Выйди из ковчега! — комментарий к ежедневной главе

Обитатели ковчега вышли из него1. Вспомнил Бог о Ное — Эти слова не означают, что Бог на некоторое время забыл о Ное. Они указывают лишь на то, что Он оказал ему милость и защиту. Трогательное выражение любви Божьей ко всем творениям мы находим в словах о том, что вместе с Ноем про все живое. Тот, Кто сказал, что «Пять малых птиц продаются только за два динария, и все же ни одна из них не забыта Богом (Лук.12:6, Матф.10:29-37, 6:26), не забудет самых малых детей, которые намного ценнее малых птиц.

2. Горы Араратские — Все толкователи Библии согласны с тем, что здесь имеется ввиду горная страна Армения, хотя не совсем ясно, о какой части Араратских гор здесь идет речь. Слухи о том, что найдены остатки Ноева ковчега неосновательны. Современная гора Арарат имеет две вершины — одно 12283 футов высотой, другая 16254 футов. Среди персов эти две вершины известны названием «Кучи-нук», т.е. «Гора Ноя». Это было наиболее подходящее место для остановки ковчега, когда вода спала, откуда люди, спасшиеся от потопа, стали распространяться по всей земле (см. Быт.7:24).

5. Вода убывала — После того, как ковчег остановился на горах Араратских, вода продолжала убывать в течении двух с половиной месяцев.

7. Выпустил ворона — Через сорок дней после появления горных вершин Ной захотел узнать, насколько убыла вода и можно ли ему выйти из ковчега. По мере того, как убывала вода, ковчег нашел убежище от грозных бурь высоко в горах. С такой высоты Ною было трудно определить насколько вода убыла в более низких местах, долинах. Поэтому он выпустил ворона, чтобы с его помощью определить состояние земли. Не находя места, куда бы он мог сесть, ворон летел над поверхностью вод, возвращаясь время от времени в ковчег.

8. Выпустил голубя — Хотя здесь не сказано о том, сколько времени Ной ждал, прежде чем сделать следующую попытку, тем не менее выражение «И помедлил еще семь дней» указывает на то, что первый период ожидания длился столько же времени. Неделю спустя голубь не прилетал целый день и возвратился только к вечеру с масличным листом с дерева, которое по-видимому во время потопа осталось невредимым. В еврейском подлиннике выражение «сорванный» ясно указывает, что масличный лист не был найден плавающим на поверхности вод. По масличному листу Ной определил, что земля почти высохла, и что ему можно покинуть ковчег. Это говорило о том, что условия на земле приблизились к нормальным и ему не было нужды возвращаться в ковчег. Какой радостью должно быть наполнилось сердце Ноя, когда он увидел это!

13. Кровля ковчега — Здесь указан еще период ожидания, после которого Ной увидел, что теперь ему самому пора исследовать отверстие в ковчеге пропускало мало света, он разобрал часть кровли. Слово «кровля» — «микса» в Ветхом Завете употребляется для обозначения покрытия скинии (Исх.26:14) и покрова для предметов скинии во время ее транспортировки (Числ.4:10-12). Поскольку эти покровы были сделаны из кож, возможно также, что и кровля ковчега была сделана из них (см. Быт.6:16).

14. Во втором месяце — Ною земля показалась достаточно сухой. Но Бог Сам затворил дверь ковчега и Ной ожидал указания Божия относительно того, когда ему выходить из ковчега. Он ждал в общем 57 дней, пока вода не сошла окончательно и Бог не разрешил Ною вступить на землю.

Если каждый месяц мы будем считать по 30 дней (см. Быт.7:24), то историю ковчега во время потопа можно выразить в следующих цифрах:

Событие

месяц день год
Ной входит в ковчег Быт.7:4 2 10 600
Начало потопа Быт.7:11 2 17 600
День и умножение вод (первые 40 дней потопа) Быт.12:17 3 27 600
Вода же усиливалась до полных дней 110 дополнительных дней Быт.7:24 7 17 600
Ковчег остановился на горах Араратских 7 17 600
Горы выступают из воды Быт.8:5 10 1 600
Вылетает ворон 40 дней спустя Быт.8:6 11 11 600
Ной выпускает голубя первый раз Быт.8:8 11 18 600
Открытие кровли ковчега, вода высохла Быт.8:13 1 1 601
Ной покидает ковчег Быт.8:14-16 2 27 601

С тех пор, как начался потоп, по этому времени, когда ковчег остановился на горах Араратских (Быт.7:11, 8:4) прошло 5 месяцев. Этот период определяется также в 150 дней (Быт.7:24), что свидетельствует о том, что 5 месяцев каждый содержал по 30 дней. Однако не ясно, был ли год во дни Ноя лунным или солнечным и начинался он весной или осенью.

Ковчег является доказательством милости Божьей и веры Ноя исполненной послушания. Ковчег был прибежищем во дни бедствия, домом для обездоленных и хромых, где совершала богослужение благочестивая семья Ноя. Он в полной безопасности перенес их из старого мира в новый, из окружения порока и греха на землю, очищенную от греха. Ковчег был местом, предназначенным Богом для спасения. Вне его спасения не было. И как было во дни Ноя, так будет и в наши дни, когда нашему миру внезапно придет конец в пришествие Сына Человеческого (см. Матф.24:37). Те, кто хочет быть спасенным, должны воспользоваться теми средствами, какие Господь приготовил для их спасения.

16. Выйди — Ной научился полагаться на Бога и терпеливо ждать в течении 120 лет проповеди и строительства ковчега. За этим длительным периодом деятельного труда последовал более чем годовой период жизни в ковчеге. В течение первых недель и месяцев он и его семья пережили беспрерывные дожди и яростные бури и ужасные колебания земли, которые казалось были готовы поглотить его хрупкое суденышко. Позднее, когда ковчег остановился на горах Араратских, начался томительный период ожидания, который длился более семи месяцев. Как часто должно быть Ною казалось, что Бог забыл про одинокий ковчег и его обитателей на вершинах гор. Блаженны вера и послушание! С какой невыразимой радостью Ной вновь услышал голос Божий, говорящий ему: «Выйди!»

17. Пусть плодятся и размножаются — Это место некоторые толкователи принимают, что Бог охраняет способность животных к размножению в течении года, проведенных ими в стесненных условиях ковчега. И вот первоначальное благословение — размножаться и наполнять землю — высказывание по отношению к животным (Быт.1:22). Бог здесь повторяет слова.

18. Вышел Ной — Когда сошел Ангел с неба и распахнул дверь, которая год назад была затворена таки же способом, тогда Ной и его семья вышли. Животные и звери последовали примеру Ноя и покинули ковчег в строгом порядке, каждый по роду их. Этот инстинкт общения с другими членами своего рода характерен и поныне.

20. Устроил Ной жертвенник — Первым делом Ноя после выхода из ковчега было богослужение. Жертвы, принесенные Ноем, были не только выражением благодарности за его спасение, но и новым залогом веры в Спасителя, что символически изображалось принесением всякий раз нового жертвенного животного. Принеся в жертву «от всякого чистого скота» и «от всякой чистой птицы». Ной этим выражал не только свою благодарность, но и щедрость. Хотя здесь впервые говорится о построении жертвенника, это, однако не значит, что подобные жертвенники не сооружались вообще. Слово «всесожжение» («олот») употреблено здесь в ином значении, чем то, которое употребляется для описания жертвы Авеля. Оно происходит от глагола со значением «подниматься» и выражает не поднятие дара над жертвенником, а воскурение дыма всесожжения к небу (Суд.13:20, 20:40, Иер.48:15, Амос.4:10).

21. Обонял Господь приятное благоухание — Удовлетворение Бога поведением Ноя и принятие им его дара переданы здесь на простом человеческом языке. Божественным ответом Ною на его верное искреннее служение было намерение Божье больше никогда не наводить на землю потопа. Это обетование Бог высказал Ною несколько позднее (см. Быт.9:8-17). Слова: «Не буду больше проклинать землю за человека» не отменяют проклятия, изреченного в Быт.3:17. Они просто свидетельствуют о том, что всемирная катастрофа, подобная потопу, больше не повторится. Наводнения местного характера здесь в виду не имеются.

Помышление сердца человеческого — Некоторые толкователи видят противоречие между этим стихом и Быт.6:5-7. Бог навел потоп, потому что все мысли и помышления сердца человеческого были «зло во всякое время», а здесь по той же причине Он обещает никогда более не истреблять землю потопом. Однако в первом случае имеется в виду порочный образ мыслей человека, выраженный в злых делах (Быт.6:5), тогда как здесь речь идет о врожденных греховных наклонностях.

22. Во все дни земли — Обычные сезонные работы человека были прерваны потопом. Теперь же Бог заверяет Ноя в том, что не только Он не наведет потопа на землю, но и не допустит никакого отклонения в цикличной смене времен года. Времена года были еще установлены при творении (Быт.1:14), отныне они не прекратятся.

Наиболее примечательный рассказ о потопе помимо библейского мы встречаем в древневавилонской легенде, которая говорит о потопе, обнаруживает удивительное сходство с библейским рассказом, тем не менее различия между обоими с полной убедительностью свидетельствуют о богодухновенности и точности библейского рассказа. Политеизм и другие языческие религии придают легенде о Гильгамеше определенно языческий оттенок. Хотя сходные рассказы о потопе сохранились среди всех народностей земного шара, тем не менее вавилонский вариант в сравнении с ними наиболее точный вследствие близости Вавилона к горам Араратским. Дальнейшие разъяснения легенды о Гильгамеше см. «Археология и открытия древней истории».

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version