1. Служанка — Несмотря на все обетования Божии, Аврам по-прежнему оставался бездетным вот уже спустя 10 лет после первого обетования Божия. Здесь мы знакомимся с египтянкой, служанкой Сары. Поскольку во дни Аврама египтяне были могущественным народом, то тем более удивительно в доме жителя Палестины видеть служанку египтянку. Агарь, вероятно, была личной служанкой Сары, когда она была взята к фараону (Быт.12:15-16). Она по-прежнему оставалась в доме Аврама. Это говорит о том, что дары, которые фараон дал Авраму, он не взял обратно.
Агарь — Это имя не египетское. Ее первоначальное имя здесь не указано. Имя «Агарь» по-арабски означающее «бегство», по-видимому было ей дано после ее бегства от ее госпожи.
2. Войди же к служанке моей — Потеряв веру в то, что от нее когда-нибудь будут дети, Сара решила последовать обычаю того времени с тем, чтобы иметь в своей семье наследника. В Месопотамском кодексе был узаконен обычай, согласно которому бездетная жена могла дать одну из своих рабынь мужу с тем, чтобы через нее иметь детей, права которых она определяла сама. В установлении правовых отношений нуждалась в особенности первая жена, у которой могли появляться собственные дети уже после того, как родились дети у ее рабыни, которая впоследствии наделении кого-либо из ее детей правами наследника, нередко становилась высокомерной по отношении к своей госпоже (см. кодекс Хамураппи)
Аврам послушался — Самая искренняя вера в момент переживаний может оказаться слабой. Только сильная вера крепко держится обетований, исполнения которых она ожидает исключительно от Бога. Именно такой была вера Аврама, за исключением трех или четырех кратких моментов на протяжении его долгой и неспокойной жизни. Для исполнения Своего обетования Бог не нуждался ни в какой изобретательности Аврама. От Аврама требовалось только вера и послушание. Поддавшись необдуманному предложению Сары, Аврам последовал примеру Адама. И в том и в другом случаях это привело к страданию и разочарованию, и ожидаемое благословение обернулось проклятием. Послушаясь совета Сары, Аврам создал на своем пути трудности, имеющие далеко идущие последствия. У него в доме появились волнения и переживания, возникла глубокая укоренившаяся вражда между потомками обеих жен, не прекратившаяся по сей день. С какой ожесточенностью потомки Сары — Иудеи и потомки Агари — арабы борются между собой за владение Святой землей.
3. Десять лет — Вера Аврама и Сары в течение десяти лет остававшаяся твердой, на сей раз поколебалась. Приведенные слова, по-видимому данные с тем, что бы объяснить их нетерпение по причине замедления появления наследника. Вряд ли Аврам понимал, что замедление было специально определено Богом для того, что бы испытать его веру и усовершенствовать его характер.
4. Она стала презирать госпожу свою — Бесплодие у иудеев всегда считалось пороком и бесчестием (Быт.30:1,23, Лев.20:20, Лук.1:25) в то время, как плодовитость почиталась знаком особой милости Божьей (Быт.21:6, 24:60, Исх.23:26 и т.д.). Можно было не сомневаться в том, что египетская служанка, занявшая положение жены забудет свое прежнее состояние и станет высокомерной. Она не согласилась с намерением своей госпожи, почему именно ее ребенок должен считаться сыном Сары? Служанка, которая столько лет служила Саре, вдруг стала презирать ту, которую она до сих пор почитала. В тех домах, где нарушается Богом установленный брачный союз, господствует ревность и ожесточенная борьба. Дом Аврама не был исключением. Семейное согласие, бывшее прежде в его семье, перешло в раздор.
5. В обиде моей ты виновен — Сара говорит раздраженно. Ее раздражение свидетельствует о том, что она сожалеет о своем принятом решении и хочет обвинить мужа за его горький поступок и горькие последствия этого поступка. В своей неподчительности она даже приводит Имя Господне, навлекая тем осуждения Аврама.
6. Делай с ней что тебе угодно — В разделе 146 древнего Месопотамского свода законов Хамураппи говорится, что «если рабыня требует себе равного положения с госпожой вследствие рождения ее детей, то госпожа не может продать ее. Пусть она сделает ей клеймо и она останется у нее рабыней». Этот закон допускал унижение возгордившейся наложницы, но в то же время накладывал некоторые ограничения на ее владельца. Аврам по своему рождению и воспитанию житель Месопотамии, разумеется хорошо был знаком с законами и обычаями своей страны, и потому действовал в согласии с законом, который позволял его жене унижать Агарь, но не продавать ее. Мирный дух Аврама виден так же из разрешения, которое он дал Саре. Он подавил свои чувства, чтобы в своем неспокойном доме восстановить согласие. С другой стороны он проявил слабость, уступив поспешному решению Сары, предать его будущего ребенка незаслуженному наказанию.
Сара стала притеснять ее — Когда Сара низвела ее до положения рабыни, как это позволял ей сделать гражданский закон того времени, и даже начала применять к ней телесные наказания, что видно из еврейского выражения «стала притеснять ее», то Агарь оставила дом Аврама и бежала. Поскольку раб, устроивший побег, был виновен пред законом, то его госпожа была вправе наказать его.
7. Ангел Господень — Хотя большинство толкователей умеренного направления здесь видят вторую личность Божества, однако о том, что Он явился лично, сказать со всей определенностью трудно. Бог часто посылал ангелов для того, чтобы возвестить людям Божественные вести. Ангел Господень, о котором идет речь в приведенном стихе, мог быть принят Агарью за Самого Господа (ст.13) либо за Его представителя. Бог Сам часто являлся Авраму (Деян.7:2, Быт.12:1,13-14, 15:1, 17:1, 18:1, 21:12). Только однажды ангелу было поручено говорить с ним (Быт.22:11,15). Приведенные слова скорей напоминают нам посещение ангела, чем Самого Бога.
На дороге к Суру — Агарь была на пути в родной Египет, почти достигла границы (Быт.25:18, 1Цар.15:7). Под источником имеется в виду определенный, хорошо известный источник воды.
9. Покорись — Еврейский глагол переведенный «покорись», представляет собой иную форму того же глагола, но переданную словами «притеснять» (ст.6). Агарь вынуждена была вернуться и во всем покориться Саре, несмотря на ее суровое обращение с ней.
Бог не одобрил суровое обращение Сары с ее служанкой Агарью. Он наказывает тех, кто злоупотребляет своим авторитетом. Кротость — та черта характера, которую Бог желает видеть в своих детях (см. Ефес.6:5, Кол.3:22, 1Петр.2:18-23).
10. Умножу потомство твое — Бог видел тяжелое положение, в котором оказалась Агарь, но винить ее в этом было нельзя. Агарь чтила истинного Бога и Он не хотел оставить ее в беде. Обещание, подобно тому, которое Он дал ей, рабыне, больше нигде не встречается. Это обещание весьма утешило Агарь. Хотя ее сын и не должен рассматриваться как обетованный сын согласно Божественному намерению, тем не менее он должен был принять участие в обетовании, данном Авраму. Бог обещал умножить семя Аврамово не ограничивая его только семенем от Сары. Поэтому Он был верен Своему обетованию в прямом смысле. Однако Его духовное благословение относилось к семени, первоначально указанному в обетовании, т.е. к Исааку (Гал.4:28-30, Рим.9:7-8).
11. Измаил — Здесь впервые Бог дает имя еще не родившемуся (Быт.17:19, Лук.1:13,31). Таким образом Он обратил Свое внимание как на переживания Агари, так и на будущность ее сына. Имя ребенка «Измаил», что значит «Бог услышит», должно было напоминать ей о милостивом вмешательстве Божием, а Измаилу о том, что он стал предметом милостивого Провидения Божия.
12. Как дикий осел — Буквально «дикий осел человека». Этот оборот речи, относящийся к онагру, дикому строптивому животному, бродившему по пустыне, метко характеризует любовь бедуинов к свободной кочевой неприхотливой жизни среди природы и презрение к городской жизни. Поэтическое описание осла мы находим в Иов.39:5-8.
Руки его на всех — Эти слова напоминают нам арабов, многие из которых считают Измаила своим отцом. Крупные державы стремились покорить рабов, но всегда имели только временный успех. Арабы продолжают сохранять свою независимость, что является неопровержимым доказательством постоянной заботы, которую Бог положил о них издавна в Своем милостивом Провидении.
13. Ты Бог, видящий меня — Этот случай убедил Агарь в том, что Бог говорил с ней. Думая, что того, кто увидит Бога постигнет смерть (Исх.20:19, 33:20) Агарь очень удивилась, что увидела Его и не умерла. Она назвала Его «Бог, видящий меня», так как Он не только увидел ее и пришел к ней на помощь в горе, но и позволил ее видеть Его и остаться живой.
14. Беэр-лахай-рои — Поэтому и источник стал известен под именем: «Источник Живого, видящего меня». Этот источник, в котором арабы в течение многих веков утоляют свою жажду постоянно напоминал им о том, что Бог здесь явился их праотцу.
Между Кадесом и между Баредом — Место расположения источника, упоминаемого так же в гл.24:62 и 25:11 сделалось неизвестным. Поскольку Баред так же неизвестен, то нам остается сказать только то, что мы можем предположить, а именно, что Кадес был расположен в юго-западной части Ханаана на пути в Египет. Некоторые исследователи отождествляют этот источник с источником Аин Кадес, который арабы именуют «Мойлан Агар».
15. Агарь родила Авраму сына — Согласно с указанием, которое Бог дал Агари, Аврам назвал своего сына «Измаил». Тринадцать лет Авраму казалось, что Измаил — это обетованное семя. Когда Авраму исполнилось 99 лет, то Бог открыт ему Свою волю более конкретно (см. Быт.17:1,18).