Аврам, начало странствия — комментарий к ежедневной главе

Авраам1. Пойти — С этого времени Авраам — герой Библейского рассказа, изложенного в книге «Бытие». Здесь впервые впервые мы узнаем о явлении Бога Аврааму, хотя из Деян.7:2 нам известно о том, что Бог являлся ему и раньше. Слова Иеговы начинаются с повеления, переходит в обетование и оканчивается благословением. Эти три выдающиеся признака являются характерными для всякого откровения Бога человеку. Свои обетования Бог исполняет, и Его благословения изливаются только тогда, когда люди повинуются Его повелениям. Люди обычно получают благословения Божии и имеют от него исполнение обетования, но не желают повиноваться Его повелениям.

Призыв Господний требовал от Авраама полного разрыва с его прошлым. Он должен был не только покинуть страну междуречья Месопотамию, где был Ур и Харран, но и оставить семейные узы, и даже дом отца своего, чтобы никогда больше не возвращаться к своим соотечественникам. Это было суровым испытанием. В Харране и Уре процветала одинаковая культура, уровень жизни был одинаков. Все это изменится сразу, когда он выйдет из страны междуречья и совершит переход в Сирию и Палестину. Вместо плодородных пастбищ он найдет лесную горную страну. Вместо того, чтобы жить среди родственных ему и высокоразвитых семитских народов, он будет обитать среди потомков Хама, материальная и культурная жизнь которых была гораздо ниже семитов.

Понятно, что Аврааму было нелегко порвать все связи с его любимой родиной, страной, где он провел всю свою жизнь и которая была освящена для него многими сердечными узами. Молодой человек может покинуть родную страну без особого сожаления, но для человека преклонного возраста (Аврааму в это время было 75 лет) такое решение было нелегким.

В землю, которую Я укажу тебе — Из Бытие 11:31 видно, что первоначальной целью Авраама был Ханаан. Очевидно Ханаан Бог определил для него, как ту страну, в которую он должен направить свои стопы. В данном случае (Быт.12:1) Ханаан не упоминается, но ясно, что эта страна была известна Аврааму как то место, куда Бог направил его. И он вышел, чтобы идти в землю Ханаанскую (ст.5). Слова ап.Павла в Евр.11:8 о том, что Авраам пошел «не зная куда идет» очевидно говорят о том, что отныне он не будет иметь определенного места жительства, но будет странником и пришельцем на земле (Евр.11:9). Отныне Бог будет вести его изо дня в день, и он не будет знать наперед что ожидает его в будущем.

2. Я произведу от тебя великий народ — Бог говорит здесь о воздаянии Аврааму за то, что он оставил свою семью и родство свое. Без сомнения, Авраам недоумевал, каким образом исполнится это обетование, поскольку он был бездетным и уже в преклонном возрасте. Бог не мог иметь в виду, что слуги Авраамовы, пастухи и стражи стада, что именно от них произойдет обетованный народ. Как Авраам понимал слово «великий»? Значило ли это «многочисленный» или «сильный» влиянием или точнее, великий духовно? Только око веры, направленное на обетования Божии, может проникнуть в будущее и видеть то, что плотские глаза видеть не могут.

Благословлю тебя — Это обетование включало в себя как временные, так и духовные благословения, в особенности послание ап. Павла ясно указывает на оправдание через веру, как ни одно из благословений, какие получал Авраам (Гал.3:8).

Возвеличу имя твое — Истинное величие Авраама зависело от исполнения заповедей Божьих и сотрудничества о Его Божественном намерении. Строители Вавилона думали сделать себе «имя» наперекор воле Божьей, но ни одно из их имен не дошло до нас. Авраам напротив должен был в простоте сердца идти туда, куда Бог направлял его, и таким образом имя его было возвеличено. Имя «Авраам» — распространенное имя и поныне. И миллионы иудеев, магометан и христиан в прошлом считали его своим именем, и по сей день смотрят на Авраама, как на своего праотца.

Я благословлю — Такое заверение было высшим залогом дружбы и благословения, которое Бог дал Аврааму. Обида и зло, причиненные Аврааму, Он рассматривал как Свои собственные, и обещал поддерживать его, его друзей считать Своими друзьями и его врагов Своими врагами. Авраам был «другом Божиим» (Иак.2:23).

Все племена земные — Имеются в виду: все народы и все племена. После грехопадения была прокляла земля, из которой был создан человек. Проклятие постигло землю из-за непослушания одного (Рим.5:12). Отныне все племена земные должны получить благословения, благодаря послушанию одного, кто был найден верным. Так духовные дети Авраама — христиане сегодня пользуются благословением, данным ему (Гал.3:8, 23). Благословение, которого он удостоился, в конечном итоге соединит отделенных друг от друга детей земли и обратит проклятие, изреченное над землей вследствие греха в благословение для всех людей. Все дальнейшие благословения, данные патриархам и Израилю, либо разъясняли, либо подтверждали обетование о спасении, предлагаемом Богом всему человеческому роду в первом обетовании Авраама.

4. И пошел Авраам — Авраам с радостью последовал призыву Божию, не споря и не выговаривая себе условий, при которых он мог бы повиноваться Ему.

С ним пошел Лот — Из всех родственников Авраама только Лот и его семья пожелали идти в землю обетованную. Ап.Петр называет его «праведным» (2Петр.2:7-8). Его желание повиноваться Богу, подобно дяде его, побудили его по крайней мере на время разделить с ним все тяготы странствований и неизвестность будущего.

Авраам был семидесяти пяти лет — Указание возраста Авраама свидетельствует о том, что его выход в землю Ханаанскую, знаменовал собой начало нового и выдающегося периода в его жизни. Он уже был в преклонном возрасте. Ему теперь предстояло привыкать к жизни в новой стране, к ее климату и странным обычаям другого народа.

5. Все имение — Все имение Авраама и Лота главным образом состояло из стад крупного рогатого скота и овец. Авраам был богатым человеком (Быт.13:2), но его богатство не было препятствием в его религиозной жизни. Хотя верно, что богатство нередко затрудняет его обладателям доступ в царство Божие, тем не менее это препятствие не является роковым (Матф.19:23,26). Если состоятельный человек считает себя служителем Божьим и употребляет богатство, вверенное ему во славу Божию для продвижения его дела, тогда богатство становится для него не проклятием, а благословением.

Людей — Евр. «нефеш». Среди них так же находились новообращенные истинному Богу. Эти новообращенные привязались к дому Авраама и стали его слугами. Как у Авраама, так и у Лота были пастухи (Быт.13:7). Тот факт, что Авраам мог спасти Лота с помощью вооруженных слуг (Быт.14:14) подтверждает, что эти люди были его домочадцами.

В землю Ханаанскую — Земля Ханаанская включает в себя не только Палестину, но и Финикию и Южную Сирию (Быт.10:19).Не египетских и северо—сирийских надписях второго тысячелетия до Р.Хр. Ханаан употребляется именно в этом смысле. Поскольку Авраам должен был поселиться в южной части Ханаана — Сихеме, Хевроне и Терара, то переход его в эту сторону от Харрана составил 450 миль. Если учесть, что местность не представляла большого разнообразия, то его путь можно проследить с большой точностью. Выйдя из Харрана многочисленный караван, должно быть, весьма медленно продвигался к югу вдоль реки Бейлик, пока не достиг Евфрата, вверх по течению которого он прошел 60 миль. Отсюда он должен был преодолеть пустыню в 80 миль, чтобы прийти к реке Оронт в северной Сирии. Между реками Евфрат и Оронт расположен великий оазис Алеппо. Авраам остановился здесь по-видимому, чтобы дать отдых усталым животным и людям, утолить их жажду. Достигнув реки Оронт он, видимо, направился вдоль вверх по течении к югу. Ведя многочисленный караван через Сирийскую равнину, ныне называемую «Бека», которая расположена между Ливаном и Ливанскими горами. Пройдя бассейн реки Оронт на севере, и Литании — на юге, караван двинулся вдоль последней, пока не достиг Галилеи с ее неровной гористой местностью.

6. И прошел Аврам по земле — В те дни Палестина была покрыта лесами. В древних египетских документах говорится, что дороги Палестины наводили на странников ужасы. Продвижение каравана, по-видимому, было весьма медленным, ввиду большого числа животных и людей, сопровождавших старого патриарха. Странствие часто прерывалось, так как людям и животным нужен был отдых. Пройдя Галилею, странники вышли к долине Эсдрелон, в которой встретились уже некоторые могущественные ханаанские города, такие как Мегидо и Танах. Затем они пересекли Карамельский хребет и вступили в горную страну, которая позднее стала принадлежать Ефрему. Здесь они впервые сделали длительный привал. Авраам сделал это вероятно потому, что Господь известил его о конце странствования. Теперь он находился в стране, которую Бог ему обещал.

Сихем — Этот город и в других местах Ветхого Завета именуется Сихемом (Быт.35:4). Будучи расположен у западного входа в узкую долину, обрамленную горами Гевал и Гаризим, он в стратегическом положении занимал важное место. Ныне это пустынное место, называемое «Балата» близ Коблуса. Раскопки и документальные данные свидетельствуют о том, что Сихем был цветущим укрепленным городом в начале второго тысячелетия до Р.Хр., когда Авраам поселился в его окрестности. Один из ранних египетских походов в Палестину, о чем говорится в древней летописи, был направлен именно против этого города. Стела —один египетский воин, служивший при фараоне Сен-Узрете III (1878-1840 гг. до Р.Хр.) из двенадцатой династии, описывает военный поход против «Секелим» (египетское название Сихема) говоря, что туземные азиаты были разбиты. В то время, когда Авраам вступил в землю Ханаанскую, Египет имел большое влияние на хананеев. Хотя Египет и не осуществлял политического контроля над Ханааном, все же эта страна была зависима от Египта экономически, который в главных городах Ханаана имел своих политических представителей. Эти представители сберегали экономические интересы Египта и играли роль советников при местных ханаанских правителях. Такова была политическая ситуация, которую встретил Авраам в Ханаане.

Дубрава Море — Предполагают, что имеется в виду роща, состоящая из дубов. Эта точка зрения подтверждается словами Моисея об этой местности, где он употребляет слово «элон» (деревья), что ясно указывает на рощу Море, состоящую из многих деревьев (Втор.11:30). Сама роща до сих пор не найдена. По-видимому, она находилась вблизи Сихема, что видно из данного стиха, а так же из Втор.29:30. Слово «Море» значит «учитель». Древние иудейские толкователи из числа Семидесяти перевели его греческим словом «хупселен», т.е. «возвышенный». Современные комментаторы видят в этом имени намек на то, что Авраам понимал, что здесь он должен быть научен Богом, или что роща принадлежит славному учителю.

Хананеи — Если Авраам надеялся, что он войдет в незаселенную страну, где один будет пользоваться всеми пастбищами, то он ошибался. Именно поэтому и сказано здесь: «В этой земле жили тогда хананеи». Увидев себя чужим среди чужого народа, Авраам не мог считать эту страну своей и не мог владеть ею (Евр.11:9,13). К этому он мог только стремиться верой.

7. И явился Господь Аврааму — Это уже третье откровение Божие, данное Аврааму. Оно имело своей целью утешить его и вселить в него новую уверенность и мужество. После продолжительного и трудного перехода Авраам прибыл в страну, которая была дана ему и его потомству в обетовании как родина, но вместо того он нашел ее занятой хананеями. Весть, подтверждающая обетования, данные ему в Уре и Харране, должна была вселить в него уверенность в том, что страна будет отдана в его руки, когда это будет угодно Богу, и как этого хочет Бог.

Потомству твоему — Вся весть состоит из пяти слов, хотя самая короткая из всех откровений Божественных, она тем не менее была для Авраама очень важной, поскольку в чужой для него стране он чествовал себя чужим. Она требовала веры в том, что хананеи оставят свои укрепленные города, и их страна будет отдана бездетному старому человеку. Ясная невозможность исполнения обетования подвергала веру патриарха сильному испытанию.

Жертвенник — Здесь землю, освещенную присутствием Божьим, Авраам сделал местом поклонения Ему. Воздвигнутый жертвенник и принесенные на нем жертвы были живым свидетельством перед небесным Богом и молчаливым протестом против окружающего идолопоклонства. Таким образом, Авраам публично засвидетельствовал о своей верности истинному Богу. Будучи хозяином обширного имения, он так же чувствовал ответственность по отношению к своим слугам, чтобы передать им более полное познание о Боге, Которому он служил (Быт.18:19). Принесенная им жертва свидетельствовала о его вере в смерть Сына Божия, как искупленную жертву за грех.

8. Вефиль — Нуждаясь в свежем пастбище, Авраам оставил Сихем и двинулся к востоку от Вефиля на 20 миль к югу. Авраам поставил шатер на одной из гор между городами Вефиль и Ан. Упомянутый город здесь назван именем, которым он стал называться позднее. Во дни Авраама он назывался Луц (Быт.28:19). Этот ханаанский город, ныне называемый «Бетин», лежит в 10 милях к северу от Иерусалима. Он сыграл важную роль в жизни Иакова (Быт.28:19, 35:11) и был одним из первых ханаанских городов, покоренных Иисусом Навином. В период разделенного царства там находилось одно из мест идолопоклонства Израиля (3Цар.12:28-29). Исследователи отождествляют современный город «Эт-тель» с городом «Ан» в виду сходства имен. «Ан» по-еврейски значит «развалина», а «Тель» — это арабское обозначение разрушенного места. Но такое отождествление все-таки является спорным.

Создал там жертвенник — Авраам воздвигал жертвенник там, где ставил свой шатер (Быт.12:7, 13:18) и совершал публичное богослужение для членов совета семейства, а так же для живущих по соседству язычников. Хотя служение было простым, состоящим из молитвы, приношения жертвенного животного и конечно, евангельского призыва, тем не менее на домочадцев Авраамовых, которым он открыл познание об Иегове, такие случаи производили неизгладимое впечатление (Быт.14:14, 18:19). Многие хранят свою веру в тайне, боясь признаться. Но Авраам поступал не так. Куда бы он ни шел, он исповедывал Того, Которому он верил и повиновался. Жертвенники, воздвигнутые им по всей Палестине, стали памятниками истинному Богу. Хананеи, которые еще не наполнили меру беззакония (Быт.16:15), таким образом познакомились с Творцом вселенной и по примеру Авраама, оставив своих идолов, стали служить истинному Богу. Первый всемирный миссионер неутомимо странствовал по всей Палестине и проповедовал свой шатер. Исаак и Иаков так же были призваны Богом провести свою жизнь в этой стране. Хотя эти мужи были не всегда ярким примером истины, все же хананеи не могли не заметить разницы между их образом жизни и образом жизни иудеев. Когда придет день суда, они не смогут отрицать того, что Бог в сое время дал им полную возможность познания о Нем.

9. К югу — Вефиль не был предназначен Богом быть постоянной родиной Авраама. Он продолжал свой путь к югу. «Негеб», который так называется и по сей день был и остается страной семиаридов, лежащей к югу и юго-западу от гор, которые впоследствии стали принадлежать Иуде. С давних времен столицей их царства был город Вирсавия, расположенный на перекрестке караванных путей. Авраам вероятно чувствовал, что горная часть Ханаана, занятая хананеями не могла прокормить его большие стада, а также Лота. Негеб с его редким населением и обширными пастбищами ему казался более подходящим.

10. Был голод — Не успел Авраам осмотреть обетованную страну, как жестокий голод вынудил покинуть его ее. Хотя Ханаан был плодородной страной, однако подвергся засухе, особенно подвергался засухе в те года, когда ноябрьские и декабрьские дожди, от которых зависела страна, выпадали преждевременно или совсем редко (Быт.26:1, 41:56, 3Цар.17:1, Аг.1:10-11). Голод, наступивший в стране в то время, когда Авраам вступил только в нее, был дальнейшим испытанием его веры. Он должен был научить его урокам смирения, веры и терпения. Он должен был осознать, что и в стране обетованной, питание и благословения исходят только от Господа.

Сошел Авраам в Египет — Находясь в южном Ханаане, Авраам счел разумным вернуться в Египет, страну изобилия. Хотя сам Египет время от времени страдал от голода вследствие высыхания Нила, тем не менее он был известен окружающим странам как надежное прибежище в дни нужды. В древних египетских летописях неоднократно упоминается о том, что азиаты приходили в их страну кормить гибнущие стада. Иногда пришельцы оставались в этой стране и создавали угрозу местному населению. Аменемхет I (1991-1962 г. до Р.Хр.) первый фараон из двенадцатой династии укрепил восточную границу стеной для того, чтобы не допустить азиатов в Египет, когда они по-своему обычаю будут просить воды для скота. В последнем документе — отчете одного из иудейских судей, бывшего в то время начальника границы, упоминается о том, что бедуинам из Едома было позволено вступить в Египет, чтобы сохранить свою жизнь, а также жизнь скота.

Наиболее известной летописью в посещении азиатами Египта во дни Авраама является могильный камень, воздвигнутый в честь одного знатного лица при царствовании фараона Сен-Узрета II (1897-1879 гг. до Р.Хр.) Он изображает прибытие 37 бедуинов-семитов для торговли косметическими товарами. Отчетливо видны их лица, разноцветные одежды, орудия и музыкальные инструменты. Этот необычный документ служит важным дополнением к пониманию времени, когда жил Авраам. Ни один из нынешних художников, пишущих картины из времен патриархов, не может пройти мимо этого изображения. Это документальное свидетельство об азиатах, идущих в Египет, для торговли или для приобретения пищи в голодное время. Оно помогает нам представить себе наглядно Авраама, идущего в долину реки Нила, чтобы сохранить свои стада от падежа.

12. Это жена его — В Египте Аврааму пришлось убедиться в том, что человеческая хитрость бесполезна, и что избавление от страха и безвыходного положения находится в одном Боге, Господе (Пс.105:14-15).

Приближаясь к Египту Авраам боялся за свою жизнь из-за красоты Сарры, своей жены. Поскольку она была ему двоюродной сестрой, то он не находил ничего предосудительного в том, чтобы просить ее считать себя перед египтянами его сестрой (Быт.22:12). Поведение хананеев, как видно на примере содомлян (Быт.9:4-11), показывает, что он имел основания беспокоиться за свою жизнь. Его переживания в Египте еще более ясно показывают, что с человеческой точки зрения его страх был вполне обоснованным. Но предосторожность, которую он предпринял, не исходила от веры. Как он мог надеяться сохранить ее своей женой, если сам отрекся от своих брачных обязательств? Как он мог надеяться защитить ее как сестру дольше, чем жену? Если хорошо продуманный план навлек на него то, чего он больше всего опасался, хотя, будучи ее братом, он встретил к себе со стороны фараона благорасположение, и в знак дружбы получил много скота и рабов (Быт.20:13-16). Так часто случается и с нашими «разумными планами».

14. Она женщина весьма красивая — как могла Сарра в свои 65 лет оставаться такой привлекательной!? Следует помнить о том, что во дни Авраама жизнь людей была вдвое длинней, и Сарра, умершая в возрасте 127 лет (Быт.23:1) теперь была в среднем возрасте. Известно, что фараонов привлекала красота иноземных женщин, и для своего гарема они брали женщин из Ливии, Месопотамии, Палестины, а так же у хеттеев.

15. Дом фараонов — Слово «фараон» по-египетски значит «большой дом». Первоначально этим словом обозначался не титул, а дворец. В период восемнадцатой династии, в правление которой Моисей писал книгу «Бытие» слово «фараон» стало почетным титулом, обозначающим царя. Подобно этому, султана так же стали именовать «Блистательная порта». В более позднее время к титулу царя стало добавляться его собственное имя. Примеры этого мы находим в Библии в X веке до Р.Хр. (см. 4Цар.23:29).

16. был у него мелкий и крупный скот — Из домашних животных, упомянутых здесь, необычным для того времени были только верблюды. Впрочем, их нельзя считать для того времени абсолютно редкостными, как об этом свидетельствует большое число статуэток, изображающих груженых верблюдов, которые были найдены в царских усыпальницах третьего и второго тысячелетия до Р.Хр. лошадь в Египте еще не была известна и поэтому не упоминается. Археологические находки указывают на азиатов-гиксосов, которые царствовали над Египтом. Упоминание Моисеем коней во дни Иосифа, а не во дни Авраама свидетельствует о его точном знании Египта.

17. Господь поразил тяжелыми ударами фараона — Бог действует тогда, когда человек оказывается в безвыходном положении. Хотя Авраам отступил от Бога, но Бог вступился за него. Что представляли собой эти удары, сказать трудно, но они были столь действенны, что оградили Сарру от бесчестия и убедили фараона в том, что он должен возвратить ее Аврааму. Быть может Сарра сама открыла свое замужнее состояние фараону, или же Бог прямо сказал об этом ему, как Он это сказал позднее Авимилеху (Быт.20:3). Пережитый опыт должен был научить Авраама более полагаться на Бога, чем на свои изобретения. Тем более странным представляется нам, что через некоторое время совершает ту же ошибку и не только он, но и его сын Исаак (Быт.20:2, 26:7). Бог спасал своих рабов из безвыходного положения, которое они сами себе создавали. А это есть доказательство Его милости и любви к нам. Те, кто исповедует Его имя, иногда действует недостойно своего звания, однако Бог учит врагов относиться к нам с почтением. Господь остается верным к Своим детям даже в часы их неверности (2Тим.2:13). Но действовать сознательно наперекор воле Божьей и ожидать спасения от Бога, значит поступать самонадеянно. На искушения подобного рода Бог отвечал словами: «не искушай Господа Бога твоего» (Матф.4:17).

18. Призвал фараон Авраама — Укоризненные слова фараона означают, что он не взял бы Сарру, если бы знал, что она женщина замужняя. Его намерения были безукоризненны, его предложения стать его женой, совершенно законны. Сарра была взята в царский дворец и должна была готовится к свадьбе, но она не была с фараоном. Авраам со своей стороны получил положительное приданное и другие подарки в знак благоволения к нему фараона.

19. Возьми ее и пойди — Сознавая, что удары обрушились на него по причине не благоволения Божия, царь решил не поступать с Авраамом сурово, но старался смягчить гнев Божий тем, что предоставил ему безопасный выход из Египта. Благородство фараона и милость Божия смирили его. Он молчаливо признал свою вину. Как бесчестится дело Божье, когда Его представители в результате своих недостойных действий сами на себя навлекают вполне заслуженное нарекание от людей мира сего!

По материалам библейского комментария АСД

Exit mobile version