1. Поднялся Авраам из Египта — Только благодаря милости Божьей Аврам вернулся из Египта со своей женой, семьей и своим достоянием. Упоминание Лота при возвращении Аврама настраивает нас на последующий рассказ о взаимоотношениях между Лотом и его дядей. Конечной целью их странствования была южная часть Палестины «Негеб», простирающийся от Кадеш-Барны на юге до Хеврона на севере. Его столицей был город Вирсавия (Быт.12:9).
2. Был Аврам очень богатый скотом — Слово, переведенное здесь как «богатый», буквально означает: «тяжелый, весомый», употребляемый в значении «обремененный владениями». Будучи богатым еще до Египта, Аврам возвратился оттуда благодаря щедрости фараоновой еще более богатым. Здесь впервые в Библии упоминается серебро и золото и золото как драгоценные металлы и владение ими означает богатство. Аврам, по-видимому имел серебро еще из Месопотамии — страны, богатой этим металлом. Но золотом он обогатился, вероятно, только в Египте, самой богатой золотом стране древности. К середине второго тысячелетия до Р.Хр. азиатские цари почти в каждом своем послании фараону просили у него золота. Тогда считалось, «что золото в Египте столько же сколько и камней». В усыпальницах некоторых финикийских царей, открытых недавно, найдено множество драгоценных подарков от египетских фараонов XIX — XVII веков до Р.Хр. Красивые сосуды, шкатулки, орнаменты и другие драгоценные предметы по-видимому составляли те подарки, какие Аврам получил от фараона.
3. Между Вефилем — Продолжая свое странствование к югу, Аврам вернулся к Вефилю, где прежде ставил свои шатры. Слово «переходы» здесь не означает, что он совершал непрерывное странствование из Египта через весь южный Вефиль, но постепенное переселение от одного пастбища к другому в направлении к Вефилю.
4. До места жертвенника — Моисей подчеркивает возвращение Аврама на прежнее место, на котором он раньше совершал общественное богослужение. Вефиль был дорог его сердцу, так как был священным напоминанием ему о радостном общении с Господом. Вероятно, он так же надеялся встретить здесь людей, расположенных к нему, которые помнили о его пребывании здесь. Каждое место пребывания Аврама было отмечено жертвенником, у которого странствующие хананеи учились познанию об истинном Боге, и куда они постоянно возвращались чтобы почитать Его после ухода из этих мест Аврама. важным моментом в избрании жилища является «место для жертвенника».
6. Имущество их было так велико — Благословение, которое получил Аврам, в изобилии излилось на его племянника. Лот единственный из всего семейства Фарры, повиновавшийся повелению Божию идти в Ханаан, разделил благословения со своим дядей вместе. Поскольку страна была уже занята Хананеями, а горы Ханаана покрыты лесами (как об этом свидетельствуют другие летописи), то для новоприбывших с их многочисленными стадами крупного и мелкого скота, недоставало пастбища.
7. Спор — Скудность пастбищ, а также недостаток воды привел к спору между пастухами Аврама и пастухами Лота. Каждый из них, естественно, старался оградить интересы своего хозяина.
Хананеи и ферезеи — Ферезеи упоминаются вместе с хананеями и в других местах Священного Писания (Быт.34:30, Суд.1:4-5). Они нередко так же перечисляются вместе с другими племенами, населяющими Ханаан в патриархальные времена (Быт.15:19-21, Исх.3:8, 1:23 и т.д.). Многие толкователи считают, что ферезеи были «жителями селений открытых» в сравнении с хананеями, которые обитали в городах, укрепленных внешней стеной. Взаимоотношения ферезеев с другими палестинскими народами неясно, ввиду того, что они не упоминаются ни в родословии народов (Быт.10) ни в других небиблейских источниках.
8. Да не будет раздора — Споры между пастухами вероятно сказывались на поведении Лота. Желая избежать вражды и разногласия, Аврам предложил Лоту разделить стада и этим разрешить возникшие затруднения. Учитывая то, что Лот был младший, и что вся страна была обещана Авраму, со стороны Аврама к своему племяннику проявился истинно благородный дух. Благородство души, проявившееся в этом случае, резко противоположно той слабости характера, которую он совсем недавно показал в Египте. Аврам оказался «миролюбивым».
Мы родственники — Аврам видел пагубное влияние, какое могут оказать на окружающие народы спор и раздоры между ним и его племянником. Ничто не могло помешать плану Божию в проповеди Евангелия ханаанским народам, как нескончаемые споры между двумя семействами. Хотя из двоих Аврам был старшим, все же он не воспользовался ни своим старшинством, ни преимуществом своего положения. Его слова о том, что они с Лотом «родственники» должны были убедить его племянника в том, что как таковые, они равны между собой по положению. Аврам старался удалить всякие сомнения, какие Лот мог иметь в отношении его честных намерений.
9. Не вся ли земля пред тобой? — Хотя Аврам и получил в наследие всю землю, все же он проявил истинное смирение в том, что свои интересы подчинил интересам Лота, и позволил ему занять столько земли, сколько тот хотел. Ради мира Аврам отказался от своих прав. Но поступив так, он заслужил в наших глазах наивысшее уважение. Он проявил дух благородства, явил пример для подражания. Если бы он поступил иначе, то это означало бы, что он руководствовался эгоистическими принципами, которые обычно управляют людьми в их поступках. Но духовный человек живет в согласии с высшими принципами и простирает свой взор через временное благополучие этого мира к вечной цели. Именно так и поступил Аврам, опрокинув намерения сатаны, и избежав споров и разделений между собой и своим племянником.
10. Окрестность Иорданскую — Лот поступил менее благоразумно чем его дядя — он тут же воспользовался предложением. Мысленно он обвел взором всю известную ему местность. Он заметил, что окрестность Иорданская, называемая в древние времена «Киккар», ныне «Елгор», хорошо орошалась: Лот, как житель Месопотамии, где множество рек и каналов делали землю очень плодородной, не мог не видеть разницу между своей прежней родиной и этой горной и менее плодородной страной, в которую он пришел. Он рассуждал, что если Аврам пригласил его следовать за собой в Ханаан, то он должен позаботиться о том, чтобы он был хорошо устроен.
В западной части Палестины нет ни одной крупной реки, за исключением Иордана, большинство притоков которой течет с востока. Река Иордан начинается в Ливанских горах и несет свои воды прежде всего в озеро Гулей в северной Галилее, расположенное около 7 футов над уровнем моря. Затем, падая с большой высоты, она впадает в Галилейское озеро в 10 милях к югу от озера Гулей, расположенного в 685 футов ниже уровня моря. Оставив Галилейское море, река Иордан 65 миль по прямой линии течет к Мертвому морю. Но затем она делает известный путь протяженностью в 200 миль и впадает в Мертвое море с высоты 1275 футов ниже уровня моря. Будучи расположена в низине, между горами Западной Палестины и высоким плоскогорьем Транс Иордании, вся Иорданская долина круглый год имеет тропический климат и отличается соответствующим плодородием.
Содом и Гоморра — Впервые оба нечестивых города Содом и Гоморра связаны с судьбой Лота. По-видимому, эти города были расположены к югу от Мертвого моря, которое во дни Аврама было намного меньше чем теперь (Быт.14:3, 19:24-25). Поэтому долина, где находились эти города, по-видимому была названа Моисеем «Иорданская долина», называемая в 12 стихе просто «долина».
Как сад Господень — Плодородная Иорданская долина, с ее тропической растительностью, напоминала Моисею давно потерянный Рай, о котором ему было рассказано когда-то, а так же плодородное устье реки Нила, которое недавно покинули Аврам с Лотом.
11. И избрал себе Лот — Прикованный красотой местности и плодородием почвы, и не обращая внимания на все остальное, Лот избрал Иорданскую долину постоянным местом своего пребывания. Движимый эгоизмом и своими личными вкусами, а также ожиданием временных преимуществ, Лот принял в своей жизни роковое решение. Это решение принесло ему много тяжких переживаний, которые угрожали его жизни, спасению его души и жизни его близких. Оставив Аврама в Вефиле, Лот со своим семейством двинулся на восток.
12. Раскинул шатры до Содома — Желая поселиться в непосредственной близости от городов Иорданской долины, в богатстве которых Лот хотел принимать участие, он являет противоположный пример своему дяде, который всю жизнь оставался странником (Евр.11:9). Опыт Лота является примером для христиан, которые склонны избирать земных друзей и временные блага вместо вечного счастья. Сначала он осмотрел, и только потом избрал, что радовало его глаз. Поставив свой шатер близ Содома, он в конце концов вошел в этот город и поселился там (Быт.14:12, 19:1). Хотя он сам был праведник, его роковое решение означало потерю того, что он считал дорогим.
13. Жители содомские — Нет сомнения в том, что люди, которых Лот избрал своими соседями, были нечестивы. Самый большой разврат нередко встречается среди людей, живущих на самых плодородных землях и пользующихся всеми благами цивилизации. Такова уж неблагодарность человеческой природы. Там, где дары Божии изливаются обильно, люди первыми забывают Его (Ос.4:7, 10:1). Одна из нравственных опасностей изобилия состоит в том, что люди настолько делаются довольными благами этого мира, что забывают о Боге и не имеют нужды в Нем.
14. Возведи очи твои — Это уже четвертый случай, когда Бог лично обращается к патриарху. Каждый из этих случаев знаменует перелом в его жизни. Одобрив отделение Лота от Аврама, Бог опять повелевает Авраму осмотреть страну, все находящееся в которой в конечном итоге будет принадлежать ему и его потомкам. Повеление Божье «Возвести очи твои», должно быть, напоминало Авраму Лота, который недавно «возвел очи свои» и увидел всю окрестность Иорданскую (Быт.13:10). Хотя Лот избрал ту часть страны, которая казалась ему наиболее благоприятной, все же Авраму было сказано, что со временем все это будет принадлежать его потомкам.
15. Навеки — Обетование Божье непреложное. Подобно тому, как семья Аврама должна была существовать пред Богом вечно, так и Ханаан должен стать был их вечной родиной. Это обетование, первоначально данное потомкам Авраама по плоти, относится так же к его духовному наследству к детям веры (Гал.3:29). Таким образом, исполнение данного обетования не зависело в прямом смысле от изгнания неверующего семени из Ханаанской земли.
16. Как песок земной — Это повторение прежнего обетования о том, что Аврам должен стать отцом «великого народа» (Быт.12:2). Обетование передано на образном восточном языке. Семя Аврама сравнивается с бесчисленным песком земли, как в последствии — со звездами небесными (Быт.15:5).
18. Дубрава Мамре — Повинуясь указанию Божию, Аврам снова отправился в путь. Поскольку он поступал точно по слову Божию, то странствие его привело к тому, что он обошел страну вдоль и поперек. Наконец, Аврам поставил свой шатер у рощи, близ Хеврона. Еврейское слово «элон», в старом переводе переданное словом «долина», фактически означает «дубы» (Быт.12:6). Здесь оно употребляется во множественном числе, ясно указывает на присутствие большого числа крупных деревьев. Эта роща принадлежала аморейскому родоначальнику Мамре, который позднее стал другом и союзником Аврама (Быт.14:13,24).
Что в Хевроне — Город Хеврон лежит в 22 милях к югу от Иерусалима, на пути к Вирсавии. Это город глубокой древности, построенный за семь лет до Цоана Египетского (Числ.13:22). Поскольку дата основания Таниса (Цоана) нам не известна, то эти хронологические данные из книги Чисел для нас не имеют, к сожалению, почти никакого значения. Название «Хеврон» стало встречаться позднее. Во дни патриархов он был известен под именем «Кириаф-Арба» или «город Арба» (Быт.23:2, Ис.Нав.14:15). Это один из тех случаев, когда писатели Библии предпочитали современные названия с тем, чтобы сделать рассказ более понятным своим читателям.
Жертвенник Господу — Как раньше в Сихеме (Быт.12:7) и Вефиле, Аврам вновь поставил жертвенник. Каждое воспоминание о истинном Боге в благодарности Ему за Его милость и верность обетованиям. По-видимому, благотворным влиянием Аврама на Аммореев и Хеттеев, можно объяснить тем, что они его соседи, сделались его друзьями (Быт.14:13,24, 23:7-17). Вероятно также, что они оценили до некоторой степени тот факт, что благословение Божие было с ним и чувствовали, что они могут разделять его вместе с ним (Быт.12:3). Должно быть в их сердцах пробудилось сознание того, что Бог, Которому служил Аврам, являлся истинным Богом, Творцом неба и земли. Свидетельство Аврама через его проповедь и дела не осталась без плода.
По материалам библейского комментария АСД