1. И было во дни — Отношения исследователей к этой главе неодинаково. Некоторые принимают ее как надежный документ древности, основанный на исторических фактах. Другие рассматривают изложенное в ней как вымышленную историю, составленную еврейским писателем с целью прославления патриарха Авраама. Недавние раскопки показывают, что историческая обстановка, язык и имена точно соответствуют первой половине второго тысячелетия до Р.Хр., что укрепляет позиции тех, кто верит в историчность этой главы. Тем не менее невозможно отождествлять имена царей, перечисленных здесь, с именами, упоминаемыми в небиблейских источниках, поскольку о политическом периоде того времени нам известно очень мало (немного).
Амрафел, царь Сеннаарский — этот царь обычно отождествляется с Хаммурапи, с шестым и самым великим царем первой Вавилонской династии. В тех местах Ветхого Завета, где упоминается Сеннаар, это имя означает Вавилон (Быт.10:10). Из этого можно заключить, что Амрафел был царем Вавилонским. И все-таки под именем можно подразумевать «Сенар» из клинописных источников, местность которых находилась в северо-западной Месопотамии. Далее хронологически представляется совершенно невозможным Хаммурапи отождествлять с царем Амрафелом. Хотя некоторые исследователи считают правильной более данную дату царствования Хаммурапи, все же согласно более современной точке зрения, он царствовал либо в XVIII веке, либо в XVII до Р.Хр., что фактически отодвигает его правление на более чем сто лет после Авраама. Отождествление Амрафела с Хаммурапи с точки зрения язіковой (лингвистической) так же представляет трудности. В последующие годі вступили на престол еще три царя, носящие одно с ним имя Хаммурапи и одного возраста: один из Угарита, второй из Алеппо, третий из неизвестного города. Это доказывает, что опознать эти личности со всей достоверностью, пока невозможно.
Ариох, царь елласарский — Имя «Аривук» (Яриох) подтверждается клинописными текстами, как имя сына царя Зимрилима из Месопотамского города Мари XVIIIвека до Р.Хр. Хотя это не одно и то же лицо, все же имя Ариох встречается в летописях после Авраамского периода свидетельствует о том, что изложенная в данной главе история точно соответствует данному периоду. Нам хочется отождествлять Елласара с городом Ларса в нижней Месопотамии. Такие попытки делались уже, но для этого необходимы точные данные.
Кедорлаомер, царь еламский — Еламитское имя, означающее «служитель богини Лагмар». Имена некоторых еламских царей начинаются со словами «кудар» т.е. «слуга» служитель, как например «Кудар-Мамук», «Кудир-Нашунт» и «Кудир-Эллиль». Вторая часть слова «Кедорлаомер» является транслитерацией на еврейский язык имени еламской богини «Лагмар». Тем не менее вне библейских источников, насколько известно, до сих пор не найдено имени «Кудар-Лагамор», под которым можно было бы подразумевать личность еламского царя.
Фидал, царь Гоимский — Эти именем именовалось несколько хеттейских царей. Но до сих пор не выяснено, встречается ли приведенное имя так же в небиблейских источниках.
Хотя и невозможно со всей достоверностью установить личность четырех царей, тем не менее их имена, встречающиеся в этот период, когда жил Авраам, ясно говорят о том, что рассказ, изложенный в 14 главе, исторический, а не вымышленный.
2. Бера, царь содомский — Рассчитывать на то, что в небиблейских источниках будут найдены имена царей Иорданской долины прежде, чем установлены будут цари великих народов того времени, вряд ли приходится. Впрочем, приведенные четыре имени явно Палестинского происхождения и им должно быть дано соответствующее толкование. «Бера» по-арабски значит «победитель». «Бирма» — высокий человек. «Шинава» — бог луны. «Син-отец» и «Шемевера» — достославный.
3. Долина Сиддим — Согласно приведенному тексту, под долиной Сиддим можно подразумевать всю территорию или только часть того, что в более поздние времена стало известно под именем Соленого моря или Мертвого моря. Две трети Северной части нынешнего Мертвого моря очень глубока (500 — 1128 футов). Эта часть моря, по-видимому существовала еще во дни Авраама. Южная ее часть мелкая. Ее глубина не превышает 2 футов. Затопленные деревья показывают, что сравнительно недавно эта часть моря была сушей. Поэтому можно отнести долину Сиддим именно у этой части Мертвого моря, которая с течением времени покрылась водой. Уровень мертвого моря продолжает повышаться. Это известно на основании точных измерений, произведенных 50 лет назад. Поскольку в южную часть Мертвого моря, отличающуюся высоким плодородием, впадает большое число речек, то можно вполне заключить, что вся долина, ныне образующая южную часть Мертвого моря, некогда была исключительно плодородной долиной, которую Библия сравнивает с Раем и долиной Нила (Быт.13:10). В этой местности в свое время и были расположены города Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Цоар.
4. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера — Кедорлаомер был во главе нескольких царств. Видно, что во дни Авраама еламское царство было одним из самых могущественных во всей Месопотамии. В союзе с другими азиатскими царями Елам, по-видимому, предпринял военный поход на запад с тем, чтобы открыть караванам путь к Красному морю. Поскольку Западная Палестина находилась под Египетским влиянием, то естественно азиатские цари удержать в своих руках торговые пути, проходившие через эту страну. Данниками Кедорлаомера были не только пять городов-государств Сиддимской долины, но как видно из последующих стихов, и многие другие. Дань, по-видимому, была тяжелой, и народы, едва оправившись от поражения, восстали и прекратили платить ежегодную дань Месопотамии.
5. В четырнадцатом году — Восстание народов окончилось карательным походом, в результате которого Кедорлаомер надеялся восстановить прежнее положение. Нет основания считать, что все цари, упомянутые в ст.1 лично участвовали в походах от своего имени, как будто они лично руководили каждым сражением.
Рефаимы — Первое сражение произошло в городе Аистероф-Карнаиме, нынешнем Шек-Седе, около 22 миль к востоку от Галилейского моря. Рефаимы часто упоминаются в первых библейских книгах, как один из древних народов, обитавших в Транс Иордании (Втор.2:11, 3:11-13 и др.)
Зузимы — Ни этот народ, ни местность, в которой он жил, больше нигде в Библии не упоминается. Поэтому невозможно сказать что-либо определенное о этом народе, именовавшем себя зузимы. Вероятно, как можно заключить из рассказа, зузимы обитали либо в Галааде, либо в Аимоне.
Эмимы — Народ, который населял восточную часть Мертвого моря до прихода сюда моавитян, назывался «эмимы» (Втор.2:10-11). «Шаве-Кириафаим» значит «высокая гора Кириафаим». Последняя часть этого слова входит в наименование города, расположенного на северном притоке реки Арнон. Позднее этот город был отнесен к колену Рувимову (Ис.Нав.13:19).
6. Хорреи — Продвигаясь к югу, победители разбили хорреев, живших в горной части Мертвого моря, которую в последствии заняли Едомляне (Втор.2:22). Они преследовали побежденных до пустыни Аран, расположенной в северной части Синайского полуострова.
7. Мишпат, который есть Кадес — В этом месте впервые упоминается об оазисе, расположенном в пустыне, которому суждено сыграть выдающуюся роль в истории Израильских детей в течение их сорокалетнего странствия. Полное имя его было Кадес-Варни (Числ.32:8). Первоначальное название Мишпата было «Источник суда».
Амаликитян, а так же Аморреев — Теперь добычей победителей стали амаликитяне, кочевые племена, обитавшие в южной части Палестины, а так же аморреи, жившие к западу от Мертвого моря. Кацацон-Фамаре тот же, что и Енгедди (2Пар.20:2)
Царь содомский — Следующее сражение произошло в юго-восточной части Енгедди, долине, которая ныне покрыта водами Мертвого моря (ст.8). Пять городов-государств объединились и встретились в сражении с войсками четырех северо-восточных царей.
10. Смоляные ямы — Это поле сражения по-видимому было избрано пятью царями с тем, чтобы воспользоваться знаниями географических особенностей данного района. Открытые смоляные ямы, характерные для Месопотамии. Ныне же ни в Палестине, ни в Транс Иордании их не обнаружено. Однако, в южной части Мертвого моря смола очень часто выступает на поверхность и течет в море. Это еще одно доказательство о том, что долина Сиддимская в наши дни покрыта водами Мертвого моря. Выступающая на поверхности смола, которая еще в те дни считалась по свидетельству Иосифа Флавия, Диодора и Тацита необычным явлением, послужила поводом к названию Мертвого моря «Соленым озером».
И цари Содомский и Гоморрский, обратившиеся в бегство — Но последняя попытка оказать сопротивление победоноснымсилам могущественных держав провалилась, как и все предыдущие: «И цари бежали и упали в ямы». Последнее выражение не означает, что все цари в этой битве погибли. Из 17 стиха видно, что по крайней мере царю Содомскому удалось спастись.
12. И взяли Лота — Побежденные города были опустошены, а жители, оставшиеся в живых, были отведены в плен. Среди них был и Лот со своим семейством и всем своим имуществом (ст.16). Приведенный стих подчеркивает роковые последствия неразумного выбора Лота (Быт.13:12-13).
13. Известил Аврама Еврея — Один из беглецов по-видимому, из слуг Лотовых, прибежал к месту обитания Аврама близ Хеврона с известием о том, сто произошло. Здесь впервые Аврам назван «Еврей» как один из потомков Евера. Во втором тысячелетии до Р.Хр. потомков Еверовых можно было встретить по всему древнему Востоку. В клинописях они встречаются под названием «Хабиру», а в египетских надписях — под именем «атеру». Как потомок Евера, Аврам был по-видимому известен Аморреям и Хананеям Палестины под этим именем «Еврей».
Союзники Аврамовы — Три брата Аморрея, упоминавшиеся в приведенном тексте, как союзника Аврамовы, были вероятно руководителями племен. Они заключили союз с Аврамом о взаимной помощи, что видно из выражения «союзники Аврамовы», а также из того, что они оказали помощь Авраму в спасении Лота.
14. Вооружил рабов своих — Аврам — единственный из патриархов, выступающий в роли военоначальника. Он не терял времени на приготовление для спасения племянника, но выступил тут же, чтобы преследовать неприятеля со своими рабами и друзьями Аммореями (ст.24). На 318 рабов, рожденных в доме Аврамовом, можно было положиться. Из стиха видно, что у него было больше чем 318 рабов, если учесть еще тех, которых он приобрел во время своего недавнего пребывания в Египте (Быт.12:16, 16:1). Сколько рабов из числа трех друзей Аврама последовали за ним, нам неизвестно, вероятно они значительно укрепили его войско. Мысль о том, что Аврам своими силами поразил столь могущественного врага часто является предметом критики. Однако, в истории известны случаи, когда великие армии терпели поражение от небольших отрядов. Больше того, древние войска по современному уровню были очень маленькими. В сражении при Мегиддо Тутмос III убил 83 врага и взял в плен 340 человек и считал это большой победой. В Палестинских письмах Таль ель Амарны XIV века говорится об объединенных вооруженных силах, состоящих от 40 до 50 человек. Иногда было лишь от 10 до 20 человек, с помощью которых палестинские цари успешно защищали свои города (см.ст.10). Эти документы явились ценным дополнительным материалом к тем сведениям, какими мы располагаем о Палестине XIV века.
Преследовал неприятеля до Дана — Или Ласема. Так назывался этот город раньше (Ис.Нав.19:47, Быт.47:11). Город Ласем находился у подножия горы Ермон, около 10 миль от озера Гулей к северу. Позднее через него проходила северная граница Израиля. Выражение «от Дана до Вирсавии» определяло границы Ханаана (1Цар.17:11, и др.). Победоносная армия месопотамских царей была уже на пути к дому, и врагу пришлось пересечь всю Палестину, прежде он смог занять ее.
15. Поразил их — Поддавшись ложному чувству безопасности, месопотамское войско ослабило свою бдительность. Аврам разбил своих воинов на четыре группы и напал на месопотамское войско ночью. Так как бывшие с Аврамом напали на вражеское войско ночью с разных направлений, то это произвело такое замешательство в месопотамском войске, что оно, не смотря на свое могущество, оставило свою добычу и пленников, и обратилось в бегство.
Преследовал их до Ховы — Точное местоположение этого города пока неизвестно. Дамаск же находился в 40 милях до Дана к северо-востоку. Аврам неустанно преследовал своих врагов, не давая им сгруппировать свои силы и обрушиться на него. Его победа была окончательной.
16. Возвратил все имущество — Хотя Аврам, по всей вероятности, имел военное дарование, все же он, преследуя опытные войска победителей, прежде всего ставил себя под руководство Божие. Его бесстрашная вера и бескорыстный дух были вознаграждены полностью. Имел ли в виду ап.Павел так же Аврама, когда он говорил о героях веры, которые «были крепки на войне», сказать трудно (Евр.11:34).
17. Царь Содомский — Бера, который уклонился от сражения в долине Сиддим, узнал о победе Аврама и вышел встречать его. Эта встреча произошла в долине Шаве, известная в более поздние времена под названием «долина царская». По-видимому, имеется в виду царская долина из книги 2Цар.13:18. Если это так, то это не что иное, как Кедронская долина, позднее называемая «долиной Иосафата. Эта долина находится у подножия горы Сион, где впоследствии был построен дворец Давидов.
18. Мелхиседек — Первосвященник Салима присоединяется к царю Содомскому в приветствии Аврама. Во дни Аврама Иерусалим был известен под названием Салим или Салима, что значит Мир или безопасность (Пс.76:2). Город Иерусалим впервые отмечен в Египетских летописях XIX века до Р.Хр., а затем находился под властью амморейских царей. Иерусалим означает «город мира», а Мелхиседек — «мой царь», «праведный» или «царь правды», как об этом сказано в Евр.7:2. В то время, как Содомский царь вышел встречать Аврама с тем, чтобы он вернул ему людей (Быт.14:21). Мелхиседек вышел, чтобы благословить победоносного полководца.
Хлеб и вино — Были основными продуктами Ханаана. Встреча Мелхиседека Аврама с хлебом и вином является предметом размышления. Некоторые исследователи считают, что хлеб и вино были преподнесены Авраму и его воинам как подкрепление, другие видят в этом символическую передачу Ханаанской земли патриарху. Но, по всей вероятности, эти хлеб и вино были просто знаком признательности Авраму за то, что он возвратил земле мир, свободу и благополучие. Он был священник. Слово «священник» здесь встречается впервые. Оно указывает на установленную постоянную систему жертвенного служения.
Бога Всевышнего — По-еврейски «Ель-Элион». Такое наименование Бога встречается только здесь в ст.22. «Эль» происходит от того же корня, что и слово «Элохим», что значит «Могущественный». Оно редко служит обозначением Бога, не передавая в то же время какого-либо оттенка, как например, в слове «Эль-Шадде» (Бог Всемогущий) или «Элое-Израэль» (Бог Израилев). Вторая часть слова «Элион» часто встречается в Ветхом Завете (Числ.24:16, Втор.32:8, 2Цар.22:14) передает следующие свойства Божии: Всевышний, Превознесенный, Великий. Весьма удивительно, что среди нечестивых хананеев и аморреев дней Аврама нашелся местный царь, который был не только верен истинному Богу, но и священнодействовал (Исх.2:16). Это показывает, что Бог всегда имел верных Своих, рассеянных по всей земле. Хотя и оставаясь в меньшинстве, истинные слуги Божии, однако не исчезли с лица земли. Бог никогда не был без Своих верных свидетелей, каким бы мрачным не было время, какими бы нечестивыми бы были бы люди.
Исследователи Библии много спорят о личности Мелхиседека, царя-священника, который неожиданно проявляется в Библейском рассказе, и затем бесследно исчезает среди событий древней истории. Споры исследователей почти бесплодны. Мелхиседек не был Христом, но его служение символизировало служение Христа (Пс.110:4, Евр.6:20, 7:21). Его неожиданное появление изображает его в известном смысле личностью, независимой от времени, а его священнодействие, символизирует служение Иисуса Христа.
19. И благословил его — Изрекая благословения Всевышнего Бога на Аврама, Мелхиседек действует как истинный священник (ст.24). Само благословение здесь облечено в поэтическую форму.
20. Десятую часть из всего — Евр.7:4 так же подтверждает тот факт, что десятую часть уплатил именно Аврам, а не Мелхиседек. Десятая часть от добычи, отнятой у врага, которую Аврам дал Мелхиседеку, свидетельствует о признании Аврамом священства Мелхиседека и показывает, что Аврам хорошо был знаком со священным установлением десятины. Здесь впервые упоминается о десятине, которая затем неоднократно подчеркивается как в Ветхом Завете, так и в Новом как Божественное требование (Быт.28:22, Лев.27:30-33, Числ.18:21-28, Евр.7:3). Уплата Аврамом десятины ясно показывает, что это постановление не было более поздней, временной мерой, введенной для того, чтобы поддерживать работу служителей, точнее священнослужителей, но что это было повелением Божиим с древнейших времен. Возвращая Богу десятую часть своего дохода, верующий этим признает, что все его состояние принадлежит Богу. Аврам, о котором Бог свидетельствует, что он соблюдал все Его повеления, уставы и законы (Быт.26:5) исполнял свои религиозные обязанности добросовестно. Одно из этих обязанностей было возврат Богу десятой части от своего дохода. Этим поступком отец всех верующих дает пример всем тем, кто желает служить Богу и иметь от Него благословения. Как и в древности обетования Божии относительно Его верности к тем, кто дает десятину, остаются в силе (Мал.3:10). Бог и сегодня готов исполнить Свои обещания и обильно благословить тех, кто подобно Авраму возвращает Ему добросовестно десятую часть своего дохода.
21. Царь Содомский — Хоть царь Содомский пришел первым, но видно, что на первый план выступает более великая личность Мелхиседека. Затем царь Содомский приступает к Авраму с просьбой вернуть ему его людей, которые согласно древним правилам ведения войны, стали достоянием Аврама и его союзников.
22. Поднимаю руку мою — Аврам сделал все заявление в знак клятвы, что было обычной формой клятвы (Втор.32:40, Иез.20:5-6, Дан.12:7, Откр.10:5-6). Так поступая, он призвал в свидетели Того же Всевышнего Бога, от имени Которого Мелхиседек благословил его. Этим он показал, что Бог Мелхиседека, властелин неба и земли был так же и его Богом (ст.19).
23. Не возьму — Аврам, проявивший свое благородство по отношению к своему племяннику (Быт.13:8-9) тот же дух проявил и к царю нечестивого города. Он возвратил не только всех мужчин, женщин и детей, которых спас, но и всю добычу, которую он захватил на войне. Не отказываясь от подарков языческих царей (Быт.12:16) патриарх все же не мог согласиться в противоположность Лоту, иметь участие в богатстве с нечестивыми содомлянами. Единственное, чего Аврам не мог вернуть, это то, что его слуги употребили в пищу, а также то, что принадлежало его союзникам.
Когда Аврам отказался принять из добытого на войне то, что предложил ему царь Содомский, то этим он проявил более возвышенное упование, чем то, которое имеют люди этого мира. Он готов был отказаться от своих прав, только бы не пострадали права и интересы других. Он позволил своим юным слугам взять свою долю и своим союзникам свою часть. Они получили лишь то, что положено было им. Но Аврам не был к этому пристрастен. Он был выше этого, стремясь к лучшему, т.е. к небесному (Евр.11:16) и не помышляя о временном, временном благе. Хотя он и был в мире, но его надежды и стремления не были с ним. Дети веры отличаются величием ума и намерений, которые позволяют быть им выше этого мира.
По материалам библейского комментария АСД