Родословие сынов Ноя — комментарий к ежедневной главе

Потомки Ноя1. Вот родословие — Подлинность гл.10 оспаривается критиками Библии, считающими ее либо позднейшим документом, основанным на ошибочных сведениях, либо чистой выдумкой. Однако недавние открытия подтверждают ее подлинность. Без 10 главы наше знание о происхождении и взаимной связи различных народов было бы неполным. Эта глава подтверждает слова ап. Павла, сказанные в Афинах, что «от одной крови Бог произвел весь мир (род человеческий)» (Деян.17:26).

Сыновей Ноевых — Выражение: «Вот родословие» в книге «Бытие» (Быт.6:9-11, 10:25, 12:19 и т.д.) встречается часто, обычно как введение к вопросу о родословии. Сыновья Ноя перечисляются не по возрасту, а по тому значению, какое они имели для иудеев (см.Быт.5:32). Все трое сыновей родились до потопа. Сим — означает «имя» или «слава», Хам — «теплота», а Иафет — «красота» или «распространение». Последнее значение имени «Иафет» кажется наиболее подходящим и ввиду того благословения, которое изрек в отношении его отец (см.Быт.9:27). Эти имена, вероятно, выражают чувства Ноя при их рождении. Рождение Сима внушает Ною неизвестность. К Хаму же он видимо имел теплое чувство — теплоту. В Иафете он видел увеличение своей семьи. Имена сыновей имеют так же пророческое значение. Сим был прародителем Авраама, а через него и самого Мессии. Хам по своему характеру был горячий, неукротимый и чувственный, потомки Иафета рассеялись по всем континентам. Дух Святой явлен не только в именах, которые Ной дал своим сынам, но и в тех благословениях и проклятиях, которые он изрек в отношении их (см. Быт.9:25-27).

Родились у них дети — Благословение Божие, излитое на членов семьи, сказалось в быстром умножении людей на земле (см.Быт.9:1,10,32). Последовательность, в которой приводятся имена сыновей Ноевых, соответствует иудейскому литературному примеру, известному под названием «обратного параллелизма». Перечислив имена сыновей в обычном порядке, Моисей далее ставит в списке имен потомков Иафета на первое место, а потомков Сима на последнее. Аналогичный пример этого мы видим в Матф.25:2-4.

2. Сыны Иафета: Гомер — Гомер был родоначальником народа, известного по ассирийским надписям как «Тамир» или «Тамирэ». По древнегреческой литературе это «гимеряне», относящиеся к индоевропейской семье народов. Согласно греческому писателю Гомеру гимеряне мигрировали из пределов Северной Европы и появились на северных границах Ассирийского царства во время царствования Саргона II в VIII веке до Хр. Они проникли на территорию древней Армении, но были отброшены к западу ассирийцами. Один из древне ассирийских памятников письменности свидетельствует о том, что никто из толкователей того времени не знал языка гимерян. Гимеряне через некоторое время свергли в Малой Азии царство фригийцев и мидийцев, но постепенно они ассимилировались с народами Анатолии. Поэты того времени рассказывают об ужасе, внушаемом Гимерянами. Как свидетельство их могущества большая часть Анатолии, некогда носила имя «Гомер». Есть основание считать, что Крым так же носит их имя.

Магог — Значение этого имени определить трудно. В Иез.38:39 Гог, царь Магога является жестоким врагом народа Божия. В послании вавилонского царя полуторатысячной древности египетскому фараону упоминается Магог как варварское северное племя. Следовательно, это племя, по-видимому, обитало к северу от Чермного моря, вероятно по соседству с потомками Гомера, брата Магога.

Мадай — Мидяне или Мадай встречаются впервые в ассирийских летописях IX века до Хр., как народ обитавший на Иранском плоскогорье к востоку от Ассирии. Будучи малоизвестными в истории древнего мира, они неожиданно в VII веке до Хр. выступают как могущественная нация при правлении царя Киаксара, когда в союзе с вавилонянами они свергают ассирийское царство. Когда оба союзника поделили между собой побежденное царство, то мидянам достались северные провинции в Малой Азии до р. Гелис. Они управляли огромной территорией (см. Ездр.6:12). Сын Киаксара — Астьяг, потерпел поражение от Персидского царя Кира. Последний соединил Мидию и Персию в одно царство и покорил Вавилонян. Впервые в истории ведущее место среди других народов завоевала индоевропейская нация.

Иаван — Греки или Ионийцы произошли от Иавана. Древние Ионийцы впервые употребляются в хеттейских летописях, как жители западного побережья Малой Азии. Это было в середине второго тысячелетия до Хр., приблизительно в то время, когда Моисей написал книгу «Бытие».

Фувал — Упоминается в надписях XII века до Хр. как союзник Муски (Мемеха) и Каски в походе на Месопотамию. Фувал как страна впервые упоминается Салманассаром в IX веке до Хр., тогда как Фувалены согласно надписям 100 лет спустя — это жители Таврийских гор на севере Каппадокии. Позднее они были оттеснены в Армению, где греческие писатели классического века и познакомились с ними.

Важное значение этой родословной заключается в том, что она показывает взаимоотношение иудеев к другим народам земли. Если мы продолжим родословие от Фалека, то через 5 покаленей приходим к Аврааму: Рагав, Серух, Нахор, Фарра, Авраам (Быт.11:18-26).

Мешех — Родоначальник Маишан греческого классического периода.

Муски — Согласно ассирийским надписям — Фувал и Муски союзники (Иез.38). Впервые Муски появляется в Северной части Месопотамии в царствовании Тиглатфаласара I, около 1100 год до Р.Хр. Через некоторое время они поселились во Фригии, а оттуда в VIII веке под предводительством царя Миты вступили в войну с Саргосом II. В своем сражении против Ассирийцев последний царь Гаршемиша напрасно старался получить поддержку от Миты, царя Мишеха. В течение некоторого времени Муски управляли Анатолией, а затем вынуждены были уступить ее сначала гимерянам, а затем мидийцам.

Фирас — Родоначальник «Фирсов». Этот народ обитал на восточном побережье Малой Азии и был известен пиратским ремеслом. Находясь вероятно в родственных отношениях с итальянскими фирсами, они в XIII веке до Р.Хр. в египетских надписях встречаются под именем «Фуруша». Среди мигрирующих народов до эллинского века играли выдающуюся роль.

3. Сыны Гомера — Аскеназ был первым сыном Иафета, родоначальник индоевропейских народов. Эти народы обитали к юго-востоку от озера Урмия в VII веке в царствовании Эсардона. одно из озер во Фригии носит их имя по сей день. Ассирийский царь Есардон отдал свою дочь в жены Аскузу, царю Бартатуи, после того, как царь солнца, которому он поклонялся, заверил его, что Аскуза будет верен ему. Отсюда мы видим, что Аскуза собирает войска вместе с Ассирийцами на войну против Гимерян. Мейдия, сын Бартатуи, безуспешно старался оказать помощь ассирийцам при осаде Ниневии мидяними и вавилонянами. После падения Асирии, Аскуза был покорен Мидянами. Наряду с другими индоевропейскими царствами, как-то: Арарат, Минии и Мидия. Пророк Иеремия упоминает так же это царство, чтобы они все вместе выступили против Вавилона и разрушили его (Иер.51:27).

Рифат — Находясь в родственных отношениях с Гомером, Аскеназом и Фогармой, Рифат вероятно был основателем другой индоевропейской нации, Киппадокии. Впрочем, его имя в древних надписях еще до сих пор не обнаружено. Иосиф Флавий отождествляет его потомков с паплагенийцами, обитавшими в западной части Малой Азии. Их столицей был город Синон.

Фогарма — Основатель народа, упоминаемого в хеттейских летописях XIV века до Р.Хр. В ассирийских надписях этот народ известен под именем «Тилгаримму». По свидетельству єтих надписей племена Тилгаримму обитали на севере Таврийских гор. Сін Саргона Сеннахириб упоминает о них в связи с племенами «Чилаки», обитаемыми в Малой Азии. По свидетельству обоих ассирийских царей жители этой страны были завоеваны ими. Пророк Иезекииль рассказывает о том, (Иез.27:14) что лошади-лошаки были доставлены из этой страны на финикийские рынки. В Иез.38:6 Фогарма выступает как союзник Магога. Армяне возводят свою родословную к Хаику, сыну Тергема, и по всей видимости, являются потомками Фогармы.

4. Сыны Иавана — Елиса. С тех пор, как Тир стал ввозить пурпуровые ткани с «островов Елиса» (Иез.27:7), вероятно, с островов Сицилии и Сардинии, очевидно что потомков Елисы, сына Иаваеа, следует искать в этом районе. Известно, что Сицилия и Сардиния колонизированы греками. Таким образом жители Сардинии, Корсики считались греками «сынами Греции», так же как и Елиса был сыном Иавана, родоначальника греков. Сходство этого имени с этой чистью Греции, которая именуется Элис, а так же с именем, которым греки называли свою страну «Элас», повидимому казывает на первоначальную связь Элисы с собственной Грецией.

Фарсис — В Библии это имя встречается часто. Согласно Ис.66:19 и Пс.72:10 Фарсис был дальней страной. Он поддерживал хорошие торговые отношения с Тиром (вел с ним оживленную торговлю) и платил ему за товары железом, свинцом и оловом (Иез.27:12). Иона хотел сбежать в Ниневию (Иоан.1:3). Здесь находилась самая отдаленная финикийская колония. Самые крупные финикийские океанские корабли назывались кораблями «фарсисскими» (Пс.48:7). По-видимому, имеется в виду район в юго-западной Испании, принадлежавшей грекам и римлянам. Расположенный к западу от Гибралтара, у дельты реки Бэтис, ныне именуемой Гвадалквививр. Фарсис был в древней Испании важнейшей ее частью. Позднее имя Фарсис распростронилось на весь полуостров.

Киттим — Многие толкователи Киттим отождествляют с Кипром, так как столица Кипра носила имя (Китион). Это находит подтверждение в Ис.23:1,12, где говорится о Киттиме, расположенном неподалеку от Тира и Сидона. В Иер.2:10 и Дан.11:30 имя Китти в целом обозначает греков. Но их первоначальное значение, как и в книге пророка Исайи более описательно. Таким образом под Киттимом скорее всегно имеется в виду Кипр или другие острова вблизи Греции.

Доданим — По-видимому имеется в виду греки, обитавшие на северо-западе Малой Азии. Это слово в переводе с Семидесяти «родной». Параллельный текст из Петр.1:7 звучит «Роданим» (на Евр. языке), который переводчики изменили на «Доданим», чтобы согласовать его с еврейским вариантом гл.10:4. Буквы «р» и «д» в еврейском языке столь сходны, что переписчик, по-видимому, ошибся и в данном случае вместо «Роданим» мы читаем «Доданим». Если первоначально звучало «Роданим», тогда имеется в виду — греки, жители острова Родос.

5. Острова народов — Потомки Иавана, различные греческие племена, упоминаемые в предидущих стихах, народы Греции и соседних островов Сицилии, Сардинии, Испании и Кипра — стали заселять острова и прибрежные районы Средиземного моря. Из данного стиха видно, что приведенные имена обозначают лишь основные племенные группы. Вероятно дальнейшее разветвление произошло во дни Моисея, когда писалась книга «Бытие», население центральной и западной части Средиземного моря было разделено на различные этнические группы, происходящие, по-видимому, от Иавана — четвертого сына Иафета.

6. Сына Хама: Хуш — Иудеи были с хамитами в более близких отношениях, чем с потомками Иафета. Хуш — это древняя Эфиопия . . . Она включала в себя теперешнюю Пубию и часть Судана до Картума. В Египетских надписях эта страна именуется «Каш», а в ассирийской клинописи «Кушу». Впочем Хуш включала в себя не только африканскую Нубию, но и западную часть Аравии до Красного моря. Известно, что там поселились некоторые из сыновей Хуша. Полагают, что Зарей, потомок Хуша из 2Цар.14:9, а так же потомки Хуша из Ис.45:14 упоминаемые наряду с савийцами как люди рослые, — это западные аравитяне (арабы). Во дни Езекии Иуда поддерживал связь с африканским Хушем или Эфиопией, о чем часто упоминается в книгах Ветхого Завета. (4Цар.19:9, Ефес.1:1, 8:9, Пс.68:32 и т.д.)

Мицраим — Египтяне были потомками второго сына Харама. Происхождение еврейского имени Мицраим не ясно. Хотя то же слово встречается в ассирийском, вавилонском, арабском и турецком языках, равно как и в еврейском, тем не менее этого слова на местном наречии в египетских надписях обнаружено не было. Египтяне называли свою страну либо «Черной страной», обозначая этим плодородную полосу, простирающуюся по обеим берегам реки Нил в сравнении с пустыней «Красная страна». Либо они называли ее «Две страны», указывая этим на раннее историческое деление страны на два отдельных царства. Между учеными идет спор, что содержит ли слово «Мицраим» с его двойственным оканчанием в еврейском варианте намек на «Две страны». Нынешние египтяне говоря о Египте употребляют имя «Миср» и соответствующее прилагательное «Мисры» имя «Мизар», данное звезде в созвездии Большая Урса, так же отражает имя «Мицраим» — сыны Хама.

Фут — Фута принято считать родоначальником ливийцев. Эта традиция восходит ко времени Семидесяти, которые перевели имя «Фут» — «Ливия». Такое отождествление разумеется неверно. В древних египетских надписях упоминается о стране по имени «Пуит», по-вавилонски — «Пунт», куда с древних времен Египет посылал экспедиции для доставки оттуда миртового дерева, леопардовых шкур, слоновой кости, черного дерева и других редких материалов. Таким образом, Пунт был африканским побережьем Сомали и Эритреи.

Ханаан — Согласно иероглифским и клинописным надписям второго тысячелетия по Р.Хр. «Ханаан» — это страна, граничавшая со Средиземным морем на западе, с Ливаном на севере и Египтом на юге. Более того — это собирательное имя местного населения Палестины, Финикии и Хаттейских царств Северной Сирии. Финикийцы и их колонисты — Карфагенцы Северной Африки, говорят о себе как о хананеях, о чем свидетельствуют их деньги вплоть до прихода римлян (см.ст.15). Хотя Ханаан был сыном Хама, тем не менее язык был семитским. Об этом ясно говорит письменность хананеев. По-видимому они ассимилировали семитский язык еще на заре своей истории. То же можно сказать и в отношении егоптян, язык которых так же семитский. Древние египтяне, чья связь с хамитами не подлежит ни какому сомнению, восприняли в свой язык так много семитских элементов, что некоторые ученые считают египтян семитами. Географическая близость хананеев к семитским народам Ближнего Востока можно, по-видимому, объяснить ассимиляцию ими семитского языка. Вавилонскую культуру, язык и письменность по существу восприняли все народы жившие между Ефратом, как об этом свидетельствуют письма Амарны XIV века до Р.Хр.

Язык народа не всегда является признаком принадлежности его к данной нации. Это доказывают многочисленные примеры прошлого и настоящего. Завоевание арабами всей Средиземноморской территории сделало арабский язык разговорным и письменным языком семитских народов и несемитских от побережья Атлантического океана до Индии.

7. Сыны Хуша: Сева — Иудейский историк Иосиф Флавий отождествляет Севу с Нубийским царством Мэрое, Африканской страной, расположенной между Голубым Нилом и реками Атбары. Такой взгляд по-видимому, во дни Иосифа Флавия был правильным, с тех пор, как ефиопляне переселились к тому времени из Южной Аравии в Африку. Тем не менее Сева был племенем, по крайней мере первоначально обитавшем на юге Аравии. В Пс.71:10 сказано о том, что наиболее отдаленные народы во дни Соломона поклонятся Соломону — Сева на юге, Фарсис на западе и Шеба на востоке. В Ис.43:3 говорится о том, что Сева расположен поблизости с Хушем. В Ис.43:14 подчеркивается великорослость этих людей.

Хавила — Кроме как в Библии, Хавила нигде больше не упоминается. Из разных библейских мест видно, что это было одно из арабских племен, обитавшее вблизи Палестины. Согласно Быт.25:18 Едем граничил на востоке с Хавилой. До этой же границы, восточной, доходил со своими войсками против Амаликитян и Саул (см.1Цар.15:7, о Хавиле см. Быт.2:11).

Савта — Некоторые толкователи отождествляют Савту с Савотой, столицей южно-арабского государства Гадрамаут. Другие считают, что имеется в виду Птомеева Сафта, расположенная на побережье Персидского залива. Точнее опрелить это имя не представляется возможным.

Раама — Поскольку арабские племена, Шева и Дедан первоначально обитали на юго-западе Аравии, то возможно, что народ Раамы обитал в том же районе. Пророк Иезекииль упоминает Рааму вместе с Шебой, как торгующих ладаном, драгоценными камнями и золотом на рынках Тира. Это, по-видимому, племя рааманитов, которое согласно римскому географу Страбо, обитало в юго-западной Аравии. Они упоминаются также в знаменитой арабской надписи, прославляющей местное божество за спасение минеев от нападения Шебы и Галана на пути из Майна в Рааму.

Савтеха — Об этом сыне и его потомках больше ничего не известно. Некоторые стараются отождествлять место его обитания с Самудейском на берегу Персидского залива. Это весьма сомнительно. Поскольку арабы — потомки Хуша, по-видимому обитали в западной части Аравии.

Шева — Шевиты хорошо известны нам как из Библии, так и из других источников. Во времена Ветхого Завета Шева предстает перед нами как богатый торговый народ. Его царица была у царя Соломона с государственным визитом. Позднее шевиты стали самым влиятельным народом в Южной Аравии, вблизи нынешнего Йемена. Обилие надписей, большая часть которых до сих пор не опубликована, свидетельствует об их религии, истории, высоком развитии культуры.

Посредством сооружения мощных плотин и развитой ирригационной системы шевиты значительно повысили плодородие почвы и благосостояние своего народа. Не случайно в древние классические времена их страну называли «Аравия Феликс» т.е. «Счастливая Аравия». Запущенность и разрушения этих плотин постепенно привело к закату шевитов как нации.

Дедан — Деданово племя находят в северо-западной Аравии, граничащей с Едемом (Иез.25:13). Разрушенное поселение в районе Северной Гезы по сей день носит имя Дедан.

8. Хуш родил Нимрода — Хотя имя Нимрода встречается в вавилонских надписях, тем не менее арабы некоторые места связывают с его именем. Так, например, развалины Борсицы они называют «Бирс-Нимрод», а Калах — «Нимрод». В основе этих наименований должно быть лежат древние обычаи. Их нельзя приписывать влиянию только одного Корана. Согласно новейшим историческим данным древнейшими обитателями Месопотамии были не Семиты, а Шумеры. О происхождении Шумеров известно мало. Тот факт, что Нимрод основал в Месопотамии первые города, говорит о том, что Шумеры были хамитами.

Силен — Эти слова характеризуют человека, прославившегося смелостью своих поступков. Но возможно здесь имеется ввиду и властолюбивая личность «тиран».

9. Сильный зверолов — Имя Нимрод означает «он восстанет». Значение этого имени говорит о том, что выражение «сильный зверолов пред Господом» отнюдь не следует понимать в положительном смысле, будто бы его поступки были в согласии с волей Божьей. Мысль эта подтверждается переводом Семидесяти, где фраза «пред Господом» звучит «против воли Господа». Хотя Нимрод действовал против воли Божьей, его смелые поступки прославили его среди современников и в будущих поколениях. Вавилонские легенды о Гилгамеше часто встречаются на вавилонских рельефах и цилиндрических печатях, по-видимому относятся к Нимроду. Гильгамеш обычно изображен убивающим львов и других животных голыми руками. Тот факт, что Нимрод был гамитом по-видимому побудило вавилонян — потомков Сима, приписать его славные действия на своих звероловов и умышленно забыть его имя.

10. Царство его вначале — Эти слова свидетельствуют либо о его первом царстве, либо о начале его верховной власти. Нимрод числится среди народов как родоначальник монархии. При нем общество перешло от патриархальной формы правления к монархической. Он первый человек, упоминаемый в Библии как глава царства.

Вавилон — Первым царством Нимрода был Вавилон. Представляя себе, что их город является земной тенью небесной обители их Бога, вавилоняне дали ему имя «Вавили», т.е. «Ворота Божии» (см. гл.11:9). В Вавилонских легендах основание города Вавилон приравнивается к сотворению мира. Бесспорно, имея это в виду, Саргос I, один из первых семитских царей, отвоевал священную землю у Вавилонян, чтобы основать на ней другой город, подобный предыдущему. И в более поздний период ассирийского владычества Вавилон не потерял своего значения как центр Мессопотамской культуры. Своего наивысшего расцвета и славы этот город достиг при Навуходоносоре, который сделал его столицей своего царства. После разрушения Вавилона персидским царем Ксерксом, он и поныне находится в развалинах.

Эрекс — По вавилонски «Урук» т.е. «Теперешняя Варка». Недавние раскопки показывают, что он был одним из древнейших городов мира. Здесь были обнаружены древнейшие памятники письменность. «Урук» вавилонянам был известен как место, где Гильгамеш совершил свои славные, героические поступки. Этот факт подтверждает мысль о том, что в легендах о Гильгамеше нашли свое главное отражение славные деяния Нимрода.

Халне — Хотя месторасположение Халме до сих пор точно не определено, однако это был по-видимому, Ниппур или нынешний Ниффер. Около 30% всех известных нам шумерских текстов найдено именно здесь. Это место шумеры называли «Энлиль», т.е. «город бога Энлиль». Вавилоняне изменили последовательность сочетаний, составляющих это имя, и в их древнейших надписях этот город звучит «Ки Энлиль», позднее — «Ки-иллина«.Вероятно, это сказалось и в европейском наименовании «Халне». Наряду с Вавилоном Ниццур был самым священным городом Нижней Месопотамии и гордился своими храмами. С давних времен до позднейшего Персидского периода город был центром культуры и оживленной торговли.

Сеннаар — Упомянутые выше города находились в земле Сеннаар. Этим именем в Ветхом Завете именовалась страна Вавилонская, включая в себе Шумер на юге и Аккад на севере (см. Быт.11:2, 14:1,9, Ис.Нав.7:21, «Сеннаарская одежда» Ис.11:11, Зах.5:11, Дан.1:2). Значение имени неясно. Вначале считали, что оно произошло от слова «Шумер» древней Шумерии, которая находилась в южной части Месопотамии. Но более вероятным происхождением этого имени «Сенар», согласно клинописным текстам страны, точное месторасположение которой до сих пор не установлено. Согласно некоторым текстам Сенар скорее находилось в северной Месопотамии, чем в южной, хотя ясно, что Сенар — это страна Вавилонская, однако происхождение имени не ясно.

11. Из сей земли вышел Ассур — Хотя данный перевод и приемлем, предложенная конструкция в еврейском языке более согласуется с новейшим переводом, согласно которому действующим лицом здесь является Нимрод. В этом случае текст звучит так: «Из сей земли он вышел в Ассирию». В Мих.5:6 Ассирия называется страной Нимрода. продвижение Нимрода в Ассирию и возобновление им строительства расширило нго империю к северу. Недостаток своей территории Ассирия в последствии в ходе истории восполнила своим своим политическим могуществом.

Ниневия — В течение ряда столетий Ниневия была широко известна как столица Ассирийского царства. ассирийцы называли ее «Нинуа» вероятно в честь вавилонского бога Нина. Это указывает на Вавилон как на прежнюю резиденцию Нимрода и согласуется с библейскими местами о том, что он был первым царем Вавилона, а так же основателем Ниневии. Раскопки показывают, что Ниневия была одним из древнейших городов Верхней Месопотамии. Будучи расположена на пересечении международных торговых путей, Ниневия рано сделалась важным торговым центром. В течении второго тысячелетия до Р.Хр. она переходила из рук в руки. Сначала принадлежала Вавилонянам хеттеям, затем попала под власть Ассирии. Позднее став столицей Ассирийского царства, она была украшена величественными дворцами и храмами и сильно укреплена. В 612 году до Р.Хр. этот город был разрушен мидянами и вавилонянами. С тех пор Ниневия находится в развалинах. В ее знаменитой библиотеке, основанной Ашурбанапалом, найдены тысячи обожженых глиняных табличек, содержащие бесценные исторические, религиозные и деловые документы и письма. Помимо всего прочего, эти раскопки сильно обогатили наше познание о древней Ассирии и Вавилоне.

Реховир — Буквально «широкие, пространные места» или «улицы города». Под этим наименованием вероятно имеется ввиду Ребит-Нина, пригород Ниневии, упоминаемый в некоторых клинописных текстах. Но его точное месторасположение пока не установлено. Некоторые ученые полагают, что он находится на северо-востоку Ниневии. По мнению же других ученых этот пригород был расположен на берегу Тигра.

Калах — Древний ассирийский город «Калху», расположенный в месте слияния рек Зав и Тигра в 20 км. от Ниневии. Его теперешнее название «Нимруд» содержит в себе память об основателе этого города. Величественные дворцы были некогда красой и гордостью города, который не переставал считаться столицей Ассирийского царства. В его многочисленных развалинах сохранились огромные скульптуры, сделанные из камня и другие замечательные образцы ассирийского искусства. В одном из его дворцов был найден черный обелиск Салманассара III, на котором изображено, вернее запечетлено, ранее изображение одного из израильских царей и других иудейских.

Надпись на обелиске рассказывает об уплате подати царем израильским Иуем в 841 году до Р.Хр.

Ресен — Библейская местность, расположенная между Ниневией и Калахом, но ее точное месторасположение пока не выяснено.

13. От Мицраима произошли Лудим — Моисей переходит к описанию потомков второго сына Хама — Мицраима, чьим именем потом был назван Египет. Некоторые толкователи считают, что Лувим — ливийцы, было изменено на «Лудим» — лудийцы в результате ошибки переписчиков. Однако, это имя встречается в различных книгах Библии (1Цар.1:11, Ис.66:19, Иер.46:9, Иез.27:10, 30:5). Из этого видно, что во всех приведенных местах не могло быть одной и той же ошибки. В некоторых местах Лудим и Лувим оба упоминаются как два разных народа. больше того, в переводе Семидесяти Лудим переведен как «лидийцы». Это заставляет нас видеть в этом наименовании мидийцев Малой Азии, которые мигрировали из Северной Африки в Анатолию еще на зоре своей истории. Они появились в долине Сардис, в западной части Малой Азии к середине второго тысячелетия до Р.Хр. и постепенно распростронились по всей стране вплоть до реки Гелис. Во времена владычества Хеттеев Лидия была покарена ими. Однако после падения Хеттейского царства в XIII веке до Р.Хр. она вновь стала независимой страной. В VI веке до Р.Хр. царь Кир завоевал Лидию и включил ее в состав Персидской империи. Но ее прежняя столица Сардис еще в течение многих веков оставалась важным городом. Когда Ап. Иоанн писал свое послание церкви, находящейся там (Откр.3:1-6), то Сардис продолжал быть в первые века христианства цветущим городом.

Чем же все-таки библейский Лудим не соответствует историческим лидийцам, и место его обитания следует искать в Северной Африке, но по соседству с другими потомками Мицраима. Если это так, то сказать определенно о Лудиме ничего не можем, так как ни в одной из древних летописей о нем ничего не сказано, кроме Библии.

Анамим — Вероятно Анамимы были жителями большого египетского оазиса, который по египетски назывался «Кеннемет». Поскольку звук «к» в еврейском языке часто соответствует буквосочетанию «аин», которым начинается наименование «Канамии», то сходство этих двух имен кажется поразительным.

Легавим — Ливийцы, именуемые в египетских надписях «лебу». Из раних источников видно, что это были племена, живущие по соседству с Египтом к северо-западу. В конечном итоге они заняли большую часть Северной Африки. В Библии они так же встречаются под именем «ливияне» (см. 2Пар.12:3, 16:8, Дан.1:43, Наум.3:9). Довольно точное отождествление Легавима с ливиянами — еще один довод в пользу упомянутого выше Лудима вместо Лувима.

Нафтухим — Сказать что-либо определенное об этом народе трудно. Вероятно наиболее верным здесь является предположение, что этот народ принадлежал к Египту в дельте реки Нила. В египетских надписях этот народ значится «На-пату», что то-же что библейский «Нафтухим».

14. Петрусим — Потомки Петрусима были, по-видимому, жителями Верхнего Египта. В Ис.11:11 Патрус перечисляется между Хушем (Нубия) и Мицраимом (Египет). Имя Патрос — еврейский вариант египетского «Па-та-рес», которое в ассирийских надписях значится «Патруси» (Южная страна). Из Иез.29:14 видно, что патрос был первоначальной родиной египтян. Это согласуется с древним сказанием о том, что первый царь Мин, объединивший свой народ, был родом из древнего города, расположенного в Верхнем Египте.

Каслугим — место обитания этого народа не установлено. Возможно он обитал в районе, граничавшим с горой Казнозис, к востоку от низовья реки Нила. Но это точно не установлено.

Филистимляне — Поскольку в Амос.9:7 говорится о том, что филистимляне вышли из Кафтора, то большинство толкователей считают, что перед выражением: «откуда вышли филистимляне» должно стоять слово «кафторим». Поскольку Кафтор и Каслух были сыновьями одного отца, то некоторые из филистимских племен произошли по-видимому от Каслуха, другие от его брата — Кафтора. Филистимляне через Малую Азию и Сирию, по-видимому, имели свою первоначальную родину в Северной Африке. Как обитатели прибрежного района южной Палестины, они играли в истории иудейского народа важную роль.

Филистимляне упоминаются часто не только в Библии, но и в Египетских летописях, где они именуются «Палешат». На многих египетских каменных рельефах изображены их лица, их странствия и сражения, что дополняет наши знания, почерпнутые из Библии. Они упоминаются так-же на клинописных табличках под именем «Паласту». Эллины называли страну Филистимлян «Палестина». Это имя они дали всей стране, которая с тех пор так и называется «Палестина». В Ис.14:29 Палашет переведена как Палестина.

Кафторим — Этот народ упоминается так же во Втор.2:23, Иер.47:4 и Амос.7. На египетских надписях второго тысячелетия до Р.Хр. это имя «Кофтиу» определенно отнесено к первым обитателям Крита, а так же, в более широком смысле, ко всем прибрежным городам Малой Азии и Греции, к которым принадлежали Сирия и Палестина. Филистимляне были остатками так называемых приморских городов.

15. Ханаан — По некоторым неизвестным нам причинам Моисей упускает перечисление потомков третьего сына Хама, Фута и перходит к родословной от Ханаана, младшего из четырех братьев. Страна Ханаан в стратегическом положении представляла собой важный мост, соединяющий Азию и Африку, на водоразделе двух активных культур — месопотамской и египетской. Районы, ныне именуемые Сирия, Ливан и Палестина, были первоначальной родиной хананеев.

Седон. первенец его — Сидоняне занимали Кипр и основали в Сицилии и Карии, расположенных в Малой Азии ряд колоний, а так же колонии на греческих островах — Крите и на побережье Черного моря. Их порт Сидон во дни Иудейской войны назывался «Великий Сидон» (Ис.Нав.11:8). Этот финикийский город, упоминаемый как в египетских иероглифах, так и в месопотамских клинописях, был одним из самых могущественных финикийских городов-государств с давних времен. Многие финикийцы того времени называли себя сидонянами, хотя по существу они были гражданами соседних государств. первенство среди городов финикийских около 1100 года до Р.Хр. от Сидона перешло к соседнему городу Тиру. Финикийцы находились в дружественных отношениях с Давидом и Соломоном, а так же и с Северным царством — Израилем, на который впрочем оказали с религиозной стороны отрицательное влияние. Эссардону удалось разрушить Сидон в 673 году до Р.Хр. Но Тир — царь моря, оставался непобедимым до Навуходоносора, который сумел покарить его лишь после тринадцатилетней осады. После, в персидский период, Сидон продолжал играть важную роль, но в 351 году до Р.Хр. он был полностью разрушен царем Артаксерксом. Несколькими годами позже та же участь постигла и Тир. Император Александр взял его в 332 году до Р.Хр. и этим окончилась долгая и сложная история финикийских городов-государств.

Хет — Прародитель хеттов, называемых египтянами «чета», а в клинописных документах «хаттим». Хеттеи, столица которых находилась в Северной Сирии, сделалось в XVII веке до Р.Хр. могущественным царством. Они стали владычествовать над большей частью Малой Азии и в своих стремлениях распространить свое влияние к югу, пришли в столкновение с Египтом. Это централизованное хеттейское царство было разрушено «приморскими народами» и распалось на множество сирийских городов-государств. Ассирийцы называли Сирию страной Хеттеей. Хеттейские клинописные тексты были расшифрованы уже давно. Они дали нам богатые сведения об истории, законах и культуре этого народа. Тексты, написанные хеттейскими иероглифами, перестали быть загадочными с тех пор, как была открыта тайна двуязычных текстов.

16. Иевусеи — Эти обитатели до израильского Иерусалима были, по-видимому, очень маленькими и незначительными племенами, поскольку кроме Библии, они нигде более не упоминаются. В Ветхозаветных источниках они упоминаются только в связи с Иерусалимом (Быт.15:21, Числ.13:29, Суд.19:10,11 и т.д.). Соломону удалось сделать остатки иевусеев поданными своего царства (3Цар.9:20).

Аммореи — Могущественная группа народов, обитавшая в патриархальные времена на границе Египта и Вавилона. Они были основателями первой вавилонской династии, самый главный царь, законодатель вавилонского царства. Из имеющихся у нас данных видно, что они проникли в Месопотамию, Сирию и Палестину в первой половине второго тысячелетия до Р.Хр. и вытеснили в этих странах правящие группировки. В это время, когда иудей заняли страну аммореев, перечисляются только остатки могущественного народа (Числ.21:21).

Гергесай — Упоминается только в Библии. Этот народ был местным хананейским племенем западной Палестины. (Ис.Нав.24:11).

17. Евей — Хотя этот народ упоминается в Ветхом Завете 25 раз, не смотря на это, евеи остались малоизвестным ханаанским народом, вернее племенем… О них неизвестно ничего, кроме того, что во время иудейской войны они жили в Гаваоне (Ис.Нав.9:7).

Аркей — Этот народ заселял финикийский морской порт Арката, расположенный в 16 милях к северо-востоку от Триполи, у подножья Ливана. В XV веке до Р.Хр. вся эта территория была завоевана фараоном Тутмесом III. Она оставалась во власти египтян по крайней мере 100 лет. Так свидетельствуют об этом письма Амарны XIV века до Р.Хр. ассирийский царь Тиглапаласар III упоминает об этом городе в VIII веке до Р.Хр. как о городе, платившем ему дань.

Синей — Эта группа народностей обитала в городе Сиану и в его окрестностях. Об этом городе, а также о других городах-данниках, подвластных финикийцам, упоминает в VIII веке до Р.Хр. царь Тиглатанасар III. Точное место обитания этого народа неизвестно.

18. Арвадей — Арвадеи населяли древний город Арвад, построенный на острове, расположенном вблизи северного финикийского побережья. Этот город неоднократно упоминается в древних рукописях Вавилона, Палестины и Египта. В надписях около 1100 года до Р.Хр. рассказывается о том, что Тиглатанасар III, отправился на арвадских судах на охоту за китами. Упоминание китов в Средиземном море во втором тысячелетии до Р.Хр. факт весьма примечательный в связи с историей пророка Ионы, а также с упоминанием морских чудовищ в Пс.104:26. В Иез.27:8,11 говорится об Арвадах, как о храбрых морских воинах

Цемарей — Так же один из финикийских народов. Самара в ассирийских, палестинских и египетских документах упоминается как богатый торговый город. Египетский фараон Тутмес III и Сет I завоевали город для Египта в XVи XIV веке до Р.Хр.

Химафей — Это был знаменитый древний город, расположенный на главной реке Сирии — Оранте. О нем упоминается как в египетских, так и в ассирийских документах. Он был завоеван Тиглатпалассаром III, но вскоре стал независимым и примкнул к другим врагам Ассирии, ведущих долгую, но безуспешную борьбу против этого царства.

19. Пределы хананеев — Упоминаются здесь не все. Говорится только о городах в южной части восточной границы. Более подробно о географическом расположении этих городов см. в гл.14:3. Хотя восточные и северные пределы специально не упоминаются. Но можно смело предполагать, что северная аравийская пустыня на востоке, и сирийский город Химафей на реке Орант (см.ст.18) на севере, составили пределы Хананейского царства. Хананеи обитали вдоль финикийского и палестинского побережья Средиземного моря.

21. Сыновья Еверовы — Перечислив потомков Иафета и Хама, Моисей далее перечисляет потомков Сима. В начале он говорит об иудеях, которые будучи потомками Евера (гл.11:16-26) были семитами. Недавние раскопки показывают, что племена хабиру, упоминаемые в вавилонских, ассирийских, хеттейски, сирийских, хананейских и египетских надписях следует искать среди всех этих народов второго тысячелетия до Р.Хр. По-видимому, они были родственны и евреям. Логично предполагать, что хабиру были потомками Евера, как и иудеи. В древних источниках также есть упоминание о том, что не все племена хабиру, упоминаемые вне библейских источников, были иудеями. Исключительно широкое распространение племен хабиру по всем странам древнего мира, по-видимому, побудило Моисея к необычному заявлению о том, что Сим был отцом всех детей Еверовых.

Старший брат Иафетов — В еврейском языке это выражение допускает перевод, согласно которому Иафет — старший брат Сима. Согласно новейшему переводу, Сим — старший брат Иафета.

22. Сыны Сима: Елам — Этот стих переводит читателя к родине семитов — Месопотамии и восточной Аравии. Елам был районом, граничащим с нижним Тигром на западе и с Мидией на северо-востоке. Древняя столица Елама — Сузы (Дан.8:2) стала в более поздние времена одной из столиц Персидского царства (Есфирь 1:2). При раскопках в Сузах были обнаружены документы, написанные клинописью, которые позволяют нам сегодня воспроизвести давнюю историю и религию еламитов. Таким образом, стало очевидно, что древнее население еламского района фактически принадлежало к семитам и было родственно вавилонянам. Древнейшие еламские надписи составлены на вавилонском языке. Древнейшие боги еламитов были заимствованы из долины реки Тигра. Однако о связи народов, вернее о связи еламитов с другими народами мы почти ничего не знаем.

Ассур — Ассирия занимала центральную часть реки Тигр, которая простиралась на севере до гор Армении, а на востоке до Мидийского плоскогорья. Имя сына Симова Ассур в свою очередь перешло к главному богу ассирийцев к древнейшей столице всего царства, а также к самому. В исторических документах Ассирия выступает в начале второго тысячелетия до Р.Хр. вплоть до опустошения вавилонянами в последней части VII столетия, в период своего могущества Ассирия была бичом всех народов. Жестокость ассирийцев по отношению к побежденному врагу до сих пор не знает себе равных. Израильское царство было разрушено ассирийцами, и только южное царство — Иуды избежало этой участи.

Арфаксад — Некоторые толкователи под этим именем подразумевают Арафу, район между Мидией и Ассирией. Арфаксад скорее похож на древний «Арб-кишади», который означает «крепость халдеев». Первоначальная родина халдеев находилась в южном Вавилоне вокруг Ура Халдейского. Халдеи были злейшими врагами ассирийцев и часто терпели от них поражения. Халдеи или арамейцы занимали вавилонский престол в VIII веке до Р.Хр. Позднее они основали великую вавилонскую династию Навуходоносора II, покорителя Иерусалима.

Луд — Отличный от Лудима, упоминаемый в ст.13. Под Лудом можно подразумевать страну Лубди, которая по древним летописям — район, лежащий между реками Тигр и Евфрат.

Арам — родоначальник Арамейцев. Во втором тысячелетии до Р.Хр. этот народ занимал северную Сирию между Месопотамией и Финикией. Но в более позднее время он распространился к югу. Арамейцы никогда не были единым народом, но были разделены на мелкие племена и города-государства. Самые сильные из арамейских государств — Дамаск был в конечном итоге завоеван Тиглатпалассаром III. Этим событием заканчивается политическая история арамейцев, но их культурное влияние на окружающие народы не кончается. Они были рассеяны среди других народов, которым передали свой язык и письменность. В результате арамейский язык сделался за короткое время универсальным средством общения от границ Индии на востоке до Эгейского моря на западе, от Кавказа на севере до Эфиопии на юге. В течение столетий арамейский язык оставался наиболее распространенным языком Ближнего Востока. Во дни Иисуса он так же был языком иудеев.

23. Сыны Арама: Уц — Это имя носил не только старший сын Арама, но и первый сын Нахора (см. гл.22:21) и так же потомок «правнук Сеира» родоначальник хоритов. Поэтому ограничить Уц определенной территорией затруднительно. По той же причине невозможно считать Иова жителем страны Уц (Иов.1:3) а Саси, упоминаемого ассирийским царем Салманассаром III — принцем Уца. Ничего не известно об арамейских племенах Хула, Гефера и Маша.

24. Арфаксад родил Салу — Поскольку родословная линия от Арфаксада к Аврааму более подробно рассматривается в гл.11, то Моисей об этом говорит здесь скупо. Однако, он проводит эту родословную через первые поколения с тем, чтобы показать происхождение арабов от Иоктана, которые были родственны евреям через их общего прародителя Евера.

Евер — О возможной связи Евера с племенами хабиру из библейских источников см. ст.21.

25. Фалек — «Фалек» означает «разделение». Он был первородным сыном Евера и одним из праотцев Авраама. Хотя и в приведенном стихе говорится буквально о разделении земли, но очевидно, что слово «земля» означает «народ» из Быт.9:19 и 11:1. Моисей, по-видимому, предвосхищает события, описанные в последующей главе, смешение языков и расселение народов. Его слова в Быт.10:5,20 и 31 стихах о различных языках следует понимать в том смысле. Если смешение языков произошло при рождении Фалека, то станет понятно, почему он получил это имя «Фалек» (разделение). Во дни его земля была разделена.

Иоктан — Брат Фалека Иоктан был родоначальником значительной египетской группы народов — иоктанитов. О происхождении арабов — хушитов сказано в ст.7, тогда как родословная арабских потомков Авраама описана в последующих главах книги Бытие. Третья группа арабов, описанная в приведенном списке, обитала, по-видимому, в центральной, восточной и юго-восточной части Аравии. О них нам известно намного меньше, чем о других арабских племенах.

26. Алмодад, Шалеф — Вне библейских источников это имя пока не обнаружено. Следовательно, кроме сказанного здесь, сказать что-либо определенное об этом народе невозможно. Шалеф, по-видимому, был один из арабских народов. Пталомей упоминает о салапинах.

Хацармавеф — На арабских надписях это «Гидрамаут», страна богатая ладаном, мирром и алоем. Древнее население этой страны поклонялось богу луны Сину и его посланнику Холу. Об арабском имени Иерах нам не известно ничего.

27. Гадорам — Южные арабские племена адрамитов. Узал и Дикла до сих пор не определены.

28. Шева — Как уже было отмечено в связи с разделением племени Севы от Хуша к южной Аравии (ст.7), Севиты от Иоктана (иоктаниты) вероятно северные арабы того же названия. В надписях Тиглатпалассара III и Саргона II (VIII век до Р.Хр.) они упоминаются как союзники Арабов. Об Овале и Авимелехе нам не известно ничего.

29. Офир — Обозначает как народ, так и страну. Хотя этот народ в Ветхом Завете упоминается часто, тем не менее место его обитания для нас по сей день не известно. Поскольку для путешествия на Соломоновых кораблях от Черного моря до порта Езмен — Гевер (3Цар.9:28, 10:11-22 и т.д.) уходило три года, то из этого видно, что Офир была страна далекая. Исследователи отождествляют Офир с юго-восточным районом Аравии, с территорией вдоль восточного побережья Персидского залива, называемого еламитами Апир или Индия. Товары, доставляемые из Офира: золото, серебро, обезьяны и павлины — скорее указывают на Индию, чем на Аравию. Если Офир действительно был в Индии, тогда трудно объяснить почему все потомки Иоктана после написания книги Бытие переселились в юго-восточном направлении в Индонезию, поскольку Моисей указывает обитание всех потомков Иоктана в определенных географических пределах (ст.30). Согласно другому разъяснению, Офир находился в Аравии, тогда как Офир, куда направлялись корабли Соломона был в Индии. По последним имеющимся данным, основанным на египетских летописях, Офир — это пункт, район, под которым имеется в виду территория англо-француского Сомали.

Хавила и Иовав — Ни об одном из них пока ничего не известно.

30. Поселения их — Упомянутые места нельзя считать достоверно установленными. Меша — это быть может Мезена на северо-западе Персидского залива, а Сафер, по-видимому, город Сапрафа времени Пталомея и Илиния, ныне Дофар на юго-восточном побережье Аравии. Высокая гора, стоящая в непосредственной близости к Дофару и соответствующая «восточной горе», упоминаемой в Святом Писании, подтверждает выдвинутое предположение.

31. Сыновья Симова — Перечисление потомков Сима заканчивается теми же словами, что и перечисление потомков Иафета и Хама в 5 ст. 20 ст. Без сомнения, имена, данные в родословной народов, в первую очередь относятся к племенам и народам и во вторую очередь — к отдельным личностям.

32. Вот племена — Подробные сведения об именах, их значении и происхождении, а также подробные сведения об упомянутых народах свидетельствуют о библейской родословной как о древнем и надежном документе. Многие из названных имен встречаются вне библейских источников первой половины второго тысячелетия до Р.Хр. и даже раньше. Поскольку древние летописи представлены отрывочно, то некоторые народы встречаются лишь в летописях более позднего периода. Мидяне, например, в документах (светских) встречаются не раньше IX века до Р.Хр. Это, однако не говорит о том, что эти народы не существовали в более поздний период. Но это говорит только о том, что сведения о них еще не обнаружены. Некоторые, подобно арабам — иоктанам, по-видимому, мало соприкасались с народами, о которых мы располагаем более определенными сведениями. Можно надеяться, что непрерывные открытия древних исторических источников прольют на Бытие 10 главу дальнейший свет.

Приведенная родословная провозглашает единство человеческой семьи, показывая, что все люди произошли от одной крови. Как бы они ныне не отличались друг от друга в географическом отношении, по национальным особенностям, происхождение всех их ведет к Ною и его трем сыновьям. Эта родословная опровергает все теории, согласно которым весь род происходит от различных прародителей. Кроме того, эта родословная подтверждает рассказ о расселении народов вследствие смешения языков, описанного в последующей главе. Моисей (Втор.32:8) и ап. Павел (Деян.17:26) оба утверждают, что размещение территории было осуществлено Богом.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version