Потоп — комментарий к ежедневной главе

Всемирный-потоп1. Войди ты — Долготерпение Божие длилось 120 лет (1Петр.3:20) в то время, как жизнь и дела Ноя «осудили мир» (Евр.11:7). Люди же шли в полной беспечности на встречу со своей участью. Спасение одной семьи и истребление всех остальных не было проявлением жестокости со стороны Бога. Только Ной был найден достойным вступить на новую землю, которая должна была очиститься водами потопа.

2. Всякого скота чистого — Указание взять в ковчег чистых животных больше, чем нечистых, свидетельствует о том, что Ной знал различие между теми и другими. Без сомнения, это различие идет не от Моисея. Оно восходит к древнейшим временам, к указаниям Божьим, относительно жертвоприношения, при которых употреблялись только чистые животные (см. гл.8:20). С древних пор идет спор между переводчиками Библии и комментаторами о числе чистых животных, которых Ной должен был взять с собой в ковчег. Подлинник еврейского текста буквально звучит так: «Возьми с собой по семи мужского пола и женского». Это выражение следует понимать «по семи пар» или «по семи от каждого вида животных». Ввиду крайней необходимости вследствие того, что потоп уничтожил всю растительность, Бог предусмотрел, что люди будут питаться плотью чистых животных. Кроме того, чистые животные необходимы для жертвоприношений. Ввиду этих очевидных причин Бог сохранил чистых животных от полного исчезновения. Тот факт, что в первых своих указаниях Бог не дал Ною никакого различия между чистыми и нечистыми животными, объясняется тем, что за 120 лет до потопа необходимости в подобных указаниях не было (см. ст.9).

5. Ной сделал все, что Господь повелел ему — Как Ной исполнял все повеления Божьи в течении 120 предшествующих лет (см. гл. 6:22), так он поступил и теперь в последние часы перед потопом. Как тяжело было ему смотреть на поколения людей, живущих с ним в течении шестисот лет, так беспечно и бездумно двигающихся к своему роковому концу. Зная, что все они погибнут в конце недели и видя, что они продолжают поступать нечестиво, как будто бы ничего не произошло (Матф.24:37-39). Он удвоил свои усилия с тем, чтобы предостеречь их и побудить их войти вместе с ним в ковчег. Но ко всем его увещеваниям они остались глухи.

6. Ной же был шестисот лет — см. комментарии к гл. 5:32.

7. Вошел Ной — Чтобы войти в ковчег Ной не дожидался последнего дня пока наступит потоп. Это видно из сравнения ст. 7 и 10. Движимые страхом Божьим и живой верой. Ной и его сыновья не теряли времени даром, чтобы повиноваться Божественным повелениям. Они точно вошли в ковчег и нашли там для себя надежное убежище. Ап. Петр свидетельствует нам, что от потопа спаслись только восемь душ (1Петр.3:20). Это видно так же из того, что у каждого из трех сыновей Ноя было по одной жене. Многоженство, распространившееся среди каинитов, истинным последователям Божьим было чуждо.

9. По паре мужского пола и женского — Движимые таинственной силой все звери сами двинулись в ковчег. Эта сила могла исходить только от Бога. Только благодаря ей, многочисленные животные и звери вовремя и в полном порядке вошли в огромный корабль. Каким должно было выглядеть наглядным предостережение это для нечестивых, которые были свидетелями этой сцены. Это были домашние животные и дикие звери, ползающие и крылатые — все добровольно последовали в ковчег. Какой разительный контраст!

Бессловесные твари послушны Своему Творцу, а разумные люди отказываются внимать Его милостивым предостережениям! Если бы они прислушались хотя бы немного! Но черствость и ожесточенность их сердец были столь велики, что даже это чудо нисколько не подействовало на них.

11. Шестисотый год — Это первое из точных сведений Ветхого Завета. Столь точное упоминание дня, месяца и года потопа находится в резком контрасте с легендами древних языческих периодов о действиях их богов по отношению к людям.

Источники великой бездны — Наша земля, которая еще не разу не орошалась дождем, внезапно покрылась огромными массами воды (Быт.2:6). Начался непрестанный ливневый дождь. Одновременно земная кора треснула и потоки воды хлынули на поверхность, затопляя некогда сухую поверхность и произвела повсюду невообразимые опустошения.

16. Затворил Господь за ним — эти слова подчеркивают сверхъестественный характер событий, совершившихся до потопа. Этот Божественный акт свидетельствовал также о том, что время благодати для падшего человечества подошло к концу. Подобно тому, как во дни Ноя дверь благодати закрылась незадолго до посещения людей судами Божьими, так и в эти последние дни народ Божий услышит голос предостережения: «Запри за собой двери твои, укройся на мгновение». (Ис.26:20-21, Матф.24:37-39, 2Петр.3:6-7).

17. Умножилась вода — Размеры и силы потопа хорошо переданы последующими выражениями: «умножилась вода (ст.17), вода же усилилась и весьма умножалась (ст.18), усилилась вода на земле чрезвычайно (ст.19) и даже на пятнадцать локтей (около 28 футов)». Мы здесь видим простое, величественное и вместе с тем весьма сильное (убедительное) описание картины потопа. Огромные массы воды покрыли всю землю. Для описания этого всемирного потопа вряд ли можно подобрать другие более выразительные слова.

Библейское описание потопа делает совершенно абсурдным и несостоятельным взгляд на потоп как на наводнение местного характера, происшедшее в Месопотамской долине. Например иловые отложения, найденные археологами в Уре Халдейском, нельзя даже с помощью даже самой неприятной фантазии объяснить иначе, как только на основании Библейского рассказа о потопе.

Повсюду на поверхности земли мы находим остатки растений и животных, отложившихся посредством работы вод. Эти отложения в некоторых местах имеют глубину до трех миль. Однако в среднем их глубина не превышает 0.5 мили. Повсеместное распространение этих остатков и глубина их залегания со всей достоверностью свидетельствует о всемирном характере и катастрофической деятельности Ноевого потопа. Всемирный характер этого события подтверждается так же легендами о потопе, сохранившихся почти у всех народов по всей земле. Наиболее правдоподобной из этих легенд является легенда, принадлежащая вавилонянам, которые жили вблизи этого места, где остановился ковчег и откуда началось вновь расселение людей по всей земле. Легенда о Гильгамеше имеет много сходства с библейским рассказом о потопе. И тем не менее, она отличается от него теми искажениями, которые в ней допущены и делают ее именно поэтому легендой в отличии от правдивого библейского рассказа. Сравнение двух рассказов является убедительным доказательством богодухновенности библейского рассказа о потопе.

В ст.17 и 18 дважды говорится о том, что ковчег поднялся и спокойно плавал по поверхности вод. Это является залогом для всех будущих поколений в том, что Бог силен спасти повинующихся Ему и уповающих на Него. Те же самые стихии, которые были направлены на то, чтобы поглотить нечестивых, спокойно удерживали на своей поверхности семью верующего Ноя. У Бога нет недостатка в средствах спасения Своих избранных. В тоже время Он желает, чтобы человек до конца использовал все свои силы, какие Бог дал ему. Бог чудным образом сохранил ковчег, но все же Он повелел самому построить его.

21. Лишилась жизни всякая плоть — Слово «всякая» или «все» здесь употребляется трижды, сопровождаясь подробным перечислением различных форм жизни: птиц, скота, зверей, пресмыкающихся и человека.

24. Вода же усиливалась — Упоминаемые здесь сто пятьдесят дней включают в себя сорок дней, о которых говорится в стихах 4:12-17 и начинается с того времени, то видно из ст.11 и гл.4, где сказано, что ковчег остановился на горе Арарат в 17 день седьмого месяца, т.е. 5 месяцев после начала дождя. Исчисление ведется в месяцах, составляющих по тридцати дней.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version