В видении — Хотя это не первое видение, о котором говорится в Библии, все же само слово «видение» здесь употребляется впервые. Откровения Божии патриархам, пророкам, евангелистам и апостолам давались различным способом:
- Путем личного явления второй личности Божества, Которое впоследствии стало плотью и для спасения человечества (Втор.34:10). Громогласно, иногда в сопровождении символов, как например, при крещении Иисуса в Матф.3:16-17.
- Через служение ангелов, являющихся в человеческом образе, и совершающих чудеса, как небесные посланники, например, матери Самсона в Суд.13:3-7.
- Через могущественное влияние Святого Духа на человеческий разум, ясно запечатлевающего в нем истину, как например, в отношении ап.Павла в Деян.20:23.
- Во сне, как у Иакова во время его переживания в Быт.28:11-15.
- Через видения, посылаемые ежедневно либо каждую ночь, как например, в случаях, подобных описанному здесь или там, где речь идет о Валааме (Числ.24:4-6).
Последние два случая наиболее типичны, посредством которых Бог возвещал Свою волю людям. Это согласуется с Божественным определением: «если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Числ.12:6).
Не бойся — Эти ободряющие слова должны были успокоить Аврама. Цари Месопотамской долины могли вернуться и отомстить за свое поражение или на него могли напасть язычники хананеи, опасаясь его возросшего могущества. Но Бог обещал ему быть «щитом», а щит — это был в древности символ защиты и вознаграждения (Пс.3:4). И то и другое Аврам ощутил в предыдущих действиях, ибо Бог оградил его в сражении и даровал ему победу. Теперь он был призван поверить, что Бог и впредь будет делать для него то, что Он совершил для него в прошлом.
2. Я остаюсь бездетным — Аврам не только боялся военного нападения, сколько того, что он останется без наследника. От непосредственных работ его разум обратился к тому Божественному обетованию, которое привело его в страну Ханаанскую. Как могло исполниться божественное обетование, если он, будучи бездетным, должен стать патриархом великого народа. Выражение «Владыко Господи» здесь встречается впервые.
Распорядитель в доме моем — Месопотамские летописи, в частности из города Нузи, во дни патриархов проливают дополнительный свет на этот стих, который до сего времени остается неясным. Из этих летописей видно, что богатые, но бездетные семейства могли усыновить одного из своих рабов, чтобы сделать его своим наследником и опекуном в преклонные годы. Права и обязанности, связанные с усыновлением, были написаны и скреплены печатью нескольких свидетелей, а так же обеими сторонами. Аврам боялся, что ему не останется другого, как усыновить своего преданного слугу Елиезера из Дамаска и сделать его своим наследником. Эта мысль передана прежде всего в еврейском выражении «распорядитель в доме своем», буквально: «сын владения дома моего», что фактически означает: «Тот, кто станет наследником моего дома». Та же мысль выражена в словах: «Вот домочадец мой — наследник мой» (ст.3). В этом печальном признании выразилось все томительное ожидание, страдание и разочарование Аврама в течение его продолжительной супружеской жизни. Но не тот, кто должен родиться от него, а тот, кто в доме его -—тому как будто суждено стать его наследником, Елиезер, рожденный в доме Аврама и воспитанный как и другие рабы в страхе Божием, был не только верным рабом, но и достойным последователем богобоязненного патриарха. Это был благочестивый человек, которого отличали опытность и здоровое суждение.
5. Посмотри на небо — Эти слова говорят, что видение было дано Авраму ночью. Находясь в видени на поле, патриарх должен был по повелению Божию обратить свой взор на звездное небо, исчесть, если возможно, мириады светящихся тел, что бы знать число своих потомков.
6. Аврам поверил Господу — Ап.Павел использовал этот стих как краеугольный камень, на котором он воздвиг учение об оправдании через веру (Рим.4:3, Гал.3:6). Хотя возможность для Аврама иметь детей со времени первого обетования Божия с увеличением его возраста все уменьшалась, однако он без колебания твердо верил в Слово Божие, что оно исполнится. Еврейская глагольная форма слова «он поверил» происходила от одного и того же корня, что и слово «амеи» (аминь), которым мы подтверждаем наше желание о том, что бы наша молитва была услышана и исполнена. Приведенный глагол выражает веру в силу Божию в Его обетования. Глагол так же показывает, что вера Аврама не была случайной, но что в ней было видно постоянство характера, он верил непоколебимо.
Но вера Аврама и его детское доверие к Богу сделали его праведным, Господь вменил это ему в праведность. Вера и оправдание — эти два важнейших понятия соприкасаются впервые. Очевидно Аврам не был праведным, пока Бог не вменил ему праведности. Если не было этой праведности у Аврама, то ее не было ни у кого из людей. Аврам был грешником и нуждался в искуплении как и всякий человек. Но когда ему была вменена праведность, тогда были проявлены милость и благодать, и в результате чего стало возможным прощение греха и воздаяние за праведность. Здесь впервые обращается особое внимание на великое значение веры и первый раз упоминается о вмененной праведности. Начиная с этого места оба эти важнейшие понятия проходят через всю Библию и находят в Писаниях ап.Павла исчерпывающее разъяснение (Рим.4).
7. Я Господь — Ст.6 и 7 вероятно разделены неопределенным периодом времени. Новое откровение Аврам получает днем, вероятно к концу дня (ст.12 и 17), тогда как предыдущее видение он имел ночью (ст. 5). Это второе видение он видимо получил не следующий день или же некоторое время спустя. Первоначальные обстоятельства нового видения здесь не описаны.
Дать тебе землю сию — Бог в третий раз заверяет Аврама в том, что он будет владеть всей Ханаанской землей (Быт.12:7, 13:14-15). Однако его положение со времени вступления в Ханаан, нисколько не изменилось. Время от времени Бог повторял Свое обетование, и Аврам принимал его не видя ни малейших признаков исполнения. Он по-прежнему был бездомным скитальцем с тех пор, как прибыл из Месопотамии и по-прежнему оставался бездетным. Вполне понятно, что в его душе стали рождаться вопросы.
8. По чему мне узнать? — Эту просьбу о желании иметь знамение можно сравнить с просьбой Иезекии в 4Цар.20:8. В вопросе Аврама не было признака сомнения или недоверия, но выражение стремления видеть обетования Божии выполненными. Позднее Захария и в неверии своем попросил знамения (Лук.1:18-20). Но Мария подобный вопрос поставила с верой, смиренно ожидая дальнейшего заверения от Бога (Лук.1:34-35). Бог, видящий сердца людей и отвечающий на просьбы детей Своих, призвал право Аврама, верного раба Своего на то, чтобы иметь полное подтверждение веры.
9. Возьми Мне трехлетнюю телицу — Бог согласился вступить в завет с Аврамом в том виде, как он обычно заключался у древних. Животные, которые Аврам должен взять для этой цели, точно соответствовали жертвенным животным, предписанным в законе Моисеевом (Исх.29:15, Числ.15:27, 19:2, Втор.21:3, Лев.1:14). Требование, чтобы четвероногие были трехлетнего возраста, указывает на их взрослый возраст.
10. Рассек их пополам — Каждое из трех животных было рассечено и обе половины каждого из них были положены одна против другой с пространством, разделяющим их. Птиц же только закалали, но не рассекали. Одну из них клали с одной стороны, другую — с противоположной. Вступающие в завет должны были пройти между двумя разделенными частями животного, указывающими символически на постоянное послушание условиям заключенного завета. Жизнь животного была залогом жизни вступившего в завет. Этот обычай сохранился много веков, даже до дней Иеремии (Иер.34:18-19).
11. Налетели птицы — Это было в действительности, а не только в видении или во сне. Действительность исполнения Аврамом Божественного повеления подтверждается тем, что ему пришлось отгонять хищных птиц, налетавших на трупы жертвенных животных. Если бы он не помешал им, то грифы и другие восточные птицы тот час набросились бы на закланных животных и в течение нескольких минут от них остались бы одни только кости. Аврам в благоговении прошел между рассеченными частями жертвенного животного, однако никаких признаков того, что его жертва была принята Богом видно не было. Это исполнялось позднее (ст.17). Но до того времени Аврам считал своим долгом охранять труды животных от хищных птиц.
12. Крепкий сон — был ли это сон от усталости вследствие дневного труда, или навел его на него Господь, здесь не сказано. Еврейское выражение «крепкий сон» употребляется так же и в гл.2:21 для обозначения бессознательного состояния, которому Бог подверг Адама при создании Евы. 1Цар.26:12 тот же «крепкий сон», названный «сон от Господа». Употребление этого необычного выражения и тот факт, что Бог явился Авраму во время сна, свидетельствует о том, что сон был сверхъестественным.
Мрак великий — Что было причиной ужаса, который постиг Аврама, здесь не сказано. По-видимому, он был послан от Бога, чтобы показать ему те противоречия, которые будут иметь его потомство.
13. Знай — Этот сон, а может и видения, сделал ясным для Аврама смысл тех обетований, которые он получил от Господа. После этого ему стало понятно, что войти в Ханаанскую землю в ближайшее время он не сможет. Но верность Божиих обетованиях здесь передана в самых сильных выражениях, которые есть в еврейском языке. Приведенное выражение буквально звучит так: «Зная ты будешь знать». Аврам, вероятно, не один раз ставил перед собой вопрос о том, сколько времени ему еще придется быть странником в земле обетованной и каким образом он увидит исполнение Божиих обетований. Откровение, данное ему, не составляло сомнений о том, что он будет странником всю свою жизнь и такими же странниками будут и его будущие потомки в течение четырех поколений. Место обитания их в видении не указано, но его исполнение подсказывает нам, что имеются в виду как Ханаан, так и Египет. Поскольку Ханаан был зависим экономически во дни Аврама и Исаака от Египта, а во дни Иакова и Иосифа находился под политической зависимостью гиксосов, то вполне понятно, что обе упомянутые здесь страны названы одним словом «земля».
Поработят их — Как странно, должно быть, показалось Авраму то, что его потомки, относительно которых он услышал такие чудесные обетования, будут рабами там, среди которых будут жить. Это пророчество в свое время исполнилось. Его внук Иаков служил Лавану 20 лет (Быт.31:41), Иосиф, его правнук, был даже продан в рабство и впоследствии заключен в темницу (Быт.39:1, 40:4). В конечном итоге все потомки Израиля попали в Египетское рабство (Исх.1:13-14).
Будут угнетать их — Пребывание Израильтян в чужой стране означало не только рабство, но и угнетение и даже гонение.
Исполнение этого пророчества можно практически проследить в каждом из четырех поколений. Сын Аврама Исаак был гоним Исмаилом (Гал.4:29, Быт.21:9). Иаков бежал от Исава (Быт.27:41-43), потом от Лавана (Быт.31:2, 21:29). Иосиф был продан своими братьями в рабство, а потом несправедливо брошен в темницу (Быт.37:28, 39:20). После смерти Иосифа дети Израильские были жестоко угнетаемые египтянами (Исх.1:8-12).
Четыреста лет — Возникают следующие вопросы:
- Является ли этот период временем угнетения или временем пребывания в Египте, или же тем и другим?
- Какое отношение эти 400 лет имеют к 430 годам из Исх.12:40-41 и Гал.3:16-17 ?
Ответ на первый вопрос зависит от решения второго. Из слов Исх.12:40 о том, что в Египте, времени в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет, как будто следует, что со времени переселения Иакова в Египет до выхода из Египта прошло 430 лет. Но это не так, что видно из Гал.3:16-17, где сказано, что закон был провозглашен на Синае 430 лет спустя /после заключения Богом завета с Авраамом/. Если ап.Павел говорит о первом обетовании, данном Авраму в Харране (Быт.12:1-3), то 430 лет нужно считать с того времени, когда Авраму исполнилось 75 лет (Быт.12:4). В таком случае 430 лет начались 30 лет спустя, когда Авраму было 105 лет, а его сыну Исааку 5 лет (Быт.12:5). Это было приблизительно во дни Измаила, когда рожденный по плоти гнал рожденного по духу (Гал.4:29, Быт.21:9-11).
Точное время от призвания Аврама до переселения Иакова в Египет составило 215 лет (Быт.21:5, 25:26, 47:9). Если эти года вычислить из 430 лет, то остаток времени составит фактический период пребывания иудеев в Египте. Учитывая это, в 430 лет, упомянутые в Исх.12:40 должно входить пребывание детей Израильских как в Ханаане, так и в Египте, от призвания Аврама до выхода из Египта. В переводе Семидесяти приведенный стих из Исх.12:40 звучит так: «Времени же пребывания детей Израильских, когда они жили в земле Египетской и Ханаанской, было 430 лет». Как уже было сказано выше, земля Ханаанская во время патриархов настолько была зависима от Египта, что египетские цари фактически считали ее своей территорией. Во время царствования Восемнадцатой династии, чьи цари владычествовали как над Палестиной, так и над Сирией, Моисей по эти соображениям называет Ханаан Египтом (Исх.12:40).
14. Над народом — Хотя здесь не указано имя народа, однако пророчество ясно указывает на время язв, постигших Египет (Исх.6:6).
Выйдут с большим имуществом — Это обетовние исполнилось в чудесном избавлении иудеев из рабства, а так же с большим богатством, которое они взяли с собой (Исх.12:35).
15. Отойдешь к отцам твоим — Большинство толкователей под этим понимают бессмертие души и ее бестелесное существование в некой гавани усопших. Однако такое толкование пренебрегает образным оборотом речи, характерным для еврейского языка и навязывает нам буквальное значение этих слов. «Отойдешь к отцам» (Быт.15:15), «приложиться к народу» (Быт.25:8,17), «к отцам своим» — все это фразы еврейского языка, которые имеют одно и то же значение: «умереть». Делать из этих выражений вывод о бессмертии души, существующей отдельно от тела, значит признавать за истину то, что Писание отвергает (Пс.146:4, Еккл.9:5-6 и т.д.). Аврам умер в свое время, но награду получит вместе с героями веры всех веков (Евр.11:10, 13:39-40, 1Ефес.4:16-17, Матф.16:27, Кол.3:3-4).
Будешь погребен — Эти слова подтверждают, что Авраму не было дано обетования о том, что его душа будет вознесена на небо или в какое-либо другое место. Он был погребен так же, как и его предки. Они покоились в прахе, и Аврам так же присоединился к ним. Тем не менее Бог утешил его надеждой на добрую старость, Аврам дожил до 175 лет (Быт.25:7-8).
16. В четвертом роде — Толкователи, которые относят 400 лет к фактическому времени пребывания иудеев в Египте, встречаются здесь с затруднениями. Они должны исходить из того, что каждые из четырех родов составляют 100 лет. Но это противоречит существующим данным. Однако, поскольку 400 лет должны относится ко времени от Аврама до Исхода (см ст. 13), а фактическое время пребывания Израиля в Египте составляет 215 лет, то между высказанным пророчеством и его исполнением никакого разногласия нет. Халев принадлежал к четвертому роду от Иуды (1Пар.2:3-5, 18) и Моисея от Левия (Исх.6:16-20). Попытки определить время «рода» на основании Быт.15:13-16 не оправданные и полученный данные ошибочны. Однако, можно предположить, что имеется в виду «один род» или группа людей, который пришел в Египет, два других рода жили там, а четвертый вышел оттуда.
Мера беззакония Аморреев — Исполнение Божьего обетования было отсрочено по двум основным причинам. Во-первых, было необходимо время, чтобы семя Авраамово размножилось до такой степени, чтобы его потомки могли занять всю землю. Во-вторых, любовь Божия и справедливость продлили аморреям день благодати, что они и другие народы не смогли обвинить Бога в несправедливости и лицеприятии, когда настанет время истребить их и отнять у них землю. Другими словами, иудеи еще не были готовы к тому, чтобы овладеть землей, и Бог еще не был намерен предать аморреев истреблению.
Есть определенная мера беззакония, преступая которую народы обязательно навлекут на себя гнев Божий. Глубина развращенности и морального падения, до которой опустились ханаанские народы, ко времени Моисея, подтверждается их мифологической литературой, недавно найденной при раскопках. Они изображают своих богов кровожадными и жестокими существами, истребляющими и обманывающими друг друга и развратными сверх всякой меры. Подобно людям допотопного мира и жителям Содома, хананеи как и их боги, были движимы самыми низкими страстями. Они приносили в жертву своих детей, поклонялись змеям и совершали в своих храмах безнравственный церемонии. В их святилищах обитали блудники и блудницы. Аморреи наиболее могущественные из всех ханаанских племен, здесь представляют всех жителей Ханаана (Ис.Нав.24:15, Суд.6:10 и т.д.)
17. Дым как бы из печи — Последняя часть откровения Божия имела целью убедить Аврама в непреложности обетований Божиих. «Дым как бы из печи» и «пламя огня» как символы Божественного присутствия прошли между рассеченными животными подобно тому, как сам Аврам сделал это еще раньше, днем. Но это было не просто видение, о чем свидетельствует тот факт, что жертвенное было пожрано огнем. Таким образом Бог подтвердил Свой завет с Аврамом, который впервые видел символ Божественного присутствия.
18. Землю сию — Бог вновь подтверждает Свое обетование о том, что Авраму и его потомству будет дана земля Ханаанская во владение. Здесь впервые указаны географические границы обетованной земли. Практически эти границы были осуществлены в царствование Давида и Соломона (3Цар.1:21, 2Пар.9:26).
19. Кенеи — Десять перечисленных колен не составляют все ханаански племена. Это число, видимо, символизирует их повсеместное распространение. Кенеи обитали в горной части юго-западной Палестины, вблизи амаликитян (Числ.24:20-21, 1Цар.15:6 и т.д.) Происхождение их неизвестно. Позднее они, по-видимому, вступали в браки с мадианитянами. Это видно из того, что Хевер, зять Моисея, назван Кенеянином (Суд.1:16, 4:11) и мадианитянином (Числ.10:29). По-видимому они представляют собой разновидность мадианитян.
Кенезеи — Этот народ достоверно пока не установлен. Некоторые считают, что это потомки правнука Исава — Кенеза. Упоминание здесь как колена было бы пророческим, потому что Исав, правнук Авраама, еще не родился, но такое предположение вряд ли оправдано.
Кедмонеи — В других местах не упоминаются. Происхождение их определить трудно. Значение их имени «восточные» указывают на восточные районы Ханаана как место их обитания.
20. Хеттеи — См. главу 10:13.
Ферезеи — См. главу 13:7.
Рефаимы — См. главу 14:3.
21. Аморреи — Об этих и других племенных группах, упоминаемых в ст.21 смотри главу 10:13,16.
По материалам библейского комментария АСД