Завет с Ноем — комментарий к ежедневной главе

Ной с детьми приносит жертву после потопа1. Благословил Бог Ноя и сынов его — Ной и его семья получили благословение, такое, вернее подобное тому, какое получили Адам и Ева при творении (см. гл.1:21). Как Адам стал родоначальником всей человеческой семьи после творения, так и Ной сделался праотцом всего человеческого рода после потопа. Благословение в обоих случаях заключалось в Божественном повелении: «Плодиться и размножаться на земле». Впрочем, часть прежнего благословения, а именно: «повеления обладать ею», т.е. землей, в новом благословении уже нет. Это упущение без сомнения отражает тот факт, что владение землей, данное человеку при творении, было похищено грехом. Грех нарушил взаимоотношения, первоначально существующие между человеком и зверями, и они до известной степени вышли из его повиновения.

2. Да страшатся — Поскольку грех с его последствиями ослабил естественное влечение животных покоряться воле человека, то отныне человек был вынужден добиваться своего господства над ними посредством страха, который Бог вложил в природу зверей. Между человеком и миром возникло отчуждение. Страх, который должны были иметь все звери, обитающие на суше, в воздухе и воде, не исключал их сопротивления владычеству над ними. Иногда они будут нападать на него и пожирать его. В некоторых случаях Бог использовал их для приведения в исполнение Своей справедливости (Исх.8:6-17, 24, 4Цар.2:24). Тем не менее естественным состоянием низших животных стал инстинктивный страх перед человеком, который внушает им скорее избегать его (человека), чем нападать на него. Общеизвестный факт, что с развитием цивилизации животный мир все более отступает перед человеком. Даже свирепые звери, если их не трогать, обычно избегают своей встречи с человеком.

В наши руки отданы они — Это Божественное определение нашло свое осуществление в приручении человеком некоторых животных, в чьей помощи человек нуждается, посредством покорения их более сильной воле человека и успешного обезвреживания наиболее вредных из них благодаря человеческой изобретательности.

3. Вам в пищу — Речь идет здесь о том, что человек сам впервые решил употреблять в пищу животных. Имеется ввиду лишь то, что в результате потопа стало необходимостью. Нечестивые жители до потопа питались мясом. Но первоначальное намерение Творца было далеко от того, чтобы Его творения поедали друг друга. Он дал человеку в пищу всякую зелень (см. гл.1:29).

Ввиду временного истребления всякой растительной жизни после потопа и истощения запасов пищи, взятой в ковчег, человек оказался в критическом положении, из которого его вывел Бог, разрешив ему употреблять в пищу животных. Употребление же мясной пищи вело к сокращению греховной жизни людей.

Но дозволенное Богом не означало бесполезное и неограниченное употребление в пищу всяких животных. Выражение «все движущее, что живет» ясно указывает на то, что Бог запретил употреблять в пищу трупы животных убитых, либо растерзанных другими зверями (Исх.22:31, Лев.22:8). Хотя о различии между чистыми и нечистыми животными в отношении их употребления в пищу здесь не упоминается, это, однако вовсе не значит, что такое различие не было известно Ною. Об этом он был хорошо осведомлен Самим Богом, что видно из предыдущего повеления Божия Ною взять в ковчег больше чистых животных, чем нечистых (Быт.7:2), а также об этом свидетельствует тот факт, что в жертву всесожжения он принес только чистых животных (Быт.8:20). Это различие между чистыми и нечистыми животными было известно первым людям по-видимому, настолько хорошо, что Богу не было нужным разъяснять Ною это особым образом. Только в течение многовекового отчуждения человека от Бога утратилось это различие. Но Бог вновь запечатлел это Свое повеление о чистых и нечистых животных на этот раз в письменном виде (Лев.11, Втор.14). Неизменность характера Божия (Иак.1:17) предостерегает нас от понимания этого места Святого Писания в том смысле, что якобы Бог разрешил человеку убивать и употреблять в пищу все живое творение. Животные, будучи нечистые в одном смысле, не могут быть чистыми в другом.

Как зелень травную — Это слова говорят о том, что только теперь Бог разрешил людям употреблять мясную пищу в дополнение к овощам и фруктам, которые от начала должны были служить основной пищей для человека. Бог разрешил человеку дополнять растительную пищу мясной не только потому, что вследствие потопа с поверхности земли временно исчезла растительная жизнь, но и потому что потоп настолько изменил поверхность земли и так уменьшил ее плодородие, что в некоторых районах, как например, на севере она уже не была способна производить растительную пищу в количестве, необходимом для поддержания жизни человека.

4. Плоть с душою ее — Бог запрещает употреблять в пищу животных с кровью их, живых ли, как это было обычаем древних языческих племен, или убитых, которые достаточно очищены от крови. Этот запрет помимо всего прочего был предостережением от жестокости и напоминанием человеку о жертве, в которой кровь как носитель жизни почиталась священной. Бог предусмотрел, чтобы человек, став легкой добычей предрассудков, не думал, будто употребляя в пищу кровь животных, как дающую жизнь, он сможет продлить свою жизнь или хотя укрепить ее. Но этим, и так же по другим причинам, не ясным для нас, употребление мясной пищи вместе с кровью было строго запрещено. Этот запрет апостолы новозаветного времени продолжали считать обязательным в силе. Они особенно обращали внимание христиан из язычников, поскольку они до своего обращения привыкли употреблять мясную пищу с кровью животных (Деян. 15:20-29). «Душа» — «жизнь» «нефеш» (см. Быт.2:7), переведенный словом «душа», этот подлинник теряет свое ясное значение (Лев.17:11). Кровь для жизни крайне необходима. Если циркуляция крови в какой-либо части тела прекращается, то эта часть тела отмирает. Полная потеря крови ведет к смерти. Учитывая это, еврейское слово «нефеш» правильнее перевести — «жизнь».

5. Вашу кровь, в которой жизнь ваша — Оба притяжательные местоимения «ваша» подчеркивают ценность человеческой жизни в очах неба. Бог лично воздаст за пролитую кровь человека, как и выражено в словах: «Я взыщу», т.е накажу.

От всякого зверя — человеческой жизни была положена ограда от животных, равно как и от человека, посредством провозглашения ее священной. Закон о том, что зверь, убивший человека, должен быть истреблен позднее вошел в Моисеевы законы (Исх.28:32, 21:28-32). Это повеление наказывать хищных животных, не подлежащих нравственному закону, было дано Богом для безопасности человека.

От руки человека — Это предостережение от убийства и самоубийства. От человека, посягнувшего на свою жизнь, равно как и от того, кто отнимает жизнь у ближнего своего, Бог потребует строгий отчет. Заповедь «не убивай» в своем значении настолько широка, что всякое укорочение жизни или покушение на жизнь, строго запрещено. Человек не в состоянии дать жизнь и потому не имеет права отнимать ее, кроме тех случаев, когда Сам Бог повелевает ему сделать это. Своими умственными, равно как и нравственными способностями человек обязан не себе и потому ответственен избежать возмездия Божия, даже если человек посягает на свою собственную жизнь. В день воскресения каждый человек явится пред судом Божьим для получения своей награды (Рим.14:10, 2Кор.5:10).

6. Кто прольет кровь человеческую — Бог взыскивает или наказывает за всякое убийство, хотя это Он совершает, как мы видим на примере Каина, посредством законодательной власти, которой Он наделил человека. Слово «прольет» здесь указывает на сознательное убийство, относительно которого даны совсем другие указания, чем те, о которых говорится здесь (Числ.35:11). Бог наделяет земных правителей законодательной властью и дает им в руки меч. Бог позаботился о том, чтобы воздвигнуть ограду против господства зла, и таким образом положил основание гражданскому правовому порядку.

9. Я поставлю Завет Мой — Чтобы дать Ною и его сыновьям твердое заверение относительно счастливого будущего всего человечества, Бог поставил с ними и их потомками завет и утвердил его посредством видимого знамения. Этот завет охватывает все последующее потомство, а также весь животный мир.

10. Со всеми, вышедшими из ковчега — Это слова не говорят о том, что поясняют некоторые толкователи, что якобы часть животных уцелела от потопа, оставаясь вне ковчега, следовательно, земля была покрыта водой лишь частично. Но ввиду ясных слов о том, что все творения, как на суше, так и в воздухе, не нашедшие пристанище в ковчеге были истреблены (гл.6:17, 7:4, 21:23). Приведенный взгляд оказывается несостоятельным. Согласно новейшему переводу это место звучит так: «…со всеми зверями земными, находящимися с вами, вышедшими из ковчега».

11. Не будет истреблена более всякая плоть — Это завет звучит как обетование. Целые районы будут опустошаться и вместе с этим будут гибнуть люди сотнями и тысячами, но никогда не будет более истребления всей земли потопом. Но это обетование не говорит о том, что Бог дал слово не истреблять мир никаким другим способом. Его намерение положить конец всякому беззаконию и в конце всей истории человечества посредством уничтожения огнем (2Петр.3:7,10-11, Откр.20:9) и т.д. ни в коей мере не противоречит этому обетованию.

12. Вот знамение — Бог считал необходимым дать Своим творениям знамение, чтобы утвердит их веру в это обетование. Это было проявлением Его снисходительности к человеческой слабости. Человек ищет знамений (Матф.24:3, 1Кор.1:22) и Бог в Своей милости и любви посылает им эти знамения. Но Он желает, чтобы Его последователи хранили веру и тогда, когда этих знамений нет (Иоан.20:29).

13. Я полагаю радугу мою — Установление радуги как знака обетования о том, что больше на земле не будет всемирного потопа, позволяет предположить, что в то время она появилась в облаках впервые. Это еще одно доказательство о том, что до потопа дождя не было. Радуга получается вследствие преломления и отражения солнечного света через капельки дождя.

15. Я вспомню завет — Радуга как естественное физическое явление была подходящим символом Божьего обетования: «Никогда впредь не истребить землю потопом». Поскольку климатическое состояние земли после потопа стало совсем другим, и благодатная роса, некогда орошаемая землю, сменилась на большей части земли дождями, то было необходимо нечто, могущее успокоить сердца людей при виде падающего дождя. В природных явлениях духовный человек способен видеть откровения Самого Бога (Рим.1:20). Таким образом для верующего радуга свидетельствует о том, что дождь приносит с собой благословение, а не истребление.

Иоанну в видении было показана радуга, окружающая престол Божий (Откр.4:3). Радуга напоминает человеку об обетовании Божьем, а Богу о том, что от Него исполнение этого обетования. В радуге вера человека и его доверие встречается с верой и неизменностью Божьей.

Лучи света, исходящие от Солнца Правды (Праведности. Мал.4:2), воспринимаемые оком веры через жизненные переживания, открывают красоту характера Иисуса Христа. Вечный завет между Отцом и Сыном (Зах.6:13) помогает всякому смиренному и верному сыну и дочери Божьей видеть в Иисусе Возлюбленного и взирая на Него, преображаться в Его образ.

17. Вот знамение — Этот завет между Богом и Ноем является заключительным событием в конце всех событий, связанных с величайшей катастрофой, постигшей нашу землю. Земля, некогда прекрасная и совершенная, теперь на всем своем протяжении являла собой унылую картину. Человек получил урок относительно ужасных последствий греха. Не павшие миры являются свидетелями ужасного конца, к которому приходит человек, следуя велениям сатаны.

Все должно было начаться сначала. Поскольку от истребительного потопа уцелели только верные и послушные, то есть надежда что будущий мир окажется более счастливым чем прошлый. Получив спасение посредством милости Божьей от самой ужасной катастрофы, какую только можно себе представить, потомки Ноя должны были из этого извлечь урок на все грядущие века для всех поколений.

18. Сыновья Ноя — Его трое сыновней, упоминавшиеся выше (гл.5, 32:6, 10, 7:13) здесь приводятся снова, как основатели наций, из которых ныне состоит все человечество. Их имена разъясняются ниже в связи с родословием народов (Быт.2:10).

Хам же был отец Ханаана — Сын Хама — Ханаан здесь упоминается в связи с последующими событиями, больше того, Моисей, по-видимому, ставил целью обратить внимание иудеев своего времени на приглядное событие своего времени, описанное в последующих стихах с тем, чтобы они могли лучше понять, почему хананеи, с которыми им вскоре придется встретиться, опустились до такой нравственной нечистоты. Их разврат коренился в их предке — Хаме, «отце Ханаана».

19. От них населилась вся земля — Эти сжатые, непреложные сова свидетельствуют о том, все последующие поколения людей земли являются потомками трех сыновей Ноя. Даже в том случае, если мы не в состоянии проследить родословную каждого народа до патриархов, перечисленных в последующей главе, все же слова стиха ясно говорят нам о том, что вся земля была населена от потомков Ноя.

20. Ной начал возделывать землю — Из этого текста необязательно следует делать вывод о том, что до потопа Ной не возделывал землю. Но из этих слов можно понять, что он начал после потопа эру, как «земледелец». Хотя Ной получил от Бога повеление закалывать животных и питаться мясом, все же он с самого начала понял необходимость возделывания земли, чтобы питаться от плодов ее.

Насадил виноградник — Это слова не говорят о том, что Ной насадил только виноградник и больше ничего. Виноградник здесь упоминается в связи с последующими событиями, но вовсе не исключает возделывание земли для других целей. Страна Армения, в которой остановился ковчег, с древности была, по свидетельству воина Ксенофонта, страной винограда. Виноградарство было обычным занятием жителей Ближнего Востока. Возделывание этой культуры восходит к дальнейшим временам.

Посадив виноградник, Ной ни чем не согрешил. Виноград — одна из благородных культур, созданных Богом. Христос приводил его в пример, чтобы показать Свое взаимоотношение с церковью (Иоан.15) и ценил его плод, вкушая от него и в последнюю ночь Своего земного служения (Матф.26:26-29). Чистый виноградный сок для человеческого тела весьма полезен.

21. Вина — Евр. «яин» — виноградный сок. В большинстве, если не во всех случаях, Писание говорит о броженом и, следовательно, об опьяняющем напитку. Выпив этого напитка, Ной сделался «пьяным». Поскольку пьянство было одним из грехов допотопного мира, то мы вправе сравнить его с развращающим действием алкогольных напитков. Рассказ о грехе Ноя свидетельствует о нелицеприятии Святого Писания, которое повествует о низких поступках великих людей, равно как и об их добродетелях.

Ни возраст, ни прежние духовные победы не гарантируют нам охрану от поражения в час искушения. Кто бы мог подумать, что человек, ходивший целые столетия пред Богом и устоявший перед искушениями нечестивого мира, падет один? Один час беспечности может запятнать самую непорочную жизнь и перечеркнуть много добрых дел, которые совершались в течении многих лет.

Лежал обнаженным — «Вино глумливо» (Пр.2:1). Оно может обмануть самых мудрых, если они потеряли бдительность над собой. Пьянство уродует и разрушает Храм Святого Духа, которым являемся мы, ослабляет нравственные принципы и таким образом толкает человека на многочисленные преступления. Он теряет контроль как над физическими, так и над умственными способностями. Невоздержание принесло старому человеку позор. Оно сделало того, кто был добрым и мудрым, предметом насмешек и презрения.

22. Наготу отца своего — То, что Хам опять назван отцом Ханаана, содержит в себе намек на то, что как отец, так и сын имели нечестивые греховные наклонности, которые проявились не только в приведенном случае, но и в последствии в религиозной жизни целого народа. Больше того, это обстоятельство показывает, что описанное событие произошло через некоторое время после потопа, когда у Хама родился уже четвертый сын (Быт.10:6 — Ханаан). Грех Хама не был невинным поступком. По-видимому, он увидел наготу своего отца случайно, но вместо того, чтобы огорчиться при виде неразумия отца, он обрадовался увиденному и с удовольствием разгласил это.

23. Сим же и Иафет взяли одежду — Старшие братья его не разделяли его развращенных чувств. У Адама так же были два примерных сына — Авель и Сиф и один сын греха — Каин. Хотя все пользовались одинаковой отцовской любовью и получили одинаковое воспитание, все же грех проявился в одном из них более заметно, чем в других. Теперь тот же развратный дух проявляется в одном из сыновей Ноя, тогда как старшие сыновья, воспитанные в том же доме и в одних и тех же условиях, что и Хам, проявляют дух приличия и воздержания. Злые наклонности Каина стали передаваться его потомству, что видно на примере нечестивой жизни Хама, а также его потомков.

24. Ной проспался — Когда Ной пришел в чувство он узнал о том, что произошло с ним во время сна, и по-видимому, спросил об одежде, которой был накрыт.

25. Проклят Ханаан — Проклятие, произнесенное скорее над Ханааном, четвертым сыном Хама, чем совершившим непосредственно это преступление, приводит многих толкователей к выводу, что не Хам, а фактически Ханаан был преступником, о котором в ст.24 говорится как о младшем члене Ноевой семьи. Отец церкви Ориген рассказывает о придании, согласно которому Ханаан первым увидел наготу дедушки и сказал об этом отцу. Вероятно, Ханаан вместе со своим отцом был участником этого неблаговидного поступка.

Проклятие, произнесенное над ним, звучит скорее не как наказание, а как пророчество. Ни Ханаана, ни других потомков Хама пророчество не заключает в рамки неизбежной судьбы. Это просто предсказание о том, что Бог предвидел и что возвестил через Ноя. По-видимому, Ханаан унаследовал грехи своего отца, и они настолько укоренились во всем его потомстве, что впоследствии Бог повелел предать его потомков истреблению.

Раб рабов — Сим покорил Иафета, и Иафет покорил Сима, Хам же остался служить и тому и другому.

26. Благословен Господь Бог Симов — Вместо благословения Сима Ной восхваляет Бога Сима Иегову, как это сделал Моисей и в отношении Гада (Втор.33:20). Имея своим Богом Иегову, Сим сделался предметом и наследником всех благословений, связанных со спасением, какие Иегова изливает на верных Своих.

27. Да распространит Бог Иафета — Перефразируя имя «Иафет» Ной высказывает свое благословение сыну в слове «распространит». Этим он выражает значительное рассеяние и процветание потомков Иафета.

Да вселится он в шатрах Симовых — Значение этих слов можно понимать двояко, поскольку потомки Иафета со временем присвоили себе земли семитов и обитали на них, а также потому, что потомки Иафета должны были принять участие наряду с семитами в благословении относительно спасения, обещанного Симу. Когда Евангелие начало проповедоваться на греческом языке (языке Иафета), то Израиль будучи потомком Сима, хотя и был покорен Иафетским Римом, тем не менее сделался духовным победителем над Иафетом, и таким путем образно принял их в свои шатры. Все спасение является частью духовного Израиля и входит в святой город через ворота, носящие имена 12 колен Израилевых (Гал.3:29, Откр.21:12).

Пророчества, подобные сказанному выше, не определяют участь отдельных личностей ни к погибели, ни ко спасению. Ханаанка Раав и Иевусеанин Орна были приняты в среду народа Божия. Хананеанке Бог пришел на помощь благодаря ее вере (Матф.1:54, 2Цар.24:18, Матф.15:22-28). Фарисеи же и книжники в своем ожесточении пожали горе. Израиль был отвержен за неверие (Матф.23:13, Рим.11:17-20).

29. Всех же дней Ноевых — История жизни Ноя оканчивается словами из гл.5, указывающими на то, что обстоятельства, описанные в гл.6-9 относятся к жизни Ноя. Хотя Ной был праведником и ходил перед Богом, однако он не мог достигнуть того духовного состояния, какого достиг его прадедушка Енох. Будучи свидетелем умножения людей на земле и того, с какой быстротой развивалась их злые наклонности, Ной закончил свою жизнь.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version