локтей ширины. Ковчег же Ноя был в три раза больше. Если один локоть приравнивался к 20,.6 дюймам (Втор.3:11), то длина ковчега будет 515 футов , ширина — 86 футов, а высота 52 фута. Общепризнано, что ковчег скорее напоминал собой ящик или сундук, чем корабль. Но об этом в Св. Писании ничего не сказано. Ввиду отсутствия точных данных относительно Ноева ковчега, высчитать его вместимость в точных цифрах — бесплодное дело. Впрочем из приведенных данных огромных размеров способное свободно разместить в себе многочисленных животных, ровно как и годовой запас пищи для всех.

16. Отверстие — Грамматическая конструкция еврейских слов, использованнная в данном стихе, не позволяет со всей ясностью заключить что же имел в виду Моисей. Слово, переведенное здесь как «отверстие» — «сахар» может означать так же «свет, отверстие для света или крыша». Последний вариант кажется более предпочтительным. Тот факт, что Ной не мог видеть поверхности земли, пока не было открыто отверстие (см. гл. 8:6) подтверждает эту последнюю точку зрения. Что бы не имелось в виду, ясно одно, что свет был дан сверху.

В локоть сведи его вверху — Истолковать это выражение представляется затруднительным. Еслислово «сахар» означает «световое отверстие», то приведенное выражение может относиться к решетчатому окну в один локоть высоты, сделанному в верхней части судна для света. Если же имеется в виду «крышка», то практически оно означает то же самое, а именно что между крышей и верхним краем стены было пространство в локоть.

17. И вот Я — Местоимение «Я» ясно указывает на то, что грядущая катастрофа была преднамеренным действием Божьим, а не естественным явлением.

Местоимение «Я», поставленное здесь в положение эмфазы.

Потоп водный — Слово «потоп» (маббул) употребляется в Ветхом Завете только для описания Ноева потопа. Исключением является Пс.29:10. «Маббул» вероятно происходит от корня ассирийского слова со значением «истреблять». Конструкция еврейского слова, точнее выражения «водный потоп» позволяет перевести «истребление водами». В этом стихе впервые делается намек на средства истребления, которые будут применены Богом.

18. Я поставлю Завет Мой — Первое соглашение, достигнутое между Богом и Ноем (см. гл.15:9-17) выразилось в заключении завета с Ноем. Бог, через заключение завета с Ноем, утвердил веру праведного Ноя в непреложность Божественной охраны. Что бы ни случилось Ной знал, что он и его семья будут спасены.

И сыновья твои — Эти обетования включали в себя неродившихся сыновей Ноя и их жен, поскольку в это время Ной оставался бездетным, хотя ему уже было 480 лет (см. гл.5:32). Ни один из предков Ноя не ожидал так долго наследника и он возможно, уже потерял всякую надежду иметь детей. Во многих случаях Бог приготовлял Своих верных детей к испытаниям, ведя их через долгие периоды разочарования с тем, чтобы они научились долготерпеть и полагаться на Него. Подобное испытание выпало на долю родителей Исаака, Самуила и Иоанна Крестителя. Повеление построить ковчег таким образом заключало в себе обетование о том, что сохранив жизнь Бог продолжит покаление Ноя. Рождение его сыновей должно было так же служить для него знамением грядущего потопа, помошью веры в «невидимое» (Евр.11:7).

19. От всякой плоти — Жизнь животных, равно как и человека, должна была сохраниться посредством той веры, которую имел в себе Ной. Толкователи видят противоречие между повелением ввести «по паре от всякой плоти» и последующим указанием — «брать по семени от всякого скота» (Быт.7:2). Первое указание имело целью осведомить Ноя относительно запасов пищи, необходимой для того, что бы сохранить животный мир от полного истребления. Пара от каждого вида животных была достаточной для того, чтобы дать потомство. Это все, что при этом имел в виду Бог.

21. Пища — Пища, необходимая как для семейства Ноя, так и для животных, должно была быть собрана с запасом более чем на год. Ее было нужно собрать не только в необходимом количестве, но и правильно разместить. Нужен был талант мудрого организатора, чтобы совершить всю эту работу надлежащим образом. Ною пришлось быть не только кораблестроителем и проповедником, но так же и фермером и заготовителем.

22. Так он и сделал — Рассказ о повелении, данном Ною, заканчивается словами о том, что он сделал все так, как повелел Господь. В своем повиновении Богу он не проявил никакого колебания. Его связь с родственниками, которые употребились каинитам, нисколько не повлияло на него. Воспитание, которое Ной получил от благочестивых родителей и прорадителей, сделала его верующим в Бога и послушным его указаниям.

Эти короткие слова охватывают 120 лет его верного служения. Некоторые из тех, кто поверил вести Ноя, как например, Мафусал, его прадед, умерли до наступления ужасного события. Он пережил весть, которую сам проповедовал и те, кто хорошо знал его, прежде всего его собственная семья, не могли не ощутить на себе его святого влияния. Его сыновья не только поверили в то, что он проповедовал, но и приняли активное участие в приготовлении к ужасному событию, предсказанному ему еще до их рождения.

Жизнь Ноя является благородным примером для всех христиан, знающих о том, что они живут в конце времени и готовящихся к переселению. самая основная их миссионерская работа должна быть выполнена ими в их собственном очаге.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version