От Вавилонской башни до Аврама — комментарий к ежедневной главе

Вавилонская башня1. Один язык — Буквально «одна губа и одни слова» указывает на то, что в то время существовал не только один язык, всеми понимаемый, но и на отсутствие каких-либо различий в наречии — произношение и словарный запас у всех людей был одинаковым. Единство языка идет рядом с единством происхождения, и единый язык во многом способствует единству мыслей и действий. Новейшие исследования в области сравнительной грамматики убедительно показывают, что все известные нам языки — родственны между собой, и что все они произошли от одного источника. На вопрос о том, что сходен ли какой-либо из нынешних языков со своим первоначальным оригиналом — ответить трудно.

Возможно, и даже вполне вероятно, что один из семитских языков, как например, еврейский, сходен с языком, на котором говорили люди до смешения языков. Личные имена, относящиеся к периоду, предшествующему смешению языков, можно объяснить только в том случае, если их рассматривать как первоначально семитские. «Бытие» написано по-еврейски (на семитском языке) автором семитом и для читателей семитов. Следовательно, возможно, хотя маловероятно, что Моисей перевел эти имена с первоначального языка, неизвестного читателям, на еврейский язык, в котором имена могли быть для них вполне понятными.

2. Двинувшись — Если исходить из подлинника, где глагол буквально означает «выдергивать», например, колышки из шатра, то становится очевидным, что люди после потопа некоторое время жили кочевой жизнью. Гористая местность горы Арарат не была приспособлена для занятия земледелием. Более того, кто оставил Бога, возмущало немое свидетельство святой, благочестивой жизни тех, кто остался верен Ему. В конце концов произошло отделение зла от добра, что выразилось в переселении бросивших вызов Богу, в долины.

С востока — Не совсем ясно. То же выражение в еврейском подлиннике означает «к востоку» — в восточном направлении (Быт.2:8 и 3:11). Переход, совершенный в землю Сеннар (Вавилон) с Араратских гор, мог быть только к юго-востоку, а не с востока к западу.

Они нашли . . . равнину — Эта широкая, открытая местность, в древности южная Месопотамия, по-библейски часто именуется «Сеннар» (см.Быт.10:10) была хорошо орошаемым и плодородным районом. Здесь развивалась древняя шумерская цивилизация. Лопата археолога показывает, что в далекие исторические времена эта страна была густо населенным районом. Эти данные согласуются с книгой Бытие относительно той местности, в которой были первые поселения. Далее из раскопок видно, что древнее население Нижней Месопотамии имело высокую культуру. Шумеры избрали искусство письма на глиняных табличках, строили добротные дома и были мастерами ювелирных изделий, орудий труда и предметов домашнего обихода.

3. Наделали кирпичей — В Вавилонской долине, образовавшейся из наносного ила, не было камней, за то глины, для изготовления кирпичей, было в избытке. В последствие этого южная Месопотамия всегда оставалась «страной кирпича» (кирпичных строений) в сравнении с Ассирией, где все было из камня. Большей частью кирпичи в древности высушивали на солнце (то же делают и в наши дни). Однако кирпичи, предназначенные для общественных зданий, обжигались на огне, что бы они были более прочными. Так поступали в древности жители Месопотамии, о чем свидетельствует как Библия, так и лопата археолога.

Кирпичи вместо камней — составляя священное повествование для евреев, живущих в Египте — стране величественных монументов и общественных зданий, Моисей поясняет, что в Вавилоне кирпич использовался потому что недоставало камня. Эта подробность, как и многое другое, свидетельствует как об исторической, так и о географической точке повествования книги Бытие.

Земляная смола вместо извести — Еще одна деталь относительно вавилонских способов строительства. Еврейское слово, переведенное здесь как «смола» более точно обозначает «асфальт» или «битум». Месопотамия изобилует маслом и другими веществами. Асфальта же было много как вблизи Вавилона, так и в других частях страны. Обнаружив прочные свойства асфальта первые вавилонские строители широко применяли его при сооружении зданий. Асфальт связывает кирпичи настолько прочно, что при разрушении здания, трудно сохранить их целыми. Это доказывают и древние развалины, где при строительстве был использован асфальт. Отделить кирпичи в таких развалинах почти невозможно.

4. Построили себе город — Каин построил первый город (Быт.4:17) по-видимому с той целью, чтобы избежать скитальческой жизни, которую определил для него Бог. Согласно первоначальному плану Божьему люди должны были распространится оп лицу земли и возделывать ее (см. Быт.1:28). Строительство городов было вопреки этому плану. Скопление людей всегда способствовало праздности, безнравственности и другим порокам. Города всегда являются рассадниками преступности, так как в подобной обстановке сатана всегда встречает для себя сопротивления меньше, чем в небольших селениях, где люди живут в тесном общении с природой. Бог повелел Ною наполнять землю (Быт.9:1), однако люди ввиду неизвестных или предполагаемых опасностей стали строить города в надежде дела рук своих обрести себе спокойствие и безопасность. Они забыли, что истинная безопасность приходит только в том случае, когда люди надеются на Бога и повинуются Ему. Быстро растущее потомство Ноя, по-видимому очень скоро отступило от служения истинному Богу. Опасаясь того, что их злые пути навлекут на них несчастье, они стали для себя искать защиту.

Башня — Она могла внушить жителям города желанное чувство безопасности. Такая крепость должна была защитить их от вторжения извне и помочь им избежать нового потопа, который согласно обещания Бога, никогда впредь не повторится. Потоп накрыл величайшие вершины гор допотопного мира, но мог достичь «неба», если же им удастся соорудить строение «выше самых высоких гор», то, думали они, будут спасены если даже Бог снова наведет на них это бедствие. Археологические раскопки показывают, что жители Нижней Месопотамии создали множество башенных храмов, посвященных различным языческим божествам.

Сделали себе имя — Вавилонская башня должна была стать памятником высокой мудрости и искусства ее строителей. Чтобы создать себе имя или репутацию, славу, люди согласились переносить лишения, опасности и тяжелый труд. Желание славы было по-видимому одним из побуждений в строительстве башни. Гордость от сооружения такой башни должна была в свою очередь поддержать единство в исполнении и других нечестивых замыслов. Согласно же Божественному намерению люди должны хранить единство посредством уз истинной религии. Тогда идолопоклонство и многобожие разрушили этот духовный союз (внутренний духовный союз), тогда они потеряли не только единство религии, но и дух братства. Проект, подобный башне, путем внешних средств сохранить внутреннее единство, которое было потеряно, потерпел неудачу . . . Очевидно в этом предприятии приняли участие те, кто оставил Бога.

5. Сошел Господь — Это сошествие не было похоже на то, которое было на горе Синай, где Бог явил свое присутствие видимым образом (см. Исх.19:20, 3:5, Числ.11:25). Приведенные слова, это только описание на понятном человеческом языке того, что поступки людей, когда они стали возводить башню до небес и возгордились, то Бог сошел посмотреть на дело рук их и опрокинул их нечестивые планы.

Строили — Еврейский глагол в перфектной форме указывает на то, что строительство башни шло очень быстро и приближалось к завершению. Выражение «сыны человеческие» в своем значении столь широко, что позволяет предполагать, что в этом нечестивом предприятии участвовало по крайней мере большинство тех, кто перестал служить Богу.

6. Вот, что начали они делать — Вавилонская башня изображала собой сомнение в истинности Слова Божия и вызов Его воле. Она была задумана как памятник отступничеству и как крепость непокорности Ему. Но это было только первым шагом в злом намерении установить свое господство над миром. Потребовалось немедленное конкретное и точное действие, чтобы предупредить людей о том, что это Богу не угодно, и чтобы расстроить их нечестивые планы. Чтобы люди не думали, что Он действует как тиран, и по Своему произволу. Он изображен соответствующимся с Самим Собою. Причина Его вмешательства здесь выражена достаточно ясно.

Если бы не сдерживающая сила Божия, проявляемая время от времени, то злые деяния людей совершались бы беспрепятственно и мир бы развратился окончательно. Относительный порядок в человеческом обществе ныне мы имеем только благодаря сдерживающей силе Божьей. Власть сатаны ограничена (Иак.1:12, 2:6, Откр.7:6).

7. Сойдем же — Употребление личного местоимения указывает на участие в совете по крайней мере двух лиц Его Божества (см. Быт.1:26).

Смешаем же язык их — Бог не желал истреблять созданного Им человека. Нечестие еще не дошло до своих границ, каких оно достигло перед потопом, и Бог был намерен сдерживать его, пока оно не достигнет предела. Смешав их языки, и таким образом заставив их отделиться друг от друга, Бог предусмотрел наперед, что бы они не могли действовать сообща в нечестивых предприятиях. Каждый из них мог еще идти злым путем, но разделение общества на группы мешало им согласованно действовать против воли Божьей.

После рассеяния народов при строительстве Вавилонской башни честолюбивые люди неоднократно старались, но безуспешно противодействовать Божественному определению, повелевавшему их рассеяться. Гениальным вождям удавалось время от времени сплотить народы воедино и создать искусственное единство. Но только с установлением славного Царства Божьего, народы спасенные, воистину будут едины и будут говорить на одном языке.

Один не понимал речи другого — Это не значит, что никто не понимал друг друга, потому что при таком положении существования общества было бы невозможно. Люди должны были говорить на своем языке. Таково происхождение великого многообразия языков и диалектов, по сей день существующих в мире. Число их достигает 3000.

Разделение языков хотя и препятствовало осуществлению человеческих планов политического и экономического характера, однако не могло помешать продвижению дела Божия. Дар языков в день Пятидесятницы явился одним из средств преодоления этого препятствия (Деян.2:5-14). Национальные различия не являются препятствием для единства веры, ни для осуществления вечных намерений Бога. Слово Божье доступно всем народам на их родном языке, и братья по вере, хотя и разделенные между собой расами и языковыми барьерами, тем не менее едины в своей любви к Иисусу и верности Истине. Братство по вере соединяет их более прочными узами, чем общность языка. В единстве церкви мир должен увидеть убедительное доказательство чистоты и силы возвещаемой ее вести (см. Иоан.17:21).

8. Рассеял их — То, что люди не хотели сделать добровольно и при благоприятных условиях, они были вынуждены сделать по необходимости. Неспособность понимать друг друга из-за различия в языке привела к недоразумению, недоверию и разделению. Те, кто мог понимать друг друга образовали маленькие группы. Из приведенного стиха видно, что строители Вавилона рассеялись повсюду, и в результате чего вскоре после этого представителей человеческого рода можно было встретить в любой части земного шара. Данные из многих стран показывают, что здесь уже находились люди через сравнительно небольшой период после потопа. Из археологических открытий видно, что Месопотамская долина была тем местом, откуда началась развиваться человеческая цивилизация после потопа. Вслед за ней вскоре появились подобные цивилизации: египетская, палестинская, сирийская, анатолийская, индийская, китайская и другие. Все имеющиеся ныне доказательства подтверждают сказанные в Св. Писании слова о том, что Господь «рассеял их оттуда по всей земле».

Они перестали строить до неба — Башня, которая должна была подняться, никогда не была завершена. Однако, из Библии и из истории видно, что местное население все же закончило строительство города.

9. Вавилон — Посредством игры слов иудеи соединили имя города «Вавилон» с еврейским «балал» — смешивать. Но было бы весьма странно, если бы вавилоняне заимствовали имя для своего города из еврейского слова. В других вавилонских текстах дано толкование «Бабилу» или «Бабилану», что значит «врата Бога» или богов. Но вполне возможно, что этот оттенок был второстепенным и что название города произошло фактически от вавилонского глагола «бабалу», что значит «рассеяться», «исчезать». Возможно так же что вавилонянам не принесло особой славы имя города, которое напоминало им об их неудавшихся замыслах в отношении башни, и потому они изобрели так же толкование, согласно которому название города составлено из двух имен «баб» (ворота) и «илу» (Бог) (см.Быт.10:10).

Большинство нынешних толкователей считают историю строительства Вавилонской башни и последующее разделение языков сплошной легендой или слишком большим преувеличением той трагедии, которая произошла при строительстве исторической башни храма, называемой «зигурат». Вопреки выводам, сделанным из многих трудов по библейской археологии, до сих пор не обнаружили никаких доказательств существования вавилонской башни. Весьма отрывочная табличка «К —3637» из Британского Музея, которая часто приводится специалистами, как имеющая отношение к истории строительства вавилонской башни и смешения языков, фактически к этому событию никакого отношения не имеет, как об этом свидетельствует более тщательный анализ клинописного текста. Тот, кто верит только тем библейским рассказам, которые подтверждаются фактическими данными, откажется поверить в подлинность рассказа, записанного в Быт.11 главе. Но тот, кто верит в Библию, как Богодухновенное слово, признает достоверным этот, а также и другие библейские рассказы.

Страсть месопотамских народов к строительству высоких башен не исчезла после первой неудачной попытки соорудить такую башню высотой до небес. На протяжении всей античной истории они продолжали строить храмовые башни. Некоторые развалины этих башен стоят и поныне. Наиболее сохранившаяся из них находится в Уре, на первоначальной родине Авраама.

Построена ли одна из последних вавилонских храмовых башен на месте прежнего нахождение вавилонской башни, достоверно не установлено. По иудейской традиции, восходящей по крайней мере к началу христианской эры, Вавилонская башня находилась в городе Борсиппа в 9 милях к юго-западу от Вавилона. Внушительная развалина в 156 футов высоты — это все, что осталось от башни в городе Борсиппа, которая некогда состояла из семи лестничных ступеней, оканчивающихся храмом. Надписи, найденные в основании постройки и принадлежащие Навуходоносору, свидетельствуют о том, что он завершил строительство башни, сооружение которой начал бывший до него царь. Иудейский историк Иосиф Флавий приписывает башню Нимроду, ссылаясь на традицию, которая сохранилась у местного населения в названии башни «Бирс-Нимруд». Подобно всем вавилонским сооружениям, эта башня была построена из кирпича и битума. На развалинах башни остались следы многочисленных ударов молний, которым подвергалась она в прошлые века. Высокая температура молний сплавила самые верхние ряды кирпича и асфальта в сплошную массу. Странники, бывающие в этих местах, в течение многих веков отмечают последствия огня, обрушившегося на башню, обычно в связи с событием, описанным в Быт.11 главе.

Впрочем, не следует забывать о том, что башня в городе Борсиппа была построена не раньше VII века до Р.Хр. Ашурбанопалом и Навуходоносором. Если даже развалины башни Бирс-Нимруд напоминают собой место храмовой башни города Вавилона, которая в свое время была на площади храма Марука, на восточном берегу реки Евфрат, по вавилонской традиции основание башни относится к отдаленным временам. Восстановлением башни на протяжении всей ее истории занимались некоторые цари. Последним из них был Навуходоносор. Вавилонская башня подробно описана греческим историком Геродотом, а также ее описание дано в вавилонской клинописи. Согласно этому описанию, башня имела 7 этажей и высоту 250 футов. Персидский царь Ксеркс окончательно разрушил ее в 478 году до Р.Хр., а вместе с ней и весь город Вавилон. Намереваясь восстановить Вавилонскую башню Александр Великий очистил ее от обломков, но вскоре умер, так и не успев осуществить свой замысел. Ничего более не осталось от самой высокой и самой знаменитой храмовой башни древней Месопотамии, кроме самых нижних камней, образующих основание, и самых нижних ступеней древней лестницы. Тот факт, что со времени Ксеркса ничего более нельзя увидеть от прежней Вавилонской башни, тогда как башня в соседнем городе Борсиппа продолжает стоять ныне, по-видимому, побуждает как иудеев, так и христиан, видеть в развалинах Борсиппы связь с библейским рассказом о Вавилонской башне в Быт.11 главе.

10. Вот родословие Сима — Вступительные слова, когда речь идет о родословии (см.Быт.5:15, 10 и т.д.). Моисей переходит к родословию Сима, сообщение о котором было прервано рассказом о смешении языков. Но ст.10-26 не являются продолжением родословной, представленной в гл.10. В них приводится родословие патриархов от Сима до Авраама. В 10 главе излагается расовое взаимоотношение от Ноя, тогда как в гл.11:10-26 приводится точное происхождение народа Божия через многие промежуточные поколения. Это продолжение родословия от Авраама до Ноя, как оно изложено в гл.5. Первые четыре потомка Сима, уже упомянутые в семитской части общей родословной, здесь приводятся снова с тем, чтобы показать непосредственное происхождение потомков Фарры от Фалека.

Сим был ста лет — Из этих слов видно, что Сим был на два года моложе Иафета (см.Быт.5:32). Представленные имена несомненно являются личными, а не племенными, о чем свидетельствует и точные возраст каждого человека при рождении первого сына в числе его лет после этого. Замечание о том, что некоторые из этих племен, как например Арфаксад и Евер являются так же племенными (Быт.10:21-22) нисколько не противоречит тому факту, что указанные здесь люди были реальными лицами.

11. Арфаксад — (см.Быт.10:22) До потопа средний возраст родителя составлял 117 лет (самый низкий — 65 лет и самый высокий 187 лет). Но с тех пор он сократился до 30-35 лет и только у Фарры и Авраама он по-прежнему остался высоким.

То же сокращение возраста наблюдается у людей после потопа. Хотя сам Ной достиг допотопного возраста — 950 лет, возраст Сима уже 600 лет, а возраст его сына Арфаксада только 438 лет. В последующих поколениях процесс сокращения возраста продолжался так, что Нахор — дед Авраама жил только 148 лет. Этот столь сильно сократившийся срок жизни людей можно отчасти объяснить изменением климата. Но более существенным было изменение питания, переход от чистой растительной пищи к животной пище. С каждым последующим поколением человеческий род все более и более терял наследственную силу Адама и животворное влияние плодов дерева жизни.

13. Сила — «Посланный». Это имя семитское. Оно встречается так же среди финикийских колонистов Карфагена, живущих в Северной Африке.

14. Евер — Т.е. «приходящий», «переправляющийся». Поскольку потомки Евера должны были перейти Евфрат и переселиться в Сирию и Палестину, то в этом имени нетрудно прочитать пророческое предвидение (см.Быт.10:21).

16. Фалек — «Разделение» (см.Быт.10:25).

Рагав — «Друг» или «дружба». Возможно это имя представляет собой сокращенную форму от «Рагуил», что значит «Друг Божий». Этим именем названы некоторые библейские личности (Быт.26:4, Исх.2:18, Числ.2:14).

20. Серух — «Переплетенный» или «запутанный» или «виноградная ветвь». Какое из этих значений имеется в виду, не ясно.

22. Нахор — «Шумный», «необычный». Вероятно, потому что в его речи чувствовалось заикание.

24. Фарра — В еврейском языке это имя конкретного значения не имеет. За то на родственном угаритском языке оно означает «жених».

26. Фарра жил семьдесят лет — Из приведенных далее слов кажется, что Авраам, Нахор и Аран были близнецами из числа трех, родившихся в одно время, когда их отцу было 70 лет. Но это не так, о чем говорят следующие доводы. Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет (гл.11:32). Авраам отправился в Ханаан, когда ему было 75 лет (Быт.15:4). Призвание покинуть Харран Авраам получил после смерти отца, о чем ясно сказано в Деян.4. таким образом в момент смерти отца Аврааму было не более 75 лет, а Фарре, когда родился Авраам, по крайней мере уже было 130 лет. И так, из Быт.11:26 видно, что Фарра стал рожать сыновей, когда ему исполнилось 70 лет. Младший из троих сыновей — Авраам, упоминается первым вследствие его выдающейся роли как родоначальника иудеев. Хотя конкретно не сказано, кто из двух сыновей Фарры — Нахора и Арана — был старшим. Все тот же факт, что Нахор взял себе в жены дочь Арана, свидетельствует о том, что Аран был старшим (Быт.11:29).

Аврам — «Отец славы» или «возвышенный отец», что указывает на его почетное положение как родоначальника избранного народа Божия . . . Позднее Бог изменил его имя. Оно стало не Аврам, а Авраам (Быт.17.5). Это имя встречается в египетских летописях. Им был назван один из правителей аморреев одного палестинского народа в то время, когда жил Авраам. Оно встречается в одном из клинописных документов того времени, показывая, что это имя в те дни не было необычным.

Нахор — Этот сын Фарры был назван по имени своего деда.

Аран — В еврейском языке это имя не имеет какого-либо значения. Оно подобно Харрану, городу в котором жил Фарра. имя города родственное ассирийскому корню «столбовая дорога» вероятно указывает на его расположение посреди главных путей, проходивших между Месопотамией и Средиземным морем.

Что касается допотопной хронологии, то согласно Самарийскому Пятикнижию и переводу Семидесяти, жизнь патриархов от потопа до рождения Авраама составляет 352 года, по Самарийскому переводу — 942 года, а по переводу Семидесяти 1132 года. Создается впечатление, что в обоих случаях период первородных сыновей при их рождении, был умышленно растянут с тем, чтобы дать необходимое время для расселения народов и образования наций. В разъяснении к главе Быт 5:32 уже отмечалось крайне ненадежное основание самарийской хронологии и допотопной хронологии согласно Семидесяти. Поэтому здесь не стоит уделять им большого внимания.

Вставку Семидесятью Каинана между Арфаксадом и Салой можно считать вполне оправданной. Здесь перевод Семидесяти подтверждается евангелистом Лукой, который перечисляет Каинана в той же последовательности. (Лук.3:35-36). Несмотря на кажущееся разногласие между Моисеем (1Пар.1:24) с одной стороны и евангелистом Лукой и Семидесятью — с другой стороны, фактически никакого разногласия нет. В родословной, которая приводится в Библии имеются многочисленные и поразительные пропуски имен. Указывая свое родословие вплоть до Авраама, Ездра, например, пропускает по крайней мере шесть имен (Ездр.7:1-5, 1Пар.6:5-15). В родословии Иисуса по Матфею пропущено четыре иудейских царя и вероятно другие прародители нашего Господа (Матф.8:17). Следовательно, пропуск Моисеем Каинана из родословия, приведенного в Быт.11:10-26 нельзя считать неточностью. Скорее это следует рассматривать как обычай, которого придерживались иудейские писатели.

Родословие по бытие 11 главе:

Сим (2 года спустя после потопа).

1 2 3 4 5 6 7

8

Сим 55 100 500 100 500
Арфаксад 35 403 135 303 135 430 135
Каинан 130 330
Сала 30 403 130 303 130 330 130
Евер 34 430 134 270 134 370 134
Фалек 30 209 130 109 130 209 130
Рагав 30 200 130 100 130 200 132
Серух 30 200 130 100 130 200 132
Нахор 29 119 70 69 179 129 120
Фарра 70 135 70 75 70 135

Фарра при рождении Авраама:

130 75 70 135 130 75 70

1.Возраст при рождении

5.-Еврейский вариант

6.-Самарийский перевод

7.-Семдесят толкователей

8.-Иосиф Флавий

Как бы то ни было, но родословие, данное Моисеем следует признать полным. Из слов Е Уайт (Пр. и Ц. 125) подчеркивается «непрерывная нить» праведных мужей от Адама до Авраама, которые лично передавали один другому познание об истинном Боге. Видно Авраам, ставший наследником святого упования, по-видимому был научен Симом. Поскольку Сим жил после потопа 600 лет, то Авраам родился видимо за несколько лет до его смерти.

Таким образом, богодухновенное Слово делает действительным, как Самарийскую хронологию, так и хронологию, согласно Семидесяти и не признает большое число пропусков, якобы допущенных Моисеем при составлении хронологии. До появления более определенных данных хронологию событий до рождения Авраама следует считать приблизительной. С появлением патриарха Авраама мы имеем более основательную хронологию.

27. До этого момента Моисей передал историю всего человечества — Но далее богодухновенное Слово уделяет внимание исключительно истории только одной семьи, избранного народа Божия. Далее во всем Ветхом Завете внимание уделяется другим народам постольку поскольку они находятся в соприкосновении с народом Божьим.

Аран родил Лота — Лот т.е. «скрытый» упоминается здесь в связи с той ролью, какую он должен играть как спутник Авраама в страну Ханаанскую, и как родоначальник моавитян и аммонитян.

28. Умер Аран при Фарре отце своем — Буквально «пред лицом отца своего» в значении «пока отец был жив» или «в присутствии отца своего» . . . Это первый случай, когда в Библии упоминается о смерти сына прежде смерти отца.

В Уре Халдейском — Как видно из литературных документов и недавних раскопок родной город Арана имел долгую и славную историю. Развалины Ура уже давно известны под именем «Тель-ель-Муккаяр». Между 1922 и 1934 годами в Персидском заливе объединенная британскоамериканская экспедиция провела как оказалось одну из самых плодотворных раскопок во всей Месопотамии. Царские усыпальницы ранней династии раскрыли свои сказочные сокровища, хорошо сохранившиеся развалины жилищ, храмов и храмовой башни, явили собой богатый материал, на основе которого мы можем воспроизвести целую историю этого города, игравшего столь важную роль с первых дней истории до персидского владычества. В начале второго тысячелетия до Р.Хр., когда в этом городе жил Авраам, там была исключительно высокая культура. Дома были добротными, прочными, обычно двухэтажными. Комнаты на первом этаже были сгруппированы вокруг центрального двора. На второй этаж вела лестница.

В городе была удобная канализация, которой не могут похвалиться многие города этой местности и поныне. На основании найденных школьных упражнений видно, что в городе Уре преподавались чтение, письмо, арифметика и география. В Ветхом Завете этот город назван Ур Халдейский. Такого названия в Месопотамских клинописях пока не обнаружено. В них просто встречается название Ур. Однако известно, что район Ура позднее был населен арамейскими, халдейскими племенами, которые вероятно пришли сюда раньше (см. Быт.10:22). Эти племена были близкими родственниками Фарры. И те и другие были потомками Арфаксада. Память об этом родстве хранилась в названии их первоначальной родины «Ура» или «Ура Халдейского» в Халдее. Высокий культурный уровень города Авраама заставляет замолчать тех, кто высмеивает Авраама, как якобы невежественного кочевника. Юность его прошла в культурном и богатом житейского опыта городе. Он был сыном одного из богатых граждан, и, вне всякого сомнения, высокообразованным человеком.

Кроме того, как видно Авраам был хорошо знаком с религиозной жизнью Ура, которая по свидетельству раскопок, представляла собой многобожие. Иисус Навин говорит, что Фарра, отец Авраама служил в Уре другим богам (И.Нав.24:2). Мы можем предполагать, что и другие сыновья Фарры поступали подобным образом, так как Рахиль, жена Иакова, похитила идолов у своего отца Лавана, который был правнуком брата Авраама Нахора (Быт.31:19). Удивительно то, что среди языческого влияния, окружавшего Авраама, он остался непорочным.

Авраам и Нахор взяли себе жен — Жена Нахора Милка, была дочерью его брата Арана, и следовательно, его племянницей. Жена Авраама Сарра была его двоюродной сестрой, дочерью Фарры от другой жены, и следовательно, не матери Авраама (см. Быт.20:12). Брак с двоюродной сестрой и с другими родственниками впоследствии Моисеевым законом был запрещен, хотя во дни Авраама был допустим (Лев.18:6, 9:14).

Иска — Неясно, по какой причине здесь упоминается другая дочь Арана Иска. Следуя древней иудейской традиции некоторые толкователи видят в этом имени другое имя Сарры, жены Авраама. Другие считают, что она была женой Лота. Фактически же оснований для подобных предположений нет.

30. Сарра была неплодна — Эти слова в отношении Сарры звучат как противопоставление Милке, Сарриной невестке (см. Быт.24:24) и являются важным предзнаменованием в испытании веры Авраама.

31. Вышли — Св. Писание ясно свидетельствует о том, что Авраам был именно тем человеком, кому Бог открывался в Уре Халдейском, а не Фарра, как это может показаться из приведенного стиха. Стефан рассказывал своим слушателям о том, что Авраам вышел из Месопотамии прежде своего обитания в Харране, в ответ на ясный призыв, который он получил лично от Бога (Деян.7:2-3). Позднее Бог напоминал Аврааму о том, что Он вывел его из Ура Халдейского (Быт.15:6) а не из Харрана (см. так же Неем.9:7). Мы приходим к заключению, что призыв к Аврааму был дважды. Первый призыв, когда он жил в Уре, побуждал его покинуть свое племя, второй раз в Харране — своих ближних родственников, даже отца (см. Быт.12:1). Когда Авраам услышал первый призыв, он тотчас повиновался ему, и оставил привычное место жительства, чтобы обрести новый дом в стране, которую ему обещал дать Бог. По-видимому, на своего отца он имел значительное влияние, а так же на его брата Нахора и племянника Лота, так как все они согласились сопровождать его. Нахор не упоминается в числе тех, кто покинул Ур вместе с Фаррой и Авраамом. Но если он не вышел с ними в это время, то сделал это, по-видимому, позднее (см. Быт.24:10). Хотя Авраам услышал лично призыв в Уре Халдейском, все же он продолжал жить под крышей своего отца и оставался с ним, и советовался с ним, когда хотел предпринять какое-либо дело. Фарра, очевидно, согласился с Авраамом, и как глава дома руководил странствием. Восточный обычай требовал, чтобы Фарра действовал как глава дома. Было бы неправильно и неуместно говорить, что Авраам взял с собой Фарру.

Что бы идти в землю Ханаанскую — Эти слова говорят о том, что с самого начала их назначения был Ханаан. Совершать переход из Ура в Юго-Восточной Месопотамии в Ханаан можно было по двум дорогам. Одна из них вела через Великую Аравийскую пустыню. Но обширный караван овец, крупного рогатого скота, со множеством слуг не мог идти этой дорогой. Другой дорога вела через реку Евфрат вдоль узкой полоски пустыни через Оронтскую к юго-западу в Ханаан. Этой дорогой Авраам и его спутники должны были следовать.

Дошедши до Харрана — Харран расположен на реке Бейлик, в Северной Месопотамии, посредине между Уром и Ханааном. Причина остановки в пути не указана. Но к этому их могли побудить либо привлекательный вид местности, либо преклонный возраст и слабость Фарры. Для большей части семьи Харран стал постоянным местом обитания. Долины рек Бейлик и Кабур содержат богатые пастбища. Возможно, что местность была редко населена и открывала прекрасные возможности для умножения богатства семьи Фарры, прежде чем они достигнут Ханаана. Каковы бы ни были причины, Фарра вместе с семьей остановился в местности, которую они назвали Харран, вероятно в честь сына и брата, который умер в Уре. Вследствие небольшого различия в произношении имени сына Фарры «Аран» и название города Харран, связь между этими именами неясна.

Насколько прочно потомки Фарры укоренились в новом месте обитания видно из того, что их фамильные имена связаны с городами этой местности в течение целых столетий, а в некоторых случаях даже тысячелетий. Харран видный город в течение первого и второго тысячелетия до Р.Хр., по-видимому получил свое название в честь Арана, о чем уже говорилось выше. Память о Фалеке долгое время хранилась в названии города «Фалига», расположенного в устье реки Кабур. Нахор также своим именем назвал один из городов (гл.24:10), лежащий вблизи Харрана. Позднее он назывался «Тил Нахири». Имя Серуха отражено в соседнем городе «Саруги», а имя Фарра осталось в названии местности «Тил-Шату-Раги», расположенной на реке Бейлик. Эти имена, которыми названы местности, ясно свидетельствуют о том, что члены семьи Фарры занимали этот район в древние времена.

32. Умер Фарра в Харране — Сколько времени Фарра жил в Харране, не сказано. Учитывая постоянную готовность Авраама повиноваться Богу, кажется невероятным, чтобы он оставался в Харране еще много лет, зная о том, что Господь направляет его в Ханаан. Только ввиду преклонного возраста отца и его болезни, он мог еще некоторое время оставаться там. Более вероятно, что Фарра остановился у реки Бейлик всего на несколько месяцев, чтобы пополнить истощенные силы, но нельзя считать, что привлекательная местность заставила его забыть о цели странствования. Сыновья любовь в таких условиях повелела Аврааму заботиться о своем отце. Таким образом все остановились в Харране в ожидании выздоровления Фарры, чтобы продолжить странствование. После его смерти Авраам и Лот последовали первоначальному своему плану. Остальные члены семьи были очарованы красотой места и плодородием земли настолько, что не хотели уходить отсюда. Фарре, как и Моисею несколько веков после него не удалось войти в землю обетованную. Мы невольно вспоминаем о своем странствовании, видя, как многие из детей Божьих умирают на пути, так и не достигнув небесного Ханаана. Однако смерть Фарры была ничем в сравнении с решением Нахора остаться в Харране. Он и члены его семьи добровольно отстранили себя от Божьих обетований тем, что отказались идти вместе с Авраамом в обетованную землю. В результате они и их потомки окончательно сходят с исторической сцены, в то время, как Авраам и его потомство остаются, в течение многих веков предметом особых благословений Божьих и средством излития Его благословений на мир.

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version